Рабочая программа учебного курса "Физика. 11 класс".
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа по физике. 11 класс. 3 часа в неделю. Г.Я. Мякишев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_11a_3_ch.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО Руководитель методического объединения _________/ С.В. Афонина « » августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______/Л.В. Грызлова « » августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» ___________/ С.В. Лиманская « » августа 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Физика (профильный уровень)
в 11 «А» классе
на 2018-2019 учебный год
составитель: Афонина С.В., учитель физики
Пояснительная запискаРабочая программа по физике (профильный уровень) разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике;
- Стандарт основного общего образования по физике (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике: Физика 10-11 кл. профильный уровень. Сост. В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин, В.А.Коровин, М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
- Федерального переченя учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015учебный год, утверждённым приказом МО РФ No2885 от 27.12.2011г.
- Письма Минобрнауки России от 01.04.2005 №03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
- Учебного плана МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная
школа №17».
Место предмета в учебном плане:
Поурочное планирование по физике для среднего общего образования составляется из расчета 3 учебных часов в неделю (102 учебных часа за год обучения) для изучения физики учащимися на углубленном уровне. Данная программа составлена для преподавания физике в классе с естественно-научным профилем. В учебном плане МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» предусмотрено следующее распределение учебных недель: в 10 классе – 34 учебные недели, в 11 классе – 34 учебные недели. Количество учебных часов распределяется следующим образом: в 10 классе – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю, в 11 классе – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект: учебник «Физика. 11 класс»: учебник для общеобразовательных организаций: углубленный уровень/ [О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.]; под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. - М.: Просвещение, 2017).
Изучение физики в 11 классе общеобразовательной школы на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
При изучении физики профильного уровня основное внимание должно уделяться не дополнительным вопросам и темам, а содержанию, определенному обязательным минимумом. Большое внимание должно уделяться формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений, выполнению учащимися самостоятельных опытов и экспериментов с последующим анализом их результатов, развитию умений применять на практике теоретические знания, полученные на уроках физики. Основные понятия и законы физики должны быть представлены учащимся не как окончательные и неизменные истины, а в их историческом развитии, с выяснением границ применимости изученных законов, с примерами существования различных систем научных понятий. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Практическая направленность в преподавании физики достигается через применение физического учебного эксперимента. В рабочей программе указан перечень демонстраций и лабораторных работ по каждой теме.
- Планируемые результаты.
В результате изучения физики на профильном уровне (11 класс) ученик должен:
Знать / понимать:
- Смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, ИСО, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ.
- Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, энергия, момент силы, период, частота и амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, электроёмкость, энергия электрического поля, сила тока, сопротивление, напряжение, электродвижущая сила.
- Смысл физических законов: законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение МКТ газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца.
Уметь:
- Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
- Приводить примеры опытов, иллюстрирующих и подтверждающих физические законы.
- Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики.
- Применять полученные знания для решения физических задач.
- Измерять физические величины.
- Приводить примеры практического применения полученных знаний.
- Использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: личностные, предметные и метапредметные образовательных результаты.
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
- положительное отношение к российской физической науке;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами обучения физике в средней школе являются:
- использование умений различных видов познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
- применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование, экспериментирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владение интеллектуальными операциями — формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогии
- в межпредметном и метапредметном контекстах;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);
- умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;
- использование различных источников для получения физической информации;
- умение выстраивать эффективную коммуникацию.
Предметными результатами обучения физике в средней школе на профильном уровне являются умения:
- давать определения изученных понятий;
- объяснять основные положения изученных теорий;
- описывать и интерпретировать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя естественный (родной) и символьный языки физики;
- самостоятельно планировать и проводить физический
эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с лабораторным оборудованием;
- исследовать физические объекты, явления, процессы;
- самостоятельно классифицировать изученные объекты, явления и процессы, выбирая основания классификации;
- обобщать знания и делать обоснованные выводы;
- структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);
- критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность;
- объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, владеть способами обеспечения безопасности при их использовании, оказания первой помощи при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами;
- самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;
- применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни;
- анализировать, оценивать и прогнозировать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием техники.
Личностные образовательные результаты (достижения) учащихся являются системообразующим фактором при формировании предметных и метапредметных результатов и определяют линию развития субъектной позиции школьника в
учении (активность, самостоятельность и ответственность).
Достижение учащимися современных образовательных результатов посредством включения их в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности, приводит к изменению позиции школьника в системе учения.
- Содержание учебного материала
- Основы электродинамики (18 ч)
Взаимодействие токов. Магнитное поле. Сила Ампера, сила Лоренца, магнитный поток, взаимодействие проводников с током. Магнитные свойства веществ, ферромагнетики. Энергия магнитного поля. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции, правило Ленца. Способы индуцирования тока. Самоиндукция, индуктивность. Электромагнитное поле.
- Колебания и волны (15 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический и пружинный маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания, энергия колебаний. Резонанс. Автоколебания. Электромагнитные колебания. Свободные колебания в контуре, формула Томпсона. Превращение энергии. Переменный ток. Производство энергии, трансформатор. Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Радиосвязь. Радиолокация. Шкала ЭМВ.
- Оптика (22 ч)
Световые волны. Корпускулярно – волновой дуализм. Скорость света в веществе. Законы геометрической оптики. Линзы, формулы линзы. Дисперсия, дифракция, интерференция. Дифракционная решётка. Излучение электромагнитных волн. Излучение и спектры.
- Квантовая и ядерная физика (24 ч)
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта. Понятие о квантах, постулаты Бора. Фотон. Лазер. Планетарная модель атома, строение, состав ядра. Ядерные силы. Радиоактивность, свойства радиоактивных излучений. Цепная ядерная реакция, деление ядер урана. Ядерный реактор, атомная энергия. Понятие о дозиметрии. Элементарные частицы. СТО. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
- Элементы астрофизики (13 ч)
- Обобщающее повторение (10 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт. | |||
Основы электродинамики | ||||
| 9 | |||
1 | Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. | 1 | 03-07.09 | |
2 | Решение задач | 1 | 03-07.09 | |
3 | Л/р. №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 | 03-07.09 | |
4 | Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. | 1 | 10-14.09 | |
5 | Решение задач | 1 | 10-14.09 | |
6 | Устройство и принцип действия электроизмерительных приборов и громкоговорителя. | 1 | 10-14.09 | |
7 | Решение задач. | 1 | 17-21.09 | |
8 | Обобщение по разделу «Магнитное поле». | 1 | 17-21.09 | |
9 | Входная к/р. №1 по теме «Магнитное поле». | 1 | 17-21.09 | |
| 9 | |||
10 | Анализ к/р. №1. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. | 1 | 24-28.09 | |
11 | Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции . | 1 | 24-28.09 | |
12 | Л/р. №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | 24-28.09 | |
13 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | 01-05.10 | |
14 | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. Решение задач. | 1 | 01-05.10 | |
15 | Устройство и принцип действия электродинамического микрофона. | 1 | 01-05.10 | |
16 | Решение задач. | 1 | 08-12.10 | |
17 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитная индукция». | 1 | 08-12.10 | |
18 | К/р. №2 по теме «Электромагнитная индукция». | 1 | 08-12.10 | |
Колебания и волны | ||||
| 15 | |||
19 | Анализ к/р. №2. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1 | 15-19.10 | |
20 | Колебательный контур. Свободные колебания в колебательном контуре. | 1 | 15-19.10 | |
21 | Переменный ток. Ёмкость и индуктивность в цепи переменного тока. | 1 | 15-19.10 | |
22 | Активное сопротивление в цепи переменного тока. | 1 | 22-26.10 | |
23 | Решение задач. | 1 | 22-26.10 | |
24 | Генерирование электрической энергии. Трансформатор. | 1 | 22-26.10 | |
25 | Передача и потребление электрической энергии. | 1 | 29.10-02.11 | |
26 | Решение задач. | 1 | 29.10-02.11 | |
27 | Решение задач. | 1 | 29.10-02.11 | |
28 | Идеи теории Максвелла. Электромагнитные волны. | 1 | 05-09.11 | |
29 | Электромагнитные волны. Их обнаружение и свойства. | 1 | 05-09.11 | |
30 | Изобретение радио. Принцип радиосвязи. Распространение радиоволн. | 1 | 05-09.11 | |
31 | Решение задач. | 1 | 12-16.11 | |
32 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания и волны». | 1 | 12-16.11 | |
33 | К/р. №3 по теме «Электромагнитные колебания и волны». | 1 | 12-16.11 | |
Оптика. | ||||
| 22 | |||
34-35 | Анализ к/р. №3. Законы распространения света. | 2 | 19-23.11 | |
36 | Линза. Получение изображения с помощью линзы. Формула тонкой линзы. | 1 | 19-23.11 | |
37-38 | Решение задач. | 2 | 26-30.11 | |
39 | Л/р. № 3.«Измерение показателя преломления стекла» | 1 | 26-30.11 | |
40 | Л/р. №4 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы с помощью формулы линзы». | 1 | 03-07.12 | |
41 | Волновые свойства света: дисперсия, интерференция. | 1 | 03-07.12 | |
42 | Использование волновых свойств света. Дифракционная решётка. | 1 | 03-07.12 | |
43 | Л/р. №5 «Наблюдение дифракции и интерференции света» | 1 | 10-14.12 | |
44 | Л/р. №6 «Измерение длины световой волны». | 1 | 10-14.12 | |
45 | Л/р. №7 «Наблюдение поляризации света» | 1 | 10-14.12 | |
46-47 | Решение задач. | 2 | 17-21.12 | |
48 | Границы применимости физических законов. Принцип соответствия. | 1 | 17-21.12 | |
49-50 | Семинар на тему «Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение». | 2 | 24-28.12 | |
51 | Элементы теории относительности. Постулаты теории относительности | 1 | 24-28.12 | |
52 | Основные следствия из постулатов ТО. Элементы релятивистской динамики | 1 | 07-11.01 | |
53 | Решение задач по теме «Теория относительности» | 1 | 14-18.01 | |
54 | Обобщение по теме «Световые волны». | 1 | 14-18.01 | |
55 | К/р. №4 по теме «Световые волны». | 1 | 14-18.01 | |
Квантовая и ядерная физика | ||||
| 8 | |||
56 | Анализ к/р. №4. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова. | 1 | 21-25.01 | |
57 | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. | 1 | 21-25.01 | |
58 | Решение задач. | 1 | 21-25.01 | |
59 | Корпускулярно – волновой дуализм. Соотношение неопределённостей Гейзенберга. | 1 | 28-31.01 | |
60-61 | Решение задач. | 2 | 28-31.01 | |
62 | Обобщение по теме «Световые кванты». | 1 | 04-08.02 | |
63 | К/р. №5 «Световые кванты». | 1 | 04-08.02 | |
| 16 | |||
64 | Анализ к/р. №5. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. | 1 | 04-08.02 | |
65 | Излучение и поглощение света атомами. Виды излучений. Виды спектров. Спектральный анализ. | 1 | 11-15.02 | |
66 | Л/р. №8 «Наблюдение линейчатых спектров». | 1 | 11-15.02 | |
67 | Индуцированное излучение. Лазеры. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | 1 | 11-15.02 | |
68 | Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. | 1 | 18-22.02 | |
69-70 | Ядерные реакции. | 2 | 18-22.02 | |
71 | Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач. | 1 | 25-28.02 | |
72 | Ядерная энергетика. | 1 | 25-28.02 | |
73 | Закон радиоактивного распада и его статистический характер. | 1 | 25-28.02 | |
74 | Л/р.№ 9 «Моделирование радиоактивного распада» | 1 | 04-08.03 | |
75 | Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 1 | 04-08.03 | |
76 | Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза облучения. | 1 | 04-08.03 | |
77 | Решение задач. | 1 | 11-15.03 | |
78 | Обобщение по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы». | 1 | 11-15.03 | |
79 | К/р. № 6 «Физика атома и атомного ядра» | 1 | 11-15.03 | |
| 13 | |||
80-81 | Анализ к/р. №6. Солнечная система. Видимые движения небесных тел. Законы движения планет. | 2 | 18-22.03 | |
82 | Система Земля – Луна. | 1 | 18-22.03 | |
83 | Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. | 1 | 25-29.03 | |
84 | Солнце. Звёзды и источники их энергии. Основные характеристики звёзд. | 1 | 25-29.03 | |
85 | Солнце. Звёзды и источники их энергии. Основные характеристики звёзд. | 1 | 25-29.03 | |
86 | Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. | 1 | 08-12.04 | |
87 | Галактика. Галактики. | 1 | 08-12.04 | |
88 | Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | 1 | 08-12.04 | |
89 | Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | 1 | 15-19.04 | |
90 | Основные элементы физической картины мира. | 1 | 15-19.04 | |
91 | Основные элементы физической картины мира. | 1 | 15-19.04 | |
92 | Зачёт по разделу «Элементы астрофизики» . | 1 | 22-26.04 | |
| 10 | |||
93-101 | Итоговое обобщение.. | 9 | 22.04-22.05 | |
102 | Итоговая к/р. №7 за курс физики 11 кл. | 1 | 23-25.05 |
График проведения контрольных работ
№ п/п | Виды работ | Дата проведения | |
План | Факт. | ||
1 | Входная к/р №1 по теме «Магнитное поле». | 17-21.09 | |
2 | К/р №2 по теме «Электромагнитная индукция». | 08-12.10 | |
3 | К/р №3 по теме «Электромагнитные колебания и волны». | 12-16.11 | |
4 | К/р №4 по темам «Световые волны». | 14-18.01 | |
5 | К/р №5 по темам «Световые кванты». | 04-08.02 | |
6 | К/р №6 по теме «Физика атома и атомного ядра» | 11-15.03 | |
7 | К/р №7 за курс физики 11 класса. | 23-25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...