Методический семинар «Пропедевтический курс как средство формирования устойчивого интереса школьников к изучению физики»
методическая разработка по физике (6 класс)
Выступление на методическом семинаре, которое рассказывает о первых итогах введения пропедевтики в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический семинар.
Слайд 1Свое выступление я начну с вопроса к присутствующим: Какой самый популярный предмет по выбору для сдачи ЕГЭ?
А второй по популярности?
Слайд 2
Да именно физика, но какой огромный разрыв в процентах. Хотя последние три года маятник качнулся в сторону технических направлений, процесс повышения интереса к инженерным направлениям идет медленно, и усилия вузов в этом не являются определяющими. Слайд 3.В нашей школе тоже до недавнего времени предпочтение детей отдавалось гуманитарным наукам. Учащиеся показывали высокие результаты по этим дисциплинам на школьном и муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников, занимали призовые места и в крае, а по точным наукам, в частности по физике, были годы вообще без призеров. Назревал вопрос: «Как поднять интерес к предмету?» На мой взгляд, начинать развивать интерес к физике нужно не в средней и старшей школе, а гораздо раньше. Слайд 4.На протяжении десяти лет в рамках программы «Преемственность между начальным и среднем уровнем образования» в нашей школе проводятся недели знакомства с предметами естественного цикла для учеников начальной школы. Они всегда вызывают у ребят неподдельный интерес и даже восторг. Об этом свидетельствуют отзывы четвероклассников.
С введением нового учебного плана, соответствующего федеральным образовательным стандартам, появилась возможность предложить участникам образовательного процесса пропедевтический курс по физике в 6 классах. Я сразу взялась за разработку программы для него. Курс был одобрен на родительских собраниях.
В чем же я видела необходимость преподавания пропедевтики физики в 6 классах? Помимо повышения интереса к изучению физики и формирования предметных навыков, что дает возможность осваивать физику на старшей ступени более успешно. Пропедевтический курс позволяет развивать УУД, например, сформировать мотивацию к его изучению; способствует развитию интеллекта и творческих способностей учащихся, повышению успеваемости по предметам всего естественно-научного цикла, ведь пропедевтический курс предполагает взаимосвязь физики и других предметов.
Вводя пропедевтический курс физики в шестых классах, необходимо было учитывать психологические особенности младшего подросткового возраста. От того, как пройдет этот этап обучения, во многом будет зависеть и успешность перехода младших подростков к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиски общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний. Все эти особенности я постаралась учесть при разработке рабочей программы. Слайд 6. Идея пропедевтики в школе не нова и попытки ее введения были не единожды, и в качестве внеурочной деятельности, и в качестве опережающего обучения. Поэтому программы пропедевтических курсов существовали. Но, изучив многие из них, я все-таки решилась на создание своей. Слайд 7. Курс рассчитан на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода, вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность. Курс включает в себя 26 лабораторных(практических) работы, 6 проектов (индивидуальных и групповых). Все это позволяет ученикам на каждом уроке проводить исследования, опыты, быть активными участниками образовательного процесса. А значит, пробовать себя в роли экспериментатора, изобретателя, оратора.
Весь учебный материал адаптирован с учетом возрастных особенностей учащихся.
Курс решено было сделать оценочным. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся - педагогически сложная и психологически тонкая операция. Она требует проявления чуткости и педагогического такта. Оценка в данном случае должна побуждать ученика к получению знаний, всегда нести положительную мотивацию к учению. Этот курс было решено ввести не для того чтоб ученики выучили больше формул к седьмому классу, а для того чтобы они свободно могли ориентироваться в физической картине окружающего мира. Ученики на этих уроках, вне зависимости от своего уровня интеллекта, должны почувствовать себя успешными. А учитель, наблюдая и анализируя действия своих подопечных, уже к седьмому классу сможет выстроить индивидуальный подход к каждому ученику, сможет предложить дифференцированное обучение.
Слайд 8. А сейчас о главном, о результатах, которые были получены по итогам мониторинга введения пропедевтического курса.
Я проанализировала уровень успеваемости и качества по физике в 7-х классах, которые учились без пропедевтики (2015-2016 уч.год) и которые начали изучение предмета в 6 классе (2016-2017 уч.год). При выходе из начальной школы уровень знаний в этих параллелях был приблизительно одинаковый.
Результаты представлены в виде диаграмм.Слайд 9-11
Данные исследования показывают, что и качество, и успеваемость учащихся, изучавших пропедевтический курс, выше. Результаты анкетирования нынешних 8-ков, которые первыми в школе изучили пропедевтический курс говорят о том, что им легче осваивать физику, в частности анализировать процессы, решать задачи, выполнять лабораторные и практические работы, писать проекты.
Ученики так же отметили, что знания, полученные на уроках физики, они с успехом применяют на уроках по другим предметам: на химии, биологии и географии. Значит, я на верном пути.
Не сказать о трудностях с которыми я столкнулась, а некоторые и предугадала, тоже нельзя. Учащиеся медленно пишут в этом возрасте, и поэтому нужна была тетрадь на печатной основе, но готового варианта не нашлось, поэтому для каждого урока я разработала рабочие листы. Учащимся необходимо не только демонстрировать эксперимент, но и дать возможность самостоятельно его проводить, следовательно, необходимо использовать все возможности лабораторного оборудования кабинета физики, в том числе и возможности виртуальных лабораторий, а это требует большой предварительной подготовки. Мультимедийное и интерактивное сопровождение на 6 классы отсутствует, и я должна была его подготовить самостоятельно. Еще один интересный момент-это домашние лабораторные работы. Они требуют совместной деятельности с родителями. Я постаралась их сделать интересными и доступными, что позволило со временем объединить всех участников образовательного процесса. Ведь не так часто родители проводят время с детьми, тем более в совместной «научной» работе. Все задания имели практическое применение. Родители, выполняя их, были на высоте, что способствовало росту их авторитета у детей. Слайд 12
За долгие годы работы в школе я поняла, что один из главных принципов обучения заложен в словах Альберта Эйнштейна «Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они могут сами учится». Реализовать его мне помогает в том числе и курс пропедевтики по физике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные компьютерные технологии как одно из средств формирования устойчивого интереса к химии.
Статья на тему «Информационные компьютерные технологии как одно из средств формирования устойчивого интереса к химии»...
Формирование познавательного интереса школьников на уроках физики
...избирательная направленность познавательного интереса всегда связана и с отношением его к предмету. В познании школьника, как и любого другого человека, отражение в сознании явлений и процессов дан...
Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики
Существует необходимость в разработке мотивационного компонента процесса обучения физике,т.к.в существующей практике обучения занимательность занятий в классе способствует поддержанию интереса в обуче...
Формирование устойчивого интереса школьников к народным декоративным промыслам России на занятиях ИЗО. Рисование русской красавицы в стиле вологодских кружев.
Формирование устойчивого интереса школьников к народным декоративным промыслом России."Рисование русской красавицы в стиле вологодских кружев"....
Методический семинар "Химический эксперимент как средство формирования УУД"
Методический семинар "Химический эксперимент как средство формирования УУД"...
методический семинар "Историческая карта как средство формирования познавательных"
конспект и презентация методического семинара...
Методическая разработка «Пропедевтика физической науки как средство формирования устойчивого интереса школьников к предмету » Автор: Пальчикова Елена Анатольевна , учитель физики ,педагог дополнительного образования ГБОУ лицея №395 Санкт-Петербурга.
Методическая разработка предлагает интересный материал-проекты обучающихся , способствующие формированию устойчивого интереса школьников к предмету-физике....