Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Шамионова Светлана Владимировна
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897; основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа», примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 кл. /сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, - М., «Просвещение»), авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. - М., «Дрофа»), положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа». Программа ориентирована на использование УМК «Физика. 7-9 классы» А. В. Перышкин и др., «Физика. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Перышкин М.: Дрофа. На изучение физики в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формиро¬вания системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного  общего образования ( для 9 кл)

приказ № _______________

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

по физике, 9 класс

2019 -2020 учебный год

Предмет: физика

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Шамионова С.В.

д. Вата

2019 г.


Пояснительная записка

           Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897; основной образовательной  программы основного  общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа», примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 кл. /сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, - М., «Просвещение»), авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. - М., «Дрофа»), положения  о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа».

           Программа ориентирована на использование УМК «Физика. 7-9 классы» А. В. Перышкин и др., «Физика. 9 класс»: учебник для общеобразовательных  учреждений/ А.В.Перышкин  М.: Дрофа. На изучение физики в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год.  

           Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

      Изучение физики  в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убеждённости в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, химия, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Общая характеристика учебного процесса

Для изучения курса применяется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Используются следующие типы уроков: комбинированный, изучения нового материала (лекция, беседа, выполнение практических работ), совершенствования знаний и умений (решение задач, выполнение самостоятельных работ, лабораторных работ), контроля и коррекции знаний (устный опрос, письменный опрос, зачёт), обобщения и систематизации знаний. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. На уроках используются элементы личностно-ориентированного обучения, обучения с применением опорных схем, технологии уровневой дифференциации обучения, технологии создания учебных ситуаций, информационных и коммуникационных технологий обучения. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.

При реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Комплект содержит весь необходимый теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. Отличается простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены одной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять правила и законы физики на практике.  Данный курс, как в теоретической, так и фактологической части является практикоориентированным: понятия, законы, теории и процессы рассматриваются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и производстве, широкое применение интегративного подхода. Это способствует формированию единой естественнонаучной картины мира. Пересмотрены подходы к проведению демонстрационного и лабораторного эксперимента, включены элементы исследовательского характера, проблемный подход к постановке и результатам. Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования физической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

  • сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Содержание курса учебного предмета «Физика» 9 класс

Тема

Содержание темы

Предметные результаты

Законы взаимодействия и движения тел (38 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы:

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение, смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел, невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

- знание и способность давать определения/описания физических понятий: относительность движения, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; реактивное движение;

физических моделей: материальная точка, система отсчета;

физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;

- понимание смысла основных физических законов: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии и умение применять их на практике;

- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения; знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

- умение измерять: мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические колебания и волны. Звук (13 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Фронтальная лабораторная работа:

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания математического и пружинного маятников, резонанс (в том числе звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

- знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения;

физических величин: амплитуда, период и частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота,  громкость звука, скорость звука;

физических моделей:  математический маятник;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода и частоты колебаний маятника от длины его нити.

Электромагнитные явления (29 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.  Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Фронтальные лабораторные работы:

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров испускания и поглощения;

- знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

Строение атома

и атомного ядра (17 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Фронтальные лабораторные работы:

5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, ионизирующие излучения;

- знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы;

физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Томсоном и Э. Резерфордом; протонно-нейтронная модель атомного ядра, модель процесса деления ядра атома урана;

физических величин: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада;

- умение приводить примеры и объяснять устройство и принцип действия технических устройств и установок: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, ядерный реактор на медленных нейтронах;

- умение измерять: мощность дозы радиоактивного излучения бытовым дозиметром;

- знание формулировок, понимание смысла и умение применять: закон сохранения массового числа, закон сохранения заряда, закон радиоактивного распада, правило смещения;

- владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости мощности излучения продуктов распада радона от времени;

- понимание сути экспериментальных методов исследования частиц;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Строение и эволюция Вселенной

 (6 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Большие планеты Солнечной системы

Малые тела Солнечной системы

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

Строение и эволюция Вселенной

Итоговое повторение

(2 ч)

Тематическое планирование. Физика 9 класс

№ п/п

Раздел

Количество  часов

1

Законы

взаимодействия и движения тел

38

Контрольные работы

1

Лабораторные работы

2

2

Механические колебания и волны. Звук

13

Контрольные работы

1

Лабораторные работы

1

3

Электромагнитное поле

29

Контрольные работы

1

Лабораторные работы

2

4

Строение атома и атомного ядра

17

Контрольные работы

1

Лабораторные работы

4

5

Строение и эволюция Вселенной

6

6

Итоговое повторение

5

2

105 уроков,

к/р – 4

л/р - 9


Основные виды учебной деятельности обучающихся

(или основные формы внеурочной деятельности обучающихся)

Законы взаимодействия и движения тел

Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью (материальной точкой) для описания движения

Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

Определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач

Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости vx = vx(t)

Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные.

Механические колебания и волны. Звук

Определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; измерять жесткость пружины или резинового шнура

Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k.

Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»

Объяснять причину затухания свободных колебаний;

называть условие существования незатухающих колебаний

Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; называть характеризующие волны физические величины

Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними

Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук является продольной волной; слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука

Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры

Применять знания к решению задач

Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты

Электромагнитное поле

Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

Применять правило левой руки; определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; определять знак заряда и направление движения частицы

Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы

Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

работать в группе

Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока

Наблюдать и объяснять явление самоиндукции

Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на

большие расстояния; рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями

Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; делать выводы; решать задачи на формулу Томсона

Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации недалекие расстояния с древних времен и до наших дней»

Называть различные диапазоны электромагнитных волн

Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; объяснять суть и давать определение явления дисперсии

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; работать в группе;

слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; работать в группе

Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа

Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции

Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.

Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее»

Называть условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры термоядерных реакций; применять знания к решению задач

Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; представлять результаты измерений в виде таблиц; работать в группе

Строение и эволюция Вселенной

Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в солнечную систему приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток

Сравнивать планеты Земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет

Описывать фотографии малых тел Солнечной системы

Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней

Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять в чем проявляется нестационарность Вселенной; записывать закон Хаббла

Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»


Календарно-тематическое планирование 9 класс, физика, 3 ч в неделю

п/п

Наименование

раздела, тема урока

Дата плановая

Дата фактическая

1

Кинематика.

Техника безопасности на уроке физики.

Материальная точка. Система отсчета.

02.09

2

Перемещение.

3.09

3

Определение координаты движущегося тела

4.09

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

9.09

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

10.09

6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

11.09

7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

16.09

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

17.09

9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

18.09

10

Лабораторная работа № 1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

23.09

11

Относительность движения. Решение задач

24.09

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

25.09

13

Второй закон Ньютона

30.09

14

Решение задач «Второй закон Ньютона»

1.10

15

Третий закон Ньютона

2.10

16

Движение связанных тел

7.10

17

Решение задач «Движение связанных тел»

8.10

18

Свободное падение тела

9.10

19

Решение задач «Свободное падение тел»

14.10

20

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»

15.10

21

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость

16.10

22

Решение задач «Движение тела по вертикали с начальной скоростью и без начальной скорости»

21.10

23

Закон всемирного тяготения

22.10

24

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

23.10

25

Решение задач «Закон всемирного тяготения»

4.11

26

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. С постоянной по модулю скоростью.

5.11

27

Решение  комплексных задач «Действие нескольких сил»

6.11

28

Решение  комплексных задач «Действие нескольких сил»

11.11

29

Решение  комплексных задач «Движение по наклонной плоскости»

12.11

30

Импульс тела. Закон сохранения импульса

13.11

31

Решение задач «Закон сохранения импульса»

18.11

32

Реактивное движение. Ракеты

19.11

33

Решение задач «Закон сохранения импульса»

20.11

34

Вывод закона сохранения механической энергии

25.11

35

Решение задач «Закон сохранения энергии»

26.11

36

Решение задач «Законы сохранения»

27.11

37

Обобщающий урок «Динамика. Законы сохранения»

2.12

38

Контрольная работа № 1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

3.12

39

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Колебательные движения. Свободные колебания

4.12

40

Величины, характеризующие колебательное движение

9.12

41

Лабораторная работа № 3  «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

10.12

42

Решение задач «Колебательное движение»

11.12

43

Затухающие колебания. Вынужденные колебания

16.12

44

Резонанс

17.12

45

Распространение колебаний в среде. Волны

18.12

46

Длина волны. Скорость распространения волны

23.12

47

Источники звука. Звуковые колебания

24.12

48

Высота и тембр звука. Громкость звука

25.12

49

Распространение звука. Звуковые волны

30.12

50

Отражение звука. Звуковой резонанс

31.12

51

Контрольная работа № 2 «Механические колебания и волны. Звук»

8.01

52

Анализ контрольной работы

13.01

53

Обобщающе-повторительный урок «Колебания и волны»

14.01

54

Магнитное поле

15.01

55

Направление тока и направление линий его магнитного поля

20.01

56

Решение задач «Магнитное поле»

21.01

57

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

22.01

58

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

27.01

59

Решение задач «Индукция магнитного поля. Магнитный поток»

28.01

60

Решение задач «Индукция магнитного поля. Магнитный поток»

29.01

61

Решение задач «Индукция магнитного поля. Магнитный поток»

3.02

62

Явление электромагнитной индукции

4.02

63

Решение задач «Явление электромагнитной индукции»

5.02

64

Лабораторная работа № 4

«Изучение явления электромагнитной индукции»

10.02

65

Решение задач «Явление электромагнитной индукции»

11.02

66

Направление индукционного тока. Правило Ленца

12.02

67

Явление самоиндукции

17.02

68

Решение задач «Явление самоиндукции. Индуктивность»

18.02

69

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор

19.02

70

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

24.02

71

Напряженность электрического поля. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора

25.02

72

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

26.02

73

Принципы радиосвязи и телевидения

2.03

74

Электромагнитная природа света

3.03

75

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел

4.03

76

Типы оптических спектров.

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

9.03

77

Решение задач «Преломление света»

10.03

78

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

11.03

79

Обобщающе-повторительный урок

16.03

80

Контрольная работа № 3 по теме «Электромагнитное поле»

17.03

81

Анализ контрольной работы № 4

18.03

82

Радиоактивность. Модели атома

23.03

83

Радиоактивные превращения атомных ядер

24.03

84

Экспериментальные методы исследования частиц.

25.03

85

Лабораторная работа № 6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

6.04

86

Открытие протона и нейтрона.

7.04

87

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

8.04

88

Энергия связи. Дефект масс

13.04

89

Деление ядер урана. Цепная реакция

14.04

90

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

15.04

91

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

20.04

92

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада

21.04

93

Термоядерные реакции.

22.04

94

Контрольная работа  № 4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

27.04

95

Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада газа находящихся продуктов распада газа радона»

28.04

96

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

29.04

97

Элементарные частицы

4.05

98

Единая физическая картина мира

5.05

99

Единая физическая картина мира

6.05

100

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

11.05

101

Большие планеты Солнечной системы

12.05

102

Малые тела Солнечной системы

13.05

103

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд

18.05

104

Строение и эволюция Вселенной

19.05

105

Обобщение «Элементы астрономии»

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...