Методическая разработка внеурочного мероприятия "Турнир физиков"
методическая разработка по физике (7 класс)

Марченко Елена Валентиновна

Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов.   Игра – один из видов педагогических технологий, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.  

Методическая разработка предназначена для использования учителями физики во внеурочной деятельности по предмету: игру можно провести в рамках предметной недели или тематического вечера.  Мероприятие проходит в форме соревнования между двумя командами учащихся 7 классов. Занимательные вопросы способствуют активации познавательных процессов учащихся, учат их быстро и чётко формулировать мысли, обобщать и анализировать проблемные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марченко Елена Валентиновна                                                    МБОУ «СОШ № 10»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Методическая разработка внеурочного мероприятия

«Турнир физиков»

Марченко Елена Валентиновна, учитель физики МБОУ «СОШ № 10»,

                                                                                     г. Инты, Республики Коми


Аннотация

Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов.   Игра – один из видов педагогических технологий, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений.  

Методическая разработка предназначена для использования учителями физики во внеурочной деятельности по предмету: игру можно провести в рамках предметной недели или тематического вечера.  Мероприятие проходит в форме соревнования между двумя командами учащихся 7 классов. Занимательные вопросы способствуют активации познавательных процессов учащихся, учат их быстро и чётко формулировать мысли, обобщать и анализировать проблемные ситуации.


Оглавление

Пояснительная записка        3

Цели и задачи мероприятия        3

Содержание мероприятия        4

Сценарий мероприятия        4

Этап 1. Представление жюри, представление команд.        4

Этап 2. Конкурсы.        4

Конкурс 1. «Найди правильную дорогу»        5

Конкурс 2. «Найди общее»        5

Конкурс 3. «Загони в сарай овец»        5

Конкурс 4. «Крокодил»        6

Конкурс 5. «Выбери правильный знак»        6

Конкурс 6. «Экспериментальный»        6

Конкурс 7. «Угадай-ка»        6

Конкурс 8. «Найди ошибку»        7

Этап 3. Подведение итогов, награждение.        7

Заключение        8

Используемая литература        9

Приложение. Интерактивная презентация «Турнир физиков»        9


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность по физике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Одна из основных причин невысокой успеваемости по предмету – снижающийся интерес учащихся к изучению физики. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к предмету. Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеурочные мероприятия по физике с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, для сообщения учащимся полезных сведений из истории физики. Знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются учащимися и находят практическое применение во внеурочной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.

Внеурочная деятельность по предмету - великолепная возможность развивать интерес к учению, раскрывать свои способности, пробовать свои силы в разных областях знаний. Безотметочная деятельность даёт ребёнку право на ошибку, свободу и полёт мысли. Очень часто бывает, что ученик, не показывающий качество знаний на уроке, во внеурочной деятельности раскрывается. Это приводит к формированию уверенности в собственных силах, способствует укреплению учебной мотивации.

Умело организованная внеурочная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения учебному предмету «Физика», развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.

Внеурочная деятельность помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, воспитывает веру в свои силы, развивает у школьников чувство ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.

Цели и задачи мероприятия

Цель мероприятия:

  • способствовать повышению интереса к урокам физики, расширению кругозора учащихся; формировать коммуникативную и эмоциональную культуру;
  • способствовать развитию всех видов памяти, образного и логического мышления, культуры речи, умению объяснять процессы, происходящие в природе и жизни, умению строить определение понятий, сравнения, выбирать рациональные способы выполнения работы.

Задачи:

  • повысить интерес учащихся к физике, как одному из предметов физико-математического цикла;
  • стимулировать познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность;
  • научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Содержание мероприятия

Форма проведения: игра-соревнование двух команд.

Форму работы в виде соревнования ученики принимают с удовольствием и проявляют активность.

Задания направлены на:

  • развитие у учеников логического мышления, умения обобщать и классифицировать понятия по какому-либо общему признаку;
  • закрепление знаний по физике;
  • умение грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • развитие и закрепление навыков решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
  • развитие способности быстро ориентироваться в обстановке, оценивать свои возможности и принимать решение;
  • развитие внимательности, аккуратности, ловкости;
  • развитие умений находить, собирать нужную информацию;
  • развитие творческих способностей.

В качестве ведущего – учитель физики.

В качестве помощников-консультантов приглашаются учащиеся 10-11 классов.

Игра состоит из 8 конкурсов.

Для участия в игре создаются команды по 5 участников. Они отвечают на вопросы, предварительно обсудив ответы в команде.

В качестве игры со зрителями обеим командам предоставляется возможность разгадать 10 ребусов и принести дополнительные баллы для своей команды.

Таким образом, в игре задействован весь класс.

Межпредметные связи: информатика, математика, физика.

Техническое оснащение: компьютер, видеопроектор.

Подготовительная работа: За две недели до проведения учащиеся информированы о проведении мероприятия.

Раздается «Домашнее задание»  классам: подготовить презентацию своей команды средствами компьютерных технологий, например, слайд-шоу или видеоролик.

Учащиеся готовят «Домашнее задание» совместно с помощниками-консультантами из числа учащихся старших классов.

Сценарий мероприятия

Этап 1. Представление жюри, представление команд.

  1. В игре участвуют 2 команды по 5 человек.
  2. Игрой руководит учитель-ведущий, ему помогают учащиеся 10-11 классов.
  3. Члены жюри – учителя-предметники и подготовленные заранее старшеклассники.
  4. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
  5. Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов.
  6. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.
  7. Итоги каждого конкурса проецируются на экран.

Этап 2. Конкурсы.

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас!

Для умной игры собралась детвора.

Её начинать нам настала пора!

Начинается игра с проверки «Домашнего задания» - просмотра презентаций команд о своем классе, о школьной жизни.

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только ваши ЗНАНИЯ!!!

Учитель-ведущий предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс 1. «Найди правильную дорогу»

Команды получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначение физической величины с ее единицей и названием.

V                м                Сила

S                кг                Давление

p                м/с                Скорость

m                с                Время

v                Па                Масса

h                Н                Объем        

S                м2                Путь

F                м3                Площадь

t                м                Высота

Конкурс 2. «Найди общее»

К столу, на котором 10 предметов сложены в 2 кучки, выходят по одному представителю от каждой команды. Они должны определить общий признак для каждой кучки и назвать его.

  1. Мензурка. Весы. Линейка. Термометр. Динамометр. Часы песочные.
  2. Стакан. Трубка стеклянная. Пробирка. Предметное стекло. Колба.

(Ответ: 1. измерительные приборы; 2. вещество «стекло»)

Конкурс 3. «Загони в сарай овец»

Команды получают по 3 конверта, в которые вложены полоски с терминами. Надо найти «лишних овец».

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Масса                        Объем                        Сила

Скорость                Площадь                Длина

Время                        Давление газа        Газ

Давление                Плотность                Вес

Путь                                                Время

(Ответ: газ)

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

Весы                        Линейка                Динамометр

Барометр                Спидометр                Термометр

Мензурка                Жидкость                Часы

(Ответ: Жидкость)

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ        

Молния                Инерция                Радуга

Падение тела                Движение                Молекула

Диффузия                Нагревание                Трение

(Ответ: молекула)

Конкурс 4. «Крокодил»

При помощи мимики и жестов изобразить предлагаемую ситуацию:

  1. Все тела состоят из молекул.
  2. Силе действия всегда есть сила противодействия.
  3. В жидкости на тело действует выталкивающая сила.
  4. Все тела притягиваются друг к другу.

Конкурс 5. «Выбери правильный знак: >, < или = »

700 мм рт.ст.                101300 Па

10000 Н                20кН

100 см3                0,1 м3

150 мг                        1,5г

2700 кг/м3                0,27 г/см3

72 км/ч                20 м/с

1 ч                        2400 с

1000 МГц                15000000 Гц

250 мл                        250 см3

Конкурс 6. «Экспериментальный»

Команды получают карточки с экспериментальными заданиями, выполнив которые они должны дать объяснение физическому явлению.

Задания первой команде:

  • Возьми 2 одинаковых кусочка пластилина. Вылепи из одного лодочку (побольше), а из второго скатай шарик. Опусти их осторожно на поверхность воды. Что произойдет? Почему?
  • Возьми 2 сосуда с водой. Опусти в них по клубню картофеля. В первом картофель тонет, а во втором – плавает. Почему?
  • Сделай фонтан с помощью приборов, находящихся на столе.

Задания второй команде:

  • Яйцо плавает в соленой воде. Что будет, если доливать сверху пресную воду?
  • В пробирке вода и масло. Плотность какой жидкости больше? Почему?
  • Сделай картезианский водопад.

Конкурс 7. «Угадай-ка»

  • Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились.

                (Весы)

  • Расположите названия рек Амур, Мезень, Кубань, Енисей, Риони, Нева, Урал, Зея так, чтобы из начальных букв составилось название физического прибора. (Мензурка).
  • Поднимаемся мы в гору

Стало трудно нам дышать,

А какие есть приборы,

Чтоб давленье измерять?

                (барометр, тонометр)

  • Если тело в жидкость опустить,

Будет жидкость снизу на него давить.

Почему же тело погружается?

Может быть, здесь физика кончается?

                (Сила Архимеда)
А ну-ка, быстро посмотри

И разреши сомнения,

Скажи нам, как узнать внутри

У жидкости давление?

Конкурс 8. «Найди ошибку»

Командам зачитываются отрывки из произведений. Команды по очереди должны указать ошибки авторов в описании физических явлений. За каждый правильный ответ начисляются баллы.

  1. «Капля»

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла.

  1. «Поход»

В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы было не так жарко, они оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Дальше путешественники свернули на луг, и пришлось сбавить шаг. На ночлег расположились на берегу реки. К вечеру стало свежо, но зато после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень. Трое ребят с трудом подняли его в воде, но зато легко выбросили на берег.

Этап 3. Подведение итогов, награждение.

Подведение итогов.

Обращение к членам жюри:

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

От Вас в игре зависит очень много,

Вы рассудите справедливо ход игры и строго.

Игра со зрителями

Команды разгадывают ребусы по физике и могут принести дополнительные баллы для своих команд. (За каждый правильно отгаданный ребус -1 балл)

Протокол результатов интеллектуальной игры «Турнир физиков»

Название

команды

Конкурсы

Итого баллов

Место

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Члены жюри:_________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Жюри подводит подсчет набранных баллов за игру каждой командой, объявляет и награждает победителей и участников.

Обращение к участникам игры:

Ребята!

          Наука - это труд тяжелый!

Наука - это волшебство,

И если в жизни раз коснулся ее сердцем...

Взлететь от радости открытья будет вам дано!

Спасибо всем участникам!!! До новых встреч!

Заключение

Проблема воспитания интереса к учению - труднейшая и важнейшая задача. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно, но, тем не менее, проблема вызвать устойчивый познавательный интерес существует. Непрерывно всеми педагогами ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса к предмету.

Использование различных методов обучения, в том числе игр, способствует погружению учащихся в активное контролируемое общение, где они получают знания и учатся взаимодействовать с другими людьми.

Внеурочные мероприятия являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов; способствуют использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.


Используемая литература

  • Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  • Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 классы.- Волгоград, Изд. «Учитель- АСТ», 2002г.
  • Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
  • Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).
  • Синичкин В.П., Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
  • Интернет - фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • Ребусы – ресурсы Интернет: Яндекс-картинки

Приложение. Интерактивная презентация «Турнир физиков»



Подписи к слайдам:

Слайд 5

( Ответ : Жидкость) ( Ответ : газ) ( Ответ : молекула)

Слайд 9

(Весы) (Мензурка). (барометр, тонометр) (Сила Архимеда) ( p= ρ gh )

Слайд 11

АНОД ГЕНЕРАТОР

Слайд 12

ГРАДУС ДВИГАТЕЛЬ

Слайд 13

КОЛЕБАНИЕ РЕЗОНАНС

Слайд 14

СКОРОСТЬ ТЕПЛОЕМКОСТЬ

Слайд 15

ФИЗИКА ЭНЕРГИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...

Методическая разработка урока по физике "Физика в стакане чая"

Урок, связанный с поварским искусством, повторительно-обобщающий урок по разделу «Молекулярная физика»  проводится в виде «чайной церемонии». На этот урок можно пригласить мастера производственно...

Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"

laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ  ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики".

Сценарий внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики" для учащихся 9 класса....

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Физика - это интересно!"

Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов и интерактивную презентацию. Мероприятие является аналогом телевизи...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Физика в сварке"

В данной презентации представлена лишь небольшая часть физики, необходимая для качественного овладения профессией.Без знаний по физике невозможно стать грамотным специалистом.Физика делает человека не...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике и астрономии "Покоряем космос"

Данное мероприятие предназначено для  расширения  кругозора и интеллекта обучающихся дополнительными знаниями  о космосе и первооткрывателей современной космонавтики, способствует разви...