Рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа по физике 11 класс. Учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ среднего (полного) общего образования по примерной программе по физике на основе авторской программы Г.Я.Мякишева. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 11 класс | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика 11» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.
-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;
-основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2018-2019 учебный год; календарный учебный график на 2018-2019 учебный год).
-локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
– примерной программы среднего общего образования по физике;
– авторской программы "Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Автор: П.Г. Саенко. Просвещение 2015г.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Основные задачи:
сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:
- общеобразовательные:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- предметно-ориентированные:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2018-2019 учебный год и соответствует учебному плану школы.
В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики 11 класса.
Содержание рабочей программы.
I. Электродинамика (10 ч)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.
II. Колебания и волны (17 ч)
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
III. Оптика (18 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
V. Квантовая физика. Обобщающее повторение (25 ч)
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.
Учебно-тематический план:
Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
Основы электродинамики | 10 | 1 | 2 |
Колебания и волны | 17 | 1 | 1 |
Оптика | 18 | 1 | 2 |
Квантовая физика | 25 | 1 | 1 |
Итого | 70 | 4 | 6 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач (неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы);
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80% - 95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
Оценка ответов учащихся при проведении самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 192 с.
- Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.– М.: Просвещение, 2016. – 416 с.
- Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
- Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10, 11 кл. Москва «Просвещение», 2010
- Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике. 10, 11 кл. Москва «Просвещение», 2010
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2014
- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. Москва «Просвещение», 2014
- Сауров Ю.А. Физика в 10 кл.: модели уроков. Москва «Просвещение», 2014
- Сауров Ю.А. Физика в 10 кл.: модели уроков. Москва «Просвещение», 2014
- Сауров Ю.А. Физика в 11 кл.: модели уроков. Москва «Просвещение», 2014
- Сауров Ю.А. Физика в 11 кл.: модели уроков. Москва «Просвещение», 2014
- Шилов В.Ф. Поурочное планирование. 10,11 кл. Москва «Просвещение», 2014
- Шилов В.Ф. Поурочное планирование. 10,11 кл. Москва «Просвещение», 2014
- Ю.А.Сауров Физика 10 класс поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2011
- Ю.А.Сауров. Физика 10 класс поурочные разработки. Москва «Просвещение», 2011
Оборудование и приборы. Перечень демонстрационного оборудования:
Модель генератора переменного тока, модель опыта Резерфорда. Измерительные приборы: секундомер, гальванометр, амперметр, вольтметр, компас.
Прибор для демонстрации правила Ленца, прибор для демонстрации дифракции и интерференции света, прибор для демонстрации фотоэффекта, осциллограф.
Нитяной и пружинный маятники, волновая машина, дифракционная решетка.
Трансформатор, конденсатор, полосовые и дугообразные магниты, катушка, ключ, катушка-моток, соединительные провода, низковольтная лампа на подставке, спектроскоп, высоковольтный индуктор, спектральные трубки с газами, стеклянная призма, линзы.
Мини-лаборатория по оптике.
№ | Тема уроков. | Кол-во час | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Основы электродинамики (10ч) | ||||||||
Взаимодействие токов. Магнитное поле | 1 | Взаимодействие проводников с током. Магнитные силы. Магнитное поле. Основные свойства магнитного поля | Знать смысл физических величин: магнитные силы, магнитное поле | Давать определение, изображать силовые линии магнитного поля | §1 стр. 3-6; вопрос 4 письменно стр.4 | |||
Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля | 1 | Вектор магнитной индукции. Правило «буравчика» | Знать: правило «буравчика», вектор магнитной индукции. Применять данное правило для определения направления линий магнитного поля и направления тока в проводнике | Объяснять на примерах, рисунках правило «буравчика» | §2 | |||
Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Входная контрольная работа (20 мин) | 1 | Закон Ампера. Сила Ампера. Правило «левой руки». Применение закона Ампера | Понимать смысл закона Ампера, смысл силы Ампера как физической величины. Применять правило «левой руки» для определения направления действия силы Ампера (линий магнитного" поля, направления тока в проводнике) | Физический диктант. Давать определение понятий. Определять направление действующей силы Ампера, тока, линии магнитного поля | §3-7 | |||
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | 1 | Измерение магнитной индукции | Уметь применять полученные знания на практике | Лабораторная работа. Умение работать с приборами, формулировать вывод | Р. 840, 841 | |||
Сила Лоренца | 1 | Закон Лоренца. Правило правой руки. Применение закона Лоренца | Понимать смысл закона Лоренца, смысл силы Лоренца как физической величины. Применять правило «правой руки» для определения направления действия силы | Давать определение понятий. Определять направление действующей силы | ||||
Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле». | 1 | Магнитное поле | Уметь применять полученные знания на практике | Самостоятельная работа № 1. (20 минут) Решение задач | ||||
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции | 1 | Электромагнитная индукция. Магнитный поток | Понимать смысл: явления электромагнитной индукции, закона электромагнитной индукции, магнитного потока как физической величины | Тест. Объяснять явление электромагнитной индукции. Знать закон. Приводить примеры применения | § 8-9, 11. Р. 921 | |||
Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Электромагнитная индукция | Описывать и объяснять физическое явление электромагнитной индукции | Лабораторная работа № 2 | Упр. 2 (1,2,3) | |||
Самоиндукция. Индуктивность | 1 | Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции | Описывать и объяснять явление самоиндукции. Понимать смысл физической величины (индуктивность). Уметь применять формулы при решении задач | Физический диктант. Понятия, формулы | § 15. Р. 933, 934 | |||
Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. | 1 | Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле. | Знать определение энергии магнитного поля. Уметь применять формулы при решении задач | Давать определение понятиям. Применять формулы при решении задач | ||||
Колебания и волны (17 ч) | ||||||||
Свободные и вынужденные колебания. Условие возникновения колебаний Математический маятник. Пружинный маятник | 1 | Открытие электромагнитных колебаний. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания Маятники: математический, пружинный | Понимать смысл физических явлений: свободные и вынужденные электромагнитные колебания Знать устройство маятников: математического и пружинного | Физический диктант. Давать определение колебаний, приводить примеры Объяснять устройство и приводить примеры применения маятников | §18-20 | |||
Динамика колебательного движения Гармонические колебания. | 1 | Устройство колебательного контура. Превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики гармонических колебаний. | Знать устройство колебательного контура, характеристики гармонических колебаний. Объяснять превращение энергии при гармонических колебаниях | Объяснять работу колебательного контура | § 21-23 | |||
Лабораторная работа № 3 по теме «Определение ускорение свободного падения при помощи маятника» | 1 | Свободные гармонические колебания | Выполнять лабораторную работу. | |||||
Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях. | 1 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. | Знать определения понятий | Объяснять превращение энергии при гармонических колебаниях. | § 24-26 | |||
Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | 1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. | Знать определения понятий | Рассчитывать значения силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока; | § 27-31 | |||
Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. | 1 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. | Знать формулы и переменные. Уметь применять формулы для решения задач | Исследовать явление электрического резонанса в последовательной цепи; | ||||
Активное, индуктивное, емкостное сопротивление | 1 | Активное, индуктивное, емкостное сопротивление. | Знать определения понятий | Сравнивать процессы в L—C-контуре с колебаниями математического маятника | §32-34 | |||
Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | 1 | Генератор переменного тока. Трансформаторы | Понимать принцип действия генератора переменного тока. Знать устройство и принцип действия трансформатора | Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора | § 37, 38 | |||
Решение задач по теме «Электромагнитные колебания. Трансформатор» | Генератор переменного тока. Трансформаторы | Знать формулы и переменные. Уметь применять формулы для решения задач | Объяснять устройство и приводить примеры применения трансформатора | |||||
Производство, передача и использование электрической энергии | 1 | Производство электроэнергии. Типы электростанций. Передача электроэнергии. Повышение эффективности использования электроэнергии | Знать способы производства электроэнергии. Называть основных потребителей электроэнергии. Знать способы передачи электроэнергии | Физический диктант. Знать правила техники безопасности | §41. Повторить § 2,5, 6, 11 | |||
Решение задач: «Электромагнитные колебания». | 2 | Решение задач: «Электромагнитные колебания». | Применять формулы при решении задач | Применять знания к решению физических задач | ||||
Контрольная работа № 1 по теме «Электромагнитные колебания. Основы электродинамики» | 1 | Электромагнитные колебания. Основы электродинамики | Уметь применять формулы при решении задач | Применять знания к решению физических задач | ||||
Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | 1 | Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. | Знать определения понятий | Вычислять период колебаний математического маятника по известному значению его длины | ||||
Уравнение волны. Распространение волн в упругих средах. | 1 | Уравнение волны. Распространение волн в упругих средах. | Знать определения понятий | Различать колебательные и волновые процессы; записывать в аналитической форме уравнение волны; | ||||
Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | 1 | Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля. Основные свойства электромагнитных волн | Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн | Обосновать теорию Максвелла | § 48, 49,54 | |||
Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция | 1 | Устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова. Принципы радиосвязи | Описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприемника А. С. Попова | Знать схему. Объяснять наличие каждого элемента схемы. Эссе - будущее средств связи | § 51, 52 | |||
Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи | 1 | Деление радиоволн. Использование волн в радиовещании. Радиолокация. Применение радиолокации в технике. Принципы приема и получения телевизионного изображения. | Описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. Приводить примеры: применения волн в радиовещании, средств связи в технике | Классифицировать звуковые волны; Оценивать волны | § 57, 58 | |||
Оптика (18) | ||||||||
Развитие взглядов на природу света. Скорость света | 1 | Развитие взглядов на природу света. Геометрическая и волновая оптика. Определение скорости света Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале | Знать развитие теории взглядов на природу света. Понимать смысл физического понятия (скорость света) Понимать смысл физических законов; принцип Гюйгенса, закон отражения света. Выполнять построение изображений в плоском зеркале. Решать задачи | Объяснить природу возникновения световых явлений, определения скорости света (опытное обоснование) Решение типовых задач | § 59. Р. 1023, 1026 | |||
Закон отражения света | § 60 | |||||||
Закон преломления света | 1 | Закон преломления света. Относительный и абсолютный показатель преломления | Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений | Применять на практике законы геометрической оптики при решении задач | Упр. 8 (12,13) § 61-65 | |||
Решение задач по теме «Закон отражения и преломления света» | Применять знания к решению физических задач. | |||||||
Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | Измерение показателя преломления стекла | Выполнять измерение показателя преломления стекла | Рассчитывать расстояние от линзы до изображения предмета; рассчитывать оптическую силу линзы; измерять фокусное расстояние линзы; | ||||
Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. | 1 | Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. | Знать определения | Строить изображения предметов, даваемые линзами | ||||
Лабораторная работа № 5 "Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы" | Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. | Понимать смысл физических законов (закон преломления света). Выполнять построение изображений | Определить оптическую силу | |||||
Дисперсия света | 1 | Дисперсия света | Понимать смысл физического явления (дисперсия света). Объяснять образование сплошного спектра при дисперсии | Вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения | § 66-69 | |||
Интерференция света | Интерференция света | Понимать смысл физического явления | Объяснять способы наблюдения интерференционной картины; | |||||
Дифракция света. | 1 | Интерференция. Естественный и поляризованный свет. | Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения | Давать определения понятий | § 70-72 | |||
Дифракционная решетка | Давать определения понятий | |||||||
Лабораторная работа №6 "Определение длины световой волны". | 1 | Интерференция света. Естественный и поляризованный свет | Понимать смысл физических явлений: интерференция, дифракция. Объяснять условие получения | Измерять длину световой волны по результатам наблюдения явления интерференции; | ||||
Поляризация света. | 1 | Поляризация света. Виды излучений и источников света. Шкала электромагнитных волн | Приводить примеры применения поляризованного света. Знать особенности видов излучений, шкалу электромагнитных волн | Объяснять шкалу электромагнитных волн | §73-74 | |||
Контрольная работа № 2 «Световые волны. Излучение и спектры» | 1 | Световые волны. Излучение и спектры | Уметь применять полученные знания на практике | Применять знания к решению физических задач | ||||
Постулаты теории относительности | 1 | Постулаты теории относительности Эйнштейна | Знать постулаты теории относительности Эйнштейна | Объяснять постулаты теории относительности; | § 75-77 | |||
Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. | 1 | Относительность одновременности событий, длины и промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости | Вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения | § 78-80 | |||
Связь между массой и энергией | Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и ньютонова механика. Принцип соответствия | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости | Применять знания к решению физических задач | |||||
Решение задач по теме "Специальная теория относительности". | Закон взаимосвязи массы и энергии. Релятивистская и ньютонова механика. Принцип соответствия | Понимать смысл понятия «релятивистская динамика». Знать зависимость массы от скорости | Применять знания к решению физических задач | |||||
Квантовая физика (25 ч) | ||||||||
Виды излучений. | 1 | Виды излучений. | Знать определение понятий | Объяснять механизм излучения света атомом; классифицировать виды излучений; | § 81-84 | |||
Виды спектров. Спектральный анализ. | Виды спектров. Спектральный анализ. | Знать определение понятий | Пользоваться цифровыми/печатными ресурсами, цифровой техникой и компьютерными программами обработки цифровой информации | |||||
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений | Знать смысл физических понятий: инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение. Знать рентгеновские лучи. Приводить примеры применения в технике различных видов электромагнитных излучений | ||||||
Рентгеновские лучи | 1 | Объяснять механизм излучения света атомом; классифицировать виды излучений; Пользоваться цифровыми/печатными ресурсами, цифровой техникой и компьютерными программами обработки цифровой информации | § 85, 86 | |||||
Повторение по теме "Излучение и спектры". | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Виды электромагнитных излучений Виды спектров. Спектральный анализ. | |||||||
Зарождение квантовой теории. Фотоэффект. | 1 | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | Понимать смысл явления внешнего, фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | Знать формулы, границы применения законов | § 88, 89 | |||
Теория фотоэффекта | 1 | Явление фотоэффекта и его экспериментальное исследование. Законы фотоэффекта | Знать историю зарождения квантовой теории, суть явления фотоэффекта, законы фотоэффекта | Наблюдать фотоэлектрический эффект; объяснять законы фотоэффекта | ||||
Фотоны. | 1 | Применение фотоэлементов | Знать: величины, характеризующие свойства фотона | Объяснять, доказывать на основе знаний о методологиях физики как исследовательской науки и других предметных областей | § 90. Р. № 1147, 1148. | |||
Решение задач по теме «Световые кванты» | 1 | Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Теория фотоэффекта | Понимать смысл явления внешнего, фотоэффекта. Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта | § 91-93 | ||||
Строение атома. Опыты Резерфорда | 1 | Строение атома. Опыты Резерфорда | Знать опыт Резерфорда, строение атома по Резерфорду | Определять заряд и массовое число атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада | § 94 | |||
Квантовые постулаты Бора. Лазеры | 1 | Квантовые постулаты Бора. Свойства лазерного излучения. Применение лазеров | Знать свойства лазерного излучения. Приводить примеры применения лазера в технике, науке | Понимать квантовые постулаты Бора. Использовать постулаты Бора для объяснения механизма испускания света атомами. Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. | § 95 | |||
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | 1 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | Знать определения | Наблюдать треки заряженных частиц; регистрировать ядерные излучения с помощью счетчика Гейгера; | ||||
Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение | 1 | Открытие естественной радиоактивности. Физическая природа, свойства и области применения альфа-, бета- и гамма-излучений | Описывать и объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма- излучение. | систематизировать и обобщать информацию/знания в предметном, межпредметном и метапредметном контекстах | § 99, 100 | |||
Радиоактивные превращения. | 1 | Радиоактивные превращения. | Знать: области применения радиоактивности; Уметь: описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать Альфа-, бета- и гамма распады | Определять продукты ядерной реакции; | § 101 | |||
Изотопы | 1 | Изотопы | Знать: закон радиоактивного распада; Уметь: рассчитывать количество радиоактивных ядер в любой промежуток времени | Классифицировать элементарные частицы; | § 103 | |||
Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. | 1 | Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. | Знать: историю открытия нейтрона и строение атома ядра; | вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде; определять продукты ядерной реакции; | ||||
Энергия связи атомных ядер. | 1 | Энергия связи ядра. Дефект масс. | Понимать смысл физического понятия: энергия связи ядра, дефект масс. Решать задачи на составление ядерных реакций, определение неизвестного элемента реакции | Рассчитывать энергию связи атомных ядер; определять заряд и массовое число атомного ядра, | § 106, 107 | |||
Ядерные реакции Деление ядра урана | Ядерные реакции Деление ядра урана. | Определять продукты ядерной реакции; | ||||||
.Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | 1 | Цепные ядерные реакции | Объяснять деление ядра урана, цепную реакцию | Систематизировать и обобщать информацию/знания в предметном, межпредметном и метапредметном контекстах | § 108, 109 | |||
Применение ядерной энергии. | 1 | Применение ядерной энергии. | Приводить примеры использования ядерной энергии в технике, влияния радиоактивных излучений на живые организмы, называть способы снижения этого влияния. | Осознавать угрозы, связанные с применением ядерного оружия | § 112, 113 | |||
Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Биологическое действие радиоактивных излучений | § 114 | |||||
Решение задач по теме «Атом и атомное ядро» | 1 | Атом и атомное ядро | Уметь применять полученные знания на практике | Применять знания к решению физических задач | карточка | |||
Контрольная работа № 3 по теме «Физика атома и атомного ядра» | 1 | Физика атома и атомного ядра | Уметь применять полученные знания на практике | Применять знания к решению физических задач | нет | |||
Повторение по теме «Оптика» | 1 | Преломление и отражение света | Уметь применять полученные знания на практике | Применять знания к решению физических задач | карточка | |||
Повторение по теме « Квантовая физика» | 1 | Квантовая физика | Уметь применять полученные знания на практике | Применять знания к решению физических задач | карточка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...