«Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики»
статья по физике
Сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается
с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной
активности учащихся. Одной из основных задач, которые ставит перед собой и
решает посредством разных методов учитель, является формирование
положительной мотивации обучения детей. Привить интерес к изучаемому
предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности
учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной
цели обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Использование мотивационной технологии обучения на уроках физики»
Выступление на заседании ГМО учителей физики 29.08.2018
Шандро В.И.МБОУ СОШ №2 г.Саяногорск
Введение
Сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается
с проблемой снижения учебной мотивации и отсутствием познавательной
активности учащихся. Одной из основных задач, которые ставит перед собой и
решает посредством разных методов учитель, является формирование
положительной мотивации обучения детей. Привить интерес к изучаемому
предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности
учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной
цели обучения.
Глава 1. Возможные формы занятий по мотивации в изучении физики
Физика – достаточно трудный предмет. Сразу же, начиная с первых уроков
изучения физики, нужно показывать её связь с другими предметами, особенно с
математикой. Например, в лабораторных работах часто нужно уметь найти
относительную погрешность вычислений. Эта тема изучается учащимися в курсе
математики, но её надо обязательно напомнить ребятам перед выполнением
работы. Тесная связь прослеживается с изучением биологии, химии, физической
географии. Особенно много эмоций вызовут у учащихся уроки на тему «Физика
в литературе». На этих уроках можно проанализировать стихотворения и
рассмотреть их с физической точки зрения, как одно и тоже явление описывают
поэты и физики. Извечный спор физиков и лириков очень увлечет учащихся.
Учитель должен на своих уроках показывать взаимосвязь естественно–
математического цикла с гуманитарным, наполнив урок конкретными фактами,
яркими примерами, образами, сделав их содержательнее, разнообразнее,
занимательнее. Ведь сейчас много отраслей науки, где применяется физика.
1.1 Урок с использованием различных педагогических технологий
В физике наиболее успешно применяются иллюстративный и поисковый
методы. Их значение ни в коем случае нельзя умалять, нельзя от них
отказываться. Но существует и другой путь, позволяющий формировать
положительную мотивацию обучения. Он основан на изменении подхода к
отбору содержания учебного материала. Как правило, учителя стремятся на
уроке дать детям основной материал, предусмотренный общеобразовательным
стандартом. При этом не остается времени на то, чтобы разнообразить материал,
рассказать что то интересное, не требующее запоминания и заучивания, тем
более в классах комплектах. Но, как показывает опыт, именно такой материал
формирует устойчивые логические связи, которые способствуют запоминанию
основного содержания урока.
Например, нужно стремиться подавать учащимся фактический материал,
отвечающий стандартам общеобразовательного минимума, в красочном
обрамлении из легенд, сказок, описаний, увлекательных историй из жизни
великих физиков. Например, пересказ легенды об Икаре и Дедале помогает
учащимся 8 класса запомнить, что температура Солнца очень высока и
составляет 6 млн. градусов на поверхности. Таких примеров использования
увлекательного материала на уроках физики во всех классах можно привести
множество.
В соответствии с программой учебный год для семиклассников начинается
с вводной беседы и входного мониторинга знаний, а второй и третий уроки
посвящены теме “Что изучает физика ”. Общеобразовательный стандарт
предполагает введение материала о том, как накапливались физические знания,
как менялись представления людей о Вселенной, Солнечной системе со времен
первобытнообщинного строя до наших дней. Основным фактическим
материалом, предназначенным к запоминанию, являются даты и фамилии,
связанные с этими открытиями. Сам по себе материал не слишком интересен.
Однако можно в процессе урока рассказать детям много интересных фактов об
открытиях и ошибках, ожидавших ученых, об инквизиции и казни некоторых из
них. Это улучшит запоминание фактического материала и, главное, будет
способствовать формированию положительной мотивации обучения физики,
повысит заинтересованность детей предметом.
1.2. Экспериментальная деятельность на занятиях и дома
Одна из важнейших задач школы научить учащихся учиться, укрепить их
способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо
сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы,
умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике,
представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения,
измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений
физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит
изучаемый материал.
Отличительной особенностью физики является ее экспериментальный
характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями изучением
текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений
необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера:
наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.
Систематическое выполнение учащимися экспериментальных
лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному
восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике,
развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки.
Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности
и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной
деятельности.
У домашних экспериментов по сравнению с опытами и лабораторными,
проводимыми в классе, масса плюсов. Это и менее жесткое ограничение по
времени, а так же дети дома чувствуют себя более комфортно, чем на
лабораторных занятиях в школе, где многие дети могут пребывать в стрессовом
состоянии, что может отрицательно влиять на продуктивность выполнения
работы. При выполнении задания дома школьники полностью самостоятельно
выполняют задание, занимаются творческой деятельностью, что благоприятно
сказывается на их развитии. Одно из требований к домашнему опыту простота
по выполнению, следовательно, их применение целесообразно проводить на
начальном этапе обучения физике, когда в детях еще не угасло природное
любопытство.
Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе.
Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости
изученного теоретически закона или явления. При этом полученные
теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в
их сознании.
А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести
объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную
ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у
учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает
познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию
творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с
интересом слушать рассказ преподавателя.
Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или
наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом
домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть
ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какойлибо
причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома
самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать
за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения
опыта зависит от учителя. Ясно то, что выполнение дома опыта должно
поощряться учителем. Это может быть выставление хороших оценок,
постановка выполнивших в пример не выполнившим.
После самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения
увиденного с научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна
сложиться достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это
представление (а учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оно
сформировалось правильно) останется у учеников в памяти надолго.
1.3. Проблемное обучение – один из элементов мотивации
Очень важно, чтобы на уроках физики ученики постоянно решали
всевозможные « проблемные ситуации», чтобы могли посмотреть на такой,
казалось бы очевидный и привычный факт, совсем по – другому, как физик и
удивиться! В « арсенале» учителя физики предостаточно таких примеров, когда
привычное мнение, веками сложившееся в быту, является неправильным!
Учащиеся, как правило, прежде чем отказаться от привычного, но
неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем он заблуждается,
и только потом уж переходят на его точку зрения. Это всегда очень оживляет
уроки, приобщает еще равнодушных учеников к физике.
Хорошие результаты дают уроки – конференции, уроки – « я – учитель»,
уроки – « судебный процесс» над явлением (инерцией, трением, техническим
прогрессом, электричеством, радиацией и т.п.)
В целях развития воображения учеников полезно решать задачи, где ученики
оказываются своего рода экспертами, следователями, руководителями больших
предприятий: (кто будет платить страховку, какой вид электрической схемы
выберите, какую систему труб следует заказать для оснащения нового района
водой). Очень нежелательно использовать задачи « без сценария», в которых
проверяется лишь умение ученика оперировать формулами. К счастью, таких
задач в новых пособиях почти нет.
1.4. Роль и значение здоровье сберегающих технологий на уроках физики
В последнее время мы все больше внимания уделяем развитию
мотивационной стороны обучения, поэтому привлечение внимания учеников к
проблеме своего здоровья через урок физики можно рассматривать как способ
стимулирования познавательной деятельности учащихся. Здоровье учащегося
зависит от правильной организации учебной деятельности:
а) строгая дозировка учебной нагрузки;
б)построение урока с учетом динамичности учащихся, их
работоспособности;
в)соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
г) благоприятный эмоциональный настрой.
Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья
детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в
преодолении трудностей.
Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится,
поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние,
неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха. Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его
возможности.
У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой
учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать
обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия,
т.е. умение сопереживать. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая
организация учебного труда. На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или (если позволяет оснащение кабинета)
реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики.
1.5. Внеклассная работа по предмету как способ мотивации
Позитивным моментом в вопросе мотивации является внеклассная работа
по предмету. Каждый год в школе можно проводить декаду «Естественных
наук». Здесь можно проводить конкурсы рисунков на тему «Интересная
физика», конкурс фотографий – «Физические явления», конкурсы кроссвордов,
выставки «Физика в быту», проводить физические вечера. Дети будут активно
принимать участие не только в проведении мероприятий, но и в подготовке к
ним.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что активизировать познавательную
деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но
надо помнить, что эта активизация не должна сводиться к простому увеличению
числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика
включения самостоятельных работ в учебный процесс – работы должны в
максимальной степени развивать мыслительную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования методов развивающего обучения на уроках физики
Развивающее обучение - гармоничная система, обращенная к ученику в целом, используемые при этом методы основаны на гармоничном сочетании работы обоих полушарий головного мозга - левого (доминиру...
Использование современных средств обучения на уроках физики
Обобщение моего педагогического опыта....
использование элементов проблемного обучения на уроках физики
Применение метода проблемного обучения и элементов проблемного обучения на уроках физики. Материал представлен в виде презентации с примерами , взятыми из уроков....
Дьячкова Н.Л. Реализация исследовательской технологии обучения на уроках физики - одна из современных технологий в соответствии с ФГОС второго поколения.
Дьячкова Надежда Львовна, учитель физикиГБОУ школа № 6 для детей с тяжёлыми нарушениями речи Выборгского района Санкт-Петербурга На современном этапе в области образования...
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение
Использование современных технологий обучения на уроках английского языка. Проектное обучение...
«Использование современных технологий обучения на уроках технологии».
Новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения....