разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"
элективный курс по физике (9 класс) по теме
В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика и медицина",дается обоснование и объяснение влияния звука на здоровье человека.
Историчечкие факты изучения звуковых влияний и явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_elektivnogo_kursa_po_teme.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по теме
« Физика слуха»
по программе элективного курса :
«Физика и медицина»
9 класс
Учитель физики ГБОУ СШ№ 362
Московского района г. Санкт-Петербурга
Атаманчук Татьяна Борисовна
Цели:
- повторить строение органов слуха;
- дать представление о физической природе звука;
- рассмотреть влияние громкости, амплитуды и частоты звука на здоровье человека;
- учить учащихся использовать полученные знания в жизни и при решении задач.
Оборудование : камертон, стетоскоп, фонендоскоп , таблицы .
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие учащихся ,проверка готовности к занятию сообщение темы.
Психологическая подготовка к восприятию нового материала
Повторение строения и принципов работы органов слуха, физических характеристик звука ( на примере звучания различных камертонов )
Учитель демонстрирует звучания камертона . учащиеся наблюдают появление звука ,устанавливают различие между громкостью и частотой, формулирование проблемных вопросов
- зачем человеку два уха ?
Учитель организует обсуждение вопроса ,слушает версии учащихся , помогает им сформулировать правильный ответ.
Основная часть
а) Громкость звука .
Работа с таблицей громкости .
б) Частота звука .
Беседа по особенностям звука ( работа с текстом, составление вопросов ).
Вибрация- колебательные движения, при которых тело либо материальная точка совершает движения с правильной периодичностью отклонения от устойчивого положения в ту или иную сторону, затрачивая на каждое из колебательных движений одинаковое количество времени. Вибрация относится к факторам, обладающим высокой биологической активностью. Выраженность ответных реакций обусловливается главным образом силой энергетического воздействия и биохимическими свойствами человеческого тела как сложной Колебательной системы. Мощность колебательного процесса в зоне контакта и время этого контакта являются главными параметрами, определяющими развитие вибрационных патологий, структура которых зависит от частоты и амплитуды колебания, продолжительности воздействия, места приложения и направления оси вибрационного воздействия, демпфирующих свойств тканей.
Вибрация представляет собой процесс распространения механических колебаний в твердом теле. При воздействии вибрации на организм важную роль играют анализаторы ЦНС- вестибулярный, кожный и другие аппараты.
Длительное воздействие вибрации ведет к развитию профессиональной вибрационной болезни. Вибрация, воздействуя на машинный компонент системы ЧМ ( «человек- машина» ), снижает производительность технических установок (за исключением специальных случаев) и точность считываемых показаний приборов, вызывает знакопеременные, приводящие к усталостному разрушению,
напряжения в конструкции и т.д.
Особенно вредны вибрации с вынужденной частотой, совпадающей с частотой собственных колебаний тела человека или его отдельных органов( для тела человека -6…9 Гц, желудка-8Гц , других органов- в пределах 25 Гц). Частотный диапазон расстройств зрительных восприятий лежит между 60 и 90 Гц , что соответствует резонансу глазных яблок. При работе строительных машин и технологических процессов существуют горизонтальные и вертикальные толчки и тряска, сопровождающиеся возникновением периодических импульсных ускорений. При частоте колебаний от 1 до 10Гц предельные ускорения. Равные 10мм/с, являются неощутимыми и 1000мм/с- вредными.
Низкочастотные колебания с ускорением 4000мм/с- непереносимые.
Звуковая вибрация представляет самостоятельный интерес лишь при очень высоких её уровнях в связи с вибрационной усталостью материалов и конструкций. Однако вибрации могут быть, во-первых, способствовать звуковому излучению в окружающую среду( т.е. являться источником вредных и прежде всего, инфразвуковых волн), во-вторых, непосредственно воздействуя на скелет человека, передаваться с малым затуханием в любую точку организма, приводя даже при относительно малых уровнях вибрации к значительным последствиям, связанным с резонансными явлениями в организме человека.
в) Решение задачи :
Барабанная перепонка человека имеет площадь 0,65 см 2 .При
громкости звука 20 дБ амплитуда давления 20 Мн/м2-звуковой
фон в очень тихой комнате .Болевой порог для уха наступает при
громкости 140 дБ и амплитуде звукового давления 200 н/м2 ,а
механические повреждения барабанной перепонки- при громкости
160 дБ и амплитуде звукового давления 2кН/м2 .С какой силой
действует в этих случаях на барабанную перепонку?
г) Выстукивание , выслушивание .
Учитель демонстрирует зависимость характеристик звука от плотности звучащего тела. Объясняет методы звукового исследования органов – перкуссии и аускультации. Учащиеся наблюдают ,повторяют прием для обнаружения пустого и наполненного предмета ,делают выводы.
д) Стетоскоп ,фонендоскоп ,его устройство и принцип действия.
Демонстрация приборов и их применения.
е) Задание для домашней практической работы
Изготовить модель прибора для пояснения принципа перкуссии.
(проводится беседа по возможной конструкции )
Записывают условие задачи , анализируют условие ,выбирают путь решения .решают самостоятельно последующей проверкой.
ж) Задание для докладов и выступлений :
- история изучения звука ;
- влияние звука на организм человека;
- акустическая экология ;
- заболевания связанные с влиянием звуковых волн.
- методы борьбы с шумом и меры защиты.
Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Домашняя медицина"
Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...
Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"
Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...
Разработка занятия элективного курса « Выбор темы исследования» с использованием проектной технологии обучения
Цели занятия: способствовать формированию творческого подхода к выбору темы исследовательской работы. Привить внимание к вопросам отечественного производства качественных товаров. Стимулировать позн...
Разработка занятия элективного курса "Тайны судебной медицины" (9 класс)
Разработка занятия "Тайны судебной медицины" для элективного курса "Биология и мир современных профессий"...
Дидактическая разработка ситуативной игры по английскому языку "Клуб домашней медицины - изготовление бомбочек для ванн"
Прежде чем говорить о пользе и целесообразности использования игры на уроках иностранного языка, необходимо расставить координаты, какая же это должна быть игра. Ситуативная игра гл...
Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Медицина - моя будущая профессия».
Целью разработки является функциональные знания работы студентов в детальном освоении профессиональных навыков медицинской сестры широкого профиля, умения прийти на помощь нуждающимся в ...
Элективный курс "Химия медицина"
Программа предназначена для учащихся, избравших в условиях профильного обучения биолого-химическое направление.Содержание программы может быть рассмотрено как один элективный курс, р...