Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 9 класс | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Физика 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;
-основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2018-2019 учебный год; календарный учебный график на 2018-2019 учебный год).
-локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
– примерной программы основного общего образования по физике;
- авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7 – 9 классы,2016г.
Общая характеристика учебного предмета
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы научно-технического прогресса.
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Основные цели изучения:
- освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях; электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2018-2019 учебный год и соответствует учебному плану школы.
В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики 9 класса.
Содержание рабочей программы.
1. Законы взаимодействия и движения тел (25ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Фронтальная лабораторная работа:
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (14 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Фронтальные лабораторные работы:
2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
3. Измерение ускорения сводного падения с помощью маятника.
3. Электромагнитное поле (15 ч)
Однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света.
Фронтальная лабораторная работа:
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Альфа -, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы:
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
6. Итоговое повторение (4часа)
Итоговое повторение – 3 час
Итоговая контрольная работа – 1 час
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1. Законы взаимодействия и движения тел. | 25 | 2 | 2 |
2. Механические колебания и волны. | 14 | 1 | 2 |
3. Электромагнитное поле. | 15 | 1 | 1 |
4.Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 12 | 1 | 2 |
Итоговое повторение | 4 | 1 | |
Всего: | 70 | 6 | 7 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, прямолинейное равноускоренное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, скорости от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний об механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств; электронной техники, оценки безопасности радиационного фона.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач (неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы);
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80% - 95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
Оценка ответов учащихся при проведении самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Литература для учителя (основная):
- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Примерная программа основного общего образования по физике (МО РФ) сборник нормативных документов, физика. М.Дрофа, 2008.
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы по физике. 7 – 11 классы / Авт.-сост. В.А. Попова. – 2-е изд., - М.: Планета, 2011. (Образовательный стандарт).
- Сборник задач по физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин, Е.В. Гутник. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2010.
Дополнительная:
- Гендешптейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
- Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс /Сост. Н.И. Зорин. – М.: ВАКО,2011.
- Сборник качественных задач по физике: для 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006.
Материалы на электронных носителях:
- Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7 – 9 классы. (Электронное приложение). Издательство «Планета», 2011.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://www.class-fizika.narod.ru/
2. Литература для обучающихся(основная):
- Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин, Е.В. Гутник. – 15-е изд., М.: Дрофа, 2010.
- Сборник задач по физике для 7 – 9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная:
- Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В. Пёрышкин; Сост. Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
http://www.class-fizika.narod.ru/
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||
1. Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов) | |||||||||
1 | Механическое движение | 1 | Механика. Описание механического движения. Система отсчета. | Уметь описывать различные виды движения | -Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; -наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве; опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; -наблюдать и объяснять полет модели ракеты; -обосновывать возможность замены тела его моделью — материальной точкой — для описания движения; -приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя определить, если вместо перемещения задан пройденный путь; равноускоренного движения, прямолинейного и криволинейного движения тел, замкнутой системы тел; примеры, поясняющие относительность движения, проявления инерции; -определять модули и проекции векторов на координатную ось; -записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме; -записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела; для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; для расчета силы трения скольжения, работы силы, работы сил тяжести и упругости, потенциальной энергии поднятого над землей тела, потенциальной энергии сжатой пружины; -записывать в виде формулы: второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии; -доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; -строить графики зависимости vx = vx(t); -по графику зависимости vx(t) определять скорость в заданный момент времени; -сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; -делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести; -определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки, ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; -измерять ускорение свободного падения; -представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; -работать в группе | §1 Упр.1(2,4,5) | |||
2 | Траектория, путь и перемещение. | 1 | Траектория движения и путь. Перемещение. | Знать понятия: траектория, путь, перемещение. Уметь объяснять их физический смысл. | §2 Упр.2 | ||||
3 | Прямолинейное равномерное движение. | 1 | Методы исследования механического движения. | Знать понятия: прямолинейное равномерное движение, закон движения. Уметь находить перемещение при РПД. | §3 Упр.3 | ||||
4 | Графическое представление движения. Входной контроль (20 мин) | 1 | Равномерное прямолинейное движения. Графики зависимости модуля скорости и пути от времени. | Уметь описывать различные виды движения | §4 Упр.4 Л.№150 | ||||
5 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | Прямолинейное равноускоренное движение. Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении. Ускорение. Скорость при равноускоренном прямолинейном движении. | Знать/понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение; уметь строить графики пути и скорости. | §5 Упр.5(1) | ||||
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | 1 | §6,7,8 Упр.6,7(1,3) Упр.5(2) | ||||||
7 | Решение задач по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение». | 1 | Знать/понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение; уметь строить графики пути и скорости. | §6,7,8(п) Упр.8(2) Л. №151,158 | |||||
8 | Относительность движения. | 1 | Относительность механического движения. | Понимать смысл понятия относительность движения. | §9(в) Упр.9 Л.№154 П.№1088,1094 | ||||
9 | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | 1 | Прямолинейное равноускоренное движение. | Уметь решать задачи по данной теме. Определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр. | §1 – 9(п) ЗТ | ||||
10 | Повторение по теме: «Кинематика». | 1 | Знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | §1 – 9(п) ЗТ | ||||
11 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | 1 | Знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | нет | ||||
12 | Динамика. Первый закон Ньютона. | 1 | Динамика. I закон Ньютона. Сила. II и III законы Ньютона. | Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения | §10 | ||||
13 | Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | Сила. II и III законы Ньютона. | §11,12 П.№1127,1135 | |||||
14 | Решение задач по теме: «Законы Ньютона». | 1 | Динамика. I закон Ньютона. Сила. II и III законы Ньютона. | §10,11,12 П.№1129,1133 | |||||
15 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. | 1 | Свободное падение. Движение тела, брошенное вертикально вверх (вниз). | Уметь описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения | §13,14 П.№1141,1147 | ||||
16 | Решение задач по теме: «Свободное падение». | 1 | Свободное падение. Движение тела, брошенное вертикально вверх (вниз). | Уметь определять направление и величину скорости при свободном падении. | §13,14(п) П.№1146,1148 | ||||
17 | Лабораторная работа №2 "Исследование свободного падения". | 1 | Свободное падение. Движение тела, брошенное вертикально вверх (вниз). | Уметь определять направление и величину скорости при свободном падении. | определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки, ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; -измерять ускорение | §15,16(в), §17(ч) П.№1209,1210 | |||
18 | Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и ускорение свободного падения. | Уметь определять направление и величину скорости и ускорения точки при свободном падении. | -измерять ускорение свободного падения; -представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; -работать в группе | §18, 19 П.№1122,1123 | |||
19 | Искусственные спутники Земли. | 1 | Первая космическая скорость. | Вычислять первую космическую скорость. | определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; для расчета силы трения скольжения, работы силы, работы сил тяжести и упругости, | §20 П.№1213,1222 | |||
20 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | 1 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | Знать/понимать смысл физических величин: импульс тела, импульс силы, уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения импульса. | -записывать в виде формулы: второй и третий законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии; | §21 П.№1238,1236 | |||
21 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | -сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости | §22 Л.№Д.51 | ||||
22 | Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса» | 1 | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | — Применять закон сохранения импульса для расчета результата взаимодействия; — систематизировать знания о физических величинах: импульс силы и импульс тела; | §21,22 Л.№Д.81,Д.84 | ||||
23 | Закон сохранения механической энергии | 1 | Закон сохранения механической энергии. | Уметь решать задачи на закон сохранения энергии.. | — Применять закон сохранения механической энергии для решения задач; — применять модель замкнутой консервативной системы к реальным системам при обсуждении возможности применения закона сохранения механической энергии | §23 Л.№836 | |||
24 | Повторение по теме: «Динамика». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь решать задачи по данной теме. | — Работать с таблицами и схемами, представленными в итогах главы; — применять законы сохранения для решения задач | §10 – 23(п) ЗТ | |||
25 | Контрольная работа №2 по теме «Динамика» | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | — Применять знания к решению задач | ||||
2. Механические колебания и волны. Звук(14 часов) | |||||||||
26 | Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. | 1 | Колебательное движение, свободные колебания. | Знать, понимать физический смысл основных характеристик колебательного движения. Уметь выяснять, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины. | -Определять колебательное движение по его признакам; -приводить примеры колебаний, полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних, источников звука; -описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников, механизм образования волн; -записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; взаимосвязи величин, характеризующих упругие волны; -объяснять: причину затухания свободных колебаний; в чем заключается явление резонанса; наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты; почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры; -называть: условие существования незатухающих колебаний; физические величины, характеризующие упругие волны; диапазон частот звуковых волн; -различать поперечные и продольные волны; -приводить обоснования того, что звук является продольной волной; -выдвигать гипотезы: относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука; о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; -применять знания к решению задач; -проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k; -измерять жесткость пружины; -проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; -представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; -работать в группе; в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы | §24,25(в) Упр.23(1) Л.№850 | |||
27 | Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. | 1 | Период, частота, амплитуда колебаний. | Знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, маятники. Уметь приводить примеры колебаний. | §26,27 Упр.24(2,3,6) | ||||
28 | Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | 1 | Период, частота, колебаний. | Приобрести навыки при работе с измерительными приборами: секундомером, рулеткой. | §24 – 27(п) Л.№855 | ||||
29 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | Затухающие и вынужденные колебания. | Уметь объяснять и применять закон сохранения энергии, находить полную энергию и энергию в данный момент времени, период математического и физического маятников. | §28,29 Л.№858,859 П.№1274 | ||||
30 | Лабораторная работа №4 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». | 1 | Маятник, ускорение свободного падения. | Знать понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, маятники. Уметь приводить примеры колебаний. | §24 – 27(п) Л.№871,873 | ||||
31 | Резонанс. | 1 | Резонанс. | Знать понятие резонанса и условия его наступления. | §30 П.№1291,1301 | ||||
32 | Волна. Два вида волн. | 1 | Механическая волна, виды волн. | Знать/понимать смысл физических величин: волна, длина волны, скорость волны, звуковые колебания, уметь применять полученные знания при решении простейших задач. | §31,32 Л.№Д.106,108 | ||||
33 | Характеристики волнового движения. | 1 | Характеристики волнового движения: длина волны, скорость волны. | Знать/понимать смысл физических величин: волна, длина волны, уметь применять полученные знания при решении простейших задач. | — применять условия наблюдения дифракции, максимумов и минимумов интерференционной картины для анализа интерференционной и дифракционной картин; | §33 Упр.28 | |||
34 | Решение задач по теме: «Волновое движение». | 1 | Длина волны, скорость волны. | Знать/понимать смысл физических величин: длина волны, звуковые колебания, высота, тембр, громкость и скорость звука; уметь применять полученные знания при решении простейших задач. | -применять знания к решению задач; | §31 – 33(п) П.№ 1308,1312 1314 | |||
35 | Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука. | 1 | Звуковые колебания, высота, тембр, громкость и скорость звука. | Знать/понимать смысл физических величин: звуковые колебания, высота, тембр, громкость и скорость звука; уметь применять полученные знания при решении простейших задач. | — Анализировать особенности волнового движения; | §34,35,36 Упр.29 | |||
36 | Высота и тембр звука. Громкость звука. | 1 | Звуковые волны. | Знать/понимать смысл физических величин: высота, тембр, громкость и скорость звука; уметь применять полученные знания при решении простейших задач. | -выдвигать гипотезы: относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука; о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; -применять знания к решению задач; | §37,38 Упр.30,32(1,2) | |||
37 | Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | 1 | Отражение звука. Эхо. | §39,40,41 П.№1302,1318 | |||||
38 | Повторение по теме: «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь решать задачи по данной теме. | -применять знания к решению задач; | §24 – 41(п) ЗТ | |||
39 | Контрольная работа №3«Механические колебания и волны. Звук». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | -применять знания к решению задач; | ||||
Электромагнитное поле (15 часов) | |||||||||
40 | Магнитное поле и его графическое изображение | 1 | Магнитное поле. Его графическое изображение. | Знать/понимать смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей; знать правило буравчика, правило левой руки; магнитный поток, уметь определять направление силы Ампера. | -Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током; -наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, и делать выводы; -наблюдать: взаимодействие алюминиевых колец с магнитом, явление самоиндукции; опыт по излучению и приему электромагнитных волн; свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; сплошной и линейчатые спектры испускания; -формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика, правило Ленца; -определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля; направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле, знак заряда и направление движения частицы; -записывать формулу взаимосвязи модуля вектора индукции магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; -, пронизывающего площадь контура, и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции; различия между вихревым электрическим и электростатическим полями; -применять правило буравчика, правило левой руки; правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока; -рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; -объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; -проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; -анализировать результаты эксперимента и делать выводы; -работать в группе; | §42,43 (в) Упр.33,34 | |||
41 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Сила Ампера. | 1 | Сила Ампера. | §44,45(в) Упр.35(3,4) Упр.36(3,4,5) | |||||
42 | Индукция магнитного поля. | 1 | Индукция магнитного поля. | §46 Упр.37 | |||||
43 | Магнитный поток. | 1 | Магнитный поток. | §47 Упр.38 | |||||
44 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | Явление электромагнитной индукции. | Знать/понимать смысл понятий: индукция магнитного поля, магнитный поток. | §48 Упр.39 П. №1336,1338 | ||||
45 | Лабораторная работа №5«Изучение явления электромагнитной индукции. | 1 | Явление электромагнитной индукции. | §48(п) Упр.40(1) | |||||
46 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 | Правило Ленца. | Знать/понимать закон электромагнитной индукции и правило Ленца, понятие самоиндукции. | §49 Упр.40(2) П. №1340,1352 | ||||
47 | Явление самоиндукции. | 1 | Явление самоиндукции. | §50 Упр.41 | |||||
48 | Трансформатор. | 1 | Трансформатор. | Знать/понимать принцип получения переменного тока. | §51 Упр.42(1) | ||||
49 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | Знать понятие: электромагнитное поле и условия его существования. Понимать механизм существования электромагнитных волн. | §52,53 Упр.43,44(1) | ||||
50 | Конденсатор. Колебательный контур. | 1 | Конденсатор. Колебательный контур. | Знать понятия: колебательный контур, конденсатор, виды конденсаторов. | §54,55,56 Упр.45(2,3),46 Упр.47 | ||||
51 | Электромагнитная природа света. Преломление света. | 1 | Электромагнитная природа света. Преломление света. | Знать историческое развитие взглядов на природу света. Знать закон преломления света и уметь его применять при решении задач. | §58,59 Упр.48(2) | ||||
52 | Дисперсия света. Цвета тел. | 1 | Дисперсия света. | Знать понятие дисперсии света. | §60 Упр.49(1,2) | ||||
53 | Повторение по теме:«Электромагнитное поле». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь решать задачи по данной теме. | §42 – 60(п) | ||||
54 | Контрольная работа №4 «Электромагнитное поле». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | нет | ||||
4. Строение атома и атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (12 ч) | |||||||||
55 | Радиоактивность. Модели атомов. | 1 | Радиоактивность, строение атома, опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. | Знать/понимать планетарную модель строения атома. Знать природу радиоактивного распада и его закономерности. | -Описывать: опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию с помощью рассеяния α-частиц строения атома; процесс деления ядра атома урана; -объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; -объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс, цепная реакция, критическая масса; -применять законы сохранения массового числа и заряда при записи уравнений ядерных реакций; -называть условия протекания управляемой цепной реакции, преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций, условия протекания термоядерной реакции; -называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; -рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; -приводить примеры термоядерных реакций; -применять знания к решению задач; -измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; -сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; -строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; -оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; -представлять результаты измерений в виде таблиц; -работать в группе; | §65,66,67 Упр.51(1,2,3) | |||
56 | Экспериментальные методы исследования частиц. | 1 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. | Уметь объяснять и описывать экспериментальные методы исследования частиц. | §68,69,70(в) Упр.52 | ||||
57 | Состав атомного ядра. | 1 | Состав атомного ядра. | Знать/понимать, из каких элементарных частиц состоит ядро атома. Знать строение атомного ядра. Уметь определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей. | §71 Упр.53(1,2,3) П. №1379,1380 | ||||
58 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | 1 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. | Знать понятие «прочность атомных ядер». Уметь решать задачи на расчет энергии связи и дефекта масс. | §72,73 Упр.54 Л. №1699,1700 | ||||
59 | Деление ядер урана. | 1 | Деление ядер урана. | Понимать механизм деления ядер урана. | §74(в) | ||||
60 | Лабораторная работа №6«Изучение деления ядра урана по фотографии треков». | 1 | Изучение деления ядер урана. | Приобретение навыков при работе с оборудованием. | §74(п) | ||||
61 | Лабораторная работа № 7«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 1 | Изучение треков заряженных частиц. | Приобретение навыков при работе с оборудованием. | §74(п) | ||||
62 | Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. | 1 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. | Знать понятие цепной ядерной реакции. Знать устройство ядерного реактора | §75 Л. №1658 §76 Л. №1684 | ||||
63 | Атомная энергетика. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. | 1 | Атомная энергетика. Закон радиоактивного распада. Термоядерные реакции. | Знать преимущество и недостатки атомных электростанций. Знать правила защиты от радиоактивных излучений. Знать условия протекания, применение термоядерной реакции. | - Описывать действие радиоактивных излучений различных типов на живой организм; - описывать устройство и принцип действия счетчика Гейгера; - объяснять возможности использования радиоактивного излучения в научных исследованиях и на практике | §77,78 Л. №1688 §79(в) | |||
64 | Элементарные частицы. Античастицы. | 1 | Виды элементарных частиц. | Знать историю открытия элементарных частиц. | -Работать с текстом учебника и представлять информацию в виде таблицы; | §80(ч) Л. №1701,1673 | |||
65 | Повторение по теме: «Строение атома и атомного ядра». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | - Применять знания к решению задач; - оценивать перспективы развития термоядерной энергетики | §65 – 79(п) Карточка | |||
66 | Контрольная работа №5 по теме: «Строение атома и атомного ядра». | 1 | Основные знания и умения по теме. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | - Применять знания к решению задач; - оценивать перспективы развития термоядерной энергетики | нет | |||
67 | Повторение по теме «Механика» | 1 | Базовые знания и умения по курсу физики 9 класса | Уметь применять полученные знания при решении задач. | - Применять знания к решению задач; | Карточка | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | - Применять знания к решению задач; | Нет | |||||
69 | Решение задач по теме «Кинематика» | 1 | Основные знания и умения по теме | Уметь применять полученные знания при решении задач. | - Применять знания к решению задач; | Карточка | |||
70 | Решение задач по теме: «Механические колебания и волны» | 1 | Основные знания и умения по теме | - Применять знания к решению задач; | Карточка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...