Статья по теме: Развитие интереса к физике как определяющий фактор освоения предмета.
статья по физике

Широкова Ирина Мефодевна

Статья по  теме: Развитие интереса к физике  как определяющий фактор освоения предмета.

Предмет физика - крайне благодатный предмет  с точки зрения привития у учащихся интереса к его познанию.

В первую очередь в самом содержании предмета заложен огромный потенциал для развития интереса к нему.

 

Содержание предмета позволяет создать ситуацию удивления чему- то новому, открытию новых сторон и проявлений уже хорошо известного учащимся закону, факту, событию. Именно с создания учителем ситуации удивления и начинается процесс развития интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по  теме: Развитие интереса к физике  как определяющий фактор освоения предмета.

Предмет физика - крайне благодатный предмет  с точки зрения привития у учащихся интереса к его познанию.

В первую очередь в самом содержании предмета заложен огромный потенциал для развития интереса к нему.

Содержание предмета позволяет создать ситуацию удивления чему- то новому, открытию новых сторон и проявлений уже хорошо известного учащимся закону, факту, событию. Именно с создания учителем ситуации удивления и начинается процесс развития интереса.

Так, изучая силу трения, в 7-ом  классе учащиеся задумываются над тем, а каким бы был мир без трения? Всегда ли трение приносит вред? Учащиеся 7- ого класса при обсуждении данного вопроса разделяются на две группы: одна группа раскрывает вред приносимый трением, другая показывает, каковы положительные проявления действия силы трения. Усилить впечатление можно показом фильма о роли и вреде трения.

В 8-ом классе изучение сопротивления проводника можно проводить  в форме судебного заседания, где часть класса - защитники, показывающие необходимость наличия сопротивления, часть класса – обвинители, показывающие вред приносимый сопротивлением. На уроке присутствуют судьи, выносящие решение о пользе и вреде сопротивления. Усилить созданную ситуацию удивления можно также показом фильма о проводниках, сверхпроводниках и перспективах их использования.

Живой интерес учащихся вызывают отслеживание развития научных теорий, исторические сведения о научных открытиях.

Так, в 11 классе учащиеся изучают опыты Майкла Фарадея и явление электромагнитной индукции - получение электрического тока при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, в котором данный поток создается. Далее изучается теория, созданная Джеймсом Максвеллом, объяснившая явление электромагнитной индукции , теория об электромагнитных волнах, полученных в дальнейшем Генрихом Герцем, использованных Александром Степановичем Поповым для передачи  информации  на расстояние. Основной вывод  теории Максвелла- свет - электромагнитная волна.

При этом в разделе «квантовая физика» учащиеся с удивлением узнают, что свет обладает двойственностью свойств: при испускании и поглощении свет ведет себя как поток частиц, а при распространении - как волна. Как может материальный объект сочетать в себе и свойства частицы и свойства волны?  Тем самым учащиеся видят перспективу дальнейшего развития науки.

 Очень интересными для учащихся являются факты  из истории открытия строения атома и атомного ядра, которые хорошо прослеживаются в содержании учебника физики 11 класса.

 Особую привлекательность для учащихся уроков физики создает показ  практического значения изучаемого материала, его связь с повседневной жизнью, его ценности для жизни, практики,  народного хозяйства.

Интересным в этом направлении является урок по теме «Физика за чайным столом», который систематизирует знания учащихся по механическим, тепловым, электрическим явлениям, показывая проявления и необходимость учета законов физики  в нашей повседневной жизни : нагревание и кипячение воды, диффузия, конвекция, зависимость температуры кипения воды от внешнего давления, устройство и действие термоса, учет различной  теплопроводности  материалов при чаепитии, сообщающиеся сосуды,  работа и мощность электрического тока, золотое правило рычага,  зависимость давления от площади опоры, условия равновесия тела. Ребята  отвечают  непосредственно на вопрос: как мы пьем?

Учащиеся самостоятельно разрабатывают рекомендации по целесообразности приобретения и использования  электрического чайника определенной модели,  какие плюсы и минусы необходимо учитывать при покупке чайника. При этом на уроке  организуются различные виды деятельности учащихся.

.Особое внимание  при организации урока учителю необходимо уделять ни подаче  знаний в готовом виде, а созданию проблемной ситуации,  которую и предстоит решить.

Важным с этой точки зрения является выполнение творческих заданий, в том числе решение задач различными способами.  При этом учащиеся предлагают свои  различные варианты решения, обсуждают, сопоставляют, определяют, какое решение является наиболее оптимальным. Этот метод работает над развитием рефлексии. Рефлексия- это умение человека анализировать собственные мысли и эмоции. Ученик понял, как он это нашел. Почему это так? Как я пришел к этому выводу? При каких условиях это не так? Таким образом, учащийся понимает, как работает он сам. То есть развивается творческий подход к решению  задач, а тем самым развивается личность человека.

Мощной формой активизации познавательной деятельности является использование  эксперимента, проведение лабораторных и практических работ. При этом происходит приобретение учащимися экспериментальных навыков.

Особое внимание необходимо уделить решению экспериментальных задач. В том числе и домашнего эксперимента.

В ходе домашнего эксперимента учащиеся наблюдают физические явления в природе, в домашних условиях, выполняют измерения с помощью простых приборов и приборов, сделанных самостоятельно.

Пример 1. Урок по теме « Атмосферное давление», 7 класс.

  Убедиться в существовании атмосферного давления  можно с помощью вареного яйца, очищенного от скорлупы, стеклянной бутылки с диаметром горлышка  немного меньшим, чем диаметр яйца, горячей воды. Учащиеся наливают горячую воду в бутылку, затем ее выливают, помещают на горлышко бутылки  вареное яйцо и наблюдают, как яйцо само залезает в бутылку под действием атмосферного давления.

Пример 2.Урок по теме «Испарение», 8 класс.

С удовольствием устанавливается зависимость интенсивности испарения  от рода жидкости, от температуры, от площади свободной  поверхности  жидкости, от наличия движения воздуха над жидкостью. С этой целью 1) в сосуд наливают одинаковое количество воды и растительного масла. Через 2-3 дня отслеживается  количество оставшейся жидкости; 2) одинаковое количество воды наливается  в стакан и тарелку, оставляют в помещении. Через 2-3 дня отслеживается количество оставшейся жидкости; 3) в сосуды  наливают одинаковое количество воды, один сосуд оставляют в помещении, другой  выносят на балкон. Через 2-3 дня  отслеживается количество оставшейся жидкости.

Пример 3. Урок по теме «Мощность», 9 класс.

Для измерения мощности, развиваемой человеком, поднимающимся по лестнице, учащиеся измеряют свою массу, высоту  подъема с первого этажа на третий, время подъема и определяют по известным формулам развиваемую ими мощность.

Для развития интереса к предмету бесценной являются умело организованные формы внеурочной деятельности: физические конференции и вечера, физические выставки          (« физика у нас  дома», «физика и детская игрушка»), выпуск газет, дидактические игры с раздаточным материалом.

Дидактическая игра носит обучающий характер. В ходе нее ученик  уточняет представления о предмете или явлении, развивает способность замечать сходство  и различие  между ними. С другой стороны, учащийся вовлечен в игровое действие. Внимание учащегося направлено именно на него.  А уже в процессе игры он незаметно для себя  выполняет обучающую задачу.

Примером одного из видов дидактических игр может служить игра « Третий лишний». По различным темам курса физики учителем и учащимися создаются  комплексы, в которых  на каждой из предложенных карт изображены 3 рисунка с различными физическими явлениями, приборами или установками. При  этом  два явления из трех логически связаны, третий рисунок – лишний. Задача ученика: определить лишний рисунок. Данные задания способствуют выработке  у учащихся  умения анализировать, логически осмысливать предложенную информацию, делать выводы.

Способствует повышению интереса учащихся к предмету  использование художественной литературы, устного народного творчества.

Сегодня нашей стране крайне необходимы высококвалифицированные инженерно- технические кадры. Физика является основой научно-технического прогресса. Перед преподавателями  физики стоит крайне важная задача: заинтересовать учащихся предметом, направить их на глубокое и осознанное изучение материала, развить потребность  в исследовательской и творческой деятельности, что и определяет, в конечном итоге, качество и уровень знаний обучаемых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активизация познавательного интереса к предмету через внеклассную деятельность"

Методические рекомендации по активизации познавательного интереса к предмету математики через внеурочную деятельность....

Самооценка как определяющий фактор развития личности

В материале рассмотрены вопросы предпосылок формирования у ребенка определенной самооценки, возможные последствия низкой самооценки, приведены способы определения уровня самооценки ребенка, а также ме...

Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ

Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребен...

Семья как определяющий фактор в психическом и личностном развитии ребенка

В данной статье рассказывается о роли семьи в жизни ребенка, ее функциях....

Статья "Нетрадиционные формы уроков как средство развития интереса к предмету математики у школьников с интеллектуальной недостаточностью"

В статье описаны нетрадиционные формы уроков  математики, используемые при работе со школьниками  с интеллектуальной недостаточностью....

Статья: Эффективный способ заинтересовать освобожденных к освоению предмета физическая культура на примере 5 класса.

Творческое задание по базовым знаниям по физической культуре. Составлены на основе первого праграфа учебника В. И. Ляха Физическая культура 5-7 класс....