I этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Систематизировать теоретические знания | Приветствует учащихся, читает стихи на экране проектора: Я еще не устал удивляться (Слайд1) Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, 5 мин Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение? Нам надо повторить физическую величину – массу. (Слайд 2-4) Проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока: - Как определить массу тела? Что характеризует масса?
В каких единицах измеряется масса? - Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
- Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3? Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения. (Слайд5)
- Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга? (Слайд 6-7-8-9)
- В чем заключается физический смысл плотности? (Слайд10)
- Работа с таблицей. (Слайд 11)
- Чему равна плотность цинка? Каков смысл данного числа? - Чему равна плотность нефти? Каков смысл данного числа? - Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность? - Какое из твердых тел имеет самую низкую плотность? - Что обозначают эти числа? | (Ф/И)
Отвечают фронтально, с элементами обсуждения. | 10 мин |
II этап. Изучение нового материала |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Вывести формулы для расчета массы и объема тела. | Проецирует (слайд 12) с треугольником, из которого выводятся формулы для расчета массы и плотности вещества по его плотности, организует деятельность учащихся для понимания вывода формул для расчета массы и объема тел по его плотности, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать. | (И) Записывают тему урока «Расчет массы и объема тела по его плотности», опираясь на «треугольник»
| 5 мин |
III этап. Выполнение экспериментальных заданий |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся | Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со схемой треугольника. Итак: Как только массу мы разделим на объём, Так плотность вещества найдём! А если плотность мы умножим на объём, То массу вещества найдем. А чтобы объём найти, Ты массу вещества на плотность подели! Чтобы формулы запомнить эти, Ты треугольник начерти, Который в миг тебе поможет Любую формулу найти! Но это всё теория, друзья, Лишь опыт есть любой теории судья ... Экспериментальные задания: - Вычислите массу металлического цилиндра, не пользуясь весами
- Вычислите объем металлического предмета, не пользуясь мензуркой.
- Что налито у вас в стакане?
Дерзайте! В путь! А если трудно станет, то руку поднимите | (П)
Учащиеся самостоятельно выполняют экспериментальные задания. Проверяют на практике формулы, к которым они пришли путём логических размышлений. Сравнивают полученные результаты.
| 15мин |
IV этап. Решение расчетных задач |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Совершенствовать навыки решения расчетных задач | Учитель организует деятельность учащихся для решения расчетной задачи, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать. (Слайд 13) Упр 8(2) – на доске и в тетрадях: «Определите объем льдинки, масса которой 108г» Решение: 1. Найти по таблице плотность льда.(900кг/м3 ) 2. Пользуясь формулой V= m / ρ , рассчитать V = 0,108 кг: 900 кг/м3 = 0,00012м3 ; Ответ: 0,00012м3 Физкультминутка: Ребята, вы знаете что воздействие на нервные окончания находятся в наших ладонях. Поэтому я предлагаю вам похлопать. Представим, что наши ладони молекулы, а от чего зависит движение молекул? Как должны двигаться наши ладони? Быстро или медленно? И читаем запоминалку: Массу мы легко найдём, умножив плотность на объём. Если слово "бац" запомнишь, формулу объёма вспомнишь. (V=bac) | (Ф/И) Учащиеся включены в работу: оформляют решение расчетной задачи
(Ф/И)Учащиеся проговаривают запоминалку и хлопают в ладони | 5 мин |
| V этап. Актуализация опорных знаний учащихся |
|
|
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
|
|
|
|
Повышение уровня познавательной деятельности учащихся | (Ф/И) Учитель демонстрирует слайды из презентации: 1. Ареометр . (Слайд 14) Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел. Ареометры применяются для измерения: - плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;
- плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;
- плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.
2. Знания о плотности понадобятся вам в жизни. Слайды (Это интересно!)(Слайд 15-17) . Потому что величина очень важна и для промышленности и для строительства и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая, то через такую почву вода быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается. Сильный дождь разрушает верхний самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.
|
(Ф) Учащиеся наблюдают фрагмент на экране проектора, обсуждают с учителем устройство прибора для определения плотности жидкости и сыпучих тел, знакомятся с проявлениями плотности в природе, технике и быту.
| 7 мин |
VI этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
Учитель подводит итог урока: - Заполните пропуски (Слайд 18) Учитель создает условия для рефлексии: - На уроке я чувствовал себя…. - На уроке я проявил себя… - На уроке мне понравилось… - Если бы я был учителем, я бы изменил на уроке…. | (И) Учащиеся отвечают устно Учащиеся отвечают: - свободно, скованно, уютно - в полной мере, мог бы лучше, не смог проявить себя до конца - ….. - …..
| 2 мин |
VII этап. Домашнее задание |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
(Слайд 19) Учитель просит открыть параграф 18 учебника и комментирует домашнюю работу: прочитать текст параграфа 18 и решить расчетную задачу №4 из упр 8 |
(И) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | 1 мин |