Система оценивания на уроках физики
материал по физике
Предварительный просмотр:
Система оценивания на уроках физики
Основной направленностью общего образования является личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Школьники должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, оценивать и регулировать свою деятельность, что соответствует требованиям Стандарта. Главная задача учителя – создать для ребенка среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов. Поэтому рефлексия становится необходимым условием того, чтобы участники образовательного процесса видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, размышляли над возникающими проблемами, оценивали саму образовательную деятельность и ее результаты.
Целью создания системы оценивания по физике является вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, стимулирующую их познавательную активность и развивающую регулятивные универсальные учебные действия (контроль, оценка и самооценка).
Задачи:
ориентировать образовательный процесс на реализацию требований Стандарта;
· обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения Образовательной программы;
· использовать разнообразные методы и формы оценивания, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
· способствовать формированию мотивации, самооценки и оказание помощи в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
· повысить уровень объективности, гласности в оценивании учителем учебных достижений обучающихся.
При разработке своей системы я придерживаюсь принципов оценивания, сформулированных в Положении об оценочной деятельности: справедливость и объективность (единые критерии оценивания достижения планируемых результатов обучающихся, известные ученикам заранее); учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; гласность и прозрачность (доступность и понятность информации о критериях достижения учебных целей обучающимися, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы); принципы «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Система оценивания по физике включает в себя:
- тематические карты оценивания. В них учтены все виды учебной деятельности по теме, выделен обязательный минимум (недостаточный для получения удовлетворительной оценки), виды деятельности, за которые можно получить дополнительные баллы (ответы на уроке, решение задач у доски, самостоятельное решение задач в тетради, выполнение лабораторных работ, домашнее задание, сообщение и т. д.);
- листы самооценки, которые учащиеся применяют перед промежуточным и итоговым контролем. Около каждого понятия они ставят знаки: + (знаю, могу применить), - (не знаю), + - (сомневаюсь). Выставляют себе отметку в соответствии со шкалой отметок. Если отметка ученика совпала с полученной отметкой за проверочную работу, то ученику в журнал выставляется две отметки. Такая же система применяется и при оценке контрольной работы;
- планы характеристик явлений, физических величин, законов, технических устройств и оценочные карты работы по этим планам;
- «банк задач» , включающий домашние задачи, решаемые в классе, задачи из контрольной работы. Эти задания расположены по мере возрастания сложности. Решение этих задач позволяют получить дополнительные отметки или дополнительные баллы при условии: задачи должны быть решены к контрольной работе;
- критерии оценивания контрольных, самостоятельных и лабораторных работ;
- штрафные баллы;
- таблица перевода в «5» балльную шкалу.
При применении карт оценивания в 7 классах наиболее успешно работают более простые варианты, когда ученики оценивают результаты работы по конкретным вопросам: например, решение задач по теме. В этих картах учтены основные требования программы к уровню знаний и умений учащихся 7 класса по физике: в результате изучения физики на базовом уровне ученик должен уметь решать задачи на применение изученных физических законов, выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Достаточно активно включаются в работу по оценке и самооценке деятельности на уроке и ученики старших классов. Например, на уроке-конференции в 9 классе, совместно с учениками были разработаны критерии оценивания выступлений учащихся:
1.Соответствие выступления заявленной теме.
2. Владение информацией.
3. Интересно или нет.
4. Качество презентации.
5. Соответствие временным рамкам.
6. Умение ответить на вопросы.
За каждый пункт можно получить от 0 до 3 баллов. В итоге: за 6-11 баллов отметка «удовлетворительно», за 12-15 баллов – «хорошо», за 16-18 баллов – «отлично».
В этом случае все ученики стали активными слушателями, участвовали в обсуждении выступления и выставлении отметки. Сама отметка стала более понятной.
Положительным результатом оценочной деятельности можно считать усиление активности учащихся на уроках, увеличение количества решенных задач, выполнение пропущенных по болезни лабораторных работ, и, как результат – повышение успеваемости.
Основная сложность при оценочной деятельности - включить в работу всех учеников. В последнее время большое количество учащихся равнодушно воспринимает оценку, изучают предмет поверхностно, не вникая в физическую сущность процессов. При этом успешное оценивание работы на уроке часто успокаивает учеников, они не выполняют домашнее задание, и результат проверочной работы на следующем уроке по соответствующим умениям оказывается низким.
Учитывая требования ФГОС, необходимо совершенствовать систему оценивания, исследуя причины неудач, находя возможности вовлечения в оценочную деятельность всех учащихся.
.
Приложение
Примеры элементов системы
Карта самооценки по теме «Электромагнитное поле»
ученика(цы) 9 класса__________________
Содержание темы | Знаю | +/- | Умею | +/- |
|
Магнитное поле:
| чем создается |
| охарактеризовать магнитное поле |
|
|
на что действует |
|
| |||
описание линий поля |
| нарисовать линии магнитного поля, созданного прямолинейным проводником с током |
|
| |
определение однородного |
|
| |||
и неоднородного поля |
| постоянными магнитами |
|
| |
Магнитное взаимодействие | как взаимодействуют одноименные и |
|
|
|
|
разноименные полюсы магнитов |
|
| |||
параллельные проводники с током |
|
| |||
Направление линий магнитного поля Действие магнитного поля на электрический ток | правило буравчика |
| применить правило буравчика |
|
|
правило обхвата правой руки |
| применить правило обхвата правой руки |
|
| |
правило левой руки |
|
| |||
применить правило левой руки |
|
| |||
Индукция магнитного поля Магнитный поток | определение вектора магнитной индукции и |
| рассчитать модуль вектора магнитной индукции |
|
|
формулу расчета модуля вектора магнитной индукции |
| определить, как изменяется магнитный поток в конкретных примерах |
|
| |
величины, от которых зависит магнитный поток |
|
| |||
Явление электромагнитной индукции (ЭМИ) и самоиндукции. Правило Ленца | определение ЭМИ и |
| описать опыты, в которых наблюдается явление ЭМИ |
|
|
самоиндукции |
|
| |||
правило Ленца |
| и самоиндукции |
|
| |
примеры применения и учета явлений (генератор, трансформатор) |
| применить правило Ленца для определения направления индукционного тока |
|
| |
Электромагнитные волны Шкала электромагнитных волн | определение |
| применить формулы расчета характеристик волн в решении задач |
|
|
характеристики волн |
|
| |||
формулы расчета |
|
| |||
Колебательный контур. Формула Томсона | определение |
| описать свободные электромагнитные колебания в контуре |
|
|
конденсатор; емкость конденсатора; соединения конденсаторов |
|
| |||
применить формулы в решении задач |
|
| |||
индуктивность катушки |
|
| |||
Закон преломления света | формулировка |
| применить для расчета показателя преломления |
|
|
относительный и абсолютный показатели преломления |
|
| |||
Поглощение и испускание света атомами | формула расчета частоты излучения (поглощения) света |
| применить для расчета частоты излучения (поглощения) света |
|
|
Всего + |
| Всего + |
|
| |
Отметка |
|
|
Оцени свою работу на уроке (урок обучения решению задач)
(за каждый пункт – 1 балл)
1. Умею находить заданные и неизвестные величины в тексте задачи
2. Умею записывать «дано»
3. Умею переводить значения величин в СИ
4. Умею выбрать формулы для решения задачи
5. Правильно рассчитываю значения величин
6. Задачи решил самостоятельно
7. Помог на уроке другим ученикам
8. Решил задачи из дополнительной карточки
7 – 8 баллов: «5»
5 – 6 баллов: «4»
3 – 4 балла: «3».
Характеристика явлений
1. Формулировка, выражающая суть (определение) явления.
2. Опытные факты, в которых обнаруживается явление.
3. Объяснение явления на основе теории.
4. Использование и учет явления в практике, проявление в природе.
5.
| Физическое явление | Баллы |
1. Знаю имя ученого, который открыл явление, год открытия | 1 | |
2. Знаю определение явления | 1 | |
3. Знаю примеры явлений из учебника | 1 | |
4. Умею приводить свои примеры явлений | 1 | |
5. Умею рассказать об опыте, в котором наблюдается явление | 1 | |
6. Умею продемонстрировать опыт, в котором наблюдается явление | 1 | |
7. Умею объяснить явление | 1 | |
8. Применяю законы, формулы, определения физических величин для объяснения явления | 1 | |
9. Знаю примеры проявления в природе и применения и учета явления из учебника | 1 | |
10. Умею приводить свои примеры проявления в природе, применения и учета явления | 1 | |
Всего баллов/отметка |
|
ЛИСТ УЧЕТА БАЛЛОВ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Фамилия, имя_________________________ Класс___________________
Обязательный минимум.
Определения, формулы | Оценка | Возможное количество баллов | Полученное количество баллов |
1. Тепловое движение 2. Температура 3. Внутренняя энергия | Ответы на уроке.
| 3 |
|
4. Способы изменения внутренней энергии 5. Теплопередача и ее виды | Д/з. Задание 1. | 1 |
|
Д/з. Упр. 1-3 | 3 |
| |
Тест № 1 «Виды теплопередачи» | 5 |
| |
6. Количество теплоты 7. Удельная теплоемкость вещества 8. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделенного им при охлаждении | Д/з. Упр. 4 | 3 |
|
Тест № 2 «Количество теплоты. Удельная теплоемкость». | 5 |
| |
Решение задач на уроке в тетради. | 5 |
| |
9. Изменение внутренней энергии тел при теплообмене
| Тест № 3 «Сравнение количеств теплоты при теплообмене» | 5 |
|
10. Выделение энергии топлива 11. Удельная теплота сгорания топлива 12. Расчет количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива | Д/з. Упр.5 | 3 |
|
Ответы на уроке. | 3 |
| |
Решение задач на уроке в тетради. | 5 |
| |
Тест № 4 «Энергия топлива» | 5 |
| |
13. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | Д/з. Упр. 6 | 4 |
|
| Итог | 50 |
|
Дополнительные баллы
Действия | Возможные баллы | Полученные баллы | ||
За урок | За тему | За урок | За тему | |
1. Посещение уроков | 0.5 | 6 |
|
|
2. Ведение тетради |
| 12 |
|
|
3.Самостоятельное решение задач на уроке | 2 | 2 - 12 |
|
|
4. Лабораторные работы: - №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» - №2 « Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
5 - 10 | 5 - 20 |
|
|
5 - 10 |
|
| ||
5. Контрольная работа №1 |
| 10 - 30 |
|
|
6. Сообщение |
| 5 – 10 |
|
|
| Итог | - 90 |
|
|
4. Штрафные баллы
1. Прогул урока без уважительной причины | - 1 балл |
2. Отсутствие домашнего задания | - 1 балл |
3. Плохое поведение на уроке | - 1 балл |
4. Неготовность к уроку | - 1 балл |
5. Опоздание на урок без уважительной причины более чем на 7 минут | - 1 балл |
Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных работ (в% от общего объема работы) | Баллы |
Не превышает 30% | 5 - 10 |
Не превышает 65% | 11 - 15 |
Превышает 75% | - 30 |
Перевод в «5» балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной | Отметка |
90% и более (более 126 баллов по теме) | 5 |
75 – 89% (105 – 125 баллов по теме) | 4 |
60 – 74% (84 – 105 баллов по теме) | 3 |
До 59% (менее 83 баллов по теме) | 2 |
ПРИМЕЧАНИЕ:
- Баллы за обязательный минимум можно набрать: сдать зачет.
-Штрафные баллы можно восстановить: выполнить домашние задания, выучить и ответить пропущенный материал.
-Балл за контрольную работу можно повысить: решить невыполненные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания на уроках английского языка
Система оценивания...
Мастер-класс по теме "Применение рейтинговой системы оценивания на уроках математики"
Данный материал содержит текст выступления, презентацию к нему и раздаточный материал для участников мастер-класса....
Организация системы оценивания на уроках английского языка по ФГОС
Материалы к выступлению на семинаре...
Статья на тему "Рейтинговая система оценивания знаний по физике"
На протяжении уже 30 лет я применяю собственную систему оценки знаний. В основе этой системы лежит: стобальная шкала оценок и учет значимости разных видов деятельности. При изучении физики можно выдел...
"Система оценивания на уроках физики" по ФГОС
В статье дается описание ,как применять систему оценивания на уроках физики с учетом разного уровня учащихся.Как применять дифферинцированный подход к оцениванию учеников по ФГОС. в современных услови...
система оценивания на уроках физики
система оценивания на уроках физики...
Система оценивания на уроках физики
Целью создания системы оценивания по физике является вовлечение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, стимулирующую их познавательную активность и развивающую регулятивные унив...