Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества»,
учебно-методический материал по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества», 7 класс
Севрюгина Светлана Сергеевна
Урок «открытия» нового знания по теме «Агрегатные состояния вещества», 7 класс
Технологическая карта урока
Общая часть | ||||||
Предмет | Физика | Класс | 7 | |||
Тип урока | Урок изучения нового материала | УМК А.В. Перышкин. Физика, 7 класс | Учитель физики: Севрюгина Светлана Сергеевна, | |||
Тема урока | Агрегатные состояния вещества | |||||
Цель урока | Изучение различных состояний вещества в процессе исследовательской работы школьников | |||||
Задачи урока, направленные на достижение планируемых образовательных результатов | ||||||
Предметных | Метапредметные | Личностных | ||||
Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества. |
|
процессу обучения,
| ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Твердое состояние, жидкое и газообразное | |||||
Физическое оборудование | кубики льда, вода ,мензурки, блюдце , линеечки | |||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная доска. | |||||
Методическое назначение средств ИКТ | Наглядность. |
Структура и ход урока
№ этапа | Название этапа | Содержание | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1 | Подготовительный этап: мотивирование: актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений в пробных действиях, рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием, постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи | Организационный момент Учитель. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учится выполнять исследование и его анализировать. Актуализация опорных знаний Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование. фронтальный опрос:
4.Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества? 5.Как называются частицы, из которых состоят молекулы? 6.Какое явление называют диффузией? 7.Объясните разную скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах. 8.Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура? 9.Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы? 10.Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла? 11.Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами. | Выполняют задание и формулируют свою цель урока . | Организует поисковую деятельность школьников. |
2 | Основной этап — открытие новых знаний разработка проекта выхода затруднения (цель, способ, алгоритм, план, средство...) | Учитель. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия. Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Ученик. Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях. Начало изучения нового материала Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества” Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь). Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы. У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Перед каждой группой свои задачи. (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаю группам учащихся. Учитель. По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”. Исследовательская работа 1 группа: Исследует свойства твердого тела. Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды. 1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр. Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр. Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
3 группа Задание: “Исследование механических свойств газов” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами | Проводят эксперимент, делают выводы и отвечают на вопросы Записывают тему в тетрадь Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента. | Организует проведение эксперимента, выдаёт оборудование, задает вопросы, организует деятельность школьников Консультирует по заданиям, помогает 3 группе с экспериментом . |
3 | Заключительный этап - применение знаний | Заполняют схему: | Заполняют и комментируют схему | |
4 | Заключительный этап — рефлексия | Рефлексия Какова была цель урока? Достигли ли цели урока? Продолжи предложения. «Я сегодня на уроке понял ________________________________» «Мне было на уроке трудно _______________________________» «Для меня осталось непонятным___________________________» Домашнее задание: Ученики: Учитель: | Заполняют листок рефлексии, формулируют домашнее задание. | Комментирует домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "открытия" нового знания по теме "Книга-это друг,советчик" 5 класс
Презентация к уроку по литератруре в 5 классе "Книга-это друг,советчик"...
Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а
Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3 само...
Урок открытия нового знания по теме:"Причастие как часть речи".
Урок открытия нового знания по теме :"Причастие как часть речи".(7 класс)Цель урока: создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме: "Причастие как часть речи".Задачи:включение ...
Урок открытия новых знаний по теме "Координатная плоскость". Математика 6 класс. Учебник Петерсон Л.Г.
Материал содержит конспект урока математики 6 класса по теме "Координатная плоскость". Первый урок в теме - урок открытия новых знаний....
Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс
Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...
Конспект урока по физике 8 кл. Тема: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание".
Конспект урока по физике составлен для 8 класса .Тема урока: "Агрегатные состояния вещества.Плавления и отвердевания". Данный конспект включает повторение пройденного материала(решение задачи,вопросы ...
Урок физики в 7 классе ТЕМА: Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел
Раскрыть сущность понятия «Агрегатные состояния вещества», расширить знания о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества...
- Мне нравится (1)