Развитие интереса к физике на занятиях кружка
статья по физике (7 класс)
Одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей учащихся является воспитание интереса к изучаемому материалу. Физика как учебный предмет имеет широкие возможности для этого. Работу по формированию интереса к физике провожу в системе. Для этого создаю проблемные ситуации на уроках, демонстрирую физические эксперименты, организовываю самостоятельную работу учащихся, предлагаю творческие задания. На основе деятельностного подхода, развивающего ученика, применяю поисковый и исследовательский методы. Большая роль в развитии интереса к предмету принадлежит внеклассной работе: ведение элективных и факультативных курсов, физических кружков, организация исследовательской работы учащихся и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, телекоммуникационных проектах. В результате целенаправленно создаётся сознательная мотивация к учению.
Опираясь на опыт своей работы в школе, пришла к выводу, что начинать организацию внеклассных занятий лучше с создания физического кружка в 7-х классах. При составлении программы кружка основываюсь на том, что в среднем подростковом возрасте ребят больше интересует экспериментальный характер физики. Ученики с большим удовольствием участвуют в подготовке опытов и их проведении. Занятия кружка строю в форме игр, путешествий, конкурсов, викторин и т.п. Применение проектной методики позволяет повышать коммуникабельность, умение распределять роли в команде, воспитывает самостоятельность и развивает творческий потенциал личности учащихся.
Одной из важнейших целей кружковой работы считаю повышение роли изучения физики в жизни общества, как необходимого условия его успешного и безопасного развития. Задачами кружка ставлю умение увидеть в окружающей нас жизни физические явления и учиться их объяснять, приобретение практических навыков, умение самостоятельно добывать информацию и анализировать её.
Используя имеющуюся литературу, средства Интернет, составила программу кружка "Занимательная физика" в соответствии с учебником Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е. и реализую её. Один раз в полугодие провожу открытые занятия кружка в виде интеллектуальной игры для всей параллели (у нас в школе это четыре класса), участники кружка сами демонстрируют опыты. Тем самым повышается интерес к предмету, и привлекаются новые участники кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_fizike.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к физике на занятиях кружка
Одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей учащихся является воспитание интереса к изучаемому материалу. Физика как учебный предмет имеет широкие возможности для этого. Работу по формированию интереса к физике провожу в системе. Для этого создаю проблемные ситуации на уроках, демонстрирую физические эксперименты, организовываю самостоятельную работу учащихся, предлагаю творческие задания. На основе деятельностного подхода, развивающего ученика, применяю поисковый и исследовательский методы. Большая роль в развитии интереса к предмету принадлежит внеклассной работе: ведение элективных и факультативных курсов, физических кружков, организация исследовательской работы учащихся и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, телекоммуникационных проектах. В результате целенаправленно создаётся сознательная мотивация к учению.
Опираясь на опыт своей работы в школе, пришла к выводу, что начинать организацию внеклассных занятий лучше с создания физического кружка в 7-х, 8-х классах. При составлении программы кружка основываюсь на том, что в среднем подростковом возрасте ребят больше интересует экспериментальный характер физики. Ученики с большим удовольствием участвуют в подготовке опытов и их проведении. Занятия кружка строю в форме игр, путешествий, конкурсов, викторин и т.п. Применение проектной методики позволяет повышать коммуникабельность, умение распределять роли в команде, воспитывает самостоятельность и развивает творческий потенциал личности учащихся.
Одной из важнейших целей кружковой работы считаю повышение роли изучения физики в жизни общества, как необходимого условия его успешного и безопасного развития. Задачами кружка ставлю умение увидеть в окружающей нас жизни физические явления и учиться их объяснять, приобретение практических навыков, умение самостоятельно добывать информацию и анализировать её.
Используя имеющуюся литературу, средства Интернет, составила программу кружка "Занимательная физика" в соответствии с учебником Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е. и реализую её. Один раз в полугодие провожу открытые занятия кружка в виде интеллектуальной игры для всей параллели (у нас в школе это четыре класса), участники кружка сами демонстрируют опыты. Тем самым повышается интерес к предмету, и привлекаются новые участники кружка.
Цель:
- Воспитывать наблюдательность.
- Учить объяснять явления в окружающей нас жизни с физической точки зрения.
- Формировать умение работать в команде.
Действительно, говоря словами Козьмы Пруткова, "Глядя на мир, нельзя не удивляться!"
1 ведущий:
"Живёт всегда природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять"
2 ведущий:
Занятие мы проведём в форме конкурса команд знатоков физики от каждого класса.
Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что физика окружает нас повсюду: и дома, и в природе, и, конечно, в технике:
Первый тур теоретический "Вопрос - ответ"
"Физика у нас дома".
Командам будут предложены по три вопроса, которые вы можете обсудить в течение пяти минут.
Оценка каждого вопроса: 3 балла - за полный правильный ответ, 2 балла - неполный ответ, 1 балл - односложный ответ, 0 - неверный ответ. Команды отвечают по одному вопросу по очереди. Оценивание сразу после ответа, оценка записывается на доске.
1 ведущий: I команда
- Почему в соленой воде огурцы становятся солеными?
- Какое физическое явление лежит в основе засолки?
- В горячей или холодной воде быстрее просолятся огурцы? Почему?
2 ведущий: II команда
- В чугунной сковороде пища прожаривается более равномерно и меньше пригорает. Есть ли этому какое-то физическое обоснование?
1 ведущий: III команда
- Зачем кастрюлю накрывают крышкой?
- Почему вода закипает скорее, если кастрюля накрыта крышкой?
- Что именно уменьшается: конвекционные потери или потери на излучение? [6].
Ответ: На испарение воды в кастрюле затрачивается значительное количество тепла. Если кастрюля открыта, то это тепло теряется, так как пар уносится воздушными потоками. Если же кастрюля накрыта крышкой, то пар остается в ней и тепло удерживается внутри кастрюли. Уменьшаются конвекционные потери.
2 ведущий: IV команда
- Когда наливать кофе в сливки: сразу или перед употреблением? Зависит ли ответ от цвета чашки?
Ответ: Если вы хотите, чтобы кофе был горячее, сливки следует наливать сразу перед употреблением, поскольку черный кофе лучше излучает тепло.
1 ведущий: I команда
- Мороженое.
Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора.
Чьё мороженое дольше не растает?
Ответ: Мороженое, лежащее на блюдечке, окружает воздух, охладившийся от мороженого. На мороженое, помещенное в струю вентилятора, попадает поток воздуха, имеющий комнатную температуру. Поэтому мороженое у друга на блюдечке дольше не растает [4].
2 ведущий: II команда
- Будет ли кипеть вода в кружке, если кружка плавает на поверхности кипящей жидкости?
Ответ: Для кипения нужен постоянный приток тепловой энергии, а его нет, так как температура воды в кружке 1000 С, поэтому температура самой кружки не может быть больше 1000 С [4].
1 ведущий: III команда
- В 1638 г посол Василий Старков привёз в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда сушёных листьев. Это растение очень понравилось москвичам, и они его с удовольствием употребляют до сих пор. А как оно называется и на каком физическом явлении основано его употребление? [2].
Ответ: Это были листья чая, употребление которого основано на явлении диффузии.
2 ведущий: IV команда
- Три сестры (сказка)
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправится вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождётесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой.
Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему? [4].
Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.
1 ведущий: I команда
- Физика у вас шкафу.
Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Почему?
Ответ: Три рубашки, т.к. больше слоев воздуха.
2 ведущий: II команда
- Императорский пингвин плывёт баттерфляем со скоростью 11 км/ч. Он гребёт ластовидными крыльями и рулит хвостом. Учёные заметили, что он глотает мелкие камни. Для чего?
Ответ: Мелкие камни помогают пингвину нырять, как свинцовый пояс аквалангисту. Птица регулярно погружается на 18 - 21 м, где гоняется за рыбой и кальмарами, не выныривая до 20 минут [2].
1 ведущий: III команда
- Уровни океанов с разных сторон Панамского канала.
Как известно, уровни океанов (Тихого и Атлантического) с разных сторон Панамского канала различны. В сухое время года разность уровней мала, а в сезон дождей она достигает 30 см. Чем это объяснить?
Ответ: Различие уровней океанов с разных сторон Панамского канала отчасти обусловлено различной соленостью океанов. В Тихом океане вода более соленая, следовательно, более плотная. Поэтому у выхода в Тихий океан уровень воды ниже, чем у выхода в Атлантический. [5].
2 ведущий: IV команда
- "Бочка Паскаля" - или Бочка знаний.
По указанию Паскаля, крепкую дубовую бочку до краев наполнили водой и наглухо закрыли крышкой. В небольшое отверстие в крышке заделали конец вертикальной стеклянной трубки такой длины, что конец ее оказался на уровне второго этажа.
Выйдя на балкон, Паскаль принялся наполнять трубку водой. Не успел он вылить и десятка стаканов, как вдруг, к изумлению обступивших бочку зевак, бочка с треском лопнула. Ее разорвала непонятная сила. Паскаль убеждается: да, сила, разорвавшая бочку, вовсе не зависит от количества воды в трубке. Как объяснить явление? [4].
1 ведущий:
Второй тур "Объясните опыт"
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин.
Каждой команде предлагается объяснить опыт.
Опыт № 1. Металлический и деревянный стержни, обёрнутые бумагой, помещаются в пламя спиртовок. На каком стержне быстрее обуглится бумага?
Объяснение: Металлический стержень лучше проводит тепло, чем дерево и успевает отводить тепло от бумаги. Поэтому бумага обугливается быстрее при соприкосновении с деревом, которое нагревается дольше.
Опыт № 2. Яйцо в бутылке.
Объяснение: При нагревании воздух расширяется и частично выходит из бутылки, давление внутри неё понижается и становится меньше атмосферного. Атмосферное давление с силой заталкивает яйцо в бутылку.
Опыт № 3. Гиря на стакане. Почему хрупкий стакан выдерживает действие мощного удара?
Объяснение: При быстром ударе молотком по гире, она не успевает изменить свою скорость, так как имеет большую массу и, благодаря свойству инертности, гиря не успевает передать стакану изменение скорости в результате короткого времени взаимодействия.
Опыт № 4. В стакан, накрытый вырезанными из газеты и смоченными водой кольцами немного большего диаметра, помещается свеча, после ее загорания, стакан плотно накрывают вторым стаканом. Почему стаканы "слипаются"?
Объяснение: При нагревании воздух расширяется и частично выходит, давление внутри понижается и становится меньше атмосферного. Атмосферное давление прижимает стаканы друг к другу.
В повседневной жизни мы часто пользуемся физическими приборами.
Третий тур: Знаете ли вы физические приборы?
2 ведущий:
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.
1 ведущий:
Я под мышкой посижу
И что делать укажу;
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Может кто-нибудь из вас знает, какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле?
(-89,20 С, 1983 г, Антарктида)
А самая высокая?
(+70 ° C, пустыня Дашти-Лут, Ливия, 2004 и 2005 годы)
2 ведущий:
Две сестры качались
Правды добивались.
А когда добились,
Сразу помирились.
ведущий:
Его устройство очень просто,
Еще проще он в работе
Чем больше растягивают,
Тем больше показывает.
Пружинными весами, проградуированными в килограммах, мы пользуемся в быту.
Подведение итогов.
2 ведущий:
Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!..
Знание физики жить помогает,
Оно как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику знает,
Тот никогда и нигде не пропадет [1].
Литература и используемые ресурсы:
- "Воспитай творца", О.Т. Диканева, М.,"Просвещение", 1993 г.
- "Интересные факты для составления задач по физике", А.И. Сёмке. Библиотечка "Первого сентября", № 35/2010. М., "Чистые пруды".
- "Физические викторины", Б.Ф. Билимович, М., "Просвещение", 1967 г.
- elkin52. narod.ru>fizika/fizika3.htm
- physics03.narod.ru
- images.yandex.ru>физика вокруг нас
- "Нестандартные уроки. Физика, 7 класс", составитель Т.М. Гребёнкина, Волгоград, "Корифей", 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МУЗЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ
В условиях перехода системы образования на новые стандарты происходит переориентация школы на формирование и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и отве...
Мастер-класс «Развитие интереса учащихся начальных классов к естественным наукам на примере кружка «Занимательная физика»
Открытое мероприятие в виде одного из занятий кружка "Занимательная физика" состоялось в рамках проведения педагогического совета ГБОУ Школа №950 17 ноября 2015г. На занятии присутствовали учителя ком...
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Компьютерная грамотность»
Работы учащихся кружка...
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Юный художник»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКРЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ...
Развитие интереса к физике посредством решения задач профессиональной направленности.
Как развивать интерес к дисциплине физика....
Проектная деятельность учащихся, как метод развития интереса к физике, как науке
Главной проблемой в статье, является совершенствование системы образования, стимулируемое социальным заказом общества, что усложняет требования к развивающему характеру обучения учащихся средней...
Статья по теме: Развитие интереса к физике как определяющий фактор освоения предмета.
Статья по теме: Развитие интереса к физике как определяющий фактор освоения предмета.Предмет физика - крайне благодатный предмет с точки зрения привития у учащихся интереса к его поз...