Методический семинар "Химический эксперимент как средство формирования УУД"
презентация к уроку
Методический семинар "Химический эксперимент как средство формирования УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodseminar_yakovlevoy_n.i.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методический семинар Химический эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий.
Актуальность и обоснование. Считаю, что выбранная мною тема методического семинара является актуальной, так как перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе реализации стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся, а это создаёт возможность успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения учиться.
Моя задача, как учителя. Cоздать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках химии. Вовлечь всех учеников в активный познавательный процесс, смоделировать атмосферу сотрудничества при решении проблем, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Помочь сформировать собственное аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся. Иными словами - сформировать универсальные учебные действия.
Роль химического эксперимента в формировании универсальных учебных действий, на мой взгляд, очень велика. С его помощью можно отработать все виды ууд . Однако за последние несколько лет в школьном химическом эксперименте произошли многие принципиальные изменения: стали доступны видеозаписи экспериментов, программы для проведения имитационных экспериментов (при которых учащиеся «проводят реакции» на экране монитора), уделяется повышенное внимание вопросам безопасности школьников, что приводит к сокращению реального эксперимента . Длительное время материально-техническое оснащение школ было таким, что эксперименты не проводились, и культура школьного химического эксперимента в значительной мере была утрачена.
С приходом в школу новых образовательных стандартов, реальный химический эксперимент снова стал одним из главных методов обучения химии. Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание и развитие. Из всего выше сказанного, я хочу сформулировать цель моего методического семинара : познакомить присутствующих с опытом использования химического эксперимента при формировании УУД на уроках химии
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим » . (А. М. Бутлеров) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (Русская пословица)
Требования к эксперименту Наглядность, выразительность опытов. Кратковременность опытов. Убедительность, доступность, достоверность. Безопасность выполняемых опытов.
Регулятивные универсальные учебные действия. Химический эксперимент даёт хорошую возможность для формирования регулятивных универсальных учебных действий. При выполнении практических работ обучающиеся определяют цель работы, планируют ее выполнение, прогнозируют результат. Учатся корректировать свои ошибки и делать выводы, как по каждому опыту, так и по работе в целом.
С целью формирования регулятивных ууд предлагаю задания следующего типа: Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся, в том числе в приложениях к учебникам.
Важную роль при формировании УУД играют задания, в которых золожена проблемная ситуация Золушка собралась на бал. Но мачеха не хотела отпускать ее на бал, поэтому приготовила смесь из гвоздей, древесных опилок, песка и соли и дала ей задание: выбрать гвозди и соль из смеси. Золушка быстро справилась с заданием и успела на бал. Объясните и покажите, как Золушка так быстро справилась с этим заданием.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают : -владение учащимися общеучебными , логическими и знаково-символическими УУД Познавательные общеучебные УУД способствуют : - самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. .
Для формирования познавательных ууд я использую задания на решение экспериментальных задач по осуществлению цепочки превращений. Например : CuCl2→Cu(OH)2 → Х → Cu В данной ситуации, учащиеся переводят язык знаков и символов в химический язык, устанавливают взаимосвязь между классами веществ, а также логически определяют неизвестное вещество и осуществляют цепочку химических превращений.
Х орошим примером для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий в 8 классе служат опыты, которые я использую при изучении темы: «Химические свойства представителей классов неорганических соединений ». Обучающиеся по парам, а если нет такой возможности, индивидуально выполняют лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства кислот (солей, оснований, оксидов). Первый ученик на примере раствора соляной кислоты, второй на примере раствора серной кислоты. Испытание раствора кислот индикатором (лакмус). Взаимодействие кислот с цинком и медью. Взаимодействие кислот с оксидом меди. Взаимодействие кислот с гидроксидом натрия. Взаимодействие кислот с карбонатом кальция. Самостоятельно делают вывод о том, с какими веществами взаимодействуют кислоты, обмениваются результатами опытов, записывают уравнения реакций. Вместе делают вывод, о том что кислоты проявляют общие свойства .
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают : - социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Мысленный эксперимент. Задание выполняется в паре или группе. В пробирках находятся растворы нитратов марганца ( II ), стронция, свинца ( II ) и цинка. 1) Как, используя разбавленные растворы серной кислоты и гидроксида натрия, определить эти соли? Приведите ход рассуждений. 2) Напишите уравнения протекающих реакций.
Для формирования коммуникативных УУД у обучающихся использую задания на получение вещества: получение водорода -8 класс, получение углекислого газа – 9 класс, получение этилового эфира – 10 класс. Такие задания требуют совместных действий, чтобы собрать простейший прибор, провести химические реакции, оформить результаты опыта, сделать выводы.
С целью формирования УУД на уроках химии использую видеозаписи опытов по неорганической и органической химии.
Одним из эффективных методов обучения обучающихся, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников, является учебное исследование. Использование данного метода в процессе изучения химии позволяет формировать в том числе и личностные УУД - умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, умение оценивать свое поведение и поступки и нести за них ответственность .
Учебное химическое исследование используется при выполнении социально-значимых исследовательских проектов во внеурочной деятельности. Обучающимися нашей школы были выполнены проекты: «Анализ почвы», «Анализ питьевой воды из открытых источников», «Анализ водопроводной воды» и другие.
Использование химического эксперимента в качестве приоритетного метода в процессе обучения химии позволило повысить качество знаний обучающихся по химии, достичь хороших предметных и метапредметных результатов, сформировать устойчивый интерес к предмету. Мои обучающиеся регулярно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах по предмету. Выступают со своими исследовательскими проектами на районных и областных мероприятиях. Выбирают химию в качестве экзамена по выбору на ОГЭ и ЕГЭ.
Название мероприятия (указать очное, заочное) Уровень (ОО, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) Кол-во участников Достигнутые результаты Подтверждающий документ * (копия грамоты, диплома, сертификата, выписка из протокола и т.д.) Олимпиады: Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2017-2018г.) муниципальный 2 Окунева Ефросинья (10 класс) -призёр Выписка из приказа Управления образования №102 от 25.12.2017г. Всероссийская олимпиада школьников по экологии (2017-2018г.) муниципальный 2 Окунева Ефросинья (10 класс) – призёр Нарыкова Луиза (10 класс) - призёр Выписка из приказа Управления образования №102 от 25.12.2017г. Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2018-2019 г.) муниципальный 2 Окунева Ефросинья (11 класс) - победитель Выписка из приказа Управления образования №95 от 24.12.2018г. Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2019-2020г.) муниципальный 2 Лукин Алексей (7 класс) - призёр Выписка из приказа Управления образования №87 от 10.12.2019г. Наличие достижений обучающихся по предмету и внеурочной деятельности
Всероссийская олимпиада школьников по биологии (2017-2018г.) региональный 1 Окунева Ефросинья (10 класс) - участник Сертификат участника Всероссийская олимпиада школьников по экологии (2017-2018г.) региональный 2 Окунева Ефросинья (10 класс) – участник Нарыкова Луиза (10 класс ) -участник Сертификат участника Конкурсы: «Юннат -2016» муниципальный 5 Лукин Дмитрий (6 класс)- призёр, Косяшников Александр (6 класс) - победитель Выписка из приказа МКУ «Большесолдатский РМК» от 15.04.2016г. № 1-44 «Юннат -2016» региональный 2 Косяшников Александр (6 класс)– диплом Копия диплома «Юннат - 2017» муниципальный 3 Лукин Дмитрий (7 класс)- призёр Выписка из приказа МКУ «Большесолдатский РМК» от 23.09.2019г. № 1-74 от 13.09.2017г. «Юннат – 2019» муниципальный 4 Булгаков Никита (6 класс) - призёр Выписка из приказа МКУ «Большесолдатский РМК» от 23.09.2019г. № 1-41 Фотоконкурс «Мир, в котором я живу». Номинация «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды» - 2016г. муниципальный 3 Косяшников Александр (6 класс) – 2 место Выписка из приказа МКООДО « Большесолдатский РДДТ» от 29.10.2016г.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: статья на научно-практической конференции (С.В. Грек)
Международная научно-практическая конференция (2013г.).Форма участия в конференции - заочная.Тема доклада: "Использование методических приёмов рефлексии как средство формирования профессиональных комп...
Статья по теме: Физический эксперимент как средство формирования умений и навыков у обучаемых по физике
Интересная статья для учителей по физике...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.по теме "Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе".
Выпоилнила: учитель немецкого языка Кабдушева Улкия Ибраевна...
Эксперимент на уроках физики в основной школе как средство формирования УУД
Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки осу...
Методическая разработка "Текст как средство формирования коммуникационной компетенции учащихся"
Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка. Во - первых, недостаточно реализуют...
Химический эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий учащихся.
Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся будут тогда, когда учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого не только нужно систематически предоставлять им возм...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКУ ««ЛЭПБУК» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»
Содержание материала методической разработки ««Лэпбук» как средство формирования экологических знаний» направлено на расширение и уточнение знаний об экологических пробле...