Мини проекты на уроках физики
статья по физике (7 класс)
Выступление на МО учителей физики по теме "Мини проекты на уроках физики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupleniya_na_mo_po_teme.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступления на МО по теме «Мини проекты на уроках физики»
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше.
Метод проектов, наряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно ориентированного подхода. Это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, разрешение проблемной ситуации. Проектное обучение позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем, сформировать у учащегося опыт творческой деятельности, позволяет ученику самостоятельно ставить проблему и решать её.
Многими педагогами доказано, что при использовании метода проектов в обучении возникает высокая мотивация, заинтересованность учеников в самостоятельном получении новых знаний. Однако применение метода проектов в классическом виде требует больших временных затрат и в большей степени применяется во внеурочной деятельности. В этом случае, в проектную деятельность вовлекается недостаточное число учащихся, а сформировать необходимые в современном мире знания, умения, необходимо у большинства учащихся.
На современном этапе развития школьного образования возникает интерес педагогов к использованию метода проектов в преподавании учебных дисциплин в рамках одного урока. Такие проекты, которые укладываются в один урок, часть урока или несколько занятий наиболее востребованы в школе и интересны с методической точки зрения. Основной формой работы на уроке при выполнении мини проектов является групповая работа, которая способствует взаимообучаемости школьников, взаиморазвитию, формированию востребованных в настоящее время проблемных, информационных, коммуникативных умений.
Содержание курса физики дает возможность формировать все указанные результаты обучения при организации мини проектов.
При выборе тем проектов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, предметное содержание курса физики, результативность проектной деятельности. Период начала изучения физики совпадает со средним школьным возрастом
Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Ведущая деятельность учеников данного возраста – общение, его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и тогда они могут долго сосредотачиваться на одном явлении или материале. Именно в этом возрасте важно сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, познавательный интерес.
Учащимся предлагаются информационно-практические проекты (проекты, ориентированные на изучение явлений природы).
Организация такого типа проектов проходит в несколько этапов:
- Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели.
- Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.
- Выполнение проекта
- Проверка и оценка результатов проектной деятельности.
- Рефлексия
- Представление результатов проекта (защита проекта).
В течении учебного года я предложила учащимся три темы для выполнения мини проектов: «Зимняя прогулка» (после изучения темы «Давление»), «Суд над силой трения» (тема «Сила трения»), «атмосферное давление и его влияние на здоровье» (после изучения темы «Атмосферное давление»).
Например, в мини проекте «Зимняя прогулка» процессе выполнения ученикам предлагалось рассчитать давление, производимое стоя на снегу на лыжах, в сапогах и на санках.
Этапы урока-проекта | Деятельность учащихся |
1. Оформление замысла (идеи)проекта. Постановка цели. | Обсуждают как удобнее пробираться через сугробы, на лыжах, например, формулируют цель: Найти эффективное средство передвижения. |
2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели. | Сначала обсуждают, чтобы добраться до леса необходимо сначала пройти по дороге в сапогах, значит необходимо рассчитать, какое давление оказывает человек, стоя в сапогах. Далее предлагают пройти по рыхлому снегу на лыжах, а значит нужно рассчитать, какое давление производим, стоя в лыжах. И потом, скатываясь с горы на санках или санках ледянках. Распределяют между собой виды деятельности, некоторые рассчитывают давление, другие проводят необходимые измерения |
3. Выполнение проекта | Распределяют между собой выполнение поставленных задач, выполняют проект. Один проводит измерения, другой расчеты, третий оформляет результаты. |
4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности. | Сравнивают давление, оказываемое человеком, стоя в сапогах, лыжах и на санках. Оценивают вклад каждого ученика в общую работу по созданию проекта. |
5. Рефлексия | Осуществляют рефлексию. |
6. Представление результатов проекта (защита проекта), отметка за проект. | Выделяют представителя для защиты проекта, оформителя проекта, учеников, отвечающих на вопросы по содержанию проекта, экспертов. |
При выполнении данного мини проекта у учеников формируется умение обосновать ход эксперимента, измерительные, практические навыки, т.к. для того чтобы рассчитать давление, обучающиеся должны провести измерения, рассчитать площадь опоры, вес и давление. Проведя необходимые расчеты, сравнить полученные результаты и сделать вывод, в каком случае производится наименьшее давление, а, следовательно, это средство передвижения наиболее эффективно.
Работая вместе у обучающихся формируются коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы. Ученики приобретают знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений, как например, какую пользу приносит увеличение площади опоры при передвижении по рыхлому снегу.
Исследуя уровень мотивации учеников 7 класса к предмету на начало учебного года и на конец года, можно сделать вывод, что уровень мотивации повышается, а также повышается качество знаний и интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проекты на уроках технологии
В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 2-3 мини-проекта (краткосрочных проекта), в которых фокус смещается в сторону новых знаний. При этом продукт проектной деятельности выполнен п...
Мини-проект к уроку 7 класс "Лицо города визитная карточка страны"
Данный материал является дополнением к уроку в 7 классе по немецкому языку "Лицо города-визитная карточка страны"...
Мини-проекты на уроке математики
Метод проектов может использоваться на уроке для решения небольших проблемных задач. В рамках урока мини-проекты приучают учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно...
мастер-класс по истории "Работа с мини проектами на уроке истории"
мастер-класс по истории,автор: Рогозинская Валентина Ивановна...
Коллективный мини- проект на уроках технологии в 7 классе "Создание модели исторического костюма на манекене".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа уроках технологии в 7 классе обучающиеся изучают раздел «История костюма» (10 часов), в содержание которого включен материал о ярком периоде мирового культурного на...
Мини-исследования на уроках физики
Применение исследований на уроках...
Из опыта работы .Мини - проекты на уроках физики
Роль и примеры мини проекта....