Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа по физике 10 класс базовый уровень УМК ГЯ Мякишев и др 3 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_10_klass.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2019 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1» _________ / ./ Дата «___»________2019г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Анчиков В.Д./ Приказ № ______________ от______________ 2019 г. |
Рабочая программа
«Физика»
10 класс
Составлена: Потаповой Г.Н.
учителем физики
первой
квалификационной категории
Кяхта
2019 г.
Программа по физике 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного МО РФ от 05.03.2004 №1089
- Примерной программы среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (базовый уровень) и авторской программы Г.Я.Мякишева 2006 года (сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., М. «Просвещение» 2006г.) рекомендованный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.)
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.28.21 -10» от 29.12.2010 г. №189 (зарегистр. 03.03.2011 г.) ред от 24.11.2015г;
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312 (в ред.Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008.№241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74).
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018.
- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».
- В соответствии с Учебным планом МБОУ «Кяхтинская СОШ №1» на 2019-2020 учебный год;
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»;
Данная программа по физике за курс 10 класса, согласно Базисному учебному плану МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1», рассчитана на учебный год (105 часов, 3 часа в неделю).
- Рабочая программа по физике составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по физике для базового уровня 10-11 классов (автор П.Г. Саенко, издательство «Просвещение»).
Адресат, объём и сроки обучения.
Предлагаемая программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне и предусматривает обучение при 3 ч в неделю (105 ч за учебный год).
Роль и место дисциплины.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Актуальность.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Физика, как определено государственным базисным учебным планом общеобразовательной школы, входит в число обязательных учебных предметов. На старшей ступени (10-11 классы), где изучение физики призвано обеспечить с одной стороны гармоничное развитие учащихся, а с другой, подготовить их к будущей профессиональной деятельности. На фоне этих современных требований, изучение физики составляет неотъемлемую часть полноценного образования и становления вполне самостоятельной творческой личности. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит значительный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, формирования основ научного мировоззрения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики. Принципиально новым в стандарте по физике является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. Поэтому, в процессе изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.
Образовательный стандарт по физике включает систему знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованные в повседневной жизни, важные для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи, электронной техники, осуществление контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире, определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Возрастные особенности учащихся
Юность – важный период в развитии человека. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Юность завершает этап первичной социализации. Но в отличие от подростков юноши тянутся к общению со взрослым человеком, проявляющим уважение к их личности.
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.
Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.
В 10 классе после напряженного 9-го дети несколько расслабляются, на первый план опять выходит общение, то есть происходит продление моратория на детство. Но затягивать этот период нельзя, потому что юность имеет свои задачи, которые должны быть решены.
Между тем, программа построена таким образом, что требования заметно увеличиваются. Кроме того дети входят в новый классный коллектив, могут утвердиться в нем или ухудшить свои результаты: отличник может начать учиться хуже, а троечник лучше.
Но самое главное: наш ребенок – совсем взрослый человек, поэтому обращаюсь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком.
Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности старшеклассников, но часто и определяет ее. В этом возрасте формируется восприятие и переживание природы, появляются духовные ценности. Чувство любви раскрывает им «я» другого человека. Важнейшие проблемы этого периода:
- выбор профессии и выбор партнера общения.
- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
- субъективное переживание, чувство взрослости;
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей , им неинтересно записывать готовые решения, поэтому в работе учителя используют такие формы обучения, в которых можно реализовать их активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности.
Особенности программного материала:
- Современные требования к организации учебного процесса.
К началу учебного года, учащиеся 10 «А», приступившие к изучению физики, уже обладают определенными, сформированными за курс основной школы, компетенциями:
предметно-информационная:
деятельностно-коммуникативная:
ценностно-ориентационная:
По отношению к себе:
- уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления личности
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку
- понимание важности владения методами умелого самоопределения при выборе профиля дальнейшего обучения с учетом индивидуальных склонностей и потребностей региона.
По отношению к другим:
- понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем
- понимание роли коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.
По отношению к учебной деятельности:
- понимание особой ценности школьного образования на этапе подростковой социализации
- понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона
- осознание ценности получаемых знаний для обоснованного выбора профиля обучения в старших классах
- понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
По отношение к миру:
- готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания.
В этот класс пришли школьники, которые желают изучать физику, что позволит подготовить ребят к их будущей профессиональной деятельности Большинство учащихся данного класса проявляют хорошие математические способности. Поэтому свои уроки я стараюсь насытить большим количеством разнообразных по форме и содержанию задач, разнообразить опытами, демонстрациями, используя в своей работе как
- объяснительно – иллюстративный способ обучения, так и
- деятельностный способ обучения, который протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.
От урока к уроку стараюсь применять компетентностный подход к обучению, заключающийся в овладении обучающимися практическими навыками использования приобретенных знаний во всех видах повседневной деятельности:
- практические задания
- лабораторные работы
- домашние опыты
- нестандартные задачи
- физический практикум
В процессе осуществления познавательной деятельности на уроке, стараюсь ориентировать учащихся на способы получения знаний, а не на результат, при этом предоставляю возможность выбора средств:
- обсуждение вопросов в микрогруппе
- обращение к справочной литературе, словарям
- обсуждение вопросов и способов решения задач дома с родителями
В этом случае обеспечивае6тся возможность самостоятельного выполнения учащимися учебного действия, даже если оно ошибочно. Создается ситуация, в которой ученик имеет возможность увидеть достигнутый индивидуальный результат, порадоваться достигнутому, произвести его самооценку.
Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся на данной ступени обучения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики.
Поэтому принципиально новым в стандарте по физике на данной ступени, является личностно-ориентированный подход при определении целей обучения, деятельностный характер изучения предмета, развитие учащихся, воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В процессе изучения физики нужно не сообщать школьникам систему готовых знаний, а организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение физических явлений, измерение физических величин, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению физических закономерностей, объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов, практическое применение физических знаний.
Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований физических явлений.
2. Характеристика УМК
Линия учебно-методических комплексов (УМК) по физике (базовый уровень) Мякишева Г. Я., Буховцева Б. Б., Сотского Н. Н.. 10-11 классы (под редакцией Парфентьевой Н. А.)
Завершённая предметная линия учебников по физике для старшей школы обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего образования.
Учебники физики Г. Я. Мякишева и др. для средней школы на протяжении многих лет остаются одними из самых популярных. Их высокий уровень соответствует богатому отечественному и мировому опыту создания школьных учебников по физике, новым требованиям, отвечающим потребностям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества. Это наглядно отражено в научном содержании, методическом аппарате и самой модели учебников.
В физике одинаково важную роль играют и познавательная, и коммуникативная деятельность. Поэтому в учебниках Г. Я. Мякишева и др. широко представлены возможности формирования самых разнообразных умений и компетенций: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, в рамках проекта и т. д. Разносторонний и ёмкий методический аппарат стимулирует формирование познавательных потребностей учеников.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется как через содержание, так и через систему заданий.
Материал учебников тщательно отобран в соответствии с фундаментальным ядром содержания образования. Не входящий в программу базового уровня материал выделен в параграфах для тех учащихся, которые изучают физику более подробно. В начале параграфов приведены вопросы, актуализирующие основные знания и умения перед изучением нового материала. После параграфов даны вопросы, предусматривающие самопроверку учащихся как на базовом, так и на повышенном уровне.
Ссылки на ключевые слова, приведённые в конце каждого параграфа, дают учащимся возможность приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий.
Учебники могут использоваться при работе по разным педагогическим технологиям.
Особенности линии УМК
- Содержание учебника соответствует современному состоянию физики и учитывает её последние достижения.
- Структурно-содержательная модель учебника — эффективное средство для организации собственной учебной деятельности и достижения планируемых результатов.
- Методическая модель учебника построена на приоритете формирования предметных и универсальных учебных действий.
- Система вопросов и заданий содержит:
- блоки самостоятельных решений
- лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению
- задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск информации
- блоки подготовки к итоговой аттестации
- примерный план для составления конспектов изученного материала
- блоки, содержащие темы рефератов и проектных работ, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в том числе в медиасреде.
Цели изучения физики Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
№ | Тема | Кол-во часов | К/р | Л/р | |
1 | МЕХАНИКА Введение Кинематика | 40 1 10 | 2 | 1 | |
2 | Динамика | 13 | |||
3 | Законы сохранения в механике | 12 | 1 | ||
4 | Статика | 4 | |||
5 | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | 31 | 2 | 1 | |
6 | ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ | 29 | 1 | 2 | |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 2 | 1 | |||
7 | резерв | 3 | |||
ИТОГО: | 105 | 6 | 5 |
Контрольные работы | Лабораторные работы | |||
№ | Тема | № | Тема | |
1 | Кинематика https://statgrad.org/ | 1 | Изучение движения тела по окружности | |
2 | Механика https://statgrad.org/ | 2 | Изучение закона сохранения механической энергии | |
3 | МКТ. Газовые законы https://statgrad.org/ | 3 | Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака | |
4 | Агрегатные состояния вещества | 4 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | |
5 | Электростатика https://statgrad.org/ | |||
6 | Итоговый тест https://statgrad.org/ | 5 | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников |
Приложение: Контрольно-измерительные материалы: МИОО
система СтатГрад РФ https://statgrad.org/
Содержание курса
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ТЕОРИЙ. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ СИЛА ЗАКОНОВ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ И ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНИМОСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. ПОРЯДОК И ХАОС. НЕОБРАТИМОСТЬ ТЕПЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Национально – региональный компонент.
Метеонаблюдения в г. Троицкосавске (г. Кяхта) В 1876 году врач Константин Петрович Козих открыл Метеостанцию. Наблюдения были не полными, с большими проблемами. С 1885 г станция перешла в г. Троицкосавск. Результаты наблюдений периодически публиковались в трудах местного отделения Географического Общества
Школьный краеведческий комплекс «Наследие»: Инженер-физик Николай Рукавишников первый гражданский командир космического корабля. В 1979 году совершил свой третий космический полёт в качестве командира космического корабля и впервые в вручную совершил посадку в аварийном режиме. Работал заместителем начальника отделения НПО Энергия. Председатель Федерации космонавтики СССР. (1981—1991). Дважды Герой Советского Союза.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Естественные науки
Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
- сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:
«Физика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- формирования основ научного мировоззрения
- развития интеллектуальных способностей учащихся
- развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
- знакомство с методами научного познания окружающего мира
- постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
- вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Курс физики в программе структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физики в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Перечень учебно – методического обеспечения.
10 класс
- Физика. 10 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
- Физика. 10 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
- Физика. 10 – 11 классы. Поурочное планирование. Шилов В. Ф.
3.6 Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
МЕХАНИКА | ||||
Введение | ||||
1 | Механическое движение и механика как его теория | 1 | ||
Кинематика | ||||
Глава 1. Кинематика точки | ||||
2 | Виды механического движения и способы его описания | 1 | ||
3 | Перемещение.Скорость равномерного прямолинейного движения | 1 | ||
4 | Равномерное прямолинейное движение и его описание | 1 | ||
5 | Относительность движения | 1 | ||
6 | Движение с постоянным ускорением | 1 | ||
7 | Свободное падение и его описание | 1 | ||
8 | Равномерное движение материальной точки по окружности | 1 | ||
9 | Решение задач «Кинематика точки» Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности» | 1 | ||
Глава 2. Кинематика твёрдого тела | ||||
10 | Поступательное и вращательное движение твёрдого тела | 1 | ||
11 | Обобщающее повторение. Контрольная работа № 1 «Кинематика» | 1 | ||
Динамика | ||||
Глава 3. Законы механики Ньютона | ||||
12 | Тела и их взаимодействие. Инерциальное движение | 1 | ||
13 | Первый закон Ньютона. | 1 | ||
14 | Сила – характеристика действия | 1 | ||
15 | Второй закон Ньютона. Масса – характеристика инертности тела. | 1 | ||
16 | Третий закон Ньютона – закон взаимодействия | 1 | ||
17 | Инерциальные системы отсчёта. Принцип относительности Галилея | 1 | ||
18 | Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. Решение задач | 1 | ||
19 | Обобщающее повторение «Законы механики Ньютона» | 1 | ||
Глава 4. Силы в механике | ||||
20 | Виды взаимодействий и виды сил. Сила упругости. Закон Гука | 1 | ||
21 | Закон всемирного тяготения | 1 | ||
22 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость | 1 | ||
23 | Сила трения | 1 | ||
24 | Обобщение и контроль знаний «Силы в механике» | 1 | ||
Законы сохранения в механике | ||||
Глава 5. Закон сохранения импульса | ||||
25 | Движение материальной точки. Импульс | 1 | ||
26 | Закон сохранения импульса | 1 | ||
27 | Решение задач «Закон сохранения импульса» | 1 | ||
28 | Реактивное движение и его использование в освоении космического пространства | 1 | ||
29 | Самостоятельная работа «Закон сохранения импульса» | 1 | ||
Глава 6. Закон сохранения энергии | ||||
30 | Механическая работа и мощность | 1 | ||
31 | Энергия как характеристика состояния системы. Кинетическая энергия | 1 | ||
32 | Работа силы тяжести. Решение задач | 1 | ||
33 | Работа силы упругости. Решение задач | 1 | ||
34 | Потенциальная энергия Решение задач | 1 | ||
35 | Закон сохранения энергии в механике Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | ||
36 | Самостоятельная работа | 1 | ||
Статика | ||||
Глава 7. Равновесие абсолютно твёрдых тел | ||||
37 | Равновесие тела. Виды и законы равновесия | 1 | ||
38 | Совершенствование знаний и умений «Равновесие тел» | 1 | ||
39 | Обобщение - механическая картина мира | 1 | ||
40 | Контрольная работа № 2 Механика | 1 | ||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ||||
Глава 8. Основы молекулярно-кинетической теории | ||||
41 | Основные положения МКТ | 1 | ||
42 | Характеристики молекул. Решение задач | 1 | ||
43 | Характеристики движения и взаимодействия молекул | 1 | ||
44 | Статистические закономерности. Решение задач | 1 | ||
45 | Решение задач «Основные положения МКТ» | 1 | ||
46 | Свойства вещества с точки зрения молекулярно- кинетических представлений | 1 | ||
47 | Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 | ||
48 | Решение задач «Основное уравнение МКТ идеального газа» | 1 | ||
Глава 9. Температура. Энергия теплового движения молекул | ||||
49 | Температура как макроскопическая характеристика газа | 1 | ||
50 | Решение задач «Температура как макроскопическая характеристика газа» | 1 | ||
51 | Экспериментальный метод определения скоростей молекул газа | 1 | ||
Глава 10. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | ||||
52 | Уравнение состояния идеального газа. Решение задач | 1 | ||
53 | Газовые законы. Решение задач Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | ||
54 | Контрольная работа № 3 «МКТ. Газовые законы» | 1 | ||
Глава 11. Взаимные превращения жидкостей и газов | ||||
55 | Реальный газ. Воздух. Пар | 1 | ||
56 | Решение задач «Реальный газ. Воздух. Пар» | 1 | ||
57 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 1 | ||
58 | Решение задач «Взаимные превращения жидкостей и газов» | 1 | ||
Глава 12. Твёрдые тела | ||||
59 | Строение и свойства кристаллических и аморфных тел | 1 | ||
60 | Механические свойства твёрдых тел | 1 | ||
61 | Решение задач «Твёрдые тела» | 1 | ||
Глава 13. Основы термодинамики | ||||
62 | Термодинамическая система и её параметры | 1 | ||
63 | Термодинамические процессы | 1 | ||
64 | Первое начало термодинамики | 1 | ||
65 | Применение первого закона термодинамики к различным процессам | 1 | ||
66 | Решение задач «Первое начало термодинамики» | 1 | ||
67 | Необратимость тепловых процессов. Второе начало термодинамики | 1 | ||
68 | Принцип действия тепловых двигателей | 1 | ||
69 | Решение задач «Основы термодинамики» | 1 | ||
70 | Конференция на тему «Тепловые двигатели и их роль в жизни человека» | 1 | ||
71 | Контрольная работа № 4 «Агрегатные состояния вещества» | 1 | ||
Основы электродинамики | ||||
Глава 14. Электростатика | ||||
72 | Что такое электродинамика. Взаимодействие электрических зарядов | 1 | ||
73 | Закон Кулона | 1 | ||
74 | Решение задач «Закон кулона» | 1 | ||
75 | Механизм взаимодействия электрических зарядов | 1 | ||
76 | Решение задач. Линии напряжённости | 1 | ||
77 | Дискретность электрического заряда. Решение задач | 1 | ||
78 | Проводники в электростатическом поле | 1 | ||
79 | Диэлектрики в электрическом поле | 1 | ||
80 | Энергетические характеристики электрического поля | 1 | ||
81 | Связь напряжённости и разности потенциалов. Эквипотенциальная поверхность | 1 | ||
82 | Электроёмкость. Конденсатор | 1 | ||
83 | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов | 1 | ||
84 | Контрольная работа № 5 «Электростатика» | 1 | ||
Глава 15. Законы постоянного тока | ||||
85 | Физическое явление «постоянный электрический ток». Закон Ома для участка цепи | 1 | ||
86 | Электрические цепи и их закономерности | 1 | ||
87 | Работа и мощность постоянного тока | 1 | ||
88 | Решение задач «Электрический ток на участке цепи» | 1 | ||
89 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 | ||
90 | Решение задач «Закон Ома для полной цепи» Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | ||
91 | Решение задач «Законы постоянного тока» Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | 1 | ||
Глава 16. Электрический ток в различных средах | ||||
92 | Основные положения электронной теории проводимости металлов | 1 | ||
93 | Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры | 1 | ||
94 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость | 1 | ||
95 | Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод | 1 | ||
96 | Транзистор | 1 | ||
97 | Электрический ток в вакууме и его применение | 1 | ||
98 | Электрический ток в расплавах и растворах электролитов. Закон электролиза Фарадея | 1 | ||
99 | Электрический ток в газах | 1 | ||
100 | Плазма. Практическое использование плазмы | 1 | ||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | ||||
101 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | ||
102 | Контрольная работа №6 Итоговый тест | 1 | ||
Резерв – 3 часа: | ||||
103 | Тренировочные или диагностические работы через систему СтатГрад РФ | 1 | ||
104 | Тренировочные или диагностические работы через систему СтатГрад РФ | 1 | ||
105 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...