Рабочая программа элективного курса по физике «Плазма – четвертое состояние вещества»
рабочая программа по физике (10, 11 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по физике «Плазма – четвертое состояние вещества» разработан на основе авторской программы «Плазма – четвертое состояние вещества» (автор – В.А.Орлов, С.Д. Дорожкин), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3 и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 18 часов в год (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс предназначен для учащихся 11 классов, введен в соответствии с запросом учащихся и их родителей (проведено анкетирование).
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что физическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью физики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. С другой стороны, необходимость углубления решения физических задач продиктована следующей проблемой: итоги единого государственного экзамена показали, что учащиеся недостаточно хорошо ориентируются в решении физических задач, как текстовых количественных, так и качественных). Для успешного решения физических задач необходимы прочные знания основных физических законов.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы.
Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее решения. Практика показывает эффективность совмещения лекции и диалога при работе с небольшой группой учащихся.
Формой итоговой аттестации учащихся является устный зачет по темам курса, который предполагает устную беседу с учителем по темам, изученным в данном курсе.
Основная цель курса: создание политехнической направленности школьного курса физики; формирование естественнонаучной картины мира; развитие познавательной активности и самостоятельности школьников; углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
- формирование у школьников умений находить сведения по избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках информации;
- развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Общими принципами отбора содержания программы являются: системность, целостность, научность. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретические выкладки, предлагаемые учителем, и уроки решения задач, проведенные под руководством учителя. Содержание учебного курса построено по принципу от простого к сложному и проведет учащихся от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение исследовательских задач. Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.
Формы организации занятий: лекция, использование которой целесообразно лишь на нескольких занятиях при формировании групп и выяснения характера интересов и способностей учащихся, беседа, семинар, объяснение, лабораторная работа.
Основные методы обучения, виды деятельности учащихся.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и поисковый методы. При выполнении лабораторных работ учащиеся исследуют некоторые процессы и явления в физике, испытывают свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных и конструкторских заданий. Планируется использование метода проектов, что способствует формированию и развитию навыка самостоятельной и исследовательской работы.
Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения экспериментальных исследовательских работ. На семинарских занятиях каждому ученику предоставляется возможность выступать в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Итоговая аттестация – защита проведенного эксперимента.
В ходе изучения курса учащиеся узнают: методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений; научатся: планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.
Прогнозируемые результаты обучения:
повышение интереса к физике, формирование универсальных способностей работать с разнообразной информацией, извлекать из нее достоверные данные, освоение универсальных методов исследований окружающего мира и подготовка учащихся к ЕГЭ.
Данный элективный курс является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении физики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности физических знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учебного курса по физике «Плазма - четвертое состояние вещества» | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по физике «Плазма – четвертое состояние вещества» разработан на основе авторской программы «Плазма – четвертое состояние вещества» (автор – В.А.Орлов, С.Д. Дорожкин), с учетом цели и задач образовательной программы МБОУ СОШ № 3 и соответствует Государственному стандарту среднего образования по физике. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 – 18 часов в год (из расчета 0,5 часа в неделю). При разработке данной программы учитывалось то, что данный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов учащихся, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности, которые не характерны для традиционных учебных занятий. Курс предназначен для учащихся 11 классов, введен в соответствии с запросом учащихся и их родителей (проведено анкетирование).
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что физическое образование в системе среднего (полного) общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью физики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. С другой стороны, необходимость углубления решения физических задач продиктована следующей проблемой: итоги единого государственного экзамена показали, что учащиеся недостаточно хорошо ориентируются в решении физических задач, как текстовых количественных, так и качественных). Для успешного решения физических задач необходимы прочные знания основных физических законов.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в основной школе. В процессе занятий школьники научатся находить информацию по заданной теме, готовить рефераты и доклады по избранным темам, выполнять опыты с использованием простых физических приборов и инструментов, анализировать полученные экспериментальные результаты и делать из них выводы.
Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника средней школы.
Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов ее решения. Практика показывает эффективность совмещения лекции и диалога при работе с небольшой группой учащихся.
Формой итоговой аттестации учащихся является устный зачет по темам курса, который предполагает устную беседу с учителем по темам, изученным в данном курсе.
Основная цель курса: создание политехнической направленности школьного курса физики; формирование естественнонаучной картины мира; развитие познавательной активности и самостоятельности школьников; углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
- формирование у школьников умений находить сведения по избранной теме в книгах, журналах и электронных источниках информации;
- развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание духа сотрудничества, сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Общими принципами отбора содержания программы являются: системность, целостность, научность. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретические выкладки, предлагаемые учителем, и уроки решения задач, проведенные под руководством учителя. Содержание учебного курса построено по принципу от простого к сложному и проведет учащихся от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение исследовательских задач. Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ-технологии.
Формы организации занятий: лекция, использование которой целесообразно лишь на нескольких занятиях при формировании групп и выяснения характера интересов и способностей учащихся, беседа, семинар, объяснение, лабораторная работа.
Основные методы обучения, виды деятельности учащихся.
На лекционных и практических занятиях используется как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, так и поисковый методы. При выполнении лабораторных работ учащиеся исследуют некоторые процессы и явления в физике, испытывают свои силы при выполнении индивидуальных экспериментальных и конструкторских заданий. Планируется использование метода проектов, что способствует формированию и развитию навыка самостоятельной и исследовательской работы.
Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения экспериментальных исследовательских работ. На семинарских занятиях каждому ученику предоставляется возможность выступать в роли докладчика или содокладчика, референта или консультанта. Итоговая аттестация – защита проведенного эксперимента.
В ходе изучения курса учащиеся узнают: методы измерения физических величин, устройство и принцип действия измерительных приборов, способы обработки и представления результатов измерений; научатся: планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты.
Прогнозируемые результаты обучения:
повышение интереса к физике, формирование универсальных способностей работать с разнообразной информацией, извлекать из нее достоверные данные, освоение универсальных методов исследований окружающего мира и подготовка учащихся к ЕГЭ.
Данный элективный курс является дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении физики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознании положения об универсальности физических знаний.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях | 5 | 4 | 1 |
Плазма. Основные характеристики плазмы | 4 | 4 | 0 |
Методы описания плазмы | 2 | 2 | 0 |
Процессы в плазме | 1 | 0 | 1 |
Плазма в природе | 2 | 0 | 2 |
Плазма в технике. | 2 | 0 | 2 |
Обобщающие занятия. | 2 | 2 | 0 |
Итого | 18 | 13 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях.
( 5 часов)
Электромагнитное поле. Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей.
Дрейф частиц. Движение электронных пучков в магнитном поле. Электростатические и магнитные линзы.
Плазма. Основные характеристики плазмы.
( 4 часа)
Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективное движение частиц в плазме. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.
Методы описания плазмы.
(2 часа)
Магнитная гидродинамика и неустойчивость плазмы. Магнитное давление.
Вмороженность магнитного поля. Число Рейнольдса. Кинетическое описание плазмы.
Процессы в плазме.
( 1 час)
Газовая (идеальная) плазма. Условие идеальной плазмы. Колебания в плазме.
Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.
Плазма в природе.
( 2 часа)
Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Ионосферы Земли. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечный ветер. Космические лучи.
Плазма в технике.
( 2 часа)
Плазменные генераторы (плазматроны): электродуговые, высокочастотные, магнитогидродинамические. МГД - генератор. Плазменный двигатель. Плазменный дисплей. Проблема управляемого термоядерного синтеза (УТС). Магнитные ловушки. Токамак. Методы нагрева плазмы. Лазерный УТС. Электронный УТС.
Обобщающие занятия.
( 1 часа)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
2. Подборка дидактического материала
3. подборка ЦОР
4. цифровая лаборатория SPARK
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Учебно-методический комплект (УМК):
В.А.Орлов, С.В.Дорожкин. «Плазма – четвёртое состояние вещества». Учебное пособие. для общеобразоват. учреждений. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005
Рымкевич. «Сборник задач по физике. 10-11классы». М.: Просвещение, 2014.
Литература для учителя:
Капица П.Л. «Плазма и управляемая термоядерная реакция (Нобелев¬ская лекция)». // Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука
Фабрикант В.А. «Физика. Оптика. Квантовая электроника: Избран¬ные статьи». М.: МЭИ
Литература для учащихся:
Арцимович Л.А. «Что каждый физик должен знать о плазме». М.: Наука.
Воронов Г.С. «Штурм термоядерной крепости». М.: Наука,
Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энцикло¬педия,.
Статьи в научно-популярных и научно-педагогических журналах:
Вокруг света: «Океан энергии» (с. 22—25), «Сияющая ночь» (с. 92—99), «Плазма» (с. 192). 2015. № 1.
Соросовский образовательный журнал:
Кингсепп А.С. «Плазма как объект физических исследований».
Баранов В.Б. «Что такое солнечный ветер»
Пудовкин М.И. «Солнечный ветер».
Комаров Г.Е. «О загадках Солнца»
Гальпер A.M. «Радиационный пояс Земли»
Бойко В.И. «Управляемый термоядерный синтез и проблемы инерциального термоядерного синтеза»
Рожанский В.А. «Удержание плазмы в магнитных ловушках». 2000. №10.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Количество часов | Дата | Тема занятия | Цель | Форма организации и занятия | Способы деятельности учащихся | Образовательй продукт | |
План | Факт | |||||||
Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях (5ч) | ||||||||
1 | 1 | Электромагнитное поле | повторить понятие электромагнитное поле, его характеристики | Лекция, практическая работа | Повторение материала | Конспект занятия | ||
2 | 2 | Движение заряженной частицы в электрическом поле. Сила Лоренца | Повторить понятие силы Лоренца, ка движется заряженная частица в магнитном поле | Лекция, работа с учебником | Решение задач; рассмотреть все случаи попадания частицы в магнитное поле | Конспект, решение задач, вывод формул | ||
3 | 1 | Движение заряженной частицы при наличии электрического и магнитного поля | Повторить понятие силы Лоренца, ка движется заряженная частица в магнитном поле | Лекция, работа с учебником | Решение задач; рассмотреть все случаи попадания частицы в магнитное поле | Конспект, решение задач, вывод формул | ||
4 | 1 | Решение задач на тему «Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном поле» | Повторить понятие силы Лоренца, ка движется заряженная частица в магнитном поле | Лекция, работа с учебником | Решение задач; рассмотреть все случаи попадания частицы в магнитное поле | Конспект, решение задач, вывод формул | ||
Плазма. Основные характеристики плазмы. ( 4ч) | ||||||||
5 | 1 | Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов | Повторить виды электрических разрядов | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Решение задач | Конспект, решение задач | ||
6 | 1 | Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективные свойства плазмы | Повторить, что такое плазма | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Решение задач | Конспект, решение задач | ||
7 | 1 | Квазинейтральность плазмы | Рассмотреть, что такое квазинейтральность | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Решение задач | Конспект, решение задач | ||
8 | 1 | Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы | Рассмотреть, что такое температура плазмы | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Ответы на вопросы | Конспект занятия | ||
Методы описания плазмы (2ч) | ||||||||
9 | 1 | Магнитная гидродинамика неустойчивости плазмы. Вмороженность магнитного поля. | Рассмотреть неустойчивость плазмы. Что такое вмороженность | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Ответы на вопросы | Конспект занятия | ||
10 | 1 | Кинетическое описание плазмы. Диагностика плазмы | Как движется плазма | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Ответы на вопросы | Конспект занятия | ||
Процессы в плазме (1ч) | ||||||||
11 | Идеальная (газовая плазма) | Что такое идеальная плазма | Лекция, самостоятельная работа с учебником | Ответы на вопросы | Конспект занятия | |||
Плазма в природе (2 ч) | ||||||||
12 | 1 | Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения | Рассмотреть понятия магнитные бури, причины их возникновения | Восприятие и осмысление материала | Ответы на вопросы | Конспект занятия | ||
13 | 1 | Солнечный ветер. Полярные сияния | Что такое солнечный ветер, его влияние на планеты | Восприятие и осмысление материала, работа с дополнительным материалом | Фронтальный опрос | План конспект | ||
Плазма в технике (2 ч) | ||||||||
14 | 1 | Техническое применение плазмы. Плазменные генераторы. | Зачем нужны плазменные генераторы | Лекция | Ответы на вопросы | Конспект занятия | ||
15 | 1 | Магнитные ловушки. Токамак | Магнитные ловушки, что это? | Лекция, фронтальный опрос | ||||
Обобщающее занятие (2ч) | ||||||||
17 | 1 | Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе». | конференция | Выступления учащихся | ||||
18 | 1 | Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе». | конференция | Выступления учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"
Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов, составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...
Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс
Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...
Рабочая программа элективного курса по физике « Готовимся к ЕГЭ по физике» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике» для 10 класса составлена на основе программы элективного курса, разработанной Терновой Л.Н., Бурцевой Е.Н., Пивень В.А...
Рабочая программа элективного курса по физике «Аналитическое познание физики» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по физике «Аналитическое познание физики» для 11 класса....
Рабочая программа элективного курса «Пространственное и электронное строение органических веществ» 10 класс
Данный курс предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих повышенный интерес к химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.Курс рассчитан на учащихс...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...