Расчет пути и времени движения 7 класс
методическая разработка по физике (7 класс)

Лыкова М.Л.

Материал содержит пояснительную записку, технологическую карту и презентацию к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока физики в VII классе

Тема: «Расчёт пути и времени движения»

Учитель физики первой категории ГБОУ СОШ №367

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Лыкова Марина Лазаревна

Пояснительная записка

Согласно закону Российской Федерации « Об образовании» содержание образования  в современной школе должно быть направленно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Для того чтобы соответствовать требованиям современного мира, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной науки и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, систематически пополнять знания и научиться активно и творчески пользоваться своими знаниями.

Федеральный  государственный стандарт образования определяет направленность общего образования  на личностное развитие детей, приобретение опыта различных видов деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки к осознанному выбору профессионального и жизненного пути. Особо отмечается в указанном документе то, что учащиеся основной школы должны  научиться самостоятельно ставить цели и находить пути их достижения; самостоятельно регулировать и оценивать свою деятельность; самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность от постановки цели до получения результата. Таким образом, происходит расширение сферы самостоятельности и ответственности учащихся за результат учебного труда.

В связи с этим меняется и современный урок. Так как поток информации и дефицит времени в современном мире возрастают, необходимы иные приёмы обучения школьников в новых условиях. Многообразие педагогических технологий позволяет учителю организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные особенности каждого ученика. Процесс обучения с использованием технологии диалогового взаимодействия делает процесс обучения естественным. Приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник этого диалога может развивать свои способности и качества личности.

Технология диалогового взаимодействия основана на следующих принципах:

  • учитель совместно с учащимися погружается в процесс самообучения и самовоспитания;
  • учитель не задаёт вопросов, не формулирует проблемы, а только создаёт ситуации, требующие самостоятельного осмысления;
  • ведущей силой является не взаимодействие «учитель-ученик», а пара «ученик - ученик».

Благодаря технологии диалогового взаимодействия учащиеся не только имеют возможность развивать УУД, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу. Технология диалогового взаимодействия направлена на развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, так как эта технология обеспечивает условия для метапредметной направленности образовательного процесса.

Сценарий урока физики в VII классе по теме «Расчёт пути и времени движения», представленный в  данной методической разработке, основан на  использовании технологии диалогового взаимодействия.

Целью данной разработки является проектирование урока соответствующего ФГОС, развивающего мыслительные навыки учащихся, умения принимать  взвешенные решения, продуктивно работать с информацией.

В ходе уроке учащиеся получают возможность вырабатывать  и формулировать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, работать в команде, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расчёт пути и времени движения» Лыкова Марина Лазаревна , учитель физики первой квалификационной категории ГБОУ СОШ № 367 Санкт-Петербурга

Слайд 2

Физический диктант 1.Скорость - быстрота движения тела.

Слайд 3

Физический диктант 2. Основные единицы скорости км /ч.

Слайд 4

Физический диктант 3. Скорость – векторная физическая величина.

Слайд 5

Физический диктант 4. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковый путь называется неравномерным.

Слайд 6

Физический диктант 5. 72 км/ч = 10 м/с

Слайд 7

Ямайский легкоатлет Усейн Болт установил мировой рекорд в беге на короткие дистанции, пробежав 0,1 км за 9, 58 с. С какой скоростью двигался спортсмен? Ответ округлите до сотых . 03.09.09 Усейн Болт , 100 метров за 9.58 секунд 2009 видео

Слайд 8

Ямайский легкоатлет Усейн Болт установил мировой рекорд в беге на короткие дистанции, пробежав 0,1 км за 9, 58 с. С какой скоростью двигался спортсмен? Ответ округлите до сотых. Дано: СИ Решение: S = 0, 1 км 100 м t = 9 , 58 с Найти: V = ? V = 100/9, 58 =10, 44 Ответ: V = 1 0 , 44 М/С

Слайд 9

Оформление задачи Дано: СИ Решение: S = t = Найти: V = ? Ответ:



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

192281, Санкт – Петербург, Дунайский проспект, дом 43. Корпус 2, литера А.
тел/факс778-82-42

Методическая разработка урока.

Расчёт пути и времени движения

Лыкова Марина Лазаревна,

учитель физики

первой квалификационной категории

Санкт – Петербург

2016

Учебный предмет: физика

Класс:  7

УМК: «Физика 7» Автор: А.В.Перышкин 

Тема урока: «Расчёт пути и времени движения».

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок по теме «Взаимодействие тел».

Применяемая технология:  Технология диалогового взаимодействия [1].

Цели  урока

Предметные: закрепить понятие скорость, закрепить навык применения формулы скорости для расчета пути и времени движения, научиться методически верно оформлять задачи.

Метапредметные: развитие логического мышления, умения переводить информацию из одного вида в другой, коммуникативных умений учащихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы. Формирование культуры оформления письменных работ, закрепление вычислительных навыков.

Задачи урока: - формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности;

развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления;

- создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.

Средства обучения: Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. ФИЗИКА 7.»[2], раздаточный материал, проектор, компьютер.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный этап.

Приветствует учащихся.

Готовят рабочее место.

Отвечают на приветствие учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие.

Актуализация знаний

1.Раздаёт листы бумаги.

2.Показывает на слайдах утверждения физического диктанта (приложение 1).

3.Показывает слайды.  

 

Выслушивает мнения учащихся. Проверка правильности ответов.

1.Письменно на листе бумаги  ставят  «+» или «-»  (согласен /не согласен)  на утверждения  физического диктанта. Сдают работы учителю.

2. Рассматривают слайды, обсуждают и формулируют правильные ответы. Проводят самопроверку, коррекция знаний.

Познавательные:  умение анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

Коммуникативные:  Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: критичное отношение к собственному мнению, признание своих ошибок и корректировка знаний.

Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Показывает на слайде условие задачи.

 Автомобиль за 20 секунд проезжает 0,4 километра. С какой скоростью движется автомобиль?   

Предлагает её решить устно.

Совместно с учащимися формулирует цель и задачи урока.

Читают условие задачи.

Решают задачу устно. Предлагают варианты решения, обсуждают пути решения, выявляют трудности, с которыми столкнулись при решении.

Выясняют этапы решения задачи.

Познавательные: трансформировать информацию  из одного вида в другой, ставить проблему, аргументировать её актуальность;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

Личностные:  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Новый материал

Показывает на слайде решение задачи. Предлагает прокомментировать увиденное  на основе решения задачи.

Знакомит учащихся  с правилами оформления задач.

Показывает на слайде правила оформления задачи.

Просит учащихся ещё раз повторить этапы оформления задач.

 

 Рассматривают слайд. Комментируют  этапы решения задачи, изображённые на слайде.

Несколько учащихся ещё раз повторяют этапы оформления задач.

Познавательные: трансформировать информацию  из одного вида в другой, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: умение слушать окружающих, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, владение монологической и диалогической формами речи.                                            

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Применение знаний в новой ситуации. Первичное закрепление

Выдаёт учащимся рабочие листы (приложение 2). Предлагает прочитать условие задач и решить их, оформив решение на рабочих листах.

 Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. ФИЗИКА 7.»

Стр.43 № 5,6,7

1.Читают условия задач и самостоятельно выбирают, какому шаблону оформления соответствует условие каждой задачи.

2.Оформляют задачи самостоятельно. (Сильные ученики решают задачи до конца, слабые -записывают условие, переводят в СИ, записывают формулу).

Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Познавательные:              трансформировать информацию  из одного вида в другой, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Первичная проверка понимания

Регулирует работу учащихся

 Производят взаимопроверку и оценивание работы соседа по парте.

По желанию озвучивают возникшие сложности и оценивают работу одноклассника.

Регулятивные: критичное отношение к собственному мнению, признание своих ошибок и корректировка знаний ;

Личностные: умение конструктивно разрешать конфликты, готовность к самообразованию и самовоспитанию;

Коммуникативные: уважение  к личности и её достоинству, доброжелательное отношение  к окружающим, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения,  работать в коллективе, с достаточной точностью выражать свои мысли, основы саморегуляции эмоциональных состояний.

Домашнее задание

Информирует о Д.З. Объясняет как его выполнить

§16

До конца оформить задачи на рабочих листах. На обратной стороне листа решить и оформить задачу:

«Вычислить скорость, с которой вы пробегаете дистанцию 100м. Выразит её в км/ч. Необходимые данные можно узнать у учителей физической культуры или произвести необходимые измерения на школьном стадионе».

Записывают Д.З. , уточняют, задают вопросы.

Познавательные: применять полученные знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов эксперимента.

Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Личностные: готовность к самообразованию, готовность к выбору профильного образования.

Итог урока

Благодарит учащихся  за хорошую работу, отмечает работу самых активных.

Приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные: оценивать степень успешности как индивидуальной деятельности так и  деятельность каждого члена коллектива;      


Приложение 1

Утверждения  физического диктанта:

  1. Скорость - быстрота движения тела.
  2. Основные единицы скорости км /ч.
  3. Скорость – векторная физическая величина.
  4. Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит одинаковый путь называется неравномерным.
  5. 72 км/ч = 20 м/с    (Из Д.З.)

Приложение 2

Дано:                          СИ                                       Решение:

S =

t =

Найти:        

V = ?

Ответ:

Дано:                          СИ                                       Решение:

V =

t =

Найти:        

S = ?

Ответ:

Дано:                          СИ                                       Решение:

S =

V =

Найти:        

t = ?

Ответ:

Литература:

  1. [1]Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.- СПб.: КАРО, 2014.-176с.
  2. Педагогические технологии: Учебное  пособие / Авт.- сост.  Т.П.Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-128с.
  3. [2]Физика: Дидактические материалы. 7 класс: учебно-методиеское пособие/ А.Е.Марон, Е.А. Марон.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016 .-123 с.:ил.
  4.  Перышкин А.В.  Физика.7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- 10-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2013 .-192 с.:ил.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест 7 класс «Скорость. Расчет пути и времени движения»

Тест 7 класс «Скорость. Расчет пути и времени движения»...

Конспект урока. 7 класс. Расчет пути и времени движения

Урок для аттестации по ФГОС. Изложены цели и задачи 22  проведения урока....

Урок физики в 7 классе "Расчет пути и времени движения. Решение задач."

Цель урока: повторить и закрепить понятие скорости, изучить и закрепить формулы по расчету пути и времени движения. Учить использовать полученные знания в повседневной жизни (связь материала с правила...

Расчет пути и времени движения (физика, 7 класс)

Цели урока:Научить учащихся вычислять путь, пройденный телом  при равномерном движении, и время движения, сформировать умения “читать” и строить графики равномерного движения. Закрепить навы...

"Расчет пути и времени движения" 7 класс

Презентация для интерактивной доски "Расчет пути и времени движения" 7 класс...

Самостоятельная работа по теме «Скорость. Расчет пути и времени движения» 7 класс.

Самостоятельная работа по теме «Скорость. Расчет пути и времени движения» 7 класс....