Урок физики "Плавание тел "
план-конспект урока по физике (7 класс)
Тема урока: Плавание тел.
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся при выполнении экспериментальных заданий и усвоение ими условий плавания тел .
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для опытов (: мензурка с водой, тела из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины).
Технологии: деятельностный подход, проблемное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_plavanie_tel.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Плавание тел»
Разработчик: Адамова Лариса Валерьевна, учитель физики БОУ г. Омска «Гимназия №12 имени Героя Советского Союза В. П. Горячева»
Базовый учебник: Перышкин А.В. Учебник физики для 7 класса. - М.: Дрофа, 2011г.
Тема урока: Плавание тел.
Класс: 7
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Формирование учебно-познавательной компетенции обучающихся при выполнении экспериментальных заданий и усвоение ими условий плавания тел .
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, физические приборы для опытов (: мензурка с водой, тела из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины).
Технологии: деятельностный подход, проблемное обучение.
Программное сопровождение: презентация к уроку , ЭОР, обучающие диски, экран, проектор, компьютер
ХОД УРОКА
1. Оргм. момент.
2. Мотивация к учебной деятельности :
Учитель: Организует проблемную ситуацию для включения обучающихся к целеполаганию
Вы знаете, что огромные корабли плавают на поверхности воды, частично погруженные в воду, и не тонут, а стоит в воду бросить маленький камень как он тут же пойдет ко дну. Почему так происходит?
3. Обучающиеся формулируют цель урока: выяснить, какие условия должны выполняться, чтобы тело плавало?
4. Организация повторения.
Учитель: вы уже знаете, что на тела, погруженные в жидкость, действуют сила Архимеда и сила тяжести.
1.Какая сила называется Архимедовой силой? По каким формулам можно рассчитать эту силу?
2. Какая сила называется силой тяжести? По какой формуле можно рассчитать эту силу?
На тела, погруженные в жидкость, действуют сила Архимеда и сила тяжести.
5. Выполнение компетентностно-ориентированного задания.
Учитель : Для выяснения условия плавания тел выполните в своей группе экспериментальное задание. (Класс делится на 6 групп. Каждому обучающемуся раздаются бланки для выполнения заданий на уроке и бланки оценивания заданий.)
Задачная формулировка компетентностно-ориентированного задания для обучающихся:
Исследуйте плавание тел из различных материалов в воде. Для этого опускайте в воду тела (по одному) из пробки, парафина, дерева( сосны), резины, пластмассы. Запишите в таблицу, всплывают ли эти тела в воде или тонут.
Запишите в таблицу плотности материалов и воды. Сравните эти плотности.
Сравните силу тяжести и Архимедову силу, действующие на тело.
Сформулируйте вывод, при каких условиях всплывают тела, при каких условиях тонут
Приборы и материалы: мензурка с водой, тела из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины
(Или это задание выполняется на компьютере с использованием Интернет . ссылка:school-collection.edu.ru/catalog/res/804fe082-ca4d-a272-63a7-bdb4b3ccc367/?.)
Компетенция на оценивание которой рассчитан КОЗ: Учебно-познавательная ( по таблице Блума: применение, понимание, синтез)
Аспект компетенции: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач/ситуаций.
Источник информации: таблица плотности.
вещество | Плотность , кг/м3 |
пластмасса | 1400 |
резина | 1300 |
Вода чистая | 1000 |
Раствор соли в воде | 1100 |
Картофель | 1100 |
парафин | 900 |
Дерево (сосна) | 400 |
пробка | 240 |
Оборудование: : мензурка с водой, тела из пробки, пластмассы, дерева (сосна) ,парафина, резины
Бланк выполнения задания №1:
Материал тела | Плотность тела p т, кг/м3 | Жидкость | Плотность жидкости pж , кг/м3 | Тело всплывает или тонет | Зависимость между p т, pж ( p т ˃pж ; p т ˂pж) | Зависимость между Fт, FА (Fт ˃FА; Fт ˂ FА) |
пробка | Вода чистая | |||||
пластмасса | ||||||
парафин | ||||||
резина | ||||||
Дерево (сосна) |
Вывод:
1. Если сила тяжести ________________силы Архимеда,
а плотность тела _____________ плотности жидкости, то тело ________________
2. Если сила тяжести ______________ силы Архимеда,
а плотность тела ______________ плотности жидкости, то тело ________________
В каком случае тело погружается на большую глубину:
в случае погружения дерева или пробки? Почему?
__________________________________________________________________________
Вывод: Чем____________________плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем _____________________________________ часть тела погружена в жидкость
Задание №2
Исследуйте плавание картофеля в насыщенном растворе соли в воде.
Запишите в таблицу, как ведет себя картофель ( всплывает, тонет или плавает внутри жидкости). Заполните таблицу. Сравните плотности ,силу тяжести и Архимедову силу, действующие на тело.
Сформулируйте вывод.
Материал тела | Плотность тела p т, кг/м3 | Жидкость | Плотность жидкости pж , кг/м3 | Тело всплывает, тонет или плавает внутри жидкости | Зависимость между p т, pж ( p т ˃pж ; p т ˂pж, p т =pж) | Зависимость между Fт, FА (Fт ˃FА; Fт ˂ FА, Fт = FА) |
картофель | Раствор соли в воде |
Вывод: сформулируйте условие плавания тел:
3. Если сила тяжести ________________силы Архимеда,
а плотность тела _____________ плотности жидкости, то тело _______________
6. Формулирование выводов .
Один представитель из группы озвучивает выводы, полученные группой.
Проверяем правильность сделанных выводов, используя презентацию.
7. Оценивание выполнения компетентностно-ориентированного задания обучающимисяю. Обучающиеся оценивают правильность выполнения задания, используя критерии.
Критерии оценки выполненного задания:
№ | Проверяемые критерии | Балл (1/ 0,5/0) |
1 | Правильно установлено поведение тела(всплывает или тонет, плавает). Правильно установлена зависимость между плотностью тела и плотностью жидкости .Правильно установлена зависимость между силой тяжести и силой Архимеда | |
2 | Правильно сформулированы выводы 1,2 в задании 1 | |
3 | Правильно установлена зависимость между объемом погруженной части тела от плотности жидкости и плотности тела в задании 1 | |
4 | Правильно сформулировано условие плавания тел в задании 2 | |
5 | Правильно решена задача 1, нарисован правильно рисунок |
8. Самостоятельная работа
Обучающиеся индивидуально выполняют задание на компьютере или с использованием презентации (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d42f11e9-ad13-11db-ad09-0050fc69ce6f/[PH-SED-07_1-2-05]_[ID_002-01].swf)
9. Рефлексия.
Обучающиеся устно высказывают что они узнали на уроке, с какими трудностями столкнулись при выполнении заданий и заполняют таблицу.
1 | Что вам понравилось на уроке? | |
2 | С какими трудностями вы столкнулись? | |
3 | Какой вклад вы внесли в результат работы в группе | |
4 | Что было не понятно на уроке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...