Рабочая программа по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)
Рабочая программа пофизике 10 класс. Учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ среднего (полного) общего образования по примерной программе по физике на основе авторской программы Г.Я.Мякишева. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике 10 класс | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика 10» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;
-приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;
-приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты–Мансийского автономного округа–Югры, реализующих программы общего образования»;
-приказа Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 22.08.2011г. № 662 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 № 99»;
-основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Мулымская СОШ (в том числе: учебный план на 2018-2019 учебный год; календарный учебный график на 2018-2019 учебный год).
-локального акта «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
– примерной программы среднего общего образования по физике;
– авторской программы "Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. Автор: П.Г. Саенко." Изд. "Просвещение" 2016 г.
Общая характеристика учебного предмета «Физика»
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цель:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Основные задачи:
сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:
общеобразовательные:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированные:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю) в соответствии с годовым календарным учебным графиком работы школы на 2018-2019 учебный год и соответствует учебному плану школы.
В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики 10 класса.
Содержание учебного предмета «Физика»:
- Введение (1 ч).
Основные особенности физического метода исследования
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научное мировоззрение.
- Кинематика (9 ч)
Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
- Динамика. (9 ч)
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
IV. Законы сохранения (6 ч).
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
V. Основы молекулярно-кинетической теории. (14 ч)
Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.
VI. Основы термодинамики. (6 ч)
Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД двигателей.
Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
VII. Основы электродинамики (17 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
VIII. Электрический ток в различных средах. (5 ч)
Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. p – n переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
IX.Повторение (3 ч)
Тематическое планирование
Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы | |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Кинематика | 9 | 1 | |
3 | Динамика | 9 | 1 | |
4 | Законы сохранения | 6 | 1 | 1 |
5 | Основы молекулярно-кинетической теории | 14 | 1 | 1 |
6 | Основы термодинамики | 6 | 1 | |
7 | Основы электродинамики | 17 | 1 | 2 |
8 | Электрический ток в различных средах | 5 | ||
9 | Повторение | 3 | 1 | |
Итого | 70 | 7 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Критерии оценивания
Оценка ответов учащихся при проведении устного опроса
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач (неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы);
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений учащегося составляют 80% - 95% от требований программы.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80% содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».
Оценка ответов учащихся при проведении самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в «СИ», все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80% от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных работ
Оценка «5» ставится в следующем случае:
- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Перечень демонстрационного оборудования:
Измерительные приборы: психрометр, динамометр, электрометр, электроизмерительные приборы
Модели: модель броуновского движения, паровой турбины, ДВС, объемные модели строения кристаллов, реактивного движения. Трубка Ньютона, тележка самодвижущаяся, прибор для демонстрации закона сохранения механической энергии, насос ручной, прибор для демонстрации газовых законов Кристаллические и аморфные тела, конденсаторы, полупроводниковые приборы Мини-лаборатория по механике. Мини-лаборатория по молекулярной физике.
Перечень используемых учебников и учебных пособий.
Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н., Н.Н.Сотский «Физика 10» (Базовый и профильный уровни) 10класс. – М.: Просвещение, 2014год.
Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике.
Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 класс.: Пособие для общеобразовательных. учреждений / Рымкевич А.П. стереотип. – М.: Дрофа, 2014год.
Тетрадь для лабораторных и контрольных работ по физике. Издательство: «Лицей», 2014, г.Саратов, автор Губанов В.В.
Л.М.Монастырский, А.С.Богатин. «Тесты по физике». М.: Просвещение, 2011г.
О.Ф. Кабардин и др. ЕГЭ 2015. Физика тематические и типовые экзаменационные варианты. М.: Издательство «Экзамен», 2015г.
В.А.Грибов. ЕГЭ-2016: Физика: типовые варианты – М.: Астрель, 2015г.
Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ.
Методическое обеспечение:
Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 2012г.
Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002год.
Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – Мнемозина, 2011г.
Маркина В. Г.. Физика 10 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2013г.
Дидактические материалы:
Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша. – М.: Просвещение, 2013г.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2011.
Кирик Л.А., Дик Ю.И.. Физика. 10,11 классах. Сборник заданий и самостоятельных работ.– М: Илекса, 2014.
Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 2010г.
Марон А.Е., Марон Е.А.. Физика10 ,11 классы. Дидактические материалы.- М.: Дрофа, 2014 г.
Москалев А.Н., Никулова Г.А.Физика. Готовимся к ЕГЭ Москва: Дрофа, 2014 – 2015г.
Используемый УМК позволяет на уроках использовать современные личностно ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.
Периодические издания
1.Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант» -http://kvant.info/
2.Научно-техническая библиотека - http://n-t.ru/
3.Газета "Физика" (1 сентября) - http://fiz.1september.ru/
4.Открытый колледж. Физика - http://www.college.ru/physics/index.php
5.Открытый колледж. Астрономия - http://www.college.ru/astronomy/index.php
Перечень используемых электронных учебных пособий, экранно-звуковых учебных изданий.
Дополнительные источники:
Физика. 7-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. «1С», 2004.
Физика. 7-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Кирилл и Мефодий», 2009г.
Открытая физика. Интерактивное электронное пособие. ООО «Физикон», 2008г.
Физика. Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Учебное электронное издание. ООО «Физикон», 2010г.
Перечень используемых технические средства интерактивных технологий. Цифровые Образовательные Ресурсы
№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики».
№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон».
№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»
№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей проблемное обучение (проблемные лекции, проблемные семинары); проектное обучение; мозговой штурм (письменный мозговой штурм, индивидуальный мозговой штурм); технологии развития критического мышления через чтение и письмо; технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов; технология проведения дискуссий; технология «Дебаты»; тренинговые технологии (когнитивные тренинги);технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Используемые технические средства: Персональный компьютер, Мультимедийный проектор, Проекционный экран.
Образовательные диски
Учебные демонстрации по всему курсу физики основной школы с подробными комментариями. DVD диск.6 ИМЦ Арсенал образования, 2012год.
Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков | Содержание | Требования к уровню подготовки обучающихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Введение (1 час) | ||||||||
1 | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. | 1 | Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика. Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний и методов. | Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики. Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий. | Формировать умения постановки целей деятельности. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов. | Введение |
Кинематика (9 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
2 | Механическое движение, виды движений, его характеристики. | 1 | Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, еговиды и относительность. | Знать различные виды механического движения; знать/понимать смысл понятия «система отсчета», смысл физических величин: скорость, ускорение, масса. | Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. | §1 | ||
3 | Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. | 1 | Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата | Знать физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения. | Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. | §9-10, упр.1 (1-3). | ||
4 | Графики прямолинейного равномерного движения. Входная контрольная работа. (20 мин) | 1 | Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами. | Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения. | Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. | §10, упр.1 (4). | ||
5 | Скорость при неравномерном движении. | 1 | Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. | Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости. Знать/понимать закон сложения скоростей. Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач. | Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. | §11-12, упр.2 (1-3). | ||
6 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении. | Знать уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равно-переменном движении. Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведенным графикам. | Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. | §13-15. | ||
7 | Решение задач на движение с постоянным ускорением. | 1 | Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей. | §13-15, §16, упр.3 (1,3). | ||
8 | Движение тел. Поступательное движение. Материальная точка. | 1 | Движение тел. Абсолютно твердое тело. Поступательное движение тел. Материальная точка. | Знать/понимать смысл физических понятий: механическое движение, материальная точка, поступательное движение. | Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. | §20,23. | ||
9 | Решение задач по теме «Кинематика». | 1 | Движение материальной точки, ускорение, уравнение скорости. | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям. | Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей. | Задачи по тетради. | ||
10 | Контрольная работа № 1 по теме "Кинематика". | 1 | Движение материальной точки, ускорение, поступательное движение тел, скорость, координата | Уметь применять полученные знания при решении задач. | применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) | нет |
- Динамика (9 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | ,Дата | |
план | факт | |||||||
11 | Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. | 1 | Что изучает динамика. Взаимодействие тел. История открытия I закона Ньютона. Закон инерции. Выбор системы отсчёта. Инерциальная система отсчета. | Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета». Знать/понимать смысл I закона Ньютона, границы его применимости: уметь применять I закон Ньютона к объяснению явлений и процессов в природе и технике. | Измерять массу тела. | Введение. §22, 24. | ||
12 | Понятие силы. Связь между силой и ускорением. | 1 | Взаимодействие. Сила. Принцип суперпозиции сил. Три вида сил в механике. Динамометр. Измерение сил. Инерция. Сложение сил. | Знать / понимать смысл понятий «взаимодействие», «инертность», «инерция». Знать / понимать смысл величин «сила», «ускорение». Уметь иллюстрировать точки приложения сил, их направление. | Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. | §25,26. | ||
13 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 1 | Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления III закона в природе. | Знать/понимать смысл законов Ньютона, уметь применять их для объяснения механических явлений и процессов. Уметь находить равнодействующую нескольких сил. Приводить примеры опытов, иллюстрирующих границы применимости законов Ньютона. | Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. | §27-29, упр.6 (1,3), примеры решения задач (1,2). | ||
14 | Принцип относительности Галилея. | 1 | Принцип причинности в механике. Принцип относительности. | Знать/понимать смысл принципа относительности Галилея. | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника | §30. | ||
15 | Явление тяготения. Гравитационные силы. | 1 | Силы в природе. Принцип дальнодействия. Силы в механике. Сила всемирного тяготения. | Знать/понимать смысл понятий «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести»; смысл величины «ускорение свободного падения». Уметь объяснять природу взаимодействия. | Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел. | §31,32. | ||
16 | Закон всемирного тяготения. | 1 | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты. | Знать историю открытия закона всемирного тяготения. Знать/понимать смысл величин «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения». Знать/ понимать формулу для вычисления ускорения свободного падения на разных планетах и на разной высоте над поверхностью планеты. | Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. | §33, упр.7 (1). | ||
17 | Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость и перегрузки. | 1 | Сила тяжести и ускорение свободного падения. Как может двигаться тело, если на него действует только сила тяжести? Движение по окружности. Первая и вторая космические скорости. Все тела. Перегрузки. | Знать / понимать смысл физической величины «сила тяжести». Знать / понимать смысл физической величины «вес тела» и физических явлений невесомости и перегрузок. | Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел. | §34,35. | ||
18 | Силы упругости. Силы трения. | 1 | Электромагнитная природа сил упругости и трения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения. | Знать/понимать смысл понятий «упругость», «деформация», «трение»; смысл величин «жесткость», закон Гука. Уметь опытным путем определять жесткость пружин. | Измерять силы взаимодействия тел. Вычислять значения сил и ускорений. | §36-39. | ||
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» | Законы Ньютона, первая космическая скорость, сила тяжести | Уметь применять полученные знания при решении задач. | применять знания к решению физических задач. |
- Законы сохранения (6 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
20 | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение | 1 | Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Принцип действия ракеты. | Знать/понимать смысл величин «импульс тела», «импульс силы»; уметь вычислять изменение импульса тела в случае прямолинейного движения. Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность. Знать/понимать смысл закона сохранения импульса. | Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. | §41-42, примеры решения задач (1), упр.8 (1-2). | ||
21 | Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. | 1 | Что такое механическая работа? Работа силы, направленной вдоль перемещения и под углом к перемещению тела. Мощность. Выражение мощности через силу и скорость. | Знать/понимать смысл физических величин «работа», «механическая энергия». Уметь вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела. | Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. | §45-48, 51 примеры решения задач (1), упр.9 (2,3,7). | ||
22 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | Связь между работой и энергией, потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии. | Знать/понимать смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии. Знать границы применимости закона сохранения энергии. | Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. | §52, упр.9 (5), примеры решения задач (2). | ||
23 | Лабораторная работа №1 «Изучение закона сохранения механической энергии». | 1 | Закон сохранения механической энергии | Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии. Работать с оборудованием и уметь измерять. | Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. | Задачи по тетради. | ||
24 | Решение задач по теме "Законы сохранения в механике". | 1 | Законы сохранения в механике. | Знать/понимать смысл законов динамики, всемирного тяготения, законов сохранения. Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие механики, уметь описывать и одвижение небесных тел | Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. | Задачи по тетради. | ||
25 | Контрольная работа № 3 по теме " Законы сохранения в механике". | 1 | Законы сохранения. | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел. | нет |
- Основы молекулярно-кинетической теории (14 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |||
план | факт | |||||||||
26 | Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальное доказательство основных положений МКТ. Броуновское движение. | 1 | Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Основная задача МКТ. | Знать/понимать смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы». Знать/понимать основные положения МКТ и их опытное обоснование; уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества. | Выполнять эксперименты, служащие обоснованию молекулярно- кинетической теории. | §57-58, 60. | ||||
27 | Масса молекул. Количество вещества. | 1 | Оценка размеров молекул, количество вещества, относительная молекулярная масса, молярная масса, число Авогадро. | Знать/понимать смысл величин, характеризующих молекулы. | понимать взаимосвязь между строением газообразных, жидких, твердых тел и физическими параметрами | §59, упр.11 (1-3). | ||||
28 | Решение задач на расчет массы молекулы | 1 | Броуновское движение. | Уметь решать задачи на определение числа молекул, количества вещества, массы вещества и массы одной молекулы. | Применять знания к решению физических задач | §59, 60, упр.11 (4-7). | ||||
29 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | 1 | Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. | Знать/понимать строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Уметь объяснять свойства газов, жидкостей, твердых тел на основе их молекулярного строения. | Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел. | §61,62. | ||||
30 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ. | 1 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ. Связь давления со средней кинетической энергией молекул. | Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Знать основное уравнение МКТ. Уметь объяснять зависимость давления газа от массы, концентрации и скорости движения молекул. Знать/понимать смысл понятия «давление газа»; его зависимость от микропараметров. | Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. | §63-65, упр.11 (9-10). | ||||
31 | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ» | 1 | Тепловое движение молекул. | Уметь применять полученные знания для решения задач, указывать причинно-следственные связи между физическими величинами. | Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. | |||||
32 | Температура. Тепловое равновесие. | 1 | Теплопередача. Температура и тепловое равновесие, измерение температуры, термометры. | Знать/понимать смысл понятий «температура», «абсолютная температура». Уметь объяснять устройство и принцип действия термометров. | Распознавать тепловые явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений. | §66, упр.11 (11-12). | ||||
33 | Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. | 1 | Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул. | Знать/понимать смысл понятия «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана. Знать/понимать связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул. Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре. | Распознавать тепловые явления и объяснять основные свойства или условия протекания этих явлений. | §67,68, упр.12 (1,3). | ||||
34 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | 1 | Уравнение состояния газа. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро. Изопроцессы: изобарный, изохорный, изотермический. | Знать уравнение состояния идеального газа. Знать/понимать зависимость между макроскопическими параметрами (p, V, T), характеризующими состояние газа. Знать/понимать смысл законов Бойля – Мариотта, Гей-Люссака и Шарля. | Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа. Представлять графиками изопроцессы. | §70-71, примеры р/з(1,2). | ||||
35 | Лабораторная работа №2 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». | 1 | Уравнение Менделеева - Клапейрона. Изобарный процесс. | Знать уравнение состояния идеального газа. Уметь выполнять прямые измерения температуры. | Исследовать экспериментально зависимость V(T) в изобарном процессе. | упр.13 (10,11, 13). |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
36 | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкостей. | 1 | Агрегатные состояния и фазовые переходы. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | Знать/понимать смысл понятий «кипение», «испарение», «парообразование», «насыщенный пар». Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации. Уметь объяснять зависимость температуры кипения от давления. | Измерять влажность воздуха. | §72, 73. | ||
37 | Влажность воздуха и ее измерение. | 1 | Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности. | Знать/понимать смысл понятий «относительная влажность», «парциальное давление», устройство и принцип действия гигрометра и психрометра. Уметь измерять относительную влажность воздуха. | Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз; измерять влажность воздуха; | §74, упр.14 (6-7). | ||
38 | Кристаллические и аморфные тела. | 1 | Кристаллические тела. Анизотропия. Аморфные тела. Плавление и отвердевание. | Знать/понимать свойства кристаллических и аморфных тел. Знать/понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел. | Объяснять процессы взаимоперехода различных фаз; объяснять, какие физические принципы положены в основу различных устройств | §75-76. | ||
39 | Контрольная работа № 4 по теме "Основы молекулярно-кинетической теории. Уравнение состояния идеального газа". | 1 | Основы МКТ, Уравнение состояния идеального газа. | Уметь применять полученные знания и умения при решении задач. | Применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) |
- Основы термодинамики ( 6 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
40 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа. Вычисление Работы при изобарном процессе. Геометрическое толкование работы. | Знать/понимать смысл величины «внутренняя энергия». Знать формулу для вычисления внутренней энергии. Уметь вычислять работу газа при изобарном расширении/сжатии. Знать графический способ вычисления работы газа. | Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. | §77, 78, примеры решения задач (2-3), упр.15 (2-3). | ||
41 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | Знать/понимать смысл понятий «количество теплоты», «удельная теплоемкость». | Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. | §79, примеры решения задач (1), упр.15 (1,13). | ||
42 | Первый закон термодинамики. Решение задач. | 1 | Закон сохранения энергии, первый закон термодинамики. | Знать/понимать смысл первого закона термодинамики. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа. | Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. | §80, упр.15 (4). | ||
43 | Принцип действия и КПД тепловых двигателей. | 1 | Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей. | Знать/понимать устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления чПД. Знать/понимать основные виды тепловых двигателей: ДВС, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. | Вычислять работу газа, совершенную при изменении состояния по замкнутому циклу; рассчитывать КПД тепловой машины; объяснять принципы действия тепловых/холодильных машин; | §84, упр.15 (15-16). | ||
44 | Решение задач по теме «Основы термодинамики». | 1 | Внутренняя энергия, работа, количество теплоты, КПД. | Знать / понимать основные положения МКТ, уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе представлений о строении вещества. Знать и уметь использовать при решении задач газовые законы, уравнение состояния идеального газа. | Применять знания к решению физических задач | карточка | ||
45 | Контрольная работа № 5по теме «Основы термодинамики» | 1 | Внутренняя энергия, работа, количество теплоты, КПД. | Применять знания к решению физических задач | нет |
- Основы электродинамики (17 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
46 | Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. | 1 | Электродинамика. Электростатика. Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел и ее применение в технике. | Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; Уметь объяснять процесс электризации тел. | Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов. | §85-87. | ||
47 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 1 | Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица электрического заряда. | Знать смысл закона сохранения заряда. Знать/понимать физический смысл закона Кулона и границы его применимости, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. | Объяснять механизм электризации тел; использовать цифровую технику при проведении физических экспериментов; записывать закон Кулона в векторном виде; | §88-90, примеры решения задач (1-2). | ||
48 | Решение задач по теме « Закон сохранения электрического заряда и закон Кулона» | 1 | Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. | Знать и уметь применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона. | Вычислять силы взаимодействия точечных зарядов; записывать закон Кулона в векторном виде; | §88-90, упр.16 (1-5). | ||
49 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 1 | Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | Знать/ понимать смысл понятий: «материя», «вещество», «поле». Уметь определять величину и направление напряженности электрического поля | Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда. | §92-93. | ||
50 | Силовые линии электрического поля. | 1 | Силовые линии электрического поля. Однородное поле. Поле заряженного шара. | Знать смысл понятия напряжённости силовых линий электрического поля. | Вычислять напряженность электростатического поля одного/нескольких точечных электрических зарядов; | §94, примеры решения задач (1-2). | ||
51 | Решение задач по теме «Силовые линии электрического тока». | 1 | Решение задач с применением закона Кулона, принципа суперпозиции, закона сохранения электрического заряда. Вычисление напряженности. | Уметь применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач. | Применять знания к решению физических задач (вычислительных, качественных, графических) | Задачи по тетради. | ||
52 | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле. | 1 | Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля. | Знать физический смысл энергетической характеристики электростатического поля. | Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. | §98, упр.17 (1-3). | ||
53 | Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. | 1 | Потенциал поля. Потенциал. Эквипотенциальная поверхность. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. | Знать/понимать смысл физических величин «потенциал», «работа электрического поля»; уметь вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда. | Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. | §99-100, упр.17 (6-7). | ||
54 | Конденсаторы. Назначение, устройство и виды. | 1 | Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. | Знать/понимать смысл величины «электрическая емкость». Уметь вычислять емкость плоского конденсатора. | Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора. | §101-103. |
55 | Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. | Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока. | Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока». Знать условия существования электрического тока; знать/понимать смысл величин «сила тока», «напряжение». | Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей. | §104-105, упр.19 (1). | |||
56 | Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 1 | Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников. | Знать/понимать смысл за-кона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников. Знать формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен. | Измерять силу, напряжение, мощность электрического тока; | §106-107, упр.19 (2-3), примеры решения задач (1). | ||
57 | Лабораторная работа №3 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | 1 | Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников. | Уметь собирать электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Знать и уметь применять при решении задач законы последовательного и параллельного соединения проводников. | Представлять результаты физических измерений в различных формах (таблицы, графики, диаграммы и др.); оценивать достоверность данных, полученных в физическом эксперименте | §106-107, задачи по тетради. | ||
58 | Работа и мощность постоянного тока. | 1 | Работа тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока. | Знать/понимать смысл понятий «мощность тока», «работа тока». Знать и уметь применять при решении задач формул для вычисления работы и мощности электрического тока. | Измерять мощность электрического тока. | §108, упр.19 (4). | ||
59 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи. | Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | §109-110, упр.19 (6-8), примеры решения задач (2-3). | ||
60 | Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». | 1 | ЭДС внутреннего сопротивления | Уметь измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, знать формулировку закона Ома для полной цепи, планировать эксперимент и выполнять измерения и вычисления. | Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. | упр.19 (5,9,10). | ||
61 | Решение задач по теме «Законы постоянного тока» | 1 | Расчет электрических цепей. | Уметь решать задачи с применением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока. | применять знания к решению физических задач | Задачи по тетради. | ||
62 | Контрольная работа № 6 по теме "Основы Электродинамик». | 1 | Формулы и законы электростатики | Уметь решать задачи с при-менением закона Ома для участка цепи и полной цепи; уметь определять работу и мощность электрического тока при параллельном и последовательном соединении проводников. | применять знания к решению физических задач | нет |
- Электрический ток в различных средах (5 часов)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | Харак-ка основных видов деятельности | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
63 | Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. | Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Знать /понимать значение сверхпроводников в современных технологиях. | Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами. | §111, 113, 114. | ||
64 | Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов. | 1 | Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках. | Объяснять механизмы электрической проводимости различных веществ; —аргументировать границы применимости закона Ома; | §115. | ||
65 | Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | 1 | Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. | Уметь описывать и условия и процесс протекания электрического разряда в вакууме. | Определять температуру нити накаливания; измерять электрический заряд электрона; | §120-121. | ||
66 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 1 | Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея. | Знать /понимать законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение. | Объяснять механизмы электрической проводимости различных веществ; аргументировать границы применимости закона Ома; | §122-123, упр.19 (6-8), примеры решения задач (2-3). | ||
67 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. | 1 | Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда. | Уметь описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в газах. | Снимать вольт-амперную характеристику диода; классифицировать информацию | §124-126. | ||
68 | Повторение по теме: «Механика» | 1 | Механическое движение, законы Ньютона, законы сохранения энергии и импульса, силы в механике. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | Применять знания к решению физических задач на уровне оперирования следующими интеллектуальными операциями: понимание, применение, анализ, синтез, оценка, обобщение, систематизация. | карточки | ||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Кинематика, динамика, основы МКТ, термодинамика, эл. поле | Уметь применять полученные знания при решении задач. | нет | |||
70 | Повторение по теме «Основы МКТ» | 1 | Основное уравнение МКТ. Газовые законы. Уравнение Менделеева – Клапейрона. | Уметь применять полученные знания при решении задач. | карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...