Рабочая программа по внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по физике (5, 6, 7 класс)

Фомакина Галина Вениаминовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очевидное- невероятное" общеинтеллектуального направления предназначена для обучающихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochevidnoe_-_neveroyatnoe_2019.docx87.28 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково

муниципального района Шенталинский Самарской области

Принята

на Педагогическом

совете

Протокол №____

от ________________

Согласовано

и. о. заместителя директора

по УВР, руководитель МО учителей – предметников:

_____________О.К. Иванова

_________________

Утверждаю

и. о. директора ГБОУ ООШ

с. Аксаково:

_____________С. Ю. Кадринова

Приказ № _____

от ________________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности в 5, 6, 7 кл.

«Очевидное – невероятное» 

общеинтеллектуального направления

учителя Фомакиной Галины Вениаминовны

2019 год

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019 г.).

∙   Постановления Главного Государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изм. от 24.11.2015 г. №81).

∙    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказа № 1577 от 31.12.15 г.).

∙   Письма МОиН РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

∙   Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 17.07.2015г.) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". 

  • Письма Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 г. № МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности»;

∙   Письма Министерства образования и науки Самарской области от 29.05.2018 г. № 535-ту «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях Самарской области, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»;

  • Методических рекомендаций ГАУ ДПО СИПКРО от 30.08.2019 г. №302 по организации и содержанию внеурочной деятельности, в том числе по организации деятельности ученических сообществ;

основной общеобразовательной программы основного общего образования ГБОУ ООШ с. Аксаково (утв. 30.08.2019 г. приказ № 55-од);

∙  календарного учебного графика на 2019-2020 учебный год (утв. 30.08.2019 г. приказ № 55-од);

 учебного плана ГБОУ ООШ с Аксаково на 2019-2020 учебный год (утв. 30.08.2019 г. приказ № 55-од);

     ∙     устава ГБОУ ООШ с. Аксаково (утв. приказом № 26-од от 16.07.2015 г. Северного управления министерства образования и науки Самарской области).

  • Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ ООШ с. Аксаково, утвержденного приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково № 25/1-од от 22.06.2018 г.;
  • Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГБОУ ООШ с. Аксаково, утвержденного приказом директора ГБОУ ООШ с. Аксаково № 25/1-од от 22.06.2018 г.;

Программа составлена на основе Сборника программ «Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни» - авторы Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. Изд. «Просвещение».

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения отражают:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию и личностному самоопределению;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формы проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, в поисково – исследовательском процессе;

- правильное отношение к собственным ошибкам, к победе, поражению;

 - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

 - приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

- умение быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

- умение подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные навыки и умения;

 - приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.

Метапредметные

К концу обучения курса «Очевидное – невероятное» обучающиеся получат возможность:

Регулятивные УУД

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

- контролирование и оценивание процесса и результата деятельности;

- формулирование собственного мнения и позиции;

- овладение экспериментальными методами решения задач.

Познавательные УУД

- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы.

- развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления.

Коммуникативные УУД

- развитие способностей: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;

 - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- применение полученных знания о явлениях природы;

- работать в паре;

- импровизировать;

- формирование правильной речи как средства полноценного общения.

Предметные

- как пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;

- как пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

- самостоятельно организовывать свой досуг занимательными опытами;

- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания;

- работать с предлагаемыми материалами;

- применять полученный опыт работы в своей деятельности: самостоятельно демонстрировать занимательные опыты, разбираться в теоретических вопросах, в наблюдаемых явлениях, делать выводы, принимать участие в школьных, внешкольных научных мероприятиях, показывать свои творческие работы.

Выпускник научится:

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

основам реализации проектно - исследовательской деятельности;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

 • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Ожидаемые результаты и способы проверки.

К концу курса обучения обучающиеся могут самостоятельно демонстрировать занимательные опыты, разбираться в теоретических вопросах, в наблюдаемых явлениях, делать выводы, принимать участие в школьных, внешкольных научных мероприятиях, показывать свои творческие работы.

Обучающиеся в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Они получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.

Достижения обучающихся проверяются в виде игр, практических работ, защиты проектов, а подведение итогов всего курса обучения проводится демонстрацией опытов перед младшими школьниками или другими классами, показом познавательных спектаклей. Создание портфолио, где собраны результаты участия в конкурсах, фотоматериал, является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В основу изучения курса положены ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами, оцениваемые по 3 уровням.

1 уровень результатов- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень результатов - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

 3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия.

Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование и гражданского общества.

Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса

Формы организации и виды деятельности

обучающихся при проведении занятий

1

Научные методы познания

Демонстрации

Лабораторные работы

2

Учимся изготовлять простейшие приборы и модели

Демонстрации

Творческая мастерская

Лабораторные работы

3

Учимся измерять

Самостоятельная исследовательская работа

4

Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления

Презентация, видеофильм. Лабораторные работы. Наблюдение. Игра.

Защита проекта.

5

Учимся устанавливать зависимости

Лабораторные работы. Игра Эксперименты. Наблюдение.

6

Выясняем закономерности

Лабораторные работы. Игра Самостоятельная исследовательская работа Эксперименты. Наблюдение.

7

Занимательные опыты на давление по физике

Самостоятельная исследовательская работа Эксперименты. Творческая мастерская

8

Занимательные опыты по оптике

Презентация. Эксперимент. Наблюдение. Моделирование.

9

Рефлексия

Занимательные опыты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Научные методы познания

5

1

4

2

Учимся изготовлять простейшие приборы и модели

4

1

3

3

Учимся измерять

6

1

5

4

Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления

8

3

5

5

Учимся устанавливать зависимости

14

2

12

6

Выясняем закономерности

6

6

7

Занимательные опыты на давление по физике

13

2

11

8

Занимательные опыты по оптике

9

5

7

9

Рефлексия

3

1

2

Итого

68

16

55

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год для 5 класса

 

Тема занятий 

Кол-во часов 

Описание примерного содержания занятий 

Дата проведения по плану 

Дата проведения по факту 

1. Научные методы познания (5 часа)

1

Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.

1

Демонстрации: Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления.

Результат: Памятки «Как планировать и проводить наблюдение», «Как планировать и проводить эксперимент»

 06.09

 

2

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы.

1

Демонстрации: Различные измерительные приборы.

Шкалы различных приборов. Алгоритм нахождения цены деления шкалы измерительного прибора.

13.09

3

Определение цены деления различных измерительных приборов.

1

Лабораторная работа: Определение цены деления различных измерительных приборов. Результат: Практические навыки по определению цены шкалы прибора

20.09

4

Измерение времени

Измерение времени движения тел с помощью часов и секундомера. Результат: владение умением пользоваться  часами, секундомером,  песочными часами

27.09

5

Измерение площади прямоугольника и параллелограмма,

тел неправильной формы.

Перевод единиц измерения площади см2 в м2 и наоборот

Владение умениями понимать различные результаты измерения от способа измерения и делать выводы: каким способом получить более точный результат измерения

04.10

2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)

6

Измерительные приборы и использование их в жизни человека.

1

Результат: Практические навыки по определению цены шкалы прибора. Знакомство с секундомером, механическими часами, амперметром, вольтметром, термометрами и т.д.

11.10

7

Изготовление масштабной линейки.

1

Творческая мастерская: изготовление линейки

18.10

8

Изготовление кубического сантиметра.

1

Творческая мастерская: изготовление игральных костей объёмом 1 см3

25.10

9

Изготовление

и градуирование мензурки.

1

Лабораторная работа. Результат: мензурка своими руками

01.11

3. Учимся измерять (6 часов)

10

Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность.

1

Результат: Умение записывать результат измерения с учётом погрешности

08.11

11

Измерение объёма тела правильной формы.

1

Лабораторная работа. Результат: Формулы вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, цилиндра

15.11

12

Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы.

1

Лабораторная работа. Результат: Алгоритм измерений

22.11

13

Определение вместимости сосудов различной ёмкости.

1

Лабораторная работа. Результат: Отчёт по результатам измерений

29.11

14

Измерение толщины тетрадного листа.

1

Лабораторная работа. Результат: Отчёт по результатам работы

06.12

15

Способ рядов

1

Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена

13.12

4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (8 часов)

16

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.

Презентация.

20.12

17

Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода.

Лабораторная работа. Результат: шаростержневые модели молекул веществ

27.12

18

Движение молекул. Диффузия.

Пронаблюдать броуновское движение крупинки гуаши в воде, капли жира в молоке, крупинки графита в воде. Можно под микроскопом

11.01

19

Взаимодействие молекул. Явление смачивания.

Видеофильм. Домашний эксперимент при мытье посуды. Наблюдение оперенья домашней птицы

18.01

20

Выяснение условий протекания диффузии.

Лабораторная работа. Результат: Анализ эксперимента

25.01

21

Определение времени прохождения диффузии.

Лабораторная работа. Результат: Анализ эксперимента

01.02

22

Психотехническая игра «Агрегатные состояния вещества».

Игровые моменты

08.02

23

Проект: Выращиваем кристаллы

Результат: защита проекта

15.02

5. Учимся устанавливать зависимости (10 часов)

24

Механическое движение и его характеристики. Виды движений.

Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с наклонной плоскости.

22.02

25

Определение скорости равномерного движения.

Лабораторная работа. Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса. Решение задач. Анализ эксперимента

29.02

26

Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.

Лабораторная работа. Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля. Решение задач. Анализ эксперимента

07.03

27

Инерция

Эксперименты «Удар», «Яйцо в стакане», «Монета в бутылке».  

14.03

28

Инерция

Эксперименты «Необычная поломка 1», «Необычная поломка 2»

21.03

29

Центробежная сила

Эксперименты «Вращающийся зонтик», «Вращение воды в ведре»

03.04

30

Равновесие

Эксперименты «Птичка», «Центр тяжести», «Стоячее яйцо»

10.04

31

Поверхностное натяжение

Эксперименты «Плавающая игла», «Бездонный бокал», «Мыльные плёнки». Подготовить слайд-шоу «Мыльные пузыри», используя Интернет-ресурсы.

17.04

32

Реактивное движение

Эксперименты «Фокус с шариком», «Реактивный сосуд». Где в природе и технике встречается реактивное движение? Подготовить рабочий проект.

24.04

33

Волны на поверхности жидкости

Эксперименты «Картинка на воде», видеофильм «Интерференция"

08.05

34

Итоговое занятие

Самостоятельное демонстрирование занимательных опытов перед аудиторией

15.05

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год для 6 класса

5. Учимся устанавливать зависимости (4 часа)

1

Масса. Плотность.

Владение умениями пользоваться рычажными весами. Отличать прямые измерения от косвенных измерений

06.09

 2

Определение плотности предметов домашнего обихода.

Лабораторная работа. Сравнение плотности разных сортов картофеля, яблок, свеклы, шоколадки.

13.09

 3

Определение плотности воды, растительного масла, молока.

Лабораторная работа. Знакомство с ареометрами

20.09

 4

КВН

Игровые моменты

27.09

6. Выясняем закономерности (6 часов)

5

Сила. Вес тела.

Эксперименты «Следы»

04.10

6

Обнаружение и измерение веса тела.

Лабораторная работа. Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.

11.10

7

Сила упругости

Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.

18.10

8

Сила трения. Действие на тело нескольких сил.

Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу.

25.10

9

Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Лабораторная работа

08.11

10

Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».

Игровые моменты

15.11

7. Занимательные опыты на давление по физике (13 часов)

11

Давление твердых тел

Эксперименты «Столик с гвоздями»

22.11

12

Давление жидкости

Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.

29.11

13

Давление жидкостей и газов

Эксперименты «Давление не зависит от формы сосуда»,  «Бутылка пластиковая с дырочками»

06.12

14

Давление жидкостей и газов

Эксперименты  «Жидкость давит снизу вверх», «Воздушный колокол».

13.12

15

Давление жидкостей и газов

Эксперименты «Картезианский водолаз», «Случай с воронкой».

20.12

16

Атмосферное давление

Эксперименты «Почему не выливается?», «Яйцо в бутылке»

27.12

17

Атмосферное давление

Эксперименты «Вода в стакане», «Сухая монета»

17.01

18

Атмосферное давление

Творческая мастерская: «Поильник для домашней птицы»

24.01

19

Выталкивающее действие жидкости

Эксперимент: «Выталкивание воды погружённым в неё предметом».

31.01

20

Архимедова сила

Творческая мастерская: Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

07.02

21

Выталкивающее действие жидкости

Творческая мастерская: «Подобие подводной лодки», «Научите пластилин плавать»

14.02

22

Выталкивающее действие жидкости

Домашний эксперимент: Взять в качестве корабликов несколько предметов: коробочку от спичечного коробка, капроновую крышку, половинку пластмассового яйца «Киндер-сюрприз», другое. Запустить корабли в «плавание» (например, в тазике с водой, в канавке, в ручье). Какой кораблик, и из какого материала оказался самым непотопляемым и удержал самый большой груз. Результаты запуска корабликов занеси в таблицу:

Вид

кораблика

Характеристики

кораблика

Масса грузика, которую кораблик удержал на воде

Вывод

21.02

23

Выталкивающее действие газа

Эксперименты «Парашют», «Шарик на свободе»

29.02

8. Занимательные опыты по оптике (10 часов)

24

Оптические приборы.

Практическое применение очков, лупы, бинокля и телескопа.

06.03

25

Отражение света. Солнечные и лунные затмения.

Эксперименты «Отражение света от поверхности воды», «Невидимая монета», моделирование затмения на Теллурии.

13.03

26

Звездная наука Египтян. Изготовление солнечных часов.

Теоретические сведения об астрономических знаниях древних  Египтян. Изготовление солнечных часов, используя шаблоны циферблата и гномона, картон, клей, ножницы, компас.

20.03

27

Спутница Земли.

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания с использованием телескопа или бинокля.

03.04

28

Лунный календарь

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания.

10.04

29

Миражи. Гало.

Редкие и необычные явления на небе: радуга, гало, миражи, венцы, покрытие звезд Луной.

17.04

30

Преломление света. Радуга.

Что такое радуга? Условия появления радуги в природе. Получение радуги в лабораторных условиях с помощью мыльных пузырей и компакт-диска, изготовление устройства для запуска мыльных пузырей

24.04

31

Оптические иллюзии

Презентация, эксперимент «Цыпленок в яйце».

08.05

32

Оптические иллюзии

Картинки на обман зрения

15.05

33

Телескоп

Практическое применение очков, лупы, бинокля и телескопа.

22.05

Рефлексия.

 34

Итоговое занятие

Подведение итогов за год, показ понравившихся опытов, анализ результатов

29.05

Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год для 7 класса

5. Учимся устанавливать зависимости (4 часа)

1

Масса. Плотность.

Владение умениями пользоваться рычажными весами. Отличать прямые измерения от косвенных измерений

06.09

 2

Определение плотности предметов домашнего обихода.

Лабораторная работа. Сравнение плотности разных сортов картофеля, яблок, свеклы, шоколадки.

13.09

 3

Определение плотности воды, растительного масла, молока.

Лабораторная работа. Знакомство с ареометрами

20.09

 4

КВН

Игровые моменты

27.09

6. Выясняем закономерности (6 часов)

5

Сила. Вес тела.

Эксперименты «Следы»

04.10

6

Обнаружение и измерение веса тела.

Лабораторная работа. Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.

11.10

7

Сила упругости

Определить коэффициент жёсткости пружины (резины). Исследовать его зависимость от первоначальных размеров тела и рода вещества.

18.10

8

Сила трения. Действие на тело нескольких сил.

Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу.

25.10

9

Изучение силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Лабораторная работа

08.11

10

Терминологическая игра «Путь прокладывает логика».

Игровые моменты

15.11

7. Занимательные опыты на давление по физике (13 часов)

11

Давление твердых тел

Эксперименты «Столик с гвоздями»

22.11

12

Давление жидкости

Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте определить давление раствора в этом случае.

29.11

13

Давление жидкостей и газов

Эксперименты «Давление не зависит от формы сосуда»,  «Бутылка пластиковая с дырочками»

06.12

14

Давление жидкостей и газов

Эксперименты  «Жидкость давит снизу вверх», «Воздушный колокол».

13.12

15

Давление жидкостей и газов

Эксперименты «Картезианский водолаз», «Случай с воронкой».

20.12

16

Атмосферное давление

Эксперименты «Почему не выливается?», «Яйцо в бутылке»

27.12

17

Атмосферное давление

Эксперименты «Вода в стакане», «Сухая монета»

17.01

18

Атмосферное давление

Творческая мастерская: «Поильник для домашней птицы»

24.01

19

Выталкивающее действие жидкости

Эксперимент: «Выталкивание воды погружённым в неё предметом».

31.01

20

Архимедова сила

Творческая мастерская: Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

07.02

21

Выталкивающее действие жидкости

Творческая мастерская: «Подобие подводной лодки», «Научите пластилин плавать»

14.02

22

Выталкивающее действие жидкости

Домашний эксперимент: Взять в качестве корабликов несколько предметов: коробочку от спичечного коробка, капроновую крышку, половинку пластмассового яйца «Киндер-сюрприз», другое. Запустить корабли в «плавание» (например, в тазике с водой, в канавке, в ручье). Какой кораблик, и из какого материала оказался самым непотопляемым и удержал самый большой груз. Результаты запуска корабликов занеси в таблицу:

Вид

кораблика

Характеристики

кораблика

Масса грузика, которую кораблик удержал на воде

Вывод

21.02

23

Выталкивающее действие газа

Эксперименты «Парашют», «Шарик на свободе»

29.02

8. Занимательные опыты по оптике (10 часов)

24

Оптические приборы.

Практическое применение очков, лупы, бинокля и телескопа.

06.03

25

Отражение света. Солнечные и лунные затмения.

Эксперименты «Отражение света от поверхности воды», «Невидимая монета», моделирование затмения на Теллурии.

13.03

26

Звездная наука Египтян. Изготовление солнечных часов.

Теоретические сведения об астрономических знаниях древних  Египтян. Изготовление солнечных часов, используя шаблоны циферблата и гномона, картон, клей, ножницы, компас.

20.03

27

Спутница Земли.

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания с использованием телескопа или бинокля.

03.04

28

Лунный календарь

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания.

10.04

29

Миражи. Гало.

Редкие и необычные явления на небе: радуга, гало, миражи, венцы, покрытие звезд Луной.

17.04

30

Преломление света. Радуга.

Что такое радуга? Условия появления радуги в природе. Получение радуги в лабораторных условиях с помощью мыльных пузырей и компакт-диска, изготовление устройства для запуска мыльных пузырей

24.04

31

Оптические иллюзии

Презентация, эксперимент «Цыпленок в яйце».

08.05

32

Оптические иллюзии

Картинки на обман зрения

15.05

33

Телескоп

Практическое применение очков, лупы, бинокля и телескопа.

22.05

Рефлексия.

34

Резерв

Самостоятельное демонстрирование занимательных опытов перед аудиторией

29.05

 

Тема занятий 

Кол-во часов 

Описание примерного содержания занятий 

Дата проведения по плану 

Дата проведения по факту 

1. Научные методы познания (3 часа)

1

Что изучает физика. Методы научного и теоретического познания.

1

Демонстрации: Механические, тепловые, электромагнитные, звуковые и световые явления.

Результат: Памятки «Как планировать и проводить наблюдение», «Как планировать и проводить эксперимент»

 06.09

 

2

Физические величины и их измерение. Измерительные приборы. Определение цены деления различных измерительных приборов. Измерение времени

1

Демонстрации: Различные измерительные приборы.

Шкалы различных приборов. Алгоритм нахождения цены деления шкалы измерительного прибора.

Результат: Практические навыки по определению цены шкалы прибора. Знакомство с секундомером, механическими часами, амперметром, вольтметром, термометрами и т.д.

Лабораторная работа: Определение цены деления различных измерительных приборов. Результат: Практические навыки по определению цены шкалы прибора

Измерение времени движения тел с помощью часов и секундомера. Результат: владение умением пользоваться часами, секундомером, песочными часами

13.09

3

Измерение площади прямоугольника и параллелограмма,

тел неправильной формы.

Перевод единиц измерения площади см2 в м2 и наоборот

1

Владение умениями понимать различные результаты измерения от способа измерения и делать выводы: каким способом получить более точный результат измерения

20.09

2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (3 часа)

4

Изготовление масштабной линейки.

1

Творческая мастерская: изготовление линейки

27.09

5

Изготовление кубического сантиметра.

1

Творческая мастерская: изготовление игральных костей объёмом 1 см3

04.10

6

Изготовление

и градуирование мензурки.

1

Лабораторная работа. Результат: мензурка своими руками

11.10

3. Учимся измерять (4 часа)

7

Точность измерений. Абсолютная и относительная погрешность. Измерение объёма тела правильной формы.

1

Лабораторная работа. Результат: Формулы вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, куба, цилиндра Умение записывать результат измерения с учётом погрешности

18.10

8

Измерение объёма твёрдого тела неправильной формы.

1

Лабораторная работа. Результат: Алгоритм измерений

25.10

9

Определение вместимости сосудов различной ёмкости.

1

Лабораторная работа. Результат: Отчёт по результатам измерений

08.11

10

Измерение толщины тетрадного листа. Способ рядов

1

Лабораторная работа. Определение толщины нитки, тонкой медной проволоки, монеты, диаметра зернышка пшена Результат: Отчёт по результатам работы

15.11

4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (4 часа)

11

Первоначальные сведения о строении вещества. Молекулы.

Изготовление моделей молекул воды, водорода, кислорода.

1

Презентация. 

Лабораторная работа. Результат: шаростержневые модели молекул веществ

22.11

12

Движение молекул. Диффузия.

1

Пронаблюдать броуновское движение крупинки гуаши в воде, капли жира в молоке, крупинки графита в воде. Можно под микроскопом

29.11

13

Взаимодействие молекул. Явление смачивания.

1

Видеофильм. Домашний эксперимент при мытье посуды. Наблюдение оперенья домашней птицы

06.12

14

Проект: Выращиваем кристаллы

1

Результат: защита проекта

13.12

5. Учимся устанавливать зависимости (7 часов)

15

Определение скорости равномерного движения.

1

Лабораторная работа. Определить скорость и характер движения пузырька воздуха в стеклянной трубке наполненной раствором медного купороса. Решение задач. Анализ эксперимента

20.12

16

Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.

1

Лабораторная работа. Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля. Решение задач. Анализ эксперимента

27.12

17

Инерция

1

Эксперименты «Удар», «Яйцо в стакане», «Монета в бутылке». «Необычная поломка 1», «Необычная поломка 2»  

11.01

18

Поверхностное натяжение

1

Эксперименты «Плавающая игла», «Бездонный бокал», «Мыльные плёнки». Подготовить слайд-шоу «Мыльные пузыри», используя Интернет-ресурсы.

18.01

19

Реактивное движение

1

Эксперименты «Фокус с шариком», «Реактивный сосуд». Где в природе и технике встречается реактивное движение? Подготовить рабочий проект.

25.01

20

Масса. Плотность.

1

Владение умениями пользоваться рычажными весами. Отличать прямые измерения от косвенных измерений

01.02

21

Определение плотности предметов домашнего обихода.

1

Лабораторная работа. Сравнение плотности разных сортов картофеля, яблок, свеклы, шоколадки.

08.02

6. Выясняем закономерности (2 часа)

22

Сила. Вес тела. Обнаружение и измерение веса тела

1

Эксперименты «Следы» Лабораторная работа. Определите вес бруска, имея только линейку. Правильность ответа проверьте с помощью динамометра.

15.02

23

Сила трения. Действие на тело нескольких сил.

1

Измерьте динамометром силу трения при движении по столу трёх одинаковых брусков в двух случаях: а) бруски лежат друг на друге; б) бруски прицеплены друг к другу.

22.02

7. Занимательные опыты на давление по физике (5 часов)

24

Давление твердых тел

1

Эксперименты «Столик с гвоздями»

01.03

25

Атмосферное давление

1

Творческая мастерская: «Поильник для домашней птицы»

15.03

26

Архимедова сила

1

Творческая мастерская: Изготовьте плот и рассчитайте его грузоподъёмность. Проверьте расчеты с помощью эксперимента.

22.03

27

Выталкивающее действие жидкости

1

Творческая мастерская: «Подобие подводной лодки», «Научите пластилин плавать»

05.04

28

Выталкивающее действие жидкости

1

Домашний эксперимент: Взять в качестве корабликов несколько предметов: коробочку от спичечного коробка, капроновую крышку, половинку пластмассового яйца «Киндер-сюрприз», другое. Запустить корабли в «плавание» (например, в тазике с водой, в канавке, в ручье). Какой кораблик, и из какого материала оказался самым непотопляемым и удержал самый большой груз. Результаты запуска корабликов занеси в таблицу:

Вид

кораблика

Характеристики

кораблика

Масса грузика, которую кораблик удержал на воде

Вывод

12.04

8. Занимательные опыты по оптике (4 часа)

29

Оптические приборы.

1

Практическое применение очков, лупы, бинокля и телескопа.

19.04

30

Отражение света. Солнечные и лунные затмения.

1

Эксперименты «Отражение света от поверхности воды», «Невидимая монета», моделирование затмения на Теллурии.

26.04

31

Спутница Земли. Лунный календарь

1

Простейшие сведения о Луне как о космическом объекте, движение Луны вокруг Земли, фазы Луны. Зарисовка пейзажа с лунным небом, правильное изображение месяца и поиск ошибок изображения Луны на картинках. Наблюдение и зарисовка фаз Луны в течение недели в качестве домашнего задания с использованием телескопа или бинокля.

17.05

32

Миражи. Гало. Преломление света. Радуга.

1

Редкие и необычные явления на небе: радуга, гало, миражи, венцы, покрытие звезд Луной. Что такое радуга? Условия появления радуги в природе. Получение радуги в лабораторных условиях с помощью мыльных пузырей и компакт-диска, изготовление устройства для запуска мыльных пузырей

24.05

Рефлексия.

34

Резерв

1

Самостоятельное демонстрирование занимательных опытов перед аудиторией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...