методический семинар "Историческая карта как средство формирования познавательных"
методическая разработка

Литягина Оксана Николаевна

конспект и презентация методического семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Историческая карта как средство формирования познавательных УУД.

Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию методический семинар по теме: «Историческая карта как средство формирования познавательных УУД». В требованиях к уровню подготовки выпускников основной и  старшей школы, планируемым результатам, к числу основных относится умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема). На протяжении  нескольких лет в мониторинговых процедурах различного уровня по истории (комплексная работа, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) предлагается комплекс заданий, позволяющий оценить картографические умения и знания обучающихся.

В чем я вижу основную идею опыта. Это достижение метапредметных результатов, в частности познавательных УУД, на уроках истории посредствам заданий, направленных на формирование картографических умений. Отсюда вытекает цель опыта: создание условий для формирования познавательных УУД через применение заданий, направленных на формирование  картографических умений.

Для достижения этой цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по изучаемой теме;

2. Отследить уровень сформированности познавательных УУД у обучающихся;

3. Из множества методических приемов работы с картой отобрать те методические приемы, которые, на мой взгляд, способствуют формированию познавательных УУД на уроках истории;

4.Разработать тексты заданий в соответствии с отобранными приемами и апробировать их на разных этапах урока;

5. Отследить эффективность разработанных средств и сформулировать выводы, исходя из анализа полученных результатов.

Выбор моей темы не случаен. Т.к. проанализировав типичные ошибки участников мониторинговых процедур на уровне Омской области и России я выяснила, что задания с исторической картой оказались одними из самых трудных.   Выпускники школ продемонстрировали   очень низкий уровень владения умением   использовать легенду карты, не узнавали предложенный фрагмент, не находили историко-географические объекты на карте. Кроме этого исторические карты отличаются от географических карт.

Считаю, что применение заданий для работы с  картой на уроке позволяет мне решить массу проблем, стоящих перед современной системой образования:

  • проблему перехода от репродуктивного к продуктивному уровню обучения;
  • проблему узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков;
  • проблему отсутствия связи между обучением и социализацией ребёнка.

Использую две методики работы с картой: (учитель работает у карты) и (учитель организует самостоятельную деятельность обучающихся).

Прежде всего, обучаю своих учеников проводить  атрибуцию (описание)  исторической  карты  в  целом  и  информации,  представленной  на карте.

Затем предлагаю им выполнить задания, предполагающие:

- самостоятельное изложение материала с опорой на историческую карту;

- нанесение объектов на контурную карту (постепенно,  к  VIII  –  IX классам, такую работу можно проводить без использования атласов и карт из учебника в качестве подсказки);

- ответы на вопросы по исторической карте.

На слайде представлен алгоритм действий обучающихся при работе с картой.

Алгоритм чтения исторической карты.

1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);

2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3. Найди необходимую информацию на карте  и ответь на вопрос.

Считаю, что главный принцип использования исторической карты следующий: карта – это источник информации, также как и текст учебника, письменные и изобразительные источники.

На уроках истории для достижения метапредметных результатов использую такие методические приемы работы с картой, которые способствуют формированию познавательных УУД.

Приведу примеры методических приемов и заданий к ним, разработанных и апробированных мною на уроках истории. На слайде перед вами пример задания для 5 класса по теме «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.»,

Методический прием: модификация или создание собственных условных знаков.

Ребята, на исторической карте можно найти много информации, надо только научиться ее читать. Ученые придумали специальные условные знаки, которые различаются по форме, размеру, цвету.Без знания условных знаков нельзя «прочесть» карту. Какие условные знаки выбы предложили, если были бы учеными.

Задание.

Используя карту Древнего Египта, создай новую легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе.

Алгоритм действий ученика перед вами на слайде.

Для этого:

1.Внимательно рассмотри карту и прочитай ее легенду.

2. Замени представленные в легенде условные знаки новыми.

3.Обменяйтесь легендами карты  с соседом. Проверь у соседа по парте все ли условные знаки представлены.

Данное задание направлено на формирование таких УУД, как устанавливать аналогии; использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию.

Планируемые результаты перед вами. работать с легендой карты; понимать условные обозначения.

Пример выполненного учеником  задания на слайде.

Представляю задание, направленное на формирование умения осуществлять анализобъектов с выделением существенных и несущественных признаков.

  1. Тема: «Государство на берегах Нила». 5 класс Методический прием: от общего к частному. Содержание задания перед вами.
  1. Задание: найди дельту Нила на карте мира. Определи, что это за материк, какие моря омывают берега материка.  
  2. Изучите  карту «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» в атласе.
  3. Отметь на карте «Египетское царство в середине II тысячелетия до н.э.» географические объекты, которые определил в задании №1.
  4. Заштрихуй на карте мира  один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалось Египетское царство.

Формируемые УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Планируемый результат: умение определять место фрагмента карты в пространстве и во времени.

А при выполнении задания по теме:  «Крымская война 1853-1856гг.» 9 класс

 (методический прием:«Юные картографы») у ребят формируется умения читать историческую карту с опорой на легенду и умение применять информацию для решения учебных задач; делать выводы; добывать, перерабатывать и представлять информацию.

Более высокий уровень деятельности школьников при работе с картографическим материалом — это выполнение творческих заданий. С одним из творческих заданий вы можете познакомиться в раздаточном материале на стр.4. Это задание по теме: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

А использование методического приема «письмо с пропусками» позволяет создать условия для осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных действий. Задание на этот методический прием перед вами на слайде (читаю задание)

  1. Тема: «Государство на берегах Нила» 5 класс

Методический прием: письмо с пропусками.

Представьте, что Вы выловили бутылку, в которой находилось  письмо с просьбой о помощи. Но некоторые слова размыло водой и их нельзя прочитать. Для восстановления послания можно воспользоваться картой.

Задание: Восстановите послание. Для этого:

  1. Изучи карту «Древний Египет», стр.33 учебника.
  2. Вставь недостающие по смыслу части текста.
  3. Сравни ответ с образцом, подсчитай количество совпадений.
  4. Оцени ответ по критериям.

Это задание направлено формирование познавательных УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Планируемые результаты: работать с легендой карты; понимать условные обозначения.

Следующее задание в методическом пособии, стр.7 по теме:«Политическая раздробленность в Европе и на Руси», 6 класс позволяет сформировать умение извлекать информацию, делать логические выводы, сравнивать.

Используемый методический прием: сравнение информации, представленной на нескольких картах.

Задание: Сравните карты «Русское государство    в  X -  начале  XII века» и «Русское государство в  XII веке».

  1. Внимательно прочитай легенду карты.
  2. Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи).
  3. Ответь на вопрос: «Что изменилось в XII веке?»
  4. Предложи свое название для карты «Русское государство в  XII веке».

Формируемые познавательные УУД и планируемые результаты вы также видите в пособии.

Большую роль в развитии пространственной локализации играет работа с «немыми» контурными картами. Слайд

Слайд

На слайде в первом столбце таблицы представлены задания на  контурной карте репродуктивного уровня.  С целью формирования познавательных УУД предлагаю обучающимся задания в иной формулировке, т.е. на продуктивном уровне, где им необходимо самостоятельно добыть информацию в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход на противоречие в информации и попытку объяснения противоречия.

Таблица “Примеры заданий для работы с контурной картой (история, 5 класс)”

Репродуктивный уровень(воспроизведение информации)

Продуктивный уровень (самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза).

1. Выделитеосновные районы земледелия;

2. Подпишитестолицы Древнего Египта;

3. Обозначьтерайон пирамид;

4. Покажитеграницу Египетского государства в 15 в. до новой эры.

1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием (отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями);

2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте);

3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила;

4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте.Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуйобъяснить причину появления этого противоречия.

С другими методическими приемами и с заданиями к ним вы можете ознакомиться в методическом пособии к методическому семинару  и  на личном сайте. Некоторые задания в брошюре разработаны в соответствии с правилами разработки УПЗ и УПрЗ.

Для диагностики уровня сформированности познавательных УУД мною используется методика педагогического наблюдения. Результаты этого наблюдения представлены на слайде. Построенная диаграмма наглядно отражает динамику роста количества учеников имеющих средний уровень их сформированности, а также позитивную динамику уровня формирования познавательных УУД  отдельных обучающихся по годам обучения.

Работа с картой на уроке способствует не только формированию познавательных УУД, но и позволяетулучшить результаты освоения учениками программного материала.слайд

Данная тема является темой моего самообразования. Работаю я над ней второй год. Своим опытом делюсь на ШМО, а в содружестве с учителем географии осуществляю межпредметные связи.

Подводя итоги, всего выше сказанного, могу утверждать, что такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но и  способен взять на себя ведущую роль и помочь ребёнку мыслить, искать, развиваться.

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами русского педагога   К.Д.Ушинского: «Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Проектная технология, как средство формирования познавательной деятельности обучающихся.

В настоящее время в системе образования происходят интенсивные изменения. Они задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Такая ли...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Занимательные задания как средство формирования познавательного интереса в обучении математике

Умению работать творчески нужно учиться. На первых этапах творческой деятельности необходимо использовать приемы занимательности. ценность занимательных заданий заключается в том, что с их помощью учи...

" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....

Ментальные карты как средство формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы.

Презентация к выступлению на педагогическом совете "Внедрение ФГОС в основной школе"...