Технологическая карта урока по физике 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Тема урока: Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока: сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения тепловых двигателей.
Задачи урока:
1. изучить понятие и принцип работы тепловых двигателей, добиться понимания учащимися устройства ДВС и турбины, изучить принцип работы четырехтактного ДВС и турбины (добиться понимания и воспроизведения программного материала), организация усвоения формулы КПД тепловых двигателей, провести анализ экологической опасности ДВС, формировать научное мировоззрение учащихся (предметный результат).
2. развивать умения классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, развивать монологическую речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения (метапредметный результат).
3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: учебник, модель ДВС, слайды из ЦОР «Классная физика! 8 класс» (http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm), образовательный ресурс «КМ-школа», раздаточный материал (карточки).
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | |
1.Организационный этап. | ||||||
Здравствуйте, ребята! приготовьтесь к уроку, Сегодня мы с вами продолжим изучать тепловые явления. | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||||||
Цель: подготовка учащихся к активному восприятию материала, заинтересованность учащихся. Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии, которые содержатся в топливе. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса Выдвижение предположений о цели урока . | Выделение существенной информации из слов учителя. Компетенция учащихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
3. Актуализация знаний | ||||||
Цель: проверить уровень знаний, провести подготовку к изучению нового материала. Для изучения материала нам необходимо ответить на вопросы. -Что называют внутренней энергией? - Как можно изменить внутреннюю энергию? -Какой способ изменения внутренней энергии мы уже изучили? - Как изменится внутренняя энергия тела, если оно совершит работу? | Отвечают на вопросы учителя. | Компетенция обучающихся в области физики. Выделение существенной информации из слов одноклассников | Взаимодействуют с учителем | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. | Контролируют правильность ответов одноклассников. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять ответы |
4. Первичное усвоение новых знаний | ||||||
Цель: реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения. Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу. Для того чтобы понять, как это сделать, рассмотрим опыт. (Слайд из ЦОР) - Что вы увидели? - За счет чего выскочила пробка? - В какую энергию перешла энергия пара? - Можно ли сказать, что пробирка с кипящей в ней водой и вылетающей пробкой является моделью теплового двигателя? -Как вы думаете, где данное явление используется в технике? (Слайд из ЦОР) Сегодня на уроке мы с вами поговорим о работе газа и пара при расширении в тепловых двигателях. Мальчишки в своей жизни уже, наверно, не раз ходили с папами в гараж. Но я думаю, что и девочкам знания о ТД будут полезны, так как сейчас все больше женщин садится за руль автомобиля. Еще в III веке до н.э. греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла паром. 2000 лет назад греческий ученый Герон описал прибор, получивший впоследствии название «шар Герона», который является прототипом реактивной турбины. 1763 год - изобретение паровой машины Дж. Уаттом имело исключительно большое значение для перехода к машинному производству, стали возможным изобретения: парохода (1807 г.), паровоза (1814 г.), в 1887 г. Лавеленом изобретена паровая турбина, что позволило увеличить мощность электростанций. Почти через 100 лет после изобретения Уатта и Ползунова француз Ленуар сконструировал двухтактный двигатель, в 1876 году немец Отто построил четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. -Что такое тепловой двигатель? Из всего многообразия тепловых двигателей мы познакомимся с ДВС. Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло? Давайте вместе размышлять: на каком транспорте и где используется ДВС, а для этого нам предстоит узнать: - Почему двигатель называют ДВС. - Устройство двигателя внутреннего сгорания. - Схему работы такого двигателя. ДВС – очень распространенный вид ТД. ДВС работают на жидком топливе или горючем газе. -Какие виды жидкого топлива вы знаете? -Где сгорает топливо в этом двигателе? -Как вы думаете, почему данные двигатели названы ДВС? Само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя - прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе. Рассмотрим устройство ДВС на модели. Дается определение мертвых точек и хода (такта) поршня Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными. Рассмотрим более подробно каждый такт (на модели) Затем учитель ещё раз останавливается на этом, объясняя подробнее с использованием компьютерной анимации из ЦОР В современной технике широко используют газовые или паровые турбины. Объясняет устройство и работу турбины (Слайд из ЦОР). Объясняется принцип работы теплового двигателя (Слайд и КМ-школы)
Для характеристики эффективности работы различных двигателей используется понятие КПД. Из определения вытекает формула η = · 100% = , где Ап – полезная работа, где Q1 - количество теплоты, полученное от нагревателя, а Q2 - количество теплоты, отданное холодильнику. КПД тепловых двигателей не превышает 40% Тепловые двигатели наносят вредное воздействие ТД на окружающую среду. Р.Рождественский дал очень точный и ёмкий образ нынешней действительности: Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Все меньше - окружающей природы, Все больше – окружающей среды. Отрицательное влияние тепловых машин на окружающую среду связано с действием различных факторов. Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается. Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. В- третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека. А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу тонны свинца. Выбросы вредных веществ в атмосферу - не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это приводит к постепенному повышению средней температуры на земле. Научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей. Важным на современном этапе является создание новых экономичных и экологически чистых машин. Это - машины нового века, новых технологий. Это – машины будущего. И, может быть, кто-то из вас и будет изобретателем этих машин. Желаю вам в этом удачи. | Высказывают свои предположения, выделяют существенную информацию Делают выводы. Находят в учебнике определение Отвечают на вопросы Записывают в тетради определение Учащиеся: пытаются сами объяснить работу двигателя в каждом такте. Ещё раз дают названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи тут же проверяются. Находят в учебнике и записывают в тетради определение и основные части турбины. Находят в учебнике определение Высказывают предположения о причинах вредного воздействия тепловых двигателей на окружающую среду | Наблюдение за физическим экспериментом, за материалом ЭОР. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают с материалом учебника, выделяют существенную информацию, пишут конспект урока. | Обсуждают эксперимент прилагают усилия на решение поставленных вопросов, участвуют в диалоге по предложенным вопросам | Координация усилий по решению учебной задачи, учитывать мнения других при диалоге договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности | Самоконтроль и взаимоконтроль Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение внимательно слушать, осмысленно читать, организовать себя, планировать, корректировать свои действия в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
5. Первичная проверка понимания | ||||||
Цель: отработка, базовых знаний, выполнение заданий по образцу Самостоятельно решить задачу № 1143 (В.И.Лукашик, сборник задач по физике для 7-9 классов). Следит и проверяет правильность выполнения задания. Вызывает учащегося написать решение задачи Во время рефлексии учитель помогает ученикам формировать монологическую речь, грамотно, научно и полно строить свое объяснение решения. | Решают задачу в тетради | Сравнивают свое решение с образцом, определяют качество усвоения материала Анализируют степень усвоения нового материала Логические умозаключения. | Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение | Строят понятные для собеседника высказывания | Контроль правильности ответов учащихся. Самоконтроль понимания вопросов. Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях | Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний учащихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Обсуждение, дополнение высказываний обучающихся. |
6. Первичное закрепление. | ||||||
Разъясняет задания по выполнению теста (Смотри приложение № 1) Контролирует самостоятельность работы над заданиями, задает наводящие вопросы при обсуждении ответов на вопросы теста. Разъясняет критерии выставления отметок за тест. | Выполняют тест, заполняют таблицу. Учатся правильно распределять время, отведенное на работу Обмениваются работами, проверяют правильность выполнения, ставят отметку. Обсуждают ответы на вопросы теста | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при проверке теста. | Индивидуально работают с заданиями теста. Строят речевое высказывание при разборе ответов на вопросы теста. Оценивают свою деятельность и деятельность соседа по парте одноклассник | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов учащихся. Взаимоконтроль правильность выполнения заданий теста и знания правильных ответов. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление взаимоконтроля. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | ||||||
§ 21-24, выучить определения, знать классификацию тепловых машин, устройство и работу ДВС и турбин, принцип работы и формулу КПД тепловых двигателей. Решить письменно задачу № 1144 (В.И.Лукашик, сборник задач по физике для 7-9 классов). | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | ||||||
Итак, подведем итог нашего урока. - Что нового для себя вы сегодня узнали на уроке? - Что значит использовать внутреннюю энергию? - В каких устройствах люди научились использовать внутреннюю энергию? - Какие виды тепловых двигателей мы изучили на уроке? - Что общего у ДВС и паровых и газовых турбин? - Чем отличаются турбины от ДВС | Отвечают на вопросы. Ищут ответы на вопросы в учебнике и конспектах урока | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов учащихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс
Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....
Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса
Технологическая карта урока по физике по теме "Давление. Единицы давления" для 7 класса с ЭОР....
Технологическая карта урока по физике , 8 класс.
Технологическая карта урока по физике , 8 класс....
Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».
Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализи...
Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».
Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализи...
Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Расчет массы и объема тела по его плотности"
Технологическая карта урока по физике в 7 классе...
Технологическая карта урока по физике для 7 класса. Тема урока:Способы уменьшения и увеличения давления.
Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы увеличения и уменьшения давления"....