Развитие интереса к физике на занятиях кружка
статья по физике (7 класс)

Одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей учащихся является воспитание интереса к изучаемому материалу. Физика как учебный предмет имеет широкие возможности для этого. Работу по формированию интереса к физике провожу в системе. Для этого создаю проблемные ситуации на уроках, демонстрирую физические эксперименты, организовываю самостоятельную работу учащихся, предлагаю творческие задания. На основе деятельностного подхода, развивающего ученика, применяю поисковый и исследовательский методы. Большая роль в развитии интереса к предмету принадлежит внеклассной работе: ведение элективных и факультативных курсов, физических кружков, организация исследовательской работы учащихся и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, телекоммуникационных проектах. В результате целенаправленно создаётся сознательная мотивация к учению.

Опираясь на опыт своей работы в школе, пришла к выводу, что начинать организацию внеклассных занятий лучше с создания физического кружка в 7-х классах. При составлении программы кружка основываюсь на том, что в среднем подростковом возрасте ребят больше интересует экспериментальный характер физики. Ученики с большим удовольствием участвуют в подготовке опытов и их проведении. Занятия кружка строю в форме игр, путешествий, конкурсов, викторин и т.п. Применение проектной методики позволяет повышать коммуникабельность, умение распределять роли в команде, воспитывает самостоятельность и развивает творческий потенциал личности учащихся.

Одной из важнейших целей кружковой работы считаю повышение роли изучения физики в жизни общества, как необходимого условия его успешного и безопасного развития. Задачами кружка ставлю умение увидеть в окружающей нас жизни физические явления и учиться их объяснять, приобретение практических навыков, умение самостоятельно добывать информацию и анализировать её.

Используя имеющуюся литературу, средства Интернет, составила программу кружка "Занимательная физика" в соответствии с учебником Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е. и реализую её. Один раз в полугодие провожу открытые занятия кружка в виде интеллектуальной игры для всей параллели (у нас в школе это четыре класса), участники кружка сами демонстрируют опыты. Тем самым повышается интерес к предмету, и привлекаются новые участники кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_fizike.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к физике на занятиях кружка


Одним из важнейших условий активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей учащихся является воспитание интереса к изучаемому материалу. Физика как учебный предмет имеет широкие возможности для этого. Работу по формированию интереса к физике провожу в системе. Для этого создаю проблемные ситуации на уроках, демонстрирую физические эксперименты, организовываю самостоятельную работу учащихся, предлагаю творческие задания. На основе деятельностного подхода, развивающего ученика, применяю поисковый и исследовательский методы. Большая роль в развитии интереса к предмету принадлежит внеклассной работе: ведение элективных и факультативных курсов, физических кружков, организация исследовательской работы учащихся и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, телекоммуникационных проектах. В результате целенаправленно создаётся сознательная мотивация к учению.

Опираясь на опыт своей работы в школе, пришла к выводу, что начинать организацию внеклассных занятий лучше с создания физического кружка в 7-х, 8-х классах. При составлении программы кружка основываюсь на том, что в среднем подростковом возрасте ребят больше интересует экспериментальный характер физики. Ученики с большим удовольствием участвуют в подготовке опытов и их проведении. Занятия кружка строю в форме игр, путешествий, конкурсов, викторин и т.п. Применение проектной методики позволяет повышать коммуникабельность, умение распределять роли в команде, воспитывает самостоятельность и развивает творческий потенциал личности учащихся.

Одной из важнейших целей кружковой работы считаю повышение роли изучения физики в жизни общества, как необходимого условия его успешного и безопасного развития. Задачами кружка ставлю умение увидеть в окружающей нас жизни физические явления и учиться их объяснять, приобретение практических навыков, умение самостоятельно добывать информацию и анализировать её.

Используя имеющуюся литературу, средства Интернет, составила программу кружка "Занимательная физика" в соответствии с учебником Пурышевой Н.С. и Важеевской Н.Е. и реализую её. Один раз в полугодие провожу открытые занятия кружка в виде интеллектуальной игры для всей параллели (у нас в школе это четыре класса), участники кружка сами демонстрируют опыты. Тем самым повышается интерес к предмету, и привлекаются новые участники кружка.

Цель:

  • Воспитывать наблюдательность.
  • Учить объяснять явления в окружающей нас жизни с физической точки зрения.
  • Формировать умение работать в команде.

Действительно, говоря словами Козьмы Пруткова, "Глядя на мир, нельзя не удивляться!"

1 ведущий:

"Живёт всегда природа по своим законам.
Мы изучаем их, стремясь понять, 
И очень важно знать и понимать основы,
Чтоб эти знанья в жизни применять"

2 ведущий:

Занятие мы проведём в форме конкурса команд знатоков физики от каждого класса.

Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что физика окружает нас повсюду: и дома, и в природе, и, конечно, в технике:

Первый тур теоретический "Вопрос - ответ"

"Физика у нас дома".

Командам будут предложены по три вопроса, которые вы можете обсудить в течение пяти минут.

Оценка каждого вопроса: 3 балла - за полный правильный ответ, 2 балла - неполный ответ, 1 балл - односложный ответ, 0 - неверный ответ. Команды отвечают по одному вопросу по очереди. Оценивание сразу после ответа, оценка записывается на доске.

1 ведущий: I команда

  • Почему в соленой воде огурцы становятся солеными?
  • Какое физическое явление лежит в основе засолки?
  • В горячей или холодной воде быстрее просолятся огурцы? Почему?

2 ведущий: II команда

  • В чугунной сковороде пища прожаривается более равномерно и меньше пригорает. Есть ли этому какое-то физическое обоснование?

1 ведущий: III команда

  • Зачем кастрюлю накрывают крышкой?
  • Почему вода закипает скорее, если кастрюля накрыта крышкой?
  • Что именно уменьшается: конвекционные потери или потери на излучение? [6].

Ответ: На испарение воды в кастрюле затрачивается значительное количество тепла. Если кастрюля открыта, то это тепло теряется, так как пар уносится воздушными потоками. Если же кастрюля накрыта крышкой, то пар остается в ней и тепло удерживается внутри кастрюли. Уменьшаются конвекционные потери.

2 ведущий: IV команда

  • Когда наливать кофе в сливки: сразу или перед употреблением? Зависит ли ответ от цвета чашки?

Ответ: Если вы хотите, чтобы кофе был горячее, сливки следует наливать сразу перед употреблением, поскольку черный кофе лучше излучает тепло.

1 ведущий: I команда

  • Мороженое.
    Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора. 
    Чьё мороженое дольше не растает?

Ответ: Мороженое, лежащее на блюдечке, окружает воздух, охладившийся от мороженого. На мороженое, помещенное в струю вентилятора, попадает поток воздуха, имеющий комнатную температуру. Поэтому мороженое у друга на блюдечке дольше не растает [4].

2 ведущий: II команда

  • Будет ли кипеть вода в кружке, если кружка плавает на поверхности кипящей жидкости?

Ответ: Для кипения нужен постоянный приток тепловой энергии, а его нет, так как температура воды в кружке 100С, поэтому температура самой кружки не может быть больше 100С [4].

1 ведущий: III команда

  • В 1638 г посол Василий Старков привёз в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда сушёных листьев. Это растение очень понравилось москвичам, и они его с удовольствием употребляют до сих пор. А как оно называется и на каком физическом явлении основано его употребление? [2].

Ответ: Это были листья чая, употребление которого основано на явлении диффузии.

2 ведущий: IV команда

  • Три сестры (сказка) 
    Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
    Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. 
    - Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправится вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождётесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. 
    Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему? [4].

Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.

1 ведущий: I команда

  • Физика у вас шкафу.
    Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? Почему?

Ответ: Три рубашки, т.к. больше слоев воздуха.

2 ведущий: II команда

  • Императорский пингвин плывёт баттерфляем со скоростью 11 км/ч. Он гребёт ластовидными крыльями и рулит хвостом. Учёные заметили, что он глотает мелкие камни. Для чего?

Ответ: Мелкие камни помогают пингвину нырять, как свинцовый пояс аквалангисту. Птица регулярно погружается на 18 - 21 м, где гоняется за рыбой и кальмарами, не выныривая до 20 минут [2].

1 ведущий: III команда

  • Уровни океанов с разных сторон Панамского канала.
    Как известно, уровни океанов (Тихого и Атлантического) с разных сторон Панамского канала различны. В сухое время года разность уровней мала, а в сезон дождей она достигает 30 см. Чем это объяснить?

Ответ: Различие уровней океанов с разных сторон Панамского канала отчасти обусловлено различной соленостью океанов. В Тихом океане вода более соленая, следовательно, более плотная. Поэтому у выхода в Тихий океан уровень воды ниже, чем у выхода в Атлантический. [5].

2 ведущий: IV команда

  • "Бочка Паскаля" - или Бочка знаний.
    По указанию Паскаля, крепкую дубовую бочку до краев наполнили водой и наглухо закрыли крышкой. В небольшое отверстие в крышке заделали конец вертикальной стеклянной трубки такой длины, что конец ее оказался на уровне второго этажа.
    Выйдя на балкон, Паскаль принялся наполнять трубку водой. Не успел он вылить и десятка стаканов, как вдруг, к изумлению обступивших бочку зевак, бочка с треском лопнула. Ее разорвала непонятная сила. Паскаль убеждается: да, сила, разорвавшая бочку, вовсе не зависит от количества воды в трубке. Как объяснить явление? [4].

1 ведущий:

Второй тур "Объясните опыт"

О, сколько нам открытий чудных 
Готовят просвещенья дух 
И опыт, сын ошибок трудных, 
И гений, парадоксов друг. 
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин.

Каждой команде предлагается объяснить опыт.

Опыт № 1. Металлический и деревянный стержни, обёрнутые бумагой, помещаются в пламя спиртовок. На каком стержне быстрее обуглится бумага?

Объяснение: Металлический стержень лучше проводит тепло, чем дерево и успевает отводить тепло от бумаги. Поэтому бумага обугливается быстрее при соприкосновении с деревом, которое нагревается дольше.

Опыт № 2. Яйцо в бутылке.

Объяснение: При нагревании воздух расширяется и частично выходит из бутылки, давление внутри неё понижается и становится меньше атмосферного. Атмосферное давление с силой заталкивает яйцо в бутылку.

Опыт № 3. Гиря на стакане. Почему хрупкий стакан выдерживает действие мощного удара?

Объяснение: При быстром ударе молотком по гире, она не успевает изменить свою скорость, так как имеет большую массу и, благодаря свойству инертности, гиря не успевает передать стакану изменение скорости в результате короткого времени взаимодействия.

Опыт № 4. В стакан, накрытый вырезанными из газеты и смоченными водой кольцами немного большего диаметра, помещается свеча, после ее загорания, стакан плотно накрывают вторым стаканом. Почему стаканы "слипаются"?

Объяснение: При нагревании воздух расширяется и частично выходит, давление внутри понижается и становится меньше атмосферного. Атмосферное давление прижимает стаканы друг к другу.

В повседневной жизни мы часто пользуемся физическими приборами.

Третий тур: Знаете ли вы физические приборы?

2 ведущий:

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда - облака.

1 ведущий:

Я под мышкой посижу 
И что делать укажу;
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.

Может кто-нибудь из вас знает, какая самая низкая температура воздуха была зарегистрирована на Земле? 
(-89,2С, 1983 г, Антарктида)

А самая высокая?

(+70 ° C, пустыня Дашти-Лут, Ливия, 2004 и 2005 годы)

2 ведущий:

Две сестры качались
Правды добивались.
А когда добились,
Сразу помирились.

ведущий:

Его устройство очень просто, 
Еще проще он в работе 
Чем больше растягивают,
Тем больше показывает.

Пружинными весами, проградуированными в килограммах, мы пользуемся в быту.

Подведение итогов.

2 ведущий:

Так устроен мир друзья,
Что без знаний жить нельзя!..
Знание физики жить помогает,
Оно как друг, и зовет, и ведет,
Кто основательно физику знает,
Тот никогда и нигде не пропадет [1].

Литература и используемые ресурсы:

  1. "Воспитай творца", О.Т. Диканева, М.,"Просвещение", 1993 г.
  2. "Интересные факты для составления задач по физике", А.И. Сёмке. Библиотечка "Первого сентября", № 35/2010. М., "Чистые пруды".
  3. "Физические викторины", Б.Ф. Билимович, М., "Просвещение", 1967 г.
  4. elkin52. narod.ru>fizika/fizika3.htm
  5. physics03.narod.ru
  6. images.yandex.ru>физика вокруг нас
  7. "Нестандартные уроки. Физика, 7 класс", составитель Т.М. Гребёнкина, Волгоград, "Корифей", 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЕЙ «ЭКСПЕРИМЕНТАНИУМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ У ШКОЛЬНИКОВ

В условиях перехода системы образования на новые стандарты происходит переориентация школы на формирование и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и отве...

Мастер-класс «Развитие интереса учащихся начальных классов к естественным наукам на примере кружка «Занимательная физика»

Открытое мероприятие в виде одного из занятий кружка "Занимательная физика" состоялось в рамках проведения педагогического совета ГБОУ Школа №950 17 ноября 2015г. На занятии присутствовали учителя ком...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Юный художник»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКРЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ...

Проектная деятельность учащихся, как метод развития интереса к физике, как науке

Главной проблемой в статье, является совершенствование системы образования, стимулируемое социальным заказом общества, что усложняет требования к развивающему характеру обучения учащихся средней...

Статья по теме: Развитие интереса к физике как определяющий фактор освоения предмета.

Статья по  теме: Развитие интереса к физике  как определяющий фактор освоения предмета.Предмет физика - крайне благодатный предмет  с точки зрения привития у учащихся интереса к его поз...