Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества»,
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Вилль Светлана Сергеевна

 УМК   по физике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества», 7 класс

Севрюгина Светлана Сергеевна

Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества», 7 класс

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Физика

Класс

7

Тип урока

Урок изучения нового материала

УМК  А.В. Перышкин. Физика, 7 класс

Учитель физики:

Севрюгина Светлана Сергеевна,

Тема урока

Агрегатные состояния вещества

Цель урока

Изучение различных состояний вещества в процессе исследовательской работы школьников

Задачи урока, направленные на достижение

планируемых образовательных результатов

Предметных

Метапредметные

Личностных

Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.

  • Развивать умения планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме,
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы
  • Развивать познавательный интерес к

процессу обучения,

  • формировать уважительное, доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Твердое состояние, жидкое и газообразное

Физическое оборудование

кубики льда, вода ,мензурки, блюдце , линеечки

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Методическое назначение средств ИКТ

Наглядность.

Структура и ход урока

№ этапа

Название этапа

Содержание

Деятельность учеников

Деятельность учителя

1

Подготовительный этап:

мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробных действиях,

рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием,

постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Организационный момент

Учитель Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать.

 Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

 фронтальный опрос:

  1. Что дают человеку знания о строении вещества?
  2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.
  3. Что называют молекулами?

4.Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?

5.Как называются частицы, из которых состоят молекулы?

6.Какое явление называют диффузией?

7.Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.

8.Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?

9.Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

10.Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?

11.Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Выполняют задание и формулируют свою цель урока .

Организует поисковую деятельность школьников.

2

Основной этап — открытие новых знаний

разработка проекта выхода затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...)

Учитель.  В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.

У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся.

Учитель. По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа

1 группа: Исследует свойства твердого тела. 
2 группа: Исследует свойства жидкостей. 
3 группа: Исследует свойства газов.

Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 группа

Задание: “Исследование механических свойств газов” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?

Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами

Проводят эксперимент, делают выводы и отвечают на вопросы

Записывают тему в тетрадь

Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента.

Организует проведение эксперимента, выдаёт оборудование, задает вопросы, организует деятельность школьников

Консультирует по заданиям, помогает 3 группе с экспериментом

.

3

Заключительный этап -  применение знаний

Заполняют схему:

Заполняют и комментируют схему

4

Заключительный этап — рефлексия

Рефлексия

Какова была цель урока?

Достигли ли цели урока?

Продолжи предложения.

«Я сегодня на уроке понял ________________________________»

«Мне было на уроке трудно _______________________________»

«Для меня осталось непонятным___________________________»

Домашнее задание:

Ученики:

Учитель:

Заполняют листок рефлексии, формулируют домашнее задание.

Комментирует домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс

Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а

Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3  само...

Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".

Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий  для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...

Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.

Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Конспект урока по физике 8 кл. Тема: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание".

Конспект урока по физике составлен для 8 класса .Тема урока: "Агрегатные состояния вещества.Плавления и отвердевания". Данный конспект включает повторение пройденного материала(решение задачи,вопросы ...

Урок физики в 7 классе ТЕМА: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества...