рабочая программа по физике 9 класс 2014-2015 уч.год
рабочая программа по физике (9 класс)
файл содержит рабочую программу по физике 9 класс учебник Перышкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_fizike_9_klass_2014-2015_uch.god_.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени
Анатолия Вениаминовича Калинина
«Утверждаю»
директор МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина
Приказ от___________20__ №___
________________ Сычева Н.В.
Рабочая программа
по физике
Уровень образования основное общее 9 класс
Количество часов 67
Учитель Касаркина Елена Геннадьевна
Программа разработана на основе Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015)
2014-2015 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 9 кл. составлена на основании
- Государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике
- программы для общеобразовательных учреждений Физика. Астрономия. 7 – 11 классов/ составитель В.А. Коровин, В.А. Орлов – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.
- авторской программы ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник )
- учебного плана МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина 2014 – 2015 учебный год
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Цели программы обучения:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач программы обучения:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека
Рабочая программа выполняет две основные функции:
- Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности.
Программа будет выполнена за 67 часов в соответствии с календарным графиком и учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В Калинина на 2014 – 2015 учебный год.
2.Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Предмет, курс, дисциплина (модуль) | Учебный план | Количество часов в год | Количество часов в неделю | Класс | |
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
физика | 2 | 70 | 2 | 9 |
Тема | Кол-во часов | Сроки прохождения | Контроль (вид контроля, дата) | Лабораторная работа (Название , дата) |
Законы взаимодействия и движения тел | 27 | 4.09 – 11.12 | Контрольная работа №1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. 11.10 Контрольная работа №2: «Законы динамики» 11.12 | Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» 9.10 |
Механические колебания и волны. Звук | 11 | 13.12 –29.01 | Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук» 29.01 | Лабораторная работа №2: «Исс-е зав-и периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» 20.12 |
Электромагнитное поле | 14 | 31.01 – 19.03 | Контрольная работа №4: Электромагнитное поле 19.03 | Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». 26.02 |
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | 15 | 21.03 – 23.05 | Контрольная работа №5: Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер 23.05 | Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. 7.05 |
Итого | 67 |
4.Основное содержание программы
Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущего тела. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.
Относительность движения. Относительная погрешность измерений. Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Контрольная работа №1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач на свободное падение. Закон всемирного тяготения.
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Контрольная работа №2: «Законы динамики».
Механические колебания и волны. Звук (11 часов)
Колебательное движение. Свободное колебания. Колебательные системы. Маятник.
Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Лабораторная работа №2: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. Источник звука. Звуковые колебания.
Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук».
Электромагнитное поле (14 часов)
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
Явление электромагнитной индукции. Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Контрольная работа №4: Электромагнитное поле.
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (16 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.
Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.
Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы.
Энергия связи. Дефект масс. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. Атомная энергетика.
Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции. Контрольная работа №5: Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
В связи с тем, что по учебному плану на физику в 9 классе отводится 68 часов, а по программе 70 часов, то я уменьшила количество часов на тему «Повторение» (2 часа). А также усилила темы: «Законы взаимодействия и движения тел» и «Механические колебания и волны. Звук» за счет 2 часа из темы «Повторение» для увеличения времени на решение задач по данным темам. Также усилила тему «Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер» за счет 3 часов из темы «Электромагнитное поле» и 2 часов из темы «Повторение», так как данная тема является наиболее сложной в данном курсе физики.
5. Календарно-тематическое планирование КТП
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Демонстрации (оборудование) | Кол-во часов | Тип урока | Содержание | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Д/З | Дата проведения | ||
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (27 часов) | План | Факт | |||||||||
1 | ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | Урок изучения нового материала | Материальная точка. Система отсчета. | Знать понятия: материальная точка, система отсчета | Устные ответы | §1 | 4.09 | |||
2 | Перемещение. | 1 | Комбинированный урок | Перемещение. | Знать понятие: перемещение, траектория, путь. | Фронтальный опрос | §2 | 6.09 | |||
3 | Определение координаты движущего тела. | 1 | Комбинированный урок | Определение координаты движущего тела. | Знать способы изменения внутренней энергии. | Фронтальный опрос | §3 | 11.09 | |||
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | 1 | Комбинированный урок | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Знать понятие: перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Устный опрос | §4 | 13.09 | |||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | 1 | Урок изучения нового материала | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Знать понятие: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение | фронтальный опрос | §5 | 18.09 | |||
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Знать понятие: скорость прямолинейного равноускоренного движения, график скорости | Устные ответы | §6 | 20.09 | |||
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | Комбинированный урок | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Знать понятие: перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Фронтальный опрос | §7 | 25.09 | |||
8 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | Комбинированный урок | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Знать понятие: перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Устный опрос | §8 | 27.09 | |||
9 | Относительность движения. | 1 | Комбинированный урок | Относительность движения. | Знать понятие: относительность движения, примеры. | Фронтальный опрос | §9 | 2.10 | |||
10 | Относительная погрешность измерений. | 1 | Урок практикум | Относительная погрешность измерений. | Уметь находить относительную погрешность. | Проверка лабораторной работы | §9 л/р | 4.10 | |||
11 | Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Лабораторный комплект по механике | 1 | Урок практикум | Исследование равноускоренного движения без начальной скорости | Уметь работать с приборами. | Проверка лабораторной работы | Повторить §8-9 | 9.10 | ||
12 | Контрольная работа №1: Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. | 1 | Урок проверки знаний | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. | Уметь решать задачи по данной теме. | Проверка контрольной работы | Повторить §5-9 | 11.10 | |||
13 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | Комбинированный урок | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Знать закон и уметь его применять | Фронтальный опрос | §10 | 16.10 | |||
14 | Второй закон Ньютона. | 1 | Урок проверки знаний | Второй закон Ньютона. | Знать закон и уметь его применять | Устный опрос | §11 | 18.10 | |||
15 | Третий закон Ньютона. | 1 | Комбинированный урок | Третий закон Ньютона. | Знать закон и уметь его применять | Устный опрос | §12 | 23.10 | |||
16 | Свободное падение тел. | 1 | Комбинированный урок | Свободное падение тел. | Знать понятие: свободное падение тел. | Устные ответы | §13 | 25.10 | |||
17 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | Урок проверки знаний | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Уметь решать задачи по данной теме. | Устный опрос | §14 | 6.11 | |||
18 | Решение задач на свободное падение. | 1 | Урок решения задач | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Уметь решать задачи по данной теме. | Фронтальный опрос | §14 | 8.11 | |||
19 | Закон всемирного тяготения. | 1 | Комбинированный урок | Закон всемирного тяготения. | Знать закон | Фронтальный опрос | §15 | 13.11 | |||
20 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | Комбинированный урок | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Уметь применять закон при вычислениях | Устные ответы | §16 | 15.11 | |||
21 | Прямолинейное и криволинейное движение. | 1 | Комбинированный урок | Прямолинейное и криволинейное движение. | Знать понятие и определения, формулы | Фронтальный опрос | §18 | 20.11 | |||
22 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | 1 | Комбинированный урок | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Знать понятие и определения, формулы | Устные ответы | §19 | 22.11 | |||
23 | Искусственные спутники Земли. | 1 | Комбинированный урок | Искусственные спутники Земли. | Уметь рассчитывать 1 космическую скорость | Фронтальный опрос | §20 | 27.11 | |||
24 | Импульс тела. | 1 | Урок повторения и обобщения | Импульс тела. | Знать закон | Решение задач | §21 | 29.11 | |||
25 | Закон сохранения импульса. | 1 | Урок проверки знаний | Закон сохранения импульса. | Знать закон | Проверка контрольной работы | §22 | 4.12 | |||
26 | Реактивное движение. Ракеты | 1 | Урок изучения нового материала | Реактивное движение. Ракеты | Знать применение закона сохранения импульса | фронтальный опрос | §23, повторить | 6.12 | |||
27 | Контрольная работа №2: «Законы динамики» | 1 | Урок проверки знаний | Законы динамики | Уметь решать задачи по данной теме. | Проверка контрольной работы | 11.12 | ||||
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук (11 часов) | |||||||||||
28 | Колебательное движение. Свободное колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | Комбинированный урок | Колебательное движение. Свободное колебания. Колебательные системы. Маятник. | Знать понятие и определения | Фронтальный опрос | §24 | 13.12 | |||
29 | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | 1 | Комбинированный урок | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | Знать величины, характеризующие колебательное движение | Фронтальный опрос | §25,26,27 | 18.12 | |||
30 | Лабораторная работа №2: «Исс-е зав-и периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины» | Лабораторный комплект по механике | 1 | Урок практикум | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины поле. | Уметь работать с приборами. | Проверка лабораторной работы | §26 | 20.12 | ||
31 | Вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | Комбинированный урок | Вынужденные колебания. Резонанс. | Уметь объяснять данное явление | Устный опрос | §28-30 | 25.12 | |||
32 | Распространение колебаний в среде. Волны. | 1 | Комбинированный урок | Распространение колебаний в среде. Волны. | Уметь объяснять данное явление | Фронтальный опрос | §31 | 27.12 | |||
33 | Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | Комбинированный урок | Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн. | Знать понятие и определения | Проверка контрольной работы | §32-33 | 10.01 | |||
34 | Источник звука. Звуковые колебания. | 1 | Комбинированный урок | Источник звука. Звуковые колебания. | Знать источники звука, колебаний | Фронтальный опрос | §34 | 15.01 | |||
35 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | Комбинированный урок | Высота и тембр звука. Громкость звука. | Знать физические характеристики звука | Фронтальный опрос | §35-36 | 17.01 | |||
36 | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | 1 | Урок изучения нового материала | Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. | Знать и уметь объяснит распространение волн | Проверка лабораторной работы | §37-38 | 22.01 | |||
37 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 | Комбинированный урок | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | Знать особенности поведения волн | Фронтальный опрос | §39 | 24.01 | |||
38 | Контрольная работа №3: «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | Урок проверки знаний | Механические колебания и волны. Звук | Знать закон и уметь его применять | Проверка контрольной работы | §40 | 29.01 | |||
Раздел 3. Электромагнитное поле (14 часов) | |||||||||||
39 | Магнитное поле и его графическое изображение. | 1 | Комбинированный урок | Магнитное поле и его графическое изображение. | Знать определения и построение изображений. | фронтальный | §43 | 31.01 | |||
40 | Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | Урок изучения нового материала | Неоднородное и однородное магнитное поле. | Понимать структуру | фронтальный опрос | §44 | 5.02 | |||
41 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | Комбинированный урок | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | Знать силу Ампера, силу Лоренца. | Устный опрос | §45
| 7.02 | |||
42 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | Комбинированный урок | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Знать способы обнаружения | фронтальный опрос | §46 | 12.02 | |||
43 | Индукция магнитного поля. | 1 | Комбинированный урок | Индукция магнитного поля. | Знать понятие индукции | фронтальный опрос | §47 | 14.02 | |||
44 | Магнитный поток. | 1 | Урок практикум | Магнитный поток. | Знать понятие и формулу | фронтальный опрос | §48
| 19.02 | |||
45 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | Комбинированный урок | Явление электромагнитной индукции. | Знать понятие и формулу | Решение задач. | §49 л/р | 21.02 | |||
46 | Лабораторная работа №3: «Изучение явлений электромагнитной индукции». | Лабораторный комплект по электродинамике | 1 | Урок практикум | Изучение явлений электромагнитной индукции | Уметь работать с приборами. | Проверка лабораторной работы | §49 | 26.02 | ||
47 | Получение переменного электрического тока. | 1 | Урок изучения нового материала | Получение переменного электрического тока. | Знать понятие и получения переменного эл. тока | фронтальный опрос | §50 | 28.02 | |||
48 | Электромагнитное поле. | 1 | Урок изучения нового материала | Электромагнитное поле. | Знать понятие и получения эл. поля | §51 | 5.03 | ||||
49 | Электромагнитные волны. | 1 | Комбинированный урок | Электромагнитные волны. | Знать понятие | фронтальный опрос | §52 | 7.03 | |||
50 | Интерференция света. | 1 | Урок изучения нового материала | Интерференция света. | Знать понятие | §53 | 12.03 | ||||
51 | Электромагнитная природа света. | 1 | Комбинированный урок | Электромагнитная природа света. | Знать ист. взгляды на природу света | Решение задач | §54 повторить | 14.03 | |||
52 | Контрольная работа №4: Электромагнитное поле | 1 | Урок проверки знаний | Электромагнитное поле | Уметь решать задачи по данной теме. | Проверка к/р | 19.03 | ||||
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (16 часов) | |||||||||||
53 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. | 1 | Комбинированный урок | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. | Знать понятие радиоактивности | фронтальный опрос | §55 | 21.03 | |||
54 | Модели атомов. Опыт резерфорда. | 1 | Комбинированный урок | Модели атомов. Опыт резерфорда. | Знать модели атомов | фронтальный опрос | §56 | 2.04 | |||
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | Урок изучения нового материала | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Знать природу радиоактивности | фронтальный опрос | §57 | 4.04 | |||
56 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | Комбинированный урок | Экспериментальные методы исследования частиц. | Знать закон преломления света. | Устный опрос | §58 | 9.04 | |||
57 | Открытие протона и нейтрона. | 1 | Комбинированный урок | Открытие протона и нейтрона. | Знать свойства частиц | фронтальный опрос | §59-60 | 11.04 | |||
58 | Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы. | 1 | Комбинированный урок | Состав атомного ядра. Массовое число, зарядовое число. Ядерные силы. | Знать определения по данной теме | фронтальный опрос | §61-64 | 16.04 | |||
59 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | Урок изучения нового материала | Энергия связи. Дефект масс. | Уметь решать задачи | фронтальный опрос | §65 | 18.04 | |||
60 | Энергия связи. Дефект масс. | 1 | Урок решения задач | Энергия связи. Дефект масс. | Уметь решать задачи | фронтальный опрос | §65 | 23.04 | |||
61 | Деление ядер урана. Цепная реакция. | 1 | Урок изучения нового материала | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Понимать механизм деления | Устный опрос | §66-67 | 25.04 | |||
62 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | 1 | Комбинированный урок | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | Знать устройство и принцип работы | фронтальный опрос | §68 л/р | 30.04 | |||
63 | Лабораторная работа №4: Изучение деления ядра атома урана по фот. треков. | 1 | Урок практикум | Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. | Уметь работать с приборами. | Проверка лабораторной работы | §68 | 7.05 | |||
64 | Атомная энергетика. | 1 | Урок изучения нового материала | Атомная энергетика. | Знать применение атомной энергетики | фронтальный опрос | §69 | 14.05 | |||
65 | Биологическое действие радиации. | 1 | Комбинированный урок | Биологическое действие радиации. | Знать воздействие радиации | Устный опрос | §70 | 16.05 | |||
66 | Термоядерные реакции. | 1 | Комбинированный урок | Термоядерные реакции. | Знать термоядерные реакции | фронтальный опрос | §71 | 21.05 | |||
67 | Контрольная работа №5: Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | 1 | Урок проверки знаний | Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер | Уметь решать задачи по данной теме. | Проверка контрольной работы | Повторение главы | 23.05 |
6. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007
3. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012
Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ
Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)
- приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)
- развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технические средства
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей
Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме
7.Требования к уровню подготовки выпускника 9-го класса
В результате изучения физики ученик 8 класса должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.
Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение , механические колебания и волны, электромагнитную индукцию
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы.
Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени , силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от масс груза и жесткости пружины.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях
Решать задачи на применение изученных физических законов
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций, графиков . математических символов и структурных схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
Система оценки
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное.
- Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
Контрольно измерительный материал
Контрольная работа №1 Кинематика 9 класс
ВАРИАНТ № 1
- Два тела движутся вдоль одной прямой так, что их уравнения имеют вид:
x = 40+10t, x = 12+2t2.
а) определить вид движения;
б) покажите на оси Ox начальные координаты тел, направления их скоростей и ускорений;
в) какое расстояние будет между ними через 5 с?
г) где и когда тела встретятся?
2. При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 72 км/ч остановился через 4 с. Найдите тормозной путь.
3. тело движется равномерно со скоростью 3 м/с в течение 5 с, после чего получает ускорение 0,2 м/с2. Какую скорость будет иметь тело через 15 с от начала его движения с ускорением? Какой путь оно пройдет за все это время?
Контрольная работа №1 Кинематика 9 класс
ВАРИАНТ № 2
- Два тела движутся вдоль одной прямой так, что их уравнения имеют вид:
x = - 40+4t, x = 560 - 20t2.
а) определить вид движения;
б) покажите на оси Ox начальные координаты тел, направления их скоростей и ускорений;
в) какое расстояние будет между ними через 5 с?
г) где и когда тела встретятся?
2. Автомобиль, двигаясь с ускорением 2 м/с2, за 5 с прошел 125 м. Найдите начальную скорость автомобиля.
3. Поезд. Двигаясь под уклон прошел за 20с путь 340м и развил скорость 19 м/с. С каким ускорением двигался поезд и какой была скорость в начале уклона?
Контрольная работа №2 9 класс
ВАРИАНТ № 1
Вариант 1
1. Определите ускорение мяча массой 0,5 кг, когда на него действует сила 50 Н.
2. Из баллистического пистолета, расположенного на высоте 0,49 м, вылетает шарик со скоростью 5 м/с, направленной горизонтально. Определите дальность полета шарика.
3. После толчка вагон массу 20 т остановился через 50 с, пройдя расстояние 125 м. Определите тормозящую силу.
4. Два неупругих тела массой 2 и 6 кг движутся по одной прямой навстречу друг другу со скоростью 2 м/с каждое. С какой скоростью и в какую сторону будут двигаться эти тела после удара?
5. Автомобиль движется по горизонтальному участку пути со скоростью 20 м/с. Определите минимальное время движения автомобиля до полной остановки при торможении, если коэффициент трения колес о дорогу равен 0,4. Ускорение свободного падения считать равным 10 м/с2.
Контрольная работа №2 9 класс
ВАРИАНТ № 2
1. Какую массу имеет лодка, если под действием силы 100 Н она движется с ускорением 0,5 м/с2?
2. Мяч, брошенный горизонтально со скоростью 12 м/с, упал на Землю через 3 с. С какой высоты был брошен мяч? Какова дальность его полета?
3. Автомобиль массой 3200 кг за 15 с от начала движения развил скорость 9 м/с. Определите силу, сообщающую ускорение автомобилю.
4. Железнодорожный вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,56 м/с, сталкивается с неподвижной платформой массой 8 т. Определите их скорость после автосцепки. Трением о рельсы пренебречь.
5. Через сколько времени после начала аварийного торможения остановится автобус, движущийся со скоростью 12 м/с, если коэффициент трения при аварийном торможении равен 0,4?
Контрольная работа №3 Механические колебания и волны 9 класс
ВАРИАНТ № 1
1. На рисунке представлен график зависимости координаты тела, совершающего гармонические колебания, от времени. Определите период колебаний.
2. Чему равен период свободных колебаний пружинного маятника, если масса груза равна 0,25 кг, а жесткость пружины 100 Н/м?
3. Лодка качается в море на волнах, которые распространяются со скоростью 2 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн 6 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки?
4. Какие превращения энергии совершаются при движении математического маятника из крайнего правого положения к положению равновесия? (Силой трения в точке подвеса и силой сопротивления воздуха пренебречь.)
Контрольная работа №3 Механические колебания и волны 9 класс
ВАРИАНТ № 2
1. Определите по рисунку амплитуду колебаний.
2. Маятник имеет длину 40 см. Каков будет период колебаний этого маятника на поверхности Луны? (Маятник считать математическим; ускорение свободного падения на поверхности Луны считать равным 1,6 м/с2.)
3. Определите длину звуковой волны человеческого голоса высотой тона 680 Гц. (Скорость звука считать равной 340 м/с.)
4. Как изменяются скорость и ускорение шарика при колебательном движении? Ответ обоснуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....