Элективный курс "Физика и автомобиль"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
В элективном курсе затрагиваются вопросы, которые помогут более осмысленно и грамотно эксплуатировать автомобиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Красногвардейский район
Районный отдел образования
Программа
элективного курса по физике 9 класса
в рамках пред профильной подготовки
Название: «Физика и автомобиль»
Автор: Штоббе А.А., учитель физики первой категории Токской средней школы
Рецензент: 1. Непрокина Г.Н. – методист РМК
2. Клящерёва В.И. – директор Свердловской школы
3. Кучаева З.З. – завуч Пушкинской с.ш.
Программа утверждена:
Токское
2003 год
Пояснительная записка
В наше время роль науки очень велика. Научно- техническая революция, автоматизация, компьютеризация… и конечно «автомобилизация» на слуху у всех. Одну из ведущих ролей в этих областях науки и техники играет физика.
Цель курса развить интерес к физике (да и автомобилю) углубить и расширить знания по данному направлению – ознакомить учащихся с видами автотранспорта, типами кузовов легковых автомобилей, основными моделями отечественных «легковушек», что, на мой взгляд, весьма актуально и будет способствовать развитию и формированию всесторонне развитой и образованной личности.
Задача курса- знать следующие физические основы устройства и работы автомобиля:
-простые механизмы
-закон Паскаля
-сила трения
-тепловые процессы
-аэродинамика, прочность и т.п.
-закон отражения света
-газовые законы
-закон сохранения энергии
-КПД
-экология
-источники электрической энергии
-виды электропотребителей
-виды соединений в электрических цепях
-явление электромагнитной индукции
-эл. двигатели постоянного тока
-эл. измерительные приборы
-электросопротивление
-реостат
-плавкие предохранители
-электромагнитные реле
-полупроводниковые приборы.
Учащиеся должны, аргументировано уметь определять простые неисправности автомобиля.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе, поэтому данный курс, может быть предложен как в первом, так и во втором полугодии девятого класса. Программа курса строится на основе ранее полученных знаний по разным дисциплинам, изучаемым в школе и самообразовательной работы ученика.
Программа авторская.
Введение данного курса в учебный план школы позволит:
- шире использовать возможности УМК по физике;
- более полноценно удовлетворять запросы учащихся;
- лучше готовить учащихся к жизни и труду;
- действительно проводить предпрофильную подготовку учащихся.
Учебно-тематический план
№ | содержание | Всего часов | Теория | Практ. занятия | Инд. работа | Практ. деятельность |
1. | Физические основы устройства и работы автомобиля. | 9 | 3 | 3 | - | 3 |
2. | Виды транспорта по назначению и энергоносителю. Преимущества и недостатки. | 1 | 0,5 | - | 0,5 | - |
3. | Легковой автотранспорт | 1 | 0,5 | - | 0,5 | - |
4. | Простые неисправности автомобиля | 3 | 1 | 2 | - | - |
5. | Итоговые занятия | 4 | - | 1 | 3 | - |
Итого | 18 | 5 | 6 | 4 | 3 |
Содержание
Тема 1. «Физические основы устройства и работы автомобиля.»
№ п/п | Физический закон, процесс | Где используется |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | Простые механизмы: а) рычаг б) наклонная плоскость Закон Паскаля. Сила трения. Закон Бернулли. Тепловые процессы. Аэродинамика, сопротивление, прочность, шумо и звукоизоляция. Закон отражения света. Газовые законы. Закон сохранения энергии, КПД. Экология. Источники электрического тока. Виды эл. потребителей и их соединения. Плавкие предохранители. Электромагнитное реле. Электродвигатели постоянного тока. Явление электромагнитной индукции. Электрическое сопротивление. Реостат. Зависимость сопротивления от температуры. Электроизмерительные приборы. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Полупроводниковые приборы. | Руль, педали, ручник, ключи и т.д. Резьбовые соединения. Тормоза, смазка. Подшипники, смазка, вкладыши, шины, протекторы, тормоза. Карбюратор. Система охлаждения, отопления, теплоизоляция. Кузов, спойлеры, антикрылья. Фары, зеркала, фонари, катафотки, подфарники и т.п. Колёса, цилиндры двигателя, насос. Двигатель, тормозной путь. Двигатель, энергоноситель. Аккумулятор, генератор, конденсатор. Лампы, электродвигатели, подогреватели, проводка, включатели, приёмник, магнитофон. Монтажный блок. Регулятор напряжения. Стартер, дворники, вентиляция, стеклоподъемники и т.д. Генератор, электроизмерительные приборы, спидометр, тахометр. Датчик уровня топлива, регулятор оборотов отопителя салона. Датчик температуры охлаждающей жидкости. Добавочное сопротивление. (Вариатор.) Амперметр, вольтметр. Измерение температуры охлаждающей жидкости двигателя, давления масла в системе смазки, уровня топлива в бензобаке, числа оборотов двигателя (тахометр) и пр. Коммутатор, диоды, датчик Холла. |
Тема 2: «Виды транспорта по назначению и энергоносителю. Преимущества и недостатки».
- А) Пассажирский
Б) Грузовой
В) Легковой
Г) Специальный
- А) Бензиновый
Б) Дизельный (на солярке)
В) На газе
Г) С электроприводом
Д) Нетрадиционный (водород и т.п.)
Тема 3: «Легковой автотранспорт»
.
1. Основные отечественные модели:
а. ВАЗ
б. ГАЗ
в. ИЖ
г. УАЗ
д. Москвич (АЗЛК)
2. Модели ВАЗ:
а. «Копейка» (01-ая,02-ая, 11-ая, 13-ая)
б. «Люксы» (03-я, 06, и проч.)
в. «Пятерка» (05-я, 04-я, 07-я)
г. «Самара» (08-я, 09-я., 99-я, 14-я, 15-я)
д. «Десятка» и её модификации
е. «Нивы» - 21021, 21213, 2123…
ж. Минивэн «Надежда»
з. «Калина»
3.Иномарки в России:
а. производятся в России
б. завезены в наибольшем количестве
в. особенности устройства и эксплуатации
г. тенденции роста покупки
4.Типы кузовов:
а. седан
б. хэтчбек
в. универсал
г. минивэн
д. кабриолет
е. прочие
Тема 4: «Основные (простые) неисправности автомобилей».
№ | Система, узел. | Неисправность. | Причина |
1 | Двигатель. | Не запускается, глохнет, не «тянет». | Нет подачи топлива, нет искры. |
2 | Система охлаждения. | Перегрев. | Неисправен термостат. Забит радиатор. Не работает вентилятор. |
3 | Электроприборы. | Отказ | Перегорел предохранитель.Нет соединения с массой. Обрыв провода. Неисправен сам прибор. |
4 | Тормоза. | Отказ. | Лопнул тормозной шланг, трубка. Воздух в системе. |
5 | Тормоза. | Не эффективность. | Нарушение регулировок. Нарушение герметичности. Нарушение состава тормозной жидкости. |
6 | Ходовая часть. | Удары, стуки. Увод. | Нет нужного давления в шинах. Обрыв тяг, амортизаторов. Износ резиновых втулок. |
7 | Колеса. | Не равномерный износ. | Нарушение развала и схождения. |
8 | Отопитель. | Холодно в салоне. | Воздух в радиаторе отопителя. Нарушение регулировок крана отопителя и заслонок. |
9 | Стартер. | Не работает. | Нет контакта в проводке. Неисправен бендикс. |
10 | Салон. | Запах топлива. | Нарушение герметичности топл. |
11 | Колеса. | Изменение усилия на рулевое колесо. | Спущен балон. Открутились болты крепления колеса. |
12 | Сцепление. | Пробуксовка, рывки. | Нарушение регулировок. Износ деталей. |
Тема 5: «Итоговые занятия».
- Автотранспорт в моей жизни.
- Перспективы развития автотранспорта
- Что дало мне изучение этого элективного курса.
Контрольные вопросы по курсу для самопроверки:
1. Наклонная плоскость в автомобиле?
2. Рычаг – применение в автомобиле?
- Закон Паскаля – проявления?
- Пути уменьшения и увеличения силы трения?
- Закон Бернулли и карбюратор?
- Тепловые процессы в автомобилей?
- Проявление закона отражения света?
- Автомобиль и экология?
- Закон сохранения энергии. КПД?
- Виды источников тока в автомобиле?
- Виды электропотребителей в автомобиле?
- Назначение и принцип работы плавких предохранителей?
- Применение эл. двигателей в автомобиле?
- Электрические измерения в автомобиле?
- Полупроводниковые приборы в автомобиле?
- Использование явления эл.магнитной индукции в автомобиле?
- Виды транспорта по назначению?
- Виды транспорта по энергоносителю?
- Производители отечественных «легковушек»?
- Основные модели «ЛАД»?
- Типы кузовов легковых автомобилей?
Практические работы и проекты предлагаемые для выполнения учащимися:
1.Изготовление разрезов узлов или деталей.
2.Исследование зависимости силы трения от рода поверхности трущихся деталей и силы давления.
3.Исследование зависимости электрического сопротивления от температуры.
4.Связь величин P,V,T.
5.Изучение принципа работы карбюратора на примере модели.
6.Исследование свойств теплопроводности.
7. Исследование звукоизоляции.
8.Проекты нетрадиционных видов энергоносителей.
9.Электромобиль и будущее.
10.Твое видение автомобиля в будущем.
УМК:
1.Плакаты.
2.Макеты узлов и механизмов.
3.Лабораторное оборудование.
4.Демонстрационное оборудование.
5.Диафильмы.
6.Кинофильмы.
7.Литература.
Проверка и оценка усвоения курса.
- Знание физических основ устройства и работы автомобиля (контрольные вопросы).
- практическое занятие – зачёт.
- Виды транспорта, их преимущества и недостатки, легковой автотранспорт, его роль в народном хозяйстве и перспективы развития. Экология и автомобиль.
- Определение основных (простых) неисправностей автомобиля
- Практическое занятие
Литература.
Юрковский И.М. Автомобиль в личном пользовании. Москва «Транспорт», 1989 г.
Шестопалов К.С. «Легковые автомобили». Москва «ДОСААФ СССР»,1983 г.
Беляев Н.В. «1000 советов автомобилистам», Минск «Современный литератор»,2000 г.
«Советы бывалых водителей» (под ред. Меньших П.),изд. «За рулем», 2001 г.
// «За рулем», 1970- 2003 г.г.
С.И.Румянцев и др. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Москва «Машиностроение», 1989 г.
В.В.Литвиненко «Электрооборудование автомобилей ВАЗ». Изд. «За рулем». 2000 г.
// «Автомобили» - журнал
// «Авто-плюс» - журнал
// «Выбор за вами. Автомобили» - журнал
// «Автокурьер» - газета
Литература для учащихся:
А.С. Енохович. «Справочник по физике и технике» Москва.
Просвещение 1983 г.
Б.В. Зубков. С.В. Чушаков «Энциклопедический словарь юного техника». Москва. Педагогика 1980 г.
Б.Ф. Билимович. «Тепловые явления в технике». Москва. Просвещение. 1981 г.
Журнал «Моделист конструктор».
Журнал «Юный техник».
Журнал «Техника молодежи».
Журнал «Мото».
Глоссарий:
Аэродинамика- учение о сопротивлении воздуха
Антикрылья- устройство для прижимания автомобиля воздушным потоком.
Бендикс- устройство, соединяющее стартер с двигателем.
Диод- полупроводниковое устройство, пропускающее эл. ток только в одном направлении.
Катафотки- световые отражатели.
Карбюратор- устройство для приготовления горючей смеси.
Комутатор- электронный «мозг» системы зажигания.
Минивэн- тип кузова л. автомобиля.
Отопитель- устройство для обогрева салона.
Развал- установка колес по вертикали.
Седан- тип кузова л. автомобиля.
Спойлер- устройство для направления воздушного потока.
Схождение- установка колес автомобиля по продольной линии.
Сцепление- устройство, соединяющее двигатель с трансмиссией автомобиля.
Тахометр- прибор для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Термостат- устройство для поддержания теплового режима двигателя.
Трансмиссия- устройство соединяющее двигатель с колесами автомобиля.
Хетчбек- тип кузова л. автомобиля.
Ходовая часть- Колеса, мосты, валы приводов и карданы, соединительные тяги.
Энергоноситель- горючее для двигателя «Источник энергии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к перечню вопросов по предмету «Устройство автомобиля» Структура комплектов для проведения устного экзамена по «Устройству автомобиля».
Пояснительная записка к перечню вопросов по предмету «Устройство автомобиля»Структура комплектов для проведенияустного экзамена по «Устройству автомобиля»....
Дидактический материал по ремонту автомобилей при изучении темы: "Двигатель автомобиля".
Дидактический материал по ремонту автомобилей при изучении темы: "Двигатель автомобиля"...
Курс лекций по модулю ПМ 01. МДК 01.01. «Устройство автомобилей» Раздел «Основы теории автомобильных двигателей и автомобилей» (часть I)
Курс лекций составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 190631, и пре...
Методическая разработка бинарного урока по предметам "Материаловедение" и "Устройство автомобиля" "Автомобиль века".
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В многолетнем...
Элективный курс для 10-11 класса. На автомобиле по Европе.
Элективные курсы ( курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образоват...
Открытое занятие. Презентация. Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств автомобиля)»
ДООП «Бумажное макетирование»Тема занятия«Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств автомобиля)»Во...
Открытое занятие. Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств автомобиля)»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАДООП «Бумажное макетирование»Тема занятия«Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств...