Открытый урок по физике в 7 классе "Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по физике (7 класс)

Открытый урок по физике в 7 классе "Агрегатные состояния вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moykonspekt.docx27.9 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :           Агрегатные состояния вещества.

Цели урока:

  • Обучающая: расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ; сравнить свойства и выяснить особенности молекулярного строения одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях.
  • Развивающая: Обратить внимание учащихся на окружающие нас вещества, и развивать стремление к объяснению их свойств в разных агрегатных состоянии, продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием.
  • Воспитательная: Продолжать формировать навыки четких ответов на вопросы, выделять главное и систематизировать  изучаемый материал.

Оборудование: компьютер, рабочие листы, лабораторное оборудование.

План урока:

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока:

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

2.Повторение материала. Подготовка к работе на основном этапе.

3. Проверка домашнего задания.

4. Формулирование темы урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

А как называется наш урок?

А что такое физика?

А что изучает физика?

Приведите примеры физических явлений.

А как называется все, что существует,  во Вселенной?

А как называется все что нас окружает?

Из чего состоят тела?

Что вы знаете о молекулах?

Как взаимодействуют между собой молекулы?

Что такое диффузия?

Где диффузия протекает быстрее?

Домашнее задание с объяснением.

Стр.33 уч.

Отгадайте загадку

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю,  и бегу,

И стеклянной быть могу!

                                            (ВОДА)

Перед вами три состояния вещества. Что это?

Какие это состояния?

А как по-другому, одним словом можно назвать эти состояния?

Это и есть наша тема урока:

«Агрегатные состояния вещества».

вещества могут быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. Какие цели можно поставить на уроке, а так же выяснить:

Все ли вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии

Изменяются ли молекулы вещества при переходе из одного состояния в другое

Почему свойства вещества в разных агрегатных состояниях отличаются друг от друга»

Записывают тему урока в тетрадь.

- физика

-материя

-физические тела

- молекул

- хаотично движутся и взаимодействуют друг с другом

1. т. к. вода не смачивает жирные поверхности, т. е. молекулы воды притягиваются к молекулам воды сильнее, чем к молекулам масла.

2. Это происходит потому что, между молекулами мыла и тарелки происходит взаимное притяжение. Притяжение вызвано смачиванием поверхности водой и плотным прижатием, а также здесь играет важную роль гладкость поверхностей.

-лед, вода и пар т.е. газ.

-твердое, жидкое, газообразное

-агрегатные

Записать тему урока.

Какими свойствами обладают вещества в различных состояниях

5.  Этап усвоения новых знаний

Погружение в тему.

6. Физминутка.

7. Этап закрепления знаний. Этап контроля усвоения материала

8. Этап информации учащихся о домашнем задании

9.  Итоги урока

10. Рефлексия

Исследовательская работа.

Перед вами лабораторное оборудование. Вспомним ТБ при работе. Вам предстоит самостоятельно выяснить все свойства веществ в разных  агрегатных состояниях. Составим кластер.  «Свойства веществ в разных агрегатных состояниях» и посмотрим, что вы о них знаете до изучения темы.

Свойства веществ в разных физических  состояниях

-форма

-объем

-текучесть

-диффузия

-сжимаемость

Подпишите рабочие листы

  1. Заполните таблицу.
  2. Проверим как вы ее заполнили.
  3. Вопросы.

1.Могут ли быть в жидком состоянии кислород, азот?

2.Могут ли быть а газообразном состоянии ртуть, железо, свинец?

3.Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50%?

4.Летним вечером над болотом образовался туман. Какое это состояние воды?

П. 12,13 учебника поможет вам записать все свойства.

Работа с учебником схематично зарисовать строения вещества в различных агрегатных состояниях. Стр. 37, рис. 31 а),б),в)

Ответьте : Изменяются ли молекулы вещества при переходе из одного состояния в другое

Твердые тела делятся на кристаллические и аморфные.

Аморфные тела, нам расскажет ФИ.

Есть еще одно состояние вещества это плазма— это проводящий газ. Плазма — четвертое состояние вещества, она подчиняется газовым законам и во многих отношениях ведет себя как газ.

Встаньте возьмите за руки друг друга, представьте, что вы молекулы твердого тела, вы образовали кристаллическую решетку. Как ведут себя молекулы твердого тела?

А теперь мы стали нагревать наше твердое вещество. Что произойдет?

Как ведут себя молекулы газа? Что можно сказать о расстоянии между молекулами?

На уроках химии в 8 классе вы тоже будите изучать агрегатные состояния вещества. Химия – это наука о веществах, их свойствах,  превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения. Вы рассмотрите особенности молекулярного строения и свойства тел в различных агрегатных состояниях.

Продолжаем работу в рабочих листах.              Вопросы, тест.

заполните  места над пустыми стрелочками.

П. 12, 13, знать ответы на вопросы, задание с.38. стр. 38 итоги, тест письменно

1.Какие цели мы ставили перед собой и ответим на поставленные вопросы 

. Все ли вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии?

. Изменяются ли молекулы вещества при переходе из одного состояния в другое?

. Почему свойства вещества в разных агрегатных состояниях отличаются друг от друга?»

Составление синквейна со словом «вода»

Вода

Чистая прозрачная

Бежит испаряется замерзает

Живительный напиток для организма

Жизнь 

2. Итоги, оценки за урок.

- ничего лишнего на столе

- быть аккуратными

- внимательно слушать учителя

Кластер в тетрадь.

Состояние

Свойства

Газообразное

1. Способность принимать объем и форму сосуда.

2. Сжимаемость.

3. Быстрая диффузия (хаотичное движение молекул).

Жидкое

1. Способность принимать форму той части сосуда, которую занимает вещество.

2. Неспособность расширяться до заполнения сосуда.

3. Незначительная сжимаемость.

4. Медленная диффузия.

5. Текучесть.

Твердое

1. Способность сохранять свойственную форму и объем.

2. Незначительная сжимаемость (под давлением).

3. Очень медленная диффузия за счет колебательных движений частиц.

4. Отсутствие текучести.

Заполняют таблицу самостоятельно, а затем зачитывают свои варианты ответа.

При переходе вещества из одного состояния в другое молекулы не изменяются! Меняется взаимное расположение молекул.

-аморфное

Колеблются около своего положения.

Превратится в жидкость.

Расстояние много больше размеров самих молекул.

Тест.

Проверка теста

Слайд 12

Отвечают на вопросы учителя.

Да                  слайд 13

Нет               слайд 14

меняется расстояние между молекулами.

Слайд 15

оценка проведения урока



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока физики в 7 классе.

Учитель физики Доронина Л.В.

Тема урока: Агрегатные состояния вещества.

Цель:

  • Обучающая: расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ; сравнить свойства и выяснить особенности молекулярного строения одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях.
  • Развивающая: Обратить внимание учащихся на окружающие нас вещества, и развивать стремление к объяснению их свойств в разных агрегатных состоянии, продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием.
  • Воспитательная: Продолжать формировать навыки четких ответов на вопросы, выделять главное и систематизировать  изучаемый материал.

Задачи :

  • учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка; развитие читательской грамотности.
  • формировать умения наблюдать;
  • развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать способности работать в высоком темпе.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры; способность к самооценке .

Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; способность и умение обучающихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение)., установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД: - умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка.

Ресурсы: Учебник Физика» 7класс (под ред. А.В.Пёрышкина) , письменные принадлежности, презентация, рабочие листы; пробирки с водой(холодной и горячей), крупинки кофе, калькулятор, метроном(один на весь класс)

Тип урока: урок получения новых знаний

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно- коммуникативные технологии и технологию деятельностного подхода. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Первоначальные сведения о строении вещества». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно- исследовательской. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ объяснения наблюдаемым явлениям .

Для достижения поставленной цели урок имеет следующую структуру:

1 этап: организационный: в ходе которого в классе создается положительная эмоциональная обстановка. Прошел быстро, дети настроились на урок, что способствовало переходу к следующему этапу.

2 этап: целевая установка: на этом этапе была сформулирована тема и задачи урока. Такая целевая установка, на мой взгляд, позволяет использовать догадку, озарение, интуицию. Помогает подготовить обучающихся к восприятию нового материала и перейти на следующий этап актуализации знаний.

3 этап: актуализация знаний. На этом этапе осуществлялась подготовка к восприятию нового материала, и выявление уровня знаний у обучающихся.

4 этап: изучение нового материала. На этом этапе добилась осознанного восприятия нового материала. В ходе данного этапа дети учились анализировать, сравнивать, делать выводы на основе простых рассуждений об объекте; формировали целостное представление о свойствах и связях вещества в разных агрегатных состояниях .Это подготовило детей к рефлексии и позволило выйти на планируемые результаты.

 5 этап : закрепление знаний. Позволяет проверить при помощи теста усвоение теоретического материала

6 этап: рефлексия. Была осуществлена обратная связь, которая показала усвоение нового материала, значит, цель урока была достигнута.

Обучающиеся данного класса доброжелательные, работоспособные. Считаю, что урок способствовал общему развитию личности и детского коллектива в целом.

7 этап : итоги. Предусматривает самооценку работы обучающихся на уроке, выставляются оценки обучающимся и оценка проведения урока.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха и самооценки, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В ходе мною были использованы следующие методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный, проблемно-диалогичный. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности обчающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"

Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...

Интегрированный урок физика-информатика "Агрегатные состояния вещества"

Урок для тех кто хочет заинтересовать учащихся и любит экспериментировать.Урок предполагает применение компьютера и вычисление количества теплоты с помощью программы, написанной на языке программирова...

Открытый урок по физике в 10а классе по теме: «Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости».

Цели урока:Обучающая:  Ознакомить обучающихся с практическим применением поверхностного натяжения жидкостиВоспитательная.   Способствовать развитию любознательности, инициативности, уме...

Открытый урок по физике в 8 классе На тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.»

Тема: « Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел».Образовательно-развивающие цели: сформировать у учащихся на основе молекулярных представлений о строении веще...

Рабочая программа элективного курса по физике «Плазма – четвертое состояние вещества»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа элективного курса по физике «Плазма – четвертое состояние вещества» разработан на основе авторской программы «Плазма – четвертое со...