Технологическая карта обобщаюшего урока по теме "Кинематика" для 10 класса
методическая разработка по физике (10 класс)

Технологическая карта обобщающего урока по теме "Кинематика" для 10 класса, которая будет полезна учителям работающим по учебнику В.А. Касьянову "Физика. 10 класс. Углублённый уровень" в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.18 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.32 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс 10

Предмет: Физика

УМК: 

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Кинематика»

Учитель: Чевычелова Ольга Владимировна, учитель физики МАОУ Лицей № 7,  г. Красноярск

Материально-техническое оснащение урока: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, интерактивная доска.

Цель урока: Обобщить знания по теме «Кинематика», развивать умение строить и читать графики изменения кинематических величин, применять формулы для решения конкретных задач, анализировать и делать выводы, составлять таблицы элементов знаний о физические явления, величины; с целью формирования диалектико-материалистического мировоззрения подчеркнуть основные свойства механического движения; показать политехническую направленность материала из кинематики. Развивать умение слышать, понимать одноклассника, умение сотрудничать.

Задачи:

Образовательная:  повторить и обобщить знания по теме «Кинематика» и применить их при решении задач: расчетных, качественных, экспериментальных и графических.

Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять физические явления и процессы.

Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Касьянов  В.А. Физика. 10 класс. Углублённый уровень: учебник /– М.: Дрофа, 2013.
  2. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. общеобразовательнх учреждений. – М.: Просвещение, 1997.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- побуждение к освоению новых знаний;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения разрешать конфликты;

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, уважительное отношение.

Предметные:

- Закрепление понимания учащимися понятий: путь, перемещение, координата, скорость, ускорение, прямолинейное и криволинейное движение, равномерное и равноускоренное движение.

- Совершенствование умения решать задачи по теме; анализировать графики и уравнения движения и делать выводы из них

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия (УУД):

- умение самостоятельно искать и выделять главную информацию;

- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель выполнения заданий на уроке и ставить задачи, необходимые для достижения цели;

- умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя;

- умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- умение логически построить высказывание; - умение самостоятельно определить критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные УУД:

- умение применять приобретенные навыки на уроке и в жизненных ситуациях;

- умение выделять главную и второстпенную информацию;

- умение слышать и понимать одноклассника; умение работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

План урока

  1. Организационный этап.
  2. Постановка проблемного вопроса, сообщение цели урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Физминутка.
  5. Применение званий и умений в решение задач по кинематике.
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

Этап урока

Задачи урока

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап (1мин)

Организовать учащихся к деятельности на уроке, готовить учащихся к усвоению  нового и повторению знакомого материала.

Проверка готовности. Приветствует учащихся (Слайд 1).

Приветствуют учителя.

Личностные УУД (побуждение к освоению новых знаний; умение соблюдать дисциплину на уроке)

Постановка проблемного вопроса, сообщение цели урока.

(1мин)

Мотивировать учащихся к формулированию темы и задач урока.

Фронтальная

Показывает картинки по теме (Слайд 2).

 (Слайд 2-3).

Стремится создать ситуацию успеха, предлагает учащимся назвать тему и цель урока, ориентирует на их субъективный опыт.

Отвечают на вводные вопросы, предлагая варианты ответов.

Формулируют цель урока.

Регулятивные (умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение логически построить высказывание).

Актуализация знаний  

(13 мин)

Осуществить актуализацию ранее полученных знаний по теме «Кинематика». Составлять таблицы элементов знаний о физические явления, величины; с целью формирования диалектико-материалистического мировоззрения подчеркнуть основные свойства механического движения

Фронтальная.

Групповая

Организует работу с презентацией для обобщения знаний по кинематике.

(Слайд 4-12,14,16-18).

Выбор нужной информации и проверка понимания понятий.

Контролирует правильность выбора ответов, корректирует их. (Слайд 13,15).

Координирует в случае необходимости деятельность учащихся в группе.

Формулируют определения понятий.

Взаимодействуют с одноклассниками во время обсуждения ответов.

Строят логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи.

Строят и читают графики изменения кинематических величин.

Строят логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи.

Личностные (навык сотрудничества, формирование коммуникативной компетенции), регулятивные (умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя; умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение логически построить высказывание; коммуникативные (умение работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи))

Физическая пауза.

(2 мин)

Снять усталость.

Мотивирует на выполнение зарядки.

Выполняют упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз.

Применение званий и умений в решение задач по кинематике.

(20 мин)

Применять формулы для решения конкретных задач, анализировать и делать выводы,

Индивидуальная

Парная

Групповая

Формулирует задания, направляет деятельность учащихся

(Слайд № 19-20)

(Слайд № 21-23)

(Слайд № 25)

Работа с презентацией. Отвечают на вопросы и объясняют.

Обсуждают в группах, какие вопросы можно поставить к задаче, каков характер движения тела, какие величины можно определить. Решают задачи.

Предметные УУД

Обобщение знаний по описанию движения при помощи уравнения скорости, перемещения, графического способа описания движения,

совершенствование умения решать задачи по теме; анализировать условие задачи и делать выводы, коммуникативные:

развитие умения сотрудничать со сверстниками, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, умения принимать и исправлять свои ошибки; регулятивные УУД: развитие умения объективно оценивать свои знания.

Объяснение домашнего задания.

(2 мин)

Предупредить трудности при выполнении домашнего задания.

Подводит итог урока.

Объясняет домашнее задание .

Задают вопросы по домашнему заданию.

Личностные УУД:

прогнозирование результатов работы, самоопределение.

Регулятивные УУД 

умение структуризировать знания.

Рефлексия.

( 6мин)

Выявить проблемы урока и эффективность выполненных на уроке задач.

Благодарит за урок.

Запрашивает мнения учащихся об уроке.

Учащиеся заполняют Оценочный лист, проводят самооценку работы на уроке

Личностные УУД:

осознание качества и уровня усвоения знаний; способность проводить коррекцию своих действий; понимание причины успеха/неуспеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мысль в подарок! «…вы думаете, я собираюсь объяснять так, чтобы вы все знали и понимали? Нет, вы не сможете этого понять. Зачем же я хочу докучать вам, зачем вам сидеть и слушать все это… Моя задача – убедить вас не отворачиваться от того чего вы не понимаете». (Отрывок из книги Р. Фейнмана «КЭД – странная теория света и вещества»).

Слайд 3

Обобщающий урок по теме «Кинематика»

Слайд 4

Основные положения 1. Механическое движение и его виды . 2. Относительность механического движения. 3 . Скорость. 4. Ускорение. 5 . Равномерное движение. 6. Прямолинейное равноускоренное движение. 7. Свободное падение (ускорение свободного падения). 8. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Слайд 5

Механическое движение и его виды Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой. Траектория - некоторая линия, которую описывает тело (материальная точка) с течением времени, перемещаясь из одной точки в другую. Путь ( S ) - расстояние, отсчитываемое вдоль траектории за время (скалярная величина). Перемещение ( ) - вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела.

Слайд 6

Виды движения по траектории прямолинейное криволинейное по пройденному пути в единицу времени равномерное неравномерное по траектории точек тела поступательное вращательное колебательное Механическое движение и его виды

Слайд 7

Относительность механического движения Для однозначного определения положения тела необходимо задать систему отсчета: 1) тело отсчета (тело, относительно которого изучается движение рассматриваемого тела - например, Земля); 2) система координат, связанная с телом отсчета ( одномерная - автомобиль на шоссе, двумерная - шайба на хоккейном поле, трехмерная - воздушный шар); 3)часы, связанные с телом отсчета.

Слайд 8

Тела в разных системах отсчета двигаются по-разному! В разных СО изменяются: скорость, путь, перемещение, траектория. Не изменяются в разных с.о. (при условии, что: время, масса, сила, ускорение. Относительность механического движения Какое перемещение совершит человек относительно берега (Земли)? Берег (Земля) - неподвижная с.о. Плот - подвижная с.о. - перемещение человека относительно Земли (н.с.о.) - перемещение человека относительно плота (п.с.о.) - перемещение плота относительно Земли (п.с.о. относительно н.с.о.)

Слайд 9

Относительность механического движения Правило сложения скоростей: Скорость тела относительно неподвижной системы отсчета равна геометрической сумме скорости тела относительно подвижной системы отсчета и скорости подвижной системы отсчета относительно неподвижной: Принцип относительности Галилея Все инерциальные системы равноправны. Это проявляется в том, что законы механики в них записываются одинаково. Инерциальные системы отсчета (ИСО) - системы отсчета, которые двигаются равномерно прямолинейно относительно друг друга.

Слайд 10

Скорость Скорость - физическая векторная величина, характеризующая направление и быстроту движения. Показывает, какое перемещение совершило тело в единицу времени: Мгновенная скорость - скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории. Равна отношению малого перемещения к малому промежутку времени, за которое это перемещение совершено: Средняя скорость - физическая величина, равная отношению всего пройденного пути ко всему времени:

Слайд 11

Ускорение Ускорение – физическая векторная величина, характеризующая быстроту изменения скорости по величине и направлению. Равна отношению изменения скорости к промежутку времени, за которое это изменение произошло:

Слайд 12

Равномерное движение Прямолинейным равномерным движением (РПД) называют такое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения. Скорость РПД - векторная физическая величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое это перемещение совершено: Перемещение РПД Координата

Слайд 13

Равномерное движение Графическое представление РПД скорость перемещение координата υ x t 1 2 3 0 t x 1 2 3 0 S x t 0 3 1 2 1 2

Слайд 14

Прямолинейное равноускоренное движение Прямолинейным равноускоренным движением (РУПД) называется движение, при котором скорость тела за любые равные промежутки времени изменяется на одну и ту же величину. Ускорение Мгновенная скорость ( скорость в любой момент времени) Перемещение (путь, пройденный телом) численно равно площади под графиком скорости. Координата υ x t t 0 υ 0

Слайд 15

Прямолинейное равноускоренное движение Графическое представление а x t 1 2 3 0 а -а t υ x 1 2 3 0 4 5 υ 0 - υ 0 t x 1 2 3 0 х 0 скорость ускорение координата

Слайд 16

Свободное падение (ускорение свободного падения) Свободное падение – движение тела в безвоздушном пространстве только под влиянием гравитационных сил (силы тяжести). Ускорение свободного падения – g ≈ 9,8 м/с 2 (на экваторе g немного меньше, а на полюсах – немного больше) y y

Слайд 17

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение Период обращения – время, в течение которого тело совершает один полный оборот: Частота обращения – число оборотов тела за одну секунду: Угловая скорость – физическая величина, равная отношению углового перемещения к промежутку времени, за которое это перемещение произошло: O φ

Слайд 18

Линейная скорость тела , равномерно движущегося по окружности, оставаясь постоянной по модулю, непрерывно изменяется по направлению и в любой точке направлена по касательной к траектории: Равномерно движущееся по окружности тело имеет ускорение, направленное к центру окружности (перпендикулярно скорости) – центростремительное ускорение : O φ Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

Слайд 19

Отвечаем… Объясняем… 1. В каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку? 1) При расчете давления трактора на грунт. 2) При определении высоты полета ракеты. 3) При определении объема стального шарика с ис­пользованием измерительного цилиндра. 4) При слежении за движением космического корабля из Центра управления полетом на Земле . 2 . В начале рабочего дня троллейбус вышел на марш рут ную линию, а вечером вернулся в тот же троллейбусный парк. За рабочий день показания счетчика увеличилось на 150 км. Чему равно перемещение тро ллейбуса и пройденный им путь ? Ответ ________м,_______м .

Слайд 20

Отвечаем… Объясняем… 3. Пассажирский поезд на некотором участке дороги движется равномерно и прямолинейно в направлении , указанном на рис. стрелкой. Мальчик, находящийся на верхней полке вагона, решил на опыте выяснить, в какую точку стола — 1, 2, 3 или 4 — попадет выпущенная из руки монета? Какой результат , на ваш взгляд, был получен мальчиком? 1) Монета упала в точку 1. 3) Монета попала в точку 2. 2) Монета оказалась в точке 3 4) Монета достигла точки 4.

Слайд 21

Отвечаем… Объясняем… 4 . На рис. приведен график зависимости пути, пройденного велосипедистом, от времени S = S ( t ) . Рассчитайте скорость велосипедиста. Ответ________ 5 . На рис. изображена зависимостскорости движения тела от времени v = V( t ) На каком из участков тело движется равноускоренно? 1) Только на участке ОА. 2) Только на участке АВ. 3) Только на участке ВС. 4) На участках ОА и ВС.

Слайд 22

Отвечаем… Объясняем… 6. Автомобиль движется равномерно по мосту со скоростью 18 км/ч. За какое время он пройдет мост , если длина моста 480 м? Ответ: ________ с. На рис. к заданиям 7 и 8 изображен график зависимости скорости прямолинейного движения тела от времени. 7. Чему равно ускорение тела? Ответ __________ м/с 2 8. Используя данные графика, запишите уравнение зависимости скорости времени движения тела. Ответ_________________ м/с.

Слайд 23

Отвечаем… Объясняем … На рис. к заданиям 9 и 10 изображен график зависимости координаты тела от времени движения х = х ( t ). 9. Используя график зависимости координаты тела от времени движения, определите начальную координату тела. Ответ_____м . 10. Используя график зависимости координаты тела от времени движения, определите скорость тела. 0,5 м/с. 3 ) 10 м/с. 2) - 10 м/с 4) 20 м/с.

Слайд 24

«Глубокая философия скрыта в великой книге – Вселенной, всегда открытой нашему пытливому взору. Но прочесть эту книгу можно, лишь научившись разбираться в ее языке, научившись читать буквы, из которых она состоит. А написана она языком математики и ее буквы – это треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без знания которых люди не смогут понимать в ней ни одного слова, и собьются с пути познания, словно в темном лабиринте». ( Галилео Галилей )

Слайд 25

Размышляем… Решаем… Анализируем… Докажите , что средняя скорость во время движения тела, брошенного вертикально вниз, равна полусумме начальной и конечной скоростей на участке его движения. Бочку диаметром 50 см перекочуют на расстояние 4 м за 8 с. Чему равна линейная скорость крайних точек обода бочки? Чему равна скорость оси вращения этой бочки? Склон длиной 100 м лыжник прошел за 20 с, двигаясь с ускорением 0,3 м/c2. Какой была скорость лыжника в начале и в конце уклона? Тело брошено вертикально вверх с высоты 20 м с начальной скоростью 3 м/ c . На какой высоте окажется тело через 2 с после начала движения?

Слайд 26

Домашнее задание Повторить основные положения по учебнику стр . 73 Выполнить тест «Проверь себя» по учебнику стр. 75 3) Решить задачи по сборнику (Степановой) № 61, 73, 82

Слайд 27

Пора делать выводы. + Я с ам ____________________________________________ ? Самым трудным было ________ ______ _ _______________ ! Есть предложение __________________________ ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты на уроках математики, 5 класс;алгебры 7.8 классы

Технологическая карта является продуктом  на завершающем этапе  работы  городской экспериментальной площадки  на базе нашей школы. Работа по такому маршруту на уроке  существе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...