Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла
методическая разработка по физике

Ветрова Галина Николаевна

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_na_urokah_fiziki.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

Тема: «Мотивация учебной деятельности на уроках физики»

Подготовила:

учитель физики

Ветрова Г.Н.

2019

Мотивация учебной деятельности на уроках физики.

     Мотивы – это стремление, порывы, побуждения к определенному направлению деятельности. Под понятием «мотив» подразумевают причины, вызывающие активность личности. Например, увлечения, интересы, эмоции, установки, цели и др.

     Мотивы могут зарождаться под действием внешних и внутренних факторов, а также являться следствием заложенных в человеке биологических инстинктов и биологических потребностей.

     Они могут изменяться, их круг с развитием личности обычно расширяется и изменяется. Так ребенок приходит в школу, руководствуясь мотивом долга (надо учиться) и интереса к этому учреждению; затем мотивы меняются: у одних возникает стремление к хорошей отметке и похвале педагога, у других – интерес к предмету, у третьих – интерес к познавательной деятельности. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека.

     Мотивы бывают разные. Приведем некоторые из них.

Виды мотивов:

  1. «Познавательный» мотив

Мотив связан с интересом к узнаванию нового. Вызвать у учащихся этот мотив можно через увлекающее содержание материала или путем последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления, либо посредством рассказа занимательного факта из наблюдений.

К примеру, можно сообщить:

  • «сейчас мы будем детально разбирать причину факта»
  • Задать вопрос типа: «Как вы думаете, почему это произошло?»
  • Можно также поставить опыт, дающий неожиданный эффект, а затем задать вопрос «Чем это вызвано?» и начать обсуждение, перерастающее в рассмотрение нового материала.
  • Еще можно показать парадоксальный эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом пригласить к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить.
  • Либо пригласить к рассмотрению новые неожиданные аспекты и возможности уже изученного материала или знакомых объектов.

Пример. Учитель говорит:

  1. Давайте попробуем превратить обычную пластиковую бутылку в универсальный физический прибор и повторить с его помощью курс физики 7 класса. Какие опыты вы предложите? И для чего?
  2. А сейчас мы с вами попытаемся явление полного отражения света применить к медицине для лечения и диагностики. Ваши предложения?

  1. Мотив «Саморазвития»

Суть его заключается в том, что человек руководствуется желанием как можно больше знать и уметь, развить свой ум, смекалку, поднять культурный уровень. Перечислим приемы, которые помогут его вызвать:

  • Информация педагога о значении материала, который предстоит изучать. (Например, «сейчас будем знакомиться с законом, который чрезвычайно важен и находит применение в разных областях».)
  • Сообщение учителя о том, чем сегодня предстоит овладеть (Например: новой мыслительной операцией (сравнением, анализом, и др.); новым методом работы (работы по предписывающему алгоритму, по направляющему и т.д.); новым практическим умением (например, вести наблюдение, писать отзыв)

И это разовьет ум и интеллект, практическое мастерство, сделает вас, дорогие ребята, более образованными и приспособленными к жизни.

  • Приглашение стать «на сегодня» взрослым и занять один из важных служебных постов (стать директором научной лаборатории, начальник отдела снабжения в НИИ, журналистом, исследователем, библиотекарем, консультантом-информатором, изобретателем  и т.п.) и в соответствие со своей должностью выполнять предписанные обязанности (их перечень выдается)

Этот прием направлен на профессиональную ориентацию. Он поможет получить более конкретные представления о некоторых профессиях, а также поспособствует более осознанному выбору своего трудового пути.

  1. Мотив «Достижение»

Он ориентирует человека на «взятие высот»: получение хороших или лучших результатов, завоевание побед.

Чтобы ввести его в действие, полезно

  • Каждый раз очерчивать (указывать, называть) высоты, которые предстоит штурмовать: например, решить задачу на применение известного закона в незнакомой ситуации, создать проект, вести исследование; как-то отмечать взятие каждой учебной «высоты» (наградой, призом, отличной отметкой и др.)
  • Вычерчивать на специальной карте маршруты покорения пиков «Знания» и «Умения» и отмечать на них местонахождение каждого ученика – «альпиниста»
  • Ориентировать ребят на победы в групповых учебных играх-соревнованиях, эстафетах, а также на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Конечно, каждый раз полезно рассказывать, как именно нужно действовать, что дает это интеллектуальное достижение, что значит в науке и учебе лозунг «Вперед и выше!

При задействовании данного мотива в действие необходимо вводить поэтические и вместе с тем углубленные по смыслу названия мероприятиям и урокам, которые вместе с тем будут оповещать о цели происходящего действия, например, «Я – изобретатель!», «Я – писатель!», «Я – популяризатор науки!», «Я – создатель учебных карточек!», «Мы – составители задачника!» и т.п. Подобные названия заинтересовывают ребят тем, что в них не только освещен вид значимой деятельности, но и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за нее, уверенность в успехе, а также дается авансом высокая оценка возможностей каждого.

  1. Мотив «Профессионально-жизненное самоопределение»

Этот мотив устремлен к будущей профессии человека. Его становление связано с делом, которому человек намерен посвятить себя.

Вызвать этот мотив можно так.

 Сообщить, что данные знания и умения очень нужны людям таких-то специальностей. Например, хорошая память нужна разведчику; умение разбираться во множестве фактов, связывать их между собой и делать из них выводы (анализ, систематизация) – педагогу (для правильного построения учебного процесса и контакта с учениками), врачу (для постановки диагноза), автомобильному слесарю (для обнаружения дефекта или поломки машины); образное мышление нужно музыканту, художнику, дизайнеру; умение ставить эксперимент – ученому-исследователю, лаборанту, испытателю машин.

  1. Коммуникативный мотив

Он неразрывно связан с возможностью общения, сотрудничества взаимодействия.

Можно предлагать:

  • Совместное (с другом, товарищем, одноклассником) выполнение работы при условии, что каждый будет делать свою часть
  • Групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов
  • Бригадную или групповую разработку проекта (эксперимента, исследования, наблюдения, создания чего-то)
  • Проведение уроков-ролевых игр, в которых задействовано общение, уроков-пресс-конференций, уроков-диспутов, уроков-интервью, уроков-защиты «диссертации», уроков-спектаклей, уроков «знакомств» и др.

Предлагая все это, педагог должен обратить внимание класса на то, что данное занятие связано с общением, оно учит ему, на нем можно проявлять свои индивидуальные качества: деловитость, доброжелательность, дипломатичность, умение добиваться нужного.

  1. Эмоциональный мотив

Он порождается положительными эмоциями: чувством интереса, радости, удивления, азарта, восторга и др.

Ввести его в действие можно:

  • Интересной организацией занятия
  • Созданием на уроке делового настроя, обстановки увлеченности, доброжелательности, спокойствия, уважения к личности ученика
  • Щедростью на похвалу любой учебной удаче
  • Созданием ситуаций сотрудничества и успеха для работ учащихся
  • Обращением внимания на общие и частные достижения

  1. Внешний мотив

Данный мотив связан с получением извне поощрения и признания в любой форме и от любых людей: от учителя, родителей, товарищей по классу, сверстников, товарищей по кружку, директора школы, общественности.

Его можно вызвать:

  • Жестом и взглядом одобрения
  • Добрыми, ласковыми словами
  • Обещанием за самое лучшее или самое быстрое выполнение задания, за исполнение самого большого или сложного дела какого-либо поощрения: приза, сюрприза, награды, диплома, грамоты и др.

     Мотивация учения напрямую зависит с оценкой успеваемости, возможностью и желанием успеха. Надо помнить и учитывать что, когда мы предлагаем ученику заняться какой-либо деятельностью, он может участвовать в ней с большой охотой, поскольку считает доступной; постараться избежать ее, потому что она кажется ему непонятной; проявлять к ней незначительный интерес; воспринять ее, как чуждую его целям.

     Мотивы и установки не всегда согласуются с рациональностью. Но они занимаю исключительное место в формировании человека, его учебных навыков, способностях, а также в стремлении успешно учиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО естественнонаучного цикла

В своих выступлениях я раскрываю аспекты активных форм и методов  обучения учащихся , использование  технических средств обучения на уроках ОБЖ, А так же выявление творческих способностей уч...

Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...

Выступление на МО естественнонаучного цикла

Выступление на МО естественнонаучного цикла по теме "Формирование УУД  на уроках  естественнонаучного цикла"...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Учебная деятельность и модель деятельностного подхода к обучению...

Выступление учителя физики на ШМО естественнонаучного цикла

Выступление на ШМО естественнонаучного циклаТема: «Применение индивидуального подхода на уроках физики, как средство повышения качества образования»...