Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др
рабочая программа по физике (11 класс)

    Рабочая программа по физике 11 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_11_klass-19-20g.doc328 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2019 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР МБОУ «КСОШ №1»

_________ /                         ./

Дата «___»________2019г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Анчиков В.Д./

Приказ № ______________

от______________ 2019 г.

Рабочая программа

«Физика»

11 класс

Составлена:   Потаповой Г.Н.

учителем физики

первой

квалификационной категории

Кяхта

2019 г.

Программа по физике 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012  №273 – ФЗ;

 - Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного МО РФ от 05.03.2004 №1089

- Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.)

- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН  2.4.2.28.21 -10»  от 29.12.2010 г. №189 (зарегистр. 03.03.2011 г.) ред. от 24.11.2015 ;  

- Приказа Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в ред.Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008.№241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).

- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018.

- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

- В соответствии с Учебным планом МБОУ «Кяхтинская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год;

- Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;

 Данная программа по физике за курс 11 класса, согласно Базисному учебному плану МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1», рассчитана на учебный год (102 часа, 3 часа в неделю).

-  Рабочая программа по физике составлена на основе  программы  среднего (полного) общего образования по физике для базового уровня 10-11 классов  (автор П.Г. Саенко, издательство «Просвещение»).

Адресат, объём и сроки обучения.

 Предлагаемая программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне и  предусматривает обучение   3 часа в неделю (102 ч за учебный год).

Роль и место дисциплины.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

                                               Актуальность.

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Физика, как определено государственным базисным учебным планом общеобразовательной школы, входит в число обязательных учебных предметов. На старшей ступени (10-11 классы), где изучение физики призвано обеспечить с одной стороны гармоничное развитие учащихся, а с другой, подготовить их к будущей профессиональной деятельности. На фоне этих современных требований, изучение физики составляет неотъемлемую часть полноценного образования и становления вполне самостоятельной творческой личности.  Физика   как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит значительный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, формирования основ научного мировоззрения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики. Принципиально новым в стандарте по физике является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. Поэтому, в процессе изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.

Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованные в повседневной жизни, важные для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи, электронной техники, осуществление контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Возрастные особенности учащихся

Юность – важный период в развитии человека. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные  познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. 

Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков  юноши тянутся к общению  со взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. В этом возрасте формируется восприятие и переживание природы, появляются духовные ценности.

- выбор профессии.

- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;

- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;

- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;

- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;

- субъективное переживание, чувство взрослости;

Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей , им неинтересно записывать готовые решения, поэтому в работе учителя используют такие формы обучения, в которых можно реализовать их активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности.

          Особенности программного материала:

  1.      Современные требования к организации учебного процесса. 

К началу учебного года, учащиеся 11 «А», приступившие к  изучению физики, уже обладают определенными компетенциями:

предметно-информационная:

деятельностно-коммуникативная:

      ценностно-ориентационная:

  По отношению к себе:  

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности  на этапе активного становления личности
  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку
  • понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.

По отношению к другим:

  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем
  • понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции  личности.

По отношению к учебной деятельности:

  • понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации
  • понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона
  • осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах
  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.

По отношение к миру:

  • готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.

В этот класс пришли школьники, которые желают изучать физику, что позволит  подготовить ребят к их будущей профессиональной деятельности Большинство учащихся данного класса проявляют хорошие математические способности. Поэтому свои уроки я стараюсь насытить большим количеством разнообразных по форме и содержанию задач, разнообразить опытами, демонстрациями, используя в своей работе как

  • объяснительно – иллюстративный способ обучения
  • деятельностный способ обучения, который протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.

От урока к уроку стараюсь применять компетентностный подход  к обучению, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности:

  • практические задания
  • лабораторные работы
  • домашние опыты
  • нестандартные задачи
  • физический практикум

 В процессе осуществления познавательной деятельности на уроке, стараюсь ориентировать учащихся на способы получения знаний, а не на результат, при этом предоставляю возможность выбора средств:

  • обсуждение вопросов в микрогруппе
  • обращение к справочной литературе, словарям
  • обсуждение вопросов и способов решения задач дома с родителями

В этом случае обеспечивае6тся возможность самостоятельного выполнения учащимися учебного действия, даже если оно ошибочно. Создается ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.

Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся на данной ступени обучения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики.

Поэтому принципиально новым в стандарте по физике  на данной ступени, является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В процессе изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний.

Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.

                                 2. Характеристика УМК

Линия учебно-методических комплексов (УМК) по физике (базовый уровень) Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Чаругин В.М. 10-11 классы (под редакцией Парфентьевой Н. А.)

УУМК для 11 класса (базовый уровень)

         Поурочное планирование для 10-11 классов

Завершённая предметная линия учебников по физике для старшей школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего образования.

Учебники физики Г. Я. Мякишева и др. для средней школы на протяжении многих лет остаются одними из самых популярных. Их высокий уровень соответствует богатому отечественному и мировому опыту создания школьных учебников по физике, новым требованиям, отвечающим потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества. Это наглядно отражено в научном содержании, методическом аппарате и самой модели учебников.

В физике одинаково важную роль играют и познавательная, и коммуникативная деятельность. Поэтому в учебниках Г. Я. Мякишева и др. широко представлены возможности формирования самых разнообразных умений и компетенций: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, в рамках проекта и т. д. Разносторонний и ёмкий методический аппарат стимулирует формирование познавательных потребностей учеников.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется как через содержание, так и через систему заданий.

Материал учебников тщательно отобран в соответствии с фундаментальным ядром содержания образования. Не входящий в программу базового уровня материал выделен в параграфах для тех учащихся, которые изучают физику более подробно. В начале параграфов приведены вопросы, актуализирующие основные знания и умения перед изучением нового материала. После параграфов даны вопросы, предусматривающие самопроверку учащихся как на базовом, так и на повышенном уровне.

Ссылки на ключевые слова, приведённые в конце каждого параграфа, дают учащимся возможность приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий.

Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.

Особенности линии УМК

  • Содержание учебника соответствует современному состоянию физики и учитывает её последние достижения.
  • Структурно-содержательная модель учебника — эффективное средство для организации собственной учебной деятельности и достижения планируемых результатов.
  • Методическая модель учебника построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.
  • Система вопросов и заданий содержит:
  • блоки самостоятельных решений
  • лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению
  • задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск информации
  • блоки подготовки к итоговой аттестации
  • примерный план для составления конспектов изученного материала
  • блоки, содержащие темы рефератов и проектных работ, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в том числе в медиасреде.

Цели изучения физики Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основное содержание (102 часа)

Тема

Кол-во часов

К/р

Л/р

1

Основы электродинамики

Магнитное поле

Электромагнитная индукция

18

9

9

1

2

2

Колебания и волны

32

Механические колебания

6

1

1

Электромагнитные колебания

14

Механические волны

4

1

Электромагнитные волны

8

3

Оптика

22

Геометрическая оптика

10

1

2

Волновая оптика

8

2

4

Элементы теории относительности

4

5

Квантовая физика

20

Световые кванты

5

Атомная Физика

4

Физика атомного ядра

11

1

6

Физическая картина мира

1

7

Обобщающее повторение

9

1

ИТОГО:

102

6

7

                                                                   

                 

Контрольные работы

Лабораторные работы

Тема

Тема

1

Основы электродинамики

https://statgrad.org/

1

Наблюдение действия магнитного поля на ток

2

Механические и электромагнитные колебания https://statgrad.org/

2

Изучение явления электромагнитной индукции

3

Механические  и электромагнитные  волны https://statgrad.org/

3

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

4

Оптика. https://statgrad.org/

4

Измерение показателя преломления стекла

5

Физика атомного ядра  https://statgrad.org/

6

Итоговая работа      https://statgrad.org/

5

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

6

Измерение длины световой волны

7

Наблюдение спектров

Приложение:  Контрольно-измерительные материалы:  МИОО

 система СтатГрад РФ     https://statgrad.org/

3.4 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 Естественные науки

Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

- сформированность основ целостной научной картины мира;

- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: 

«Физика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

4) сформированность умения решать физические задачи;

5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Задачи учебного предмета

Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

  • формирования основ научного мировоззрения
  • развития интеллектуальных способностей учащихся
  • развитие познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики
  • знакомство с методами научного познания окружающего мира
  • постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
  • вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире

Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.                    
  • Информационно-коммуникативная деятельность:ладение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,  импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

3.5 Содержание курса

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Физика и методы научного познания

Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ТЕОРИЙ. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Основные элементы физической картины мира.

Механика

Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.

Электродинамика

Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.

Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;

для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики

ГИПОТЕЗА ПЛАНКА О КВАНТАХ. Фотоэффект. Фотон. ГИПОТЕЗА ДЕ БРОЙЛЯ О ВОЛНОВЫХ СВОЙСТВАХ ЧАСТЕЙ. КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ. СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ГЕЙЗЕНБЕРГА.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

МОДЕЛИ СТРОЕНИЯ АТОМНОГО ЯДРА. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. ДОЗА ИЗЛУЧЕНИЯ. ЗАКОН РАДИОАКТИВНОГО РАСПАДА И ЕГО СТАТИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЭВОЛЮЦИИ СОЛНЦА И ЗВЕЗД. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. ПРИМЕНИМОСТЬ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИРОДЫ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

Наблюдение и описание движения небесных тел.

Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров

Национально – региональный компонент.

Кяхтинский краеведческий музей им академика МА Обручева:  П Л Шиллинг в 1830—1832 гг. участник научной экспедиции в Восточную Сибирь.   Создатель в 1832 году клавишного телеграфного аппарата с индикаторами, выполненными на основе стрелочного гальванометра. Друг АС Пушкина.

Гусиноозёрская ГРЭС крупнейшая в Забайкалье конденсационная электростанция  и крупнейшее предприятие Республики Бурятия, обеспечивает электроэнергией потребителей Бурятии и соседних регионов, а также тепловой энергией город Гусиноозёрск.

3.6 Тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

1

Взаимодействие токов. Магнитное поле. ТБ

1

2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля

1

3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.  

1

4

Решение задач на применение силы Ампера

1

5

Лабораторная работа № 1: «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

1

6

Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера. Громкоговоритель

1

7

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

1

8

. Магнитные свойства вещества

1

9

Решение задач на применение закона Ампера и силы Лоренца

1

1.2 Электромагнитная индукция

10

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

1

11

Закон электромагнитной индукции

1

12

Вихревое электрическое поле.

1

13

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

1

14

Самоиндукция. Индуктивность

1

15

Лабораторная работа № 2 « Изучение явления электромагнитной индукции»

1

16

Энергия магнитного поля Электромагнитное поле.

1

17

Решение задач на применение закона электромагнитной индукции

1

18

Контрольная работа № 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1

Раздел 2. Колебания и волны

2.1 Механические колебания

19

Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания.

1

20

Математический маятник. Динамика колебательного движения.

1

21

Гармонические колебания.

1

22

Фаза колебаний.

1

23

Лабораторная работа № 3            

« Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

1

24

Превращение энергии при гармонических колебаниях. Резонанс и борьба с ним.

1

2.2. Электромагнитные колебания

25

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур

1

26

Аналогия между электромагнитными и механическими колебаниями.

1

27

Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре..

1

28

Переменный электрический ток.

1

29

Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

1

30

Активное, емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

1

31

Решение задач по теме: действующее значение силы тока и напряжения, сопротивление в цепи переменного тока.

1

32

Резонанс в электрической цепи.

1

33

Генератор на транзисторе. Автоколебания.  

1

34

Генерирование электрической энергии.

1

35

Трансформатор

1

36

Производство, использование электрической энергии

1

37

Передача электрической энергии. Эффективное использование электрической энергии.

1

38

Контрольная работа № 2: «Механические и электромагнитные колебания»

1

 2.3.  Механические волны

39

Волновые явления. Распространение волн.

1

40

Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны.

1

41

Распространение волн. Звуковые волны

1

42

Решение задач.

1

2.4. Электромагнитные волны

43

Что такое электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.

1

44

Плотность потока электромагнитного излучения. Изобретение радио А. С. Поповым.

1

45

Принцип радиосвязи.

1

46

Модуляция и детектирование. Простейший радиоприёмник

1

47

Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Радиолокация.

1

48

Понятие о телевидении. Развитие средств  связи.

1

49

Повторительно  – обобщающий урок «Механические и электромагнитные волны»

1

 50

Контрольная работа № 3 «Механические и электромагнитные волны»

1

Раздел 3. Оптика

3.1.  Геометрическая оптика

51

Развитие взглядов на природу света. Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.

1

52

Законы преломления света.

1

53

Полное отражение.

1

54

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла»

1

55

Решение задач на законы отражения и преломления.

1

56

Линзы. Построение изображения в линзе.

1

57

Формула линзы.

1

58

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

1

59

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Геометрическая оптика»

1

60

Решение задач по теме «Геометрическая оптика»

1

3. 2. Волновая оптика

61

Дисперсия света.

1

62

Интерференция механических волн и света.

1

63

Дифракция механических волн и света.

1

64

Дифракционная решетка

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны»

1

65

Поперечность световых волн. Виды излучений. Источники света.

1

66

Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Лабораторная работа №7 «Наблюдение спектров»

1

67

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Шкала электромагнитного излучения.

1

68

Контрольная работа № 4 «Геометрическая и волновая оптика»

1

3.3. Элементы теории относительности

69

Законы электродинамики и принцип относительности.

1

70

Постулаты теории относительности. Релятивистский закон сложения скоростей.

1

71

Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика.

1

72

Связь между массой и энергией. Решение задач.

1

Раздел 4. Квантовая физика.

4.1. Световые кванты

73

Зарождение квантовой теории. Фотоэффект.

1

74

Теория фотоэффекта. Решение задач.

1

75

Фотоны.

1

76

Применение фотоэффекта.

Давление света. Химическое действие света. Фотография.

1

77

Повторительно – обобщающий урок «Фотоэффект»

1

4.2. Атомная физика.

78

Строение атома. Опыты Резерфорда.

1

79

Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору.

1

80

Лазеры.

1

81

Решение задач.

1

4.3. Физика атомного ядра

82

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1

83

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета - и гамма- излучения. Радиоактивные  превращения.

1

84

Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1

85

Изотопы. Их получение и применение. Открытие нейтрона.

1

86

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер.

1

87

Ядерные реакции.

1

88

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1

89

Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.

1

90

Элементарные частицы. Открытие позитрона.Античастицы.

1

91

Рещение задач по теме «Атом и атомное ядро»

1

92

Контрольная работа №5 «Атом и атомное ядро»

1

Раздел 5. Физическая картина мира (1 ч)

93

Физическая картина мира

1

Обобщающее повторение  

94

Повторение: Кинематика. Законы Ньютона

1

95

Повторение: Силы в природе

1

96

Повторение: Законы сохранения в механике

1

97

Повторение: Основы МКТ. Газовые законы

1

98

Повторение: Термодинамика

1

99

Повторение: Электростатика

Законы постоянного тока

1

100

Диагностическая работа СтатГрад РФ

1

101

Диагностическая работа СтатГрад РФ

1

102

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...