Мастер класс "Очевидное - невероятное"
план-конспект по физике

Данный мастер класс показывает, как могут проводиться уроки физики в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.

Россия богата событиями истории развития техники, которые стоит помнить и гордиться ими. Большое  количество ученых, конструкторов, инженеров внесли колоссальный  вклад в развитие технического прогресса в послевоенные годы жизни страны. Например, в области физики элементарных частиц, использования энергии атомного ядра, космологии, ядерной энергетике, ракетостроении.

60-е годы прошлого века… Космос. Таинственный и необъятный, в одночасье ставший ближе ... Знаменитая улыбка Гагарина… Кажется, что время тогда улыбалось. Радовалось открытиям и свершениям.

Наши сегодняшние провалы в технике и экономике, свидетельствуют о том, что  резко сократилась подпитка производства научными идеями, новыми техническими разработками, заметно уменьшился научно-технический потенциал страны из-за эмиграции и ухода ученых из сферы науки в иные сферы деятельности. Низкий процент российских лауреатов нобелевской премии говорит об этом.

Все приоритетными направлениями развития российской науки связаны непосредственно с  - физикой, двери в которую для любого человека открываются в школе…

Я смотрю на физику не как на школьный предмет, а как на двигатель прогресса. Моя задача – глобальная: возродить интерес учащихся к физике, способствовать росту современных открытий. (видео про физ. открытия)

        Физика-это наука о природе. Человек должен знать среду в которой он живет. Всегда непонятное пугает, а умение применять знания вселяют  уверенность в завтрашнем дне, в возможность превратить непонятное в понятное, очевидное в невероятное.  

Как это сделать, вы узнаете, побывав на моем мастер-классе «Совместимы ли очевидное и невероятное». Мы с вами  попытаемся ответить на этот парадоксальный  вопрос через обучение ребёнка различным способам мыслительной деятельности.

Основой урока физики является деятельностный подход, в котором процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, которое совершает сам ученик.  При этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся. Процесс обучения строится на следующих принципах: принципе деятельности, целостности, творчества.

 Деятельностный подход помогает развивать основные виды мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Одной из его задач является: формирование и развитие универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде. а, добывая их сам 

2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

3. Принцип творчества предполагает формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Сейчас, решая задачи, мы посмотрим и ощутим на себе, как формируются метепредметные универсальные учебные действия.

Вы уже разделены на группы, которые мы условно назовем: лирики, биохимики, слуги царицы наук, сразу всё.

Предлагаю вам ответить на вопросы или решить задачки, используя различные приборы, предметы на столе. Лирикам достается первая задача, биохимикам – 2-я, слугам царицы наук – 3-я, а группе «сразу всё»-4-я. На решение задач вам даю по 2 минуты.

- Сколько весит груз?  (весы, набор гирек, динамометр)

 - Как продавцу без обмана обвешивать покупателей?  (весы)

 - Какой самый дешевый и простой способ путешествий? (Ноутбук, карта)

 - Может ли  Земля упасть?  (яблоко)

К залу: а вас дорогие зрители тоже приглашаю принять активное участие, ведь некоторые задачи носят не только творческий, но и полезный характер.

1.Итак, начнем с лириков.  Ваша задача заключалась в том, чтобы определить, сколько весит груз.

Объяснения: с точки зрения физики с помощью весов вы определили массу тела, а чтобы взвесить тело, нужно было воспользоваться прибором – динамометром.  Потому что вес и масса это разные физические величины, которые имеют разные единицы измерения, разные приборы для своего измерения, и объединены одной формулой – Р=mg.  

 Анализ: какую мыслительную деятельность вы здесь использовали,  развивали? Конкретизация, сравнение.

2.Пингвин и человек: кто из них является лучшим продавцом, который сможет выгодно продать, не обманув покупателя.

  Объяснения:  Секрет состоит в том, чтобы покупать товары в странах экваториальных, а продавать — поближе к полюсам. Давно известно, что близ экватора вещи имеют меньший вес, нежели близ полюсов; 1 кг, перенесенный с экватора на полюс, прибавится в весе на 5 г. Причина этого заключается в сплюснутости Земли у полюсов, а соответственно разных радиусах нашей планеты – экваториальном и полярном. От него напрямую зависит ускорение свободного падения, входящего в формулу веса.  

Анализ:  какую мыслительную деятельность вы здесь использовали,  развивали? Сравнение, абстрагирование, анализ, конкретизация

3.В свете последних событий – введения санкций, ограничение выезда за границу, уж очень хочется отдохнуть где-нибудь, в крайнем случае, в Крыму. Так как же это сделать с нулевыми затратами. Слуги царицы наук, что нам подскажете?

Объяснения:   Казалось бы, какой дешевый и простой способ путешествовать! Стоит только подняться над Землей и продержаться в воздухе хотя бы несколько минут, чтобы опуститься уже совершенно в другом месте, далеко к западу. Вместо того чтобы предпринимать утомительные путешествия через материки и океаны, можно неподвижно висеть над Землей и выжидать, пока она сама подставит путнику место назначения. К сожалению, удивительный способ этот — не более как фантазия, потому что этому мешает ряд факторов: сопротивление воздуха, сохранение скорости при инерции.

Анализ:  какую мыслительную деятельность вы здесь использовали,  развивали? Абстрагирование,

4.Последнее время все чаще слышим сообщения о грозящей опасности для нашей планеты со стороны космоса. Самый свежий пример -  челябинские метеориты, упавшие на территории нашей страны. А мы сейчас выясним, может ли не метеорит упасть, а Земля. Группа «Всё сразу» - ваши предположения.

Объяснения:   Яблоко падает на Землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Строго говоря, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/сек2, а земному шару — во столько же раз меньшее, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю. Оттого-то мы и говорим, что яблоко падает на Землю, вместо того чтобы сказать: «яблоко и Земля падают друг на друга»).

Анализ:  какую мыслительную деятельность вы здесь использовали,  развивали? Сравнение, абстрагирование,

Итак, деньги мы уже заработали, обвесив покупателей, знаем теперь, как дешево путешествовать,  как предотвратить апокалипсис, остается самое малое -  ответить на наш вопрос «Совместимы ли очевидное и невероятное?»

        Таким образом, понять это парадоксальное выражение нам помог активный мыслительный процесс, который нужно задействовать для привития интереса к физике решением нестандартных задач.

(Слайд с тезисом и музыка)

Рефлексия:

 - Интересной была наша встреча?

 - Решение какой задачи было для вас самым неожиданным?

 - Хотели бы вы, чтобы у вашего ребенка так преподавалась не только физика?

Коллеги, я призываю использовать деятельностный подход на своих уроках, и тогда ряды наших российских нобелевских лауреатов  пополнятся.

Если оно зеленое или дергается - это биология. Если с запахом - это химия. Если не работает - это физика.

Лирика - это неземной подход к физике.

. Книга природы написана на языке математики.  Галилео Галилей

Математика - это та часть физики, в которой эксперименты очень дешевы. 
Владимир Арнольд

благодаря следующим методам: создаю проблемные ситуации, обращаюсь  к ребятам с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой, творческой, игровой деятельностью и обсуждаю результаты с обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля. Невероятные приключения Алёши Авоськина

Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности  детей. Создание условий для развития сохранных функций; п...

Невероятные приключения Алёши Авоськина.

Сценарий школьного праздника....

Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."

Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель...

Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство

loveopium.ru/fotografiya-2/...pella.html Сикстинская капелла в Ватикане больше всего известна великолепной росписью потолка, сделанной Микеланджело. Здесь мы собрали все фотографии этого великого...

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"

Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"  состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Поиск: от невероятного к очевидному"

Предлагаемая дополнительная образовательная программа по физике «Поиск: от невероятного к очевидному» для обучающихся 11-18 лет, естественно-научной направленности,  направлена на:- оказание обуч...

МАСТЕР-КЛАСС: «ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНОЕ В ХИМИИ»

Цели занятия:- способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности;- повышение мотивации к изучению химии;- научить видеть единство природы и общих законов ее развития;- практическое применение...