Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике и астрономии "Покоряем космос"
методическая разработка по физике (10, 11 класс)
Данное мероприятие предназначено для расширения кругозора и интеллекта обучающихся дополнительными знаниями о космосе и первооткрывателей современной космонавтики, способствует развитию любознательности, показывает огромные возможности науки физика, способствует формированию навыков работы в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokoryaem_kosmos.doc | 938.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятие по физике и астрономии
«Покоряем космос»
Подготовила преподаватель
Ключникова Н.В.
Белгород, 2021г.
Научно - познавательное путешествие по теме:
«Покоряем космос»
Цель:
- расширить кругозор и интеллект дополнительными знаниями студентов о космосе и первооткрывателей современной космонавтики;
-развивать любознательность, показать огромные возможности науки физика, формирование навыков работы в команде.
Задачи мероприятия.
-Образовательная: привлечь внимание студентов к истории космических побед, формирование интеллектуальной культуры студентов.
-Развивающая: способствовать развитие самостоятельности и активности мышления, умственных способностей, связанных с формированием устойчивых познавательных интересов;
-Воспитывающая: воспитание творческих способностей и умения работать в коллективе, воспитание патриотизма, гордость и чувство уважения к русским ученым, покорившим бездну космическое пространство.
Форма: устный журнал.
Оборудование: макет ракеты, портреты первых космонавтов; фотографии отряда первых космонавтов; мультимедийный проектор; видеозаписи: «Космическая музыка», видеоклип песни: А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был?»
Методы организации: научно - познавательное путешествие, сообщение новых знаний, КВН «Космос»
Технологии: мультимедийная
Технические средства: мультимедийная установка, персональный
компьютер, электронная презентация в MS Power Point, демонстрационный экран.
Место проведения: кабинет физики
Оформление кабинета.
Два ведущих открывают журнал, затем объявляют каждую следующую страницу журнала.
Оформление каждой страницы: выступление студентов, демонстрация видеосюжетов о космосе, показ презентации «История космических побед», видеоклип песни: А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был?» . Каждый участник команды имеют бумажные самолетики.
Программа мероприятия.
I. Вступительная часть: вступительное слово преподавателя; представление участников мероприятия.
II. Основная часть.
1.Устный журнал. Сообщения ведущих о фактах и событиях истории космических побед.
2. КВН «Космос»
1 Тур. Конкурсы: «Приветствия команд. Разминка. Капитаны». Подведение итогов жюри
2 Тур. Конкурсы: По кратерам Луны. Завтрак космонавта. Космический марафон ». Подведение итогов жюри
I1I.Заключительная часть: Жюри подводит итоги и объявляет победителя, награждение участников игры грамотами
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Проверить готовность участников к проведению мероприятия.
Звучит космическая видеомузыка.
2. Сообщение темы и цели мероприятия.
Преподаватель. Добрый день уважаемые гости и студенты, присутствующие на сегодняшнем мероприятии посвященной космонавтики, которое проводится в рамках недели физико – математического цикла. Тема научно познавательного путешествия в мир космического пространства «История космических побед».
Мы с вами сегодня посетим страницы устного журнала, которые вам расскажут о тайнах пространства великого космоса. Ведущие сегодняшнего мероприятия студентки группы № 23 «Экономика и бухгалтерский учет: Ярцева Олеся, Мкоян Ирина, Прибытнова Екатерина и Фенько Алина познакомят вас с историей представления Земли и небо в древности. Вам будут представлены конструкции первых летающих аппаратов, а также вас познакомят с первыми людьми освоения космоса: изобретателями, инженерами, космонавтами, космическими кораблями и многими другими интересными фактами, связанными с освоением космоса.
По плану программы мероприятия будет проходить космический КВН, участниками которого являются представители группы № 25 «Механизация с/х». Поэтому я обращаюсь с просьбой к командам гр. № 25 МСХ и болельщикам предельно внимательно слушать сообщения ведущих, так как ваши знания понадобятся в ходе конкурсов и соревнований.
Вступительное слово преподавателя.
В устах учёных много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать в море, но небо было огромным и непонятным для него. Человек поселил в небо богов. А человеку хотелось подняться в небо самому. И тогда возникали сказания о людях, которые могут летать, появлялись фантастические романы на эту тему, конструировались летающие аппараты, так и оставшиеся на земле.
И вот наступил 20 век. Уже летали в небо самолеты, а в космос поднялись первые спутники Земли. На одном из них находилось живое существо собака. Люди верили: недалек тот день, когда в космос шагнет человек.
И вот 12 апреля 1961 года среда, обычный трудовой день. Утром он был прерван сообщением «Работают все радиостанции Советского Союза!
Впервые в мире… Человек в космосе. И мы с вами будем тоже отмечать 12 апреля 2017 года Всемирный день космонавтики.
3. Основная часть.
Преподаватель. А сейчас требуется особое ваше внимания уважаемые команды и болельщики. Слово предоставляется нашим ведущим. А вы в свое время фиксируйте, запоминайте, анализируйте события космических побед.
1.Какими представляли Землю и небеса люди в древности
Ведущая 1: Первая страница устного журнала: «Какими представляли Землю и небеса люди в древности»
Древние греки думали, что Земля – плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, реки и озера. Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах-великанах. Наши предки-славяне – считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица».
Ведущая 2: На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! Алладин летал на волшебном ковре-самолёте, Баба-Яга неслась над землёй на ступе, Иванушку несли на крыльях гуси-лебеди.
Ведущая 1: Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов сказал так:
Открылась бездна
Звёзд полна,
Числа нет звёздам,
Бездне - дна!
2.Первые крылья человечества
Ведущая 2: Следующая страница журнала «Первые крылья человечества»
Леонардо да Винчи как учёный и инженер обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.
3.Циолковский Константин Эдуардович
Ведущая 3: Переходим на страницы, которые нам расскажут о русских изобретателях, конструкторах, космонавтах.
Циолковский К.Э., русский изобретатель, основоположник современной
космонавтики, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе около солнечное пространство». «Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», - добавлял учёный. Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию ракеты, предложил использовать для ракет жидкое топливо, продумал устройство ракеты и вывел основную формулу движения ракеты. Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями!
4.Королёв Сергей Павлович
Ведущая 4: Все идеи Циолковского воплотил в жизнь Королёв Сергей Павлович. Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.
4 октября 1957 года произошло событие, которое потрясло весь мир,- был запущен первый искусственный спутник Земли (ИСЗ). Это было первое, сотворённое человеком тело, которое не упало на Землю, а стало вращаться вокруг неё.
Ведущая 3: Учёные мечтали о полёте человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полётов на наших верных четвероногих помощниках – собаках. Для пробных полётов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливее, и неприхотливее, и очень смышлены.
Ведущая 4: 19 августа 1961года стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами на борту – Белкой и Стрелкой. Они провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз. Кроме собак на борту корабля были мыши, крысы, семена растений. Все благополучно вернулись на Землю. Наконец всё было подготовлено для полёта в космос человека.
5.Гагарин Юрий Алексеевич
Ведущая 1: 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете увидел Землю из космоса. Она показалась ему прекрасной! Юрий Гагарин принёс славу нашей Родине. Мы можем гордиться им. В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд. Каждый год 12 апреля в нашей стране отмечается замечательный праздник – День космонавтики.
6.Пионеры космоса
Ведущая 2: Откроем страницу журнала «Пионеры космоса».
6-7 августа 1961 года на корабле «Восток-2» в космос полетел Герман Титов. Он совершил 17 витков вокруг Земли. Это был первый в мире многовитковый полёт. C 14 по 19 июня и с 16 по 19 июня 1963 года опять в космосе два корабля: «Восток-5», пилотируемый Валерием Быковским и «Восток-6», на котором полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова. Этот совместный полёт продолжался 70 часов.
Ведущая 1: С 12 по 13 октября 1964 года на околоземную орбиту поднялся первый многоместный корабль «Восход». На его борту находились три человека: командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и учёный Константин Феоктистов. Впервые в космосе работали люди разных специальностей, которые проводили наблюдения и изучение космического пространства.
Ведущая 2: 18-19 марта 1965 года – в космическом пространстве – «Восход-2». Командир корабля – Павел Беляев, второй пилот – Алексей Леонов, который впервые в мире вышел из корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля.
7.На Луну
Ведущая 3: Нас встречает страница журнала «На Луну»
Первым (и пока единственным) небесным телом на которое высадились обитатели нашей планеты, стала Луна. Советский Союз и Соединенные Штаты запускали к Луне автоматические межпланетные станции. Сначала они только фотографировали поверхность спутника, а потом начали. совершать посадки на Луне.
Ведущая 4: Первыми землянами, осуществившими экспедицию на Луну, стали Нейл Армстронг, Майкл Каллинз, Эдвин Олдрин. Экипаж доставил на Луну космический корабль «Аполлон-11». Полёт длился 8 суток и 3 часа – с 16 по 24 июля 1969 года. На Луне астронавты провели 31 час 31 минуту. Впоследствии на Луне побывали экипажи ещё 4 «Аполлонов».
Ведущая 3: В январе 1973 года с советской станции «Луна-21» на поверхность нашего спутника был спущен «Луноход-2» - необычная машина, сконструированная специально для работы в открытом космосе. Луноходом управляли с Земли по телевизионному и радиоканалам. Он проработал на нашем спутнике несколько месяцев и прошёл по поверхности в общей сложности 37 километров.
8.Стыковка в космосе
Ведущая 4: А теперь посетим страницы журнала «Стыковка в космосе» и «Космические станции»
В 1975 году две мировые державы – Советский Союз и Соединённые Штаты Америки приняли программу ЭПАС – экспериментальный полёт «Аполлон» - «Союз». 17 июля 1675 года состоялась стыковка двух кораблей. Космонавты А. Леонов, В. Кубасов и астронавты Т. Стафферд, Д. Слейтон, В. Браундт пожали друг другу руки на орбите.
9.Космические станции «Мир» и «Международные космические станции».
Ведущая 1: Следующим шагом в освоении космического пространства стало появление орбитальных станций – крупных научно-исследовательских комплексов. Советская орбитальная станция «Мир», выведенная на орбиту 20 февраля 1986 года, проработала 15 лет. За это время на борту «Мир» побывало 104 космонавта, со станцией состыковалось 109 космических аппаратов.
Ведущая 2: В 1998 году Россия и США приступили к постройке МКС – Международной космической станции. Это огромный орбитальный комплекс, лаборатория для совместной работы российских и американских исследователей космоса. Космонавты и астронавты проводят исследования, ставят эксперименты и достраивают станцию.
10.Вывод
Преподаватель: Искусственные спутники Земли по-прежнему день и ночь несут вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звёздами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «нельзя, же вечно жить в колыбели!». Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!
И сегодня отправляемся в космический полет на двух кораблях «Астроном» и «Космонавт». Дорогу осилит идущий, а звездную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.
Уверена, что экипажи наших космических звездолетов состоит только из таких ребят. Участниками корабля «Астроном» являются студенты …….
Участниками корабля «Космонавт» являются студенты ……
А сейчас попрошу представится капитанов кораблей ………
Оценивать знание, находчивость, эрудиционную способность участников космического полета космическое жюри в составе ……
За каждый правильный ответ -1 балл, максимальная оценка – 5 баллов.
КВН «Космос»
Преподаватель. Итак, внимание! Приготовились команды кораблей «Астроном» и « Космонавт»
- Пять, четыре, три, два, один, ноль!!!! Пуск. Поехали!
(Участники кораблей бросают бумажные самолетики в зал)
1 тур
1 конкурс «Приветствие команд»
Преподаватель. Вас приветствует экипаж «Астроном» (Слова приветствия говорит команда)
Галактика наша
Далека от вашей.
Но такой игры
Мы не смогли пропустить.
От чистого сердца желаем
Сильнейшему в ней победить.
Смелее ввысь
К далёким звёздам унестись!
Преподаватель. Вас приветствует экипаж «Космонавт». (Слова приветствия говорит команда)
Раз, два, три, четыре!
Три, четыре, раз, два!
Это кто с весёлой песней
Здесь шагает дружно в ряд?
Это смена космонавтов –
Наш космический отряд.!
Полетим на Альтаир,
Завоюем звёздный мир!
2 конкурс «Разминка»
Преподаватель. Итак, команды представились и сейчас мы проведём разминку. Каждая команда должна быстро и правильно ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Астроном. Как называется костюм у космонавта? (скафандр)
Космонавт. Как называется место старта космического корабля? (космодром)
Астроном Почему космонавты не едят ложкой? (мешает невесомость)
Космонавт. Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)
3 конкурс «Капитаны»
Преподаватель. Итак, вы на планете Земля. Капитаны космических кораблей отдыхают в звёздном городке. (Капитаны разуваются, им завязывают глаза и рассаживают на стульях. Обувь перемешивают и складывают в центр круга.) Звучит сигнал: «Срочно прибыть на ракету!». Капитаны должны обуться и подбежать к своему кораблю. Первый, вернувшийся в своей обуви, получает 5 баллов и т.д. Кто не уложился в отведённое время, перепутал обувь, «заблудился», баллов не получает.
Подведение итогов
А теперь предоставляем слово нашему многоуважаемому жюри, которое озвучит итоги 1 тура.
2 Тур
4 конкурс «По кратерам Луны»
Преподаватель. Земля – удивительная планета. На ней живут люди, животные, растения. А на других планетах жизни нет. Американские космонавты побывали на Луне и увидели там безжизненную поверхность. Внимание! А теперь мы с вами побываем на Луне и пройдёмся по лунным кратерам. (Участникам даются по 2 листа. Они их перекладывают и идут по ним). Кто первым преодолеет путь по лунным катерам, получает 5 баллов. На старт внимание марш!
5 конкурс «Завтрак космонавта»
Преподаватель.
И буфетов тоже нет,
Так что нужно быть готовым
Захватить с собой обед.
Да мы с вами уже долго летаем и проголодались. Но пищу космонавт должен брать с собой. Еда запаяна в тубы, пакеты; космонавту не нужны ложки, вилки. Они пищу выдавливают прямо в рот.
Представители команд получают бутылочки с сосками, в которых налит чай (сок). Надо как можно быстрее выпить его.
Кто первым опустошить бутылочку с напитком, тот получает 5 баллов.
На старт внимание марш!
6 конкурс Космический марафон
За время нашего полета уже определился лидер. Но еще не все решено. Везение дело случая. За каждый правильный ответ начисляется команде 1 балл. Если команда будет затруднятся в ответе, то болельщики могут помогать своей команде.
Вопросы команде «Астроном»
1.Что означает слово «астрономия»? (наука о звездах)
2.Когда американские астронавты впервые высадились на поверхность Луны? (1969 г.)
3.С какой наукой тесно связана астрономия? (физикой)
4.Какой ученый был сожжен на костре за пропаганду идей гелиоцентризма? (Джордано Бруно)
5. Основной научный метод изучение астрономии? (наблюдение)
Вопросы команде «Космонавт»
1.Что изучает «космогония»? (Происхождение небесных тел?
2.Когда был запущен 1-й искусственный спутник Земли? (4октября 1957 г.)
3.Первая женщина – космонавт? (Валентина Терешкова)
4.Кто из ученых возродил идею суточного вращения Земли? (Коперник)
5.Кто был первым космонавтом земли?( Юрий Гагарин)
Преподаватель. Вот и завершается наш космический полёт. Пока жюри подводит общие итоги КВНа и через1-2 минуты, мы узнаем победителя.
А сейчас музыкальная пауза. Видеоклип песни: А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был?»
А теперь слово предоставим нашему компетентному жюри, которое объявит победителя научно познавательного путешествия «История космических побед»
3.Заключительная часть.
1.Подведение итогов жюри.
Жюри подводит итоги и объявляет победителя, награждение участников КВН грамотами.
Преподаватель. Я благодарю всех участников за участие в сегодняшнем мероприятии и хочу вручить грамоты участникам космического полета.
1.Награждается почетной грамотой победитель и обладатель 1-го места научно познавательного путешествия «История космических побед»
владеющий прочными знаниями и эрудицией экипаж: _____________________ ________________________________________
2.Награждается почетной грамотой победитель и обладатель 2- го места научно познавательного путешествия «История космических побед» за смекалку и сообразительность экипаж: __________________________________
Преподаватель: А теперь бы мне, уважаемые друзья, хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии
2. Рефлексия.
1.Какие интересные факты, события о космосе вы узнали на сегодняшнем мероприятии?
2.Какие моменты научно познавательного путешествия «История космических побед» особенно были интересными и вам запомнились?
3.Заключительное слово преподавателя:
Наше мероприятия подошло к концу. Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни. Сегодня нет ни проигравших, ни победителей, ведь главное не победа, а участие. Благодарю наших ведущих за интересные сообщения о космосе и участников команд и болельщиков за активное участие в КВНе!
И вот настали минуты расставания, желаю счастья и удачи вам.
Я надеюсь, что это мероприятие вызвала у вас самые положительные эмоции. Вы смогли посмотреть друг на друга и показать себя с самой хорошей стороны.
Так, постигайте мир науки творенья. Дерзайте, творите, вершите. И в заключении скажу:
Прекрасен этот звёздный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
В добрый путь, друзья, до новых встреч!
Литература:
- Г.Я. Мякишев. Физика 10-11 класс, М: Дрофа, 2013г.
- Я. И. Перельман «Занимательная физика», М: Полиграфиздат, 2012г.
- В.П. Синичкин, О.П. Синичкина «Внеклассная работа по физике», С: ОАО «Издательство Лицей» 2002г.
- Н.А. Янушевская «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 10-11 классы», издательство «Панорама», ООО «Глобус», 2009г.
- http://book33.ru/istoria-drugoe/istoriya-poyavleniya-magnitov.html
- http://каталог-статей.рф/obschestvo/history/vesy-istoria-vozniknovenia-vesov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в восьмом классе "Чаепитие и физика"
Вашему вниманию предлагается вариант проведения внеклассного мероприятия в восьмом классе по теме “ Тепловые явления ” из опыта работы автора....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике "Физика - наука опытная"
Физика-наука опытная...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики".
Сценарий внеурочного мероприятия "Вечер занимательной физики" для учащихся 9 класса....
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Турнир физиков"
Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов. Игра – один из видов педагогических техноло...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Физика - это интересно!"
Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов и интерактивную презентацию. Мероприятие является аналогом телевизи...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике и астрономии для 9-11 классов: викторина "Знатоки космоса"
Методическая разработка рассчитана на детей старшего школьного возраста и будет интересна педагогам школьных учреждений, а также педагогам дополнительного образования.Викторина проводится с использова...
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Физика в сварке"
В данной презентации представлена лишь небольшая часть физики, необходимая для качественного овладения профессией.Без знаний по физике невозможно стать грамотным специалистом.Физика делает человека не...