Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
методическая разработка по физике

Ветрова Галина Николаевна

 

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования»

Подготовила:

учитель физики

Ветрова Г.Н.

2019

Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования

     Индивидуальна работа учащихся на уроках физики способствует усилению образовательного процесса, выступая тем самым средством улучшения качества образования.
Класс учеников состоит из разных личностей, каждая из которых имеет свои индивидуальные особенности, свои склонности и интересы. Не каждый учащийся быстро и успешно овладевает знаниями. Обучающиеся находятся на различных уровнях освоенности материала и разных уровнях развития. Задачу обеспечения развития каждой личности, каждого ученика можно решать путем индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому индивидуальный подход к обучению просто необходим, особенно при обучении одному из сложных предметов – физика.
    Интегральный формы в обучении помогают учесть индивидуальность каждого ученика, создаёт возможность для преодоления барьеров в усвоении знаний и помогает развитию его потенциалов, способствует в достижении  основных целей обучения - научить каждого ученика самостоятельности в процессе поиска информации, формированию знаний при этом и приобретению навыков выполнять лабораторные  задания самостоятельно.

     Прежде всего, при решении данной проблемы необходимо вызвать интерес и внимание к учебному материалу. Осознанное и деятельное восприятие нового учебного материала и степень активной работы учащихся во многом зависит от предварительной подготовки к предстоящей учебной работе и интереса к усвоению знаний. Это можно добиться разными способами. Первый этап в решении проблемы – развить активность самих учащихся. Для этого необходимо поставить задачу, требующую овладения соответствующими умениями и навыками, осознание необходимости овладеть навыком, т.е. мотивация деятельности. Затем, непосредственное усвоение содержания навыка, последовательности и характера действия, которые необходимы для овладения им, умения выполнять практические действия, упражнения обработке навыка, умения применять навыки в типичных и нестандартных ситуациях.

     Работая с учениками, имеющими разный уровень подготовки, необходимо применять индивидуальную, групповую и фронтальную работы. Для этого подбираются задания, продумываются к ним система вопросов таким образом, чтобы в ходе беседы была возможность высказаться всем учащимся, как слабым, так и сильным.
Развитию учащихся с разным уровнем способностей помогают дифференцированные задания, карточки, таблицы. Слабым учащимся для самостоятельной работы выдаются облегченные карточки - задания алгоритмического вида, сильным - задания на перенос знаний и умений в измененную ситуацию. Таким образом, применение дифференцирования учебного материала на всех этапах обучения помогает вызвать интерес к изучению предмета как у сильных, так и у слабоуспевающих учеников. Это позволяет стимулировать стремление к познанию, к активному процессу обучения, формирует интерес к предмету.  С целью улучшения организации процесса обучения необходимо использовать в своей работе различную методическую литературу, на протяжении всего обучения важно обновлять собственную предметную библиотеку, пополнять дидактический материал.
    С целью обеспечения подъема качества обучения для индивидуальной работы на уроках физики с учениками слабоуспевающими существует возможность применения  трех структур занятий: уроки, консультации, элективы. Задачи дифференцируются по уровню сложности: легкий, средний, высокий. Эффективно включать на уроках персонально-командные задания с выдачей команд-инструкций с полным описанием всех этапов к выполнению и желательной взаимопроверкой самими учащимися. Существенная важность присутствует при организации индивидуальных проверочных работ, которые целесообразно осуществить следующим образом: выдаются бланки с заданиями разделенными по уровням, составленные учителем каждому ученику в отдельности для формирования определенных умений или же обучающемуся предлагается возможность сделать выбор уровня сложности задания по заданной теме самостоятельно, на свое усмотрение. Использование целой совокупности тестовых упражнений позволяет реализовывать контроль знаний и умений учителем и осуществить самоконтроль учащимся, сформировать самостоятельность и самооценку. Индивидуальный подход в обучении особенно важен при работе с учениками отношение к учебе которых носит негативный характер.  Также в работе с ребятами, потерявшими веру в собственные возможности и силы. Важно повысить самооценку, суметь убедить ученика в посильности упражнений. Для этого можно воспользоваться карточками-инструкторами, заданиями с пропусками и т.д. После выполнения задания обучающимся, важно, чтобы учитель обязательно это заметил и прокомментировал вслух, дабы поднять рейтинг ученика в классе. Большое значение имеет подбор индивидуальных учебных заданий для учащихся с усложненным содержанием. Они важны в плане максимальной мобилизации способностей школьника. Индивидуальные задания применяются и для развития познавательной деятельности – подготовка докладов, семинаров, конференций и т. д.
Эффективность использования индивидуальных подходов в работе с учениками во многом зависит от того, насколько хорошо учитель знает личность ребенка, его особенности, уровень знаний и умений, способности, мотивацию в учении, возможности к обучению, индивидуальные качества. При этом необходимо четко определять для себя и учащихся цели конкретного задания, постоянно включаемую составную часть урока на всех этапах учебного процесса.
Возможность работать в индивидуальном темпе получают учащиеся при сдаче зачетов различных видов (тематических и текущих, открытых и закрытых). Задача учителя удачно подобрать материал. Объем зачета, его обязательной части, а также дополнительных заданий планируется так, чтобы их выполнение было посильно ученику в отведенное для зачета время.

     Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися – развитие умения самостоятельно работать с учебником. Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания самостоятельным трудом. И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия, рассчитывать цену деления и снимать показания.

     Наиболее эффективным и важным из средств обучения являются творческие уроки. Они позволяют проявить и раскрыть индивидуальные качества, способности, потому как такие нестандартные уроки позволяют заложить у ученика устойчивый интерес и стремление к познанию, учению, разряжают напряженность, скованность, формируют навыки учебной деятельности. Подобные уроки вызывают глубокое положительное эмоциональное влияние на ребят, в связи с чем у них закладываются более устойчивые, глубокие знания. Подобными уроками в основном заканчивают изучение темы или, напротив, ими начинают изучение новой главы. Нестандартные уроки  втягивают в деятельную работу всех обучающихся. Интеллектуально пассивные дети в игровых, занимательных заданиях справляются с решением проблем, недоступных им в стандартной учебной деятельности. Можно использовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т.д.); уроки-путешествия; уроки-фантазии; урок-сказка. Так же для повышения познавательного интереса используются в работе интегрированные развивающие и творческие задания, кроссворды, проекты, которые способствуют успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению.
Индивидуальный подход важно осуществлять на каждых этапах обучения. Существенный недостаток данного подхода при структурировании процесса обучения заключается в том, что между ребятами нет общения, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Исходя из вышеизложенного важно, чтобы индивидуальный подход в обучении учеников на уроке  сочетался с групповыми видами организации процесса.

     Еще один элемент индивидуальной работы учащимися – это физико-тематическое творчество. Можно предложить в старших классах в связи с изучением соответствующего материала по физике давать задания по конструированию приоров и технических установок. Также можно ввести для выполнения учащихся проектной работы. Дети с удовольствием отыскивают дополнительный материал по теме, увлеченно прорабатываю элементы проекта, представляют его другим учащимся.

     Таким образом, хочется резюмировать эффективность индивидуального подхода в обучении как необходимого средства в методике преподавания. Учителям предоставляется возможность использовать действенный и многообразный метод индивидуального подхода для достижения главной цели обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов  обучения учащихся , использование  технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Выступление на МО естественнонаучного цикла

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла"...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению...