Мастер класс "Очевидное - невероятное"
план-конспект по физике
Данный мастер класс показывает, как могут проводиться уроки физики в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Россия богата событиями истории развития техники, которые стоит помнить и гордиться ими. Большое количество ученых, конструкторов, инженеров внесли колоссальный вклад в развитие технического прогресса в послевоенные годы жизни страны. Например, в области физики элементарных частиц, использования энергии атомного ядра, космологии, ядерной энергетике, ракетостроении.
60-е годы прошлого века… Космос. Таинственный и необъятный, в одночасье ставший ближе ... Знаменитая улыбка Гагарина… Кажется, что время тогда улыбалось. Радовалось открытиям и свершениям.
Наши сегодняшние провалы в технике и экономике, свидетельствуют о том, что резко сократилась подпитка производства научными идеями, новыми техническими разработками, заметно уменьшился научно-технический потенциал страны из-за эмиграции и ухода ученых из сферы науки в иные сферы деятельности. Низкий процент российских лауреатов нобелевской премии говорит об этом.
Все приоритетными направлениями развития российской науки связаны непосредственно с - физикой, двери в которую для любого человека открываются в школе…
Я смотрю на физику не как на школьный предмет, а как на двигатель прогресса. Моя задача – глобальная: возродить интерес учащихся к физике, способствовать росту современных открытий. (видео про физ. открытия)
Физика-это наука о природе. Человек должен знать среду в которой он живет. Всегда непонятное пугает, а умение применять знания вселяют уверенность в завтрашнем дне, в возможность превратить непонятное в понятное, очевидное в невероятное.
Как это сделать, вы узнаете, побывав на моем мастер-классе «Совместимы ли очевидное и невероятное». Мы с вами попытаемся ответить на этот парадоксальный вопрос через обучение ребёнка различным способам мыслительной деятельности.
Основой урока физики является деятельностный подход, в котором процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, которое совершает сам ученик. При этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся. Процесс обучения строится на следующих принципах: принципе деятельности, целостности, творчества.
Деятельностный подход помогает развивать основные виды мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Одной из его задач является: формирование и развитие универсальных учебных действий – личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде. а, добывая их сам
2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
3. Принцип творчества предполагает формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Сейчас, решая задачи, мы посмотрим и ощутим на себе, как формируются метепредметные универсальные учебные действия.
Вы уже разделены на группы, которые мы условно назовем: лирики, биохимики, слуги царицы наук, сразу всё.
Предлагаю вам ответить на вопросы или решить задачки, используя различные приборы, предметы на столе. Лирикам достается первая задача, биохимикам – 2-я, слугам царицы наук – 3-я, а группе «сразу всё»-4-я. На решение задач вам даю по 2 минуты.
- Сколько весит груз? (весы, набор гирек, динамометр)
- Как продавцу без обмана обвешивать покупателей? (весы)
- Какой самый дешевый и простой способ путешествий? (Ноутбук, карта)
- Может ли Земля упасть? (яблоко)
К залу: а вас дорогие зрители тоже приглашаю принять активное участие, ведь некоторые задачи носят не только творческий, но и полезный характер.
1.Итак, начнем с лириков. Ваша задача заключалась в том, чтобы определить, сколько весит груз.
Объяснения: с точки зрения физики с помощью весов вы определили массу тела, а чтобы взвесить тело, нужно было воспользоваться прибором – динамометром. Потому что вес и масса это разные физические величины, которые имеют разные единицы измерения, разные приборы для своего измерения, и объединены одной формулой – Р=mg.
Анализ: какую мыслительную деятельность вы здесь использовали, развивали? Конкретизация, сравнение.
2.Пингвин и человек: кто из них является лучшим продавцом, который сможет выгодно продать, не обманув покупателя.
Объяснения: Секрет состоит в том, чтобы покупать товары в странах экваториальных, а продавать — поближе к полюсам. Давно известно, что близ экватора вещи имеют меньший вес, нежели близ полюсов; 1 кг, перенесенный с экватора на полюс, прибавится в весе на 5 г. Причина этого заключается в сплюснутости Земли у полюсов, а соответственно разных радиусах нашей планеты – экваториальном и полярном. От него напрямую зависит ускорение свободного падения, входящего в формулу веса.
Анализ: какую мыслительную деятельность вы здесь использовали, развивали? Сравнение, абстрагирование, анализ, конкретизация
3.В свете последних событий – введения санкций, ограничение выезда за границу, уж очень хочется отдохнуть где-нибудь, в крайнем случае, в Крыму. Так как же это сделать с нулевыми затратами. Слуги царицы наук, что нам подскажете?
Объяснения: Казалось бы, какой дешевый и простой способ путешествовать! Стоит только подняться над Землей и продержаться в воздухе хотя бы несколько минут, чтобы опуститься уже совершенно в другом месте, далеко к западу. Вместо того чтобы предпринимать утомительные путешествия через материки и океаны, можно неподвижно висеть над Землей и выжидать, пока она сама подставит путнику место назначения. К сожалению, удивительный способ этот — не более как фантазия, потому что этому мешает ряд факторов: сопротивление воздуха, сохранение скорости при инерции.
Анализ: какую мыслительную деятельность вы здесь использовали, развивали? Абстрагирование,
4.Последнее время все чаще слышим сообщения о грозящей опасности для нашей планеты со стороны космоса. Самый свежий пример - челябинские метеориты, упавшие на территории нашей страны. А мы сейчас выясним, может ли не метеорит упасть, а Земля. Группа «Всё сразу» - ваши предположения.
Объяснения: Яблоко падает на Землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Строго говоря, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/сек2, а земному шару — во столько же раз меньшее, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю. Оттого-то мы и говорим, что яблоко падает на Землю, вместо того чтобы сказать: «яблоко и Земля падают друг на друга»).
Анализ: какую мыслительную деятельность вы здесь использовали, развивали? Сравнение, абстрагирование,
Итак, деньги мы уже заработали, обвесив покупателей, знаем теперь, как дешево путешествовать, как предотвратить апокалипсис, остается самое малое - ответить на наш вопрос «Совместимы ли очевидное и невероятное?»
Таким образом, понять это парадоксальное выражение нам помог активный мыслительный процесс, который нужно задействовать для привития интереса к физике решением нестандартных задач.
(Слайд с тезисом и музыка)
Рефлексия:
- Интересной была наша встреча?
- Решение какой задачи было для вас самым неожиданным?
- Хотели бы вы, чтобы у вашего ребенка так преподавалась не только физика?
Коллеги, я призываю использовать деятельностный подход на своих уроках, и тогда ряды наших российских нобелевских лауреатов пополнятся.
Если оно зеленое или дергается - это биология. Если с запахом - это химия. Если не работает - это физика.
Лирика - это неземной подход к физике.
. Книга природы написана на языке математики. Галилео Галилей
Математика - это та часть физики, в которой эксперименты очень дешевы.
Владимир Арнольд
благодаря следующим методам: создаю проблемные ситуации, обращаюсь к ребятам с вопросами, а не с ответами, управляю поисковой, творческой, игровой деятельностью и обсуждаю результаты с обучающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спектакля. Невероятные приключения Алёши Авоськина
Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков эмоционально-личностной сферы и познавательной деятельности детей. Создание условий для развития сохранных функций; п...
Невероятные приключения Алёши Авоськина.
Сценарий школьного праздника....
Внеклассное мероприятие по биологии "Счастливый случай"- "Очевидное-невероятное вокруг нас..."
Данный материал поможет учителям биологии провести одно из общешкольных мероприятий в рамках предметных недель...
Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство
loveopium.ru/fotografiya-2/...pella.html Сикстинская капелла в Ватикане больше всего известна великолепной росписью потолка, сделанной Микеланджело. Здесь мы собрали все фотографии этого великого...
Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"
Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек" состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Поиск: от невероятного к очевидному"
Предлагаемая дополнительная образовательная программа по физике «Поиск: от невероятного к очевидному» для обучающихся 11-18 лет, естественно-научной направленности, направлена на:- оказание обуч...
МАСТЕР-КЛАСС: «ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНОЕ В ХИМИИ»
Цели занятия:- способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности;- повышение мотивации к изучению химии;- научить видеть единство природы и общих законов ее развития;- практическое применение...