Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Расчет массы и объема тела по его плотности"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Кирьянова Александра Бачаровна

Технологическая карта урока по физике в 7 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raschet_massy_i_obema_tela_po_ego_plotnosti.docx78.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Расчет массы и объема тела по его плотности»           Класс: 7             

Цели деятельности
учителя

Создать условия для  вывода  формул  для расчета массы и объема тела по его плотности, формирования  экспериментальных навыков, трудолюбия, аккуратности; совершенствовать у учащихся умение решать физические задачи.

Термины и понятия

Плотность, масса, объем;

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших физических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные физические  процессы и явления

Познавательные: проводят сравнение, сериацию  и классификацию по заданным критериям.

Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют самоанализ и контроль своей учебной деятельности

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; осознают необходимость и важность изучения предмета.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); парная (П); индивидуальная (И)

Образовательные
ресурсы

• Задания для фронтальной работы, тест;

•  Проектор, компьютер, комплект лабораторного оборудования на столах учащихся (мензурки - с водой и пустая,  весы с разновесами,  металлические цилиндры (алюминиевый, медный, железный), металлические  шары (свинцовый, стальной, чугунный), стаканы с растительным маслом, пресной водой и с насыщенным раствором соли.

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Систематизировать
теоретические знания

Приветствует учащихся, читает стихи на экране проектора:

Я еще не устал удивляться       (Слайд1)

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,  5 мин

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?

Нам надо повторить физическую величину – массу.    (Слайд 2-4) 

Проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока:

  1. Как определить массу тела?  Что характеризует масса?

 В каких единицах измеряется масса?

  1.  Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
  2. Что общего и чем отличаются рисунки 1, 2 и 3?    Дайте обоснование вашего ответа с физической точки зрения.  (Слайд5)
  3. Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга? (Слайд 6-7-8-9)
  4. В чем заключается физический смысл плотности?  (Слайд10)
  5. Работа с таблицей.         (Слайд 11)

- Чему равна плотность цинка? Каков смысл данного числа?  

- Чему равна плотность  нефти? Каков смысл данного числа?  

-  Какое из твердых тел имеет самую высокую плотность?

-  Какое из твердых тел имеет самую низкую плотность?

-  Что обозначают эти числа?    

(Ф/И)

Отвечают фронтально,

с элементами обсуждения.

10 мин

II этап. Изучение нового материала

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Вывести формулы для расчета массы и объема тела.

Проецирует (слайд 12) с треугольником, из которого выводятся формулы для расчета массы и плотности вещества по его плотности, организует деятельность учащихся для понимания вывода формул для расчета массы и объема тел по его плотности, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать.      

       

       C:\Users\User\Pictures\2014-11-14 Треугольник\Треугольник 001.jpgC:\Users\User\Pictures\2014-11-14 Запись\Запись 001.jpg   

             

(И) Записывают тему урока «Расчет массы и объема тела  по его плотности», опираясь на  «треугольник»

5 мин

III этап. Выполнение экспериментальных заданий

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Выявить уровень сформированности практических навыков учащихся

Учитель обобщает беседу, ещё раз оперируя со   схемой треугольника.

 Итак:

Как только массу мы разделим на объём,

Так плотность вещества найдём!

А если плотность мы умножим на объём,

То массу вещества найдем.

А чтобы объём найти,

Ты массу вещества на плотность подели!

Чтобы формулы запомнить эти,

Ты треугольник начерти,

Который  в миг тебе поможет

Любую формулу найти!

Но это всё теория, друзья,

Лишь опыт есть любой теории судья ...

Экспериментальные задания:

  1. Вычислите массу металлического цилиндра, не пользуясь весами
  2. Вычислите объем металлического предмета, не пользуясь мензуркой.
  3. Что налито у вас в стакане?

Дерзайте! В путь! А если трудно станет, то руку поднимите

(П)

Учащиеся самостоятельно выполняют экспериментальные  задания. Проверяют на практике формулы, к которым они   пришли путём логических размышлений. Сравнивают полученные результаты.

15мин

IV этап. Решение расчетных задач

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Совершенствовать навыки решения расчетных задач

Учитель организует деятельность учащихся для решения расчетной задачи, задает наводящие вопросы, обсуждает вместе с учащимися, акцентирует внимание на том, что следует записать.     (Слайд 13)

Упр 8(2) – на доске и в тетрадях: «Определите объем льдинки, масса которой 108г»

Решение: 1. Найти по таблице плотность льда.(900кг/м3 )

                 2. Пользуясь формулой  V= m / ρ , рассчитать V = 0,108 кг: 900 кг/м3  = 0,00012м3 ;

                                        Ответ: 0,00012м3    

Физкультминутка: Ребята, вы знаете что воздействие на нервные окончания находятся в наших ладонях. Поэтому я предлагаю вам похлопать.  Представим, что наши ладони молекулы, а от чего зависит движение молекул?

Как должны двигаться наши ладони? Быстро или медленно? И читаем запоминалку:  

Массу мы легко найдём, умножив плотность на объём.

Если слово "бац" запомнишь, формулу объёма вспомнишь. (V=bac)

(Ф/И) Учащиеся включены в работу: оформляют решение расчетной задачи

(Ф/И)Учащиеся проговаривают запоминалку

и хлопают в ладони

5 мин

V этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель деятельности

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Повышение уровня познавательной деятельности учащихся

(Ф/И) Учитель демонстрирует слайды из презентации:

1.  Ареометр .         (Слайд 14)

Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

Ареометры применяются для измерения:

  •  плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;
  •  плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;
  •  плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

2. Знания о плотности понадобятся вам в жизни.

Слайды (Это интересно!)(Слайд 15-17) . Потому что  величина очень важна и для промышленности  и для строительства и для  сельского хозяйства.  Использование материалов  с малой плотностью  в строительстве и машиностроении выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолетов и ракет делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого  титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует  тому, что  уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства от плотности почвы тоже много зависит. Если плотность почвы большая, то она плохо пропускает тепло, зимой промерзает на большую глубину, при  распашке разваливается на крупные глыбы, и растения плохо растут. Если плотность почвы низкая,  то через такую почву вода  быстро проходит, то есть влага в почве не удерживается.  Сильный дождь разрушает  верхний  самый плодородный слой почвы – он его вымывает. Поэтому, чтобы получить хороший урожай агрономам надо знать плотность почвы.  

(Ф)

Учащиеся наблюдают фрагмент на экране проектора, обсуждают с учителем устройство прибора для определения плотности жидкости и сыпучих тел,  знакомятся с проявлениями плотности в природе, технике и быту.

7 мин

VI этап. Итоги урока. Рефлексия

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

Учитель подводит итог урока:  - Заполните пропуски    (Слайд 18)

Учитель создает условия для рефлексии:  

- На уроке я чувствовал себя….

- На уроке я проявил себя…

 - На уроке мне понравилось…

- Если бы я был учителем, я бы изменил на уроке….

  (И) Учащиеся отвечают устно  

Учащиеся отвечают:

- свободно, скованно, уютно  

- в полной мере, мог бы лучше, не смог проявить себя до конца

- …..

- …..

2 мин

VII этап. Домашнее задание

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Время

     (Слайд 19)

Учитель просит открыть параграф 18 учебника и комментирует домашнюю работу: прочитать текст параграфа 18 и решить расчетную задачу №4 из упр 8

(И) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:"Расчет массы и объема тела по его плотности"

Конспект урока для 7 класса. В конспекте :вступительное слово учителя о теме и форме урока;актуализация знаний; новая тема; физминутка; решение задач; рефлексия; информация о Д/з....

Урок решения задач в 7 классе по теме"Расчет массы и объема тела по его плотности".

Урок физики с применением ИКТ способствует развитию умений и навыков оперировать понятием "плотность тела" при решении задач. В ходе урока отрабатывается навык установления связей между фи...

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Механическая работа и мощность"

Физика человека в теме «Механическая работа и мощность» с использованием национально-регионального компонента....

Технологическая карта урока по физике 9 класс на тему колебательное движение

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник...

Технологическая карта урока по физике 8 класс на тему электрический ток

Электрический ток. Источники электрического тока...