Межпредметные связи в курсе физики
статья по физике (9 класс)
В статье представлены межпредметные связи в курсе физики средней школы.
Актуальньсть работы заключается в освещении созданных прочных связей между направлениеми курсов физики, химии, биологии, ОБЖ и литературы. Такой подход позволяет учителю создать целостную картину мира, из парадигмы которой не выпадают точечные знания. Также, данный курс позволяет исключить дублирование материала по ряду предметов, что высвобождает время для детального, подробного, углубленного изучения основного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредные связи в курсе физики средней школы | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ПЛАН
I. Вступление.
Психолого-педагогические обоснования межпредметных связей в шко- льном курсе Физики и биологии среднего звена.
1. Межпредметные связи - важный принцип обучения в современной школе.
- Развитие проблемы межпредметности в трудах педагогов прошлого и на современном этапе,
- Учет психологических особенностей учащихся в разном возрасте при реализации межпредметных связей.
- Фактические функции, реализуемые межпредметными связями.
- Этапы подготовки к реализации межпредметных связей.
- Формирование умений посредством (предметных, общепредметных интелектуальных, коммуникативных, умение приспособиться к изменяющимся жизненным условиям).
- Планирование работы методического объединения в нашей школе.
П. Основная часть.
Осуществление межпредметных связей на уроках Физики и биологии.
- Урок как основная форма реализации межпредметных связей:
а) фрагментарный тип межпредметных уроков и их Формы (формирование умений посредством различных способов);
б) узловые уроки и их формы (особенность таких уроков в подготовке учащихся и учителя);
в) экскурсия как одна из форм, обобщающения межпредметных уроков.
- Связь Физики и биологии с другими предметами (география, природоведение, химия, изо, математика, трудовое обучение).
Изучение и решение экологических проблем на различных межпредметных уроках.
- Осуществление контроля полученных умений и навыков на межпредметных уроках. (Самостоятельные работы, контрольные работы, зачеты).
- Внеклассная работа по межпредметным связям. (Общешкольные вечера, экскурсии, игры »Что? Где? Когда?», вечера вопросов и ответов, физико-биологические олимпиады).
Ш. Заключение.
Итоги работы по межпредметным связям учителей физики и биологии,
- Приложение I Приложение 2
- Используемая литература.
Межпредметные связи - важнейший принцип обучения в современной школе Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов. С помощью межпредметных связей осуществляется решение комплекса учебно-воспитательных задач.
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики, биологии и др. предметов способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов. Кроме того способствует повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Идея осуществления МП в педагогике ненова. Она возникла в ходе поиска путей отражения целостности природы и содержания учебного материала.
Великие педагоги прошлого писали:
Я.А. Каменский (1592-1670) "Все, что находится во временной связи, должно преподаваться в такой же связи*.
И.Г. Песталоцци (1740-I827) - "Приведи в своем сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе".
К.Д. Ушинский (1824-1370) - "Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в порядке и где сам хозяин ничего не отыщет..."
Проблема МП связей решалась в советской педагогике с первых лет ее существования, по особую актуальность приобрела сейчас, при решении задач всестороннего развития личности школьника, при идее оптимизации преподавания.
В 50-е годы развитие МП связи определял преимущественно тема- тико-временной принцип: устанавливались связи учебных тем и вопросов из разных предметов и их соотношения во время изучения. Классификация связей основывалась на временном критерии: выделялись связи предварительные (предшествующие), сопутствующие и последующие (перспективные).
Первые указывали на какой ранее пройденный материал по родственной дисциплине может опереться учитель, строя свои занятия, вторые информировали об одновременном изучении аналогичных сведений в разных учебных курсах, третьи давали представление о том, на уроках по каким предметам и когда могут пригодиться рассматриваемые понятия, Факты, теории,
В 70-е годы МП связи стали анализироваться и устанавливаться в двух аспектах: по видам знаний и видам деятельности.
Первые обеспечивают формулирование у учащихся системы обобщенных знаний, вторые' системы общих приемов учебной работы, умений и навыков (например, изучения источников информации, способов решения однотипных задач - расчетно-измерительных, графических и др. способов мышления и построения речи).
В работе в первую очередь необходимо опираться на единство педагогики и детской психологии. Воспитывающее обучение может быть действительным только в том случае, если проводится в соответствии с возрастным развитием детей.
Содержание учебного материала и методика преподавания усложняется из класса в класс по мере развития личности ребенка. Без этого обучения будет или непосильным, или слишком элементарным, не соответствующим умственным и психическим возможностям детей.
Действительно, учащиеся 6 класса сильно отличаются по своим психическим особенностям от учащихся 9 класса. Поэтому в младших классах на уроках учитель использует несколько различных методов, вызывая смену одних видов деятельности другими, учитывая степень уровня трудности, наглядности, доступности. В старших классах урок можно провести одним-двумя методами преподавания. Учебный материал усложняется как при рассмотрении Фактов, так и в теоритических обобщениях, упираясь на дидактические принципы: преемственность, доступность, сознательность, наглядность, научность. Правильность восприятий, представлений и развитие понятий и умений, закрепление знаний в межпредметных связях должны осуществлятся на основе детской психологии. Большую помощь в этом оказывают работы выдающихся психологов Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Занкова Л.В., И. Ильясова.
В результате современных психолого-педагогических и методических исследований МП связи признаны комплексной многоаспектной проблемой дидактики, главные компоненты которой соответствуют образовательным, воспитательным и развивающим функциям общения. Они являются отражением в преподавании процесса интеграции в науке и практике.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии и физики ряд Функций:
Методологическую, выраженную в формировании современных представлений школьников о целостности и развитии природы, познанию объектов живой природы (клетка, организм, биосфера, биогеоценоз).
Образовательную, состоящую в формировании системности знаний учащихся о природе, в более полном и глубоком усвоении общефизических, общебиологических, специальных научных и прикладных понятий при изучении каждого раздела.
Развивающую, которая отражает роль межпредметных связей в развитии системного и творческого мышления учащихся в развитии их мыслительной активности – умений, "анализа через синтез" (С.Л. Рубинштейн) переноса и обобщения знаний.
Воспитывающую, выраженную в необходимости установления межпредметных связей при осуществлении экологического, полового, гигиенического, эстетического, 1фавственного воспитания.
Конструктивную, состоящую в совершенствовании организации учебно-воспитательного процесса (планирование учебного материала с учетом межпредметных связей, сотрудничество учителей разных предметов, изучение программ и учебников смежных предметов, взаимопосещение уроков).
Содержание и объем материала по межпредметным связям в школьном курсе определяется учебной программой. Однако, работая над этой проблемой уже не первый год, мы сами выделяем и распределяем конкретно материал межпредметного характера соответственно нашим условиям и возможностям с учетом хронолоческих и понятийных связей между Физикой и биологией.
Практически свою работу мы основываем на межпредметных связях, предшествующих, сопутствующих и перспективных.
Предшествующие межпредметные связи - это когда при изучении материала курса Физики, биологии опираются на ранее получеиные знания по другим предметам (например. на знания по природоведению географии, математики).
Сопутствующие межпредметные связи - это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучаются как по физике, биологии, так и по другим предметам (например, понятие о звуке в физике, а орган слуха в биологии).
Перспективные - это когда изучение материала по Физике опережает его применение в других предметах, в том числе и по биологии (например, изучение работы рычагов в физике и работа мышц по типу рычагов в биологии).
Планирование межпредметных связей позволяет успешно реализовать их методологические, образовательные, развивающие, воспитательные, конструктивные функции, предусмотреть все разнообразие их видов на уроках и внеклассной работе учащихся. Мы осуществляем планирование в трех аспектах: курсовое, тематическое, поурочное. Подробная разработка плана дана в приложении I. Конкретные примеры отдельных видов планирования, разработанные с учетом межпредметных связей на уроках Физики и биологии на- шей школы отражены в таблице № I.
Курсовое планирование биологии и Физики в 9 классе таблица № I
Темы и вопросы программы | Что важно знать из биопогии | Что важно знать из физики | |
1 | Общее знаком- ство с чело- веком | Биосоциальная структура человека | |
2 | Опорно дви- гательная система | Строение костей, свойства костей. Особенности стро- ения скелета, связанные с прямохождением. Мышцы, их строение, работа | Физические свойства твер- дого тела; твердость, уп- ругость, пластичность, хрупкость. Работа рыча- гов. Энергия. |
3 | Кровь | Строение и функции сердца, сосудов, движение крови, лимфы, кровяное давление | Растворимость газов в жид.- костях. Диффузия. Движе- ние жидкости в сообщаю- щихся сосудах. |
4 | Дыхание | Вдох, выдох | Атмосферное давление. Зависимость давления от объема. Диффузия. |
5 | Пищеварение, обмен веществ | Всасывание, как Физиологи- ческий процесс, калорий- ность пищи. Ассимиляция и диссимиля- ция | Фильтрация, диффузия Закон сохранения энергии Виды энергии. |
6 | Кожа | Роль кожи и теплорегуля- ция. | Скорость испарения. Зависи- мость скорости испарения от внешних факторов. |
7 | Нервная система | Раздражение нервных окон- чаний. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. | Линза; преломление свето- вого луча. Размыкание и замыкание электрической цепи. Звуковые колебания |
Важным этапом, определяющим успешность межпредметных связей является предварительный анализ программы "Межпредметные связи", школьной и методической литературы. Это позволяет выявить вопросы, которые целесообразно рассмотреть с использованием межпредметных связей. Важно изучить материал из учебников смежных дисциплин и согласовать изучение материала физики и биологии. Готовясь к уроку, надо решить вопрос о глубине раскрытия привлекаемого материала по межпредметным связям. Рассматривая данные вопросы, в ходе работы методического объединения, используем карточки, в которых кратко записаны необходимые сведения:
I В каком учебнике содержится материал, имеющий отношение к данной теме (вопросу, тексту, рисунку).
- Когда данный материал изучается в смежном (данном) предмете,
- Краткое содержание материала смежного предмета (приводятся факты, примеры, цифры, законы).
- Какой метод или прием целесообразно использовать, при привлечении смежного материала (напоминание, пересказ, сравнение, сопоставление, задание для самостоятельной работы, работа с рисунками или графиком, проблемный вопрос и т.д.)
- В каком учебном предмете может быть использован материал Физики, биологии.
Межпредметные связи - проблема не новая, но она не только исчерпала своего значения, но становится все более актуальной в современной школе. Они важны для формирования системы знаний учащихся, активизации познавательного интереса, выработке умений (практической направленности обучения).
Развитие умений учащихся умело осуществляется в ходе межпредметных связей на уроках биологии и Физики. Это и предметные (формируются при изучении учебного материала отдельно на уроках биологии и Физики) и большей частью метапредметные, (умения работать с учебником, справочниками, составлять план конспект, тезисы доклада, пользоваться различными источниками.
Эти умения важны не только в школе, но очень нужны для будущей трудовой деятельности, неизбежно связанные с самостоятельным приобретением знаний, умением применять их в незнакомых условиях.
В реализации межпредметных связей Формируются и интеллектуальные умения. Способность и развитие анализа, расчленение целого на части, установление последовательности, взаимосвязи, классификации, синтеза как показывает практика требуют наибольшего внимания, так как эти умения формируются постепенно и требуют единства к данному вопросу по всем предметам естественного цикла. Здесь очень важно научить думать учащихся, используя их природное любопытство, знания.
Развитие и владение устной и письменной речью, правильно излагать свои мысли, уметь задавать вопросы, возражать и слушать одним словом коммуникативше умения, а также умения приспособится к изменяющимся жизненным условиям, умения применения знаний по биологии, физике в природе жизни человека, в решении практических задач такав формируются в ходе межпредметшх связей биологии и физики,
Межпредметные связи - важнейший принцип.
Умения, связанные с физико-биологическими знаниями, имеют ряд особенностей, носят специфический характер и их можно условно разделить. Учебные умения, как правило, формируются в начале изучения предмета это:
- Пользование приборами (лупа, микроскоп, калькулятор).
- Изготовление препаратов, схем, гербарий, рисунков.
- Обращение с лабораторным оборудованием, приборами, муляжами, естественным материалом.
- Постановка и демонстрация опытов и наблюдений, распознание органов, приборов.
Умения практического применения:
- Соблюдение правил техники безопасности, режима труда и отдыха.
- Оказание доврачебной помощи.
- Выполнение физических упражнений, пользование Факторами закаливания.
- Содержание и уход за домашними животными и растениями.
- Работа в теплице, открытом грунте, выращивание растений, обработка, внесение удобрений.
- Применение знаний по электричеству, тепловым процессам в
быту.
- Соблюдение гигиенических правил, уход за больший,
- Применение знаний по электричеству, тепловым процессам в
быту.
Межпредметные связи как принцип обучения реально изменяют подход учителя к обучению подбору учебного материала уроков, внеклассных мероприятий. Хотя рекомендации на этот счет дан в специальном разделе "Межпредметные связи" учебных программ, на наш взгляд, не в полной мере отражают объем и разнообразие видов межпредметных связей и, самое главное, отсутствует достаточное количество методических рекомендаций по реализации этих связей в конкретных учебных темах и курсах. Одним из вопросов, обсуждаемых и решаемых, над которыми работает МО естественно-научного цикла "Межпредметные связи, их роль в формировании знаний и умений учащихся на уроках".
За это время есть уже определенные наработки, опыт и результаты также обсуждаются на методических советах. В своей работе опираемся на опыт методистов, психологов и педагогов биологов Н.М.Верзилина, В.М.Корсунской, Н.А. Рыкова, И.Д. Зверева, Б.Ф. Комиссарова, В.Н. Максимова, физиков О.И. Дик, Ю.И. Лукьянова.
Главной фигурой в осуществлении, реализации межпредметных связей в школе является учитель. От его знаний, эрудиции творческого поиска, согласованного подхода зависит успех и проведение в целом межпредметных связей смежных дисциплин. Этот вопрос рассматривается более широко, не только взаимодействие таких, как биологии и физики, но и географии, математики, русского языка, литературы, технологии, изо, черчения. Обсуждался вопрос "Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся", "Принципы использования межпредметных связей в школьных предметах естественно-научного цикла", постоянно происходит обмен опытом по реализации межпредметных связей. Большое внимание уделяется Формам реализации и организации межпредметных связей как в урочное время, так и во внеклассных мероприятиях, согласованности между учителями общей методики, единых подходов к развитию учебной деятельности учащихся.
В своей работе мы руководствуемся едиными требованиями к формированию метапредметных умений. Например, как правильно записать прочитанное табл#2
Виды записи прочитанного
- Составление плана (простого и сложного)
- Выписывание цитат (цитирование)
- Составление тезисов
4. Конспектирование
- Составление аннотаций
- Рецензирование (критический разбор статьи, книги и т.д.)
- Составление обзора (по нескольким статьям, книгам).
- Записывание собственных мыслей, возникших в процессе чтения
- Рабочие записи (записи, сделанные по ходу работы)
Составление списка (карточек) прочитанных книг
Имей в виду, что умело составленный план - это хороший ответ и лучшее повторение изученного.
Знай, что иногда даже самые бледные чернила лучше любой памяти.
Пиши главное, предельно сжато, четко и понятно
Составляя конспект, помни: в нем отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Правилу следуй упорно, чтоб словам было тесно, а мыслям просторно.
Высказывайся ясно, четко, искренне.
Читая книги авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь правильно говорить
Не забывай: записная книжка - второй человеческий мозг
Незаписанная мысль - потерянный след
привлечением знаний из других предметов с использованием разных Форм. Это могут быть рассказ, беседа, показ опытов, экспериментов, кинофильмов, презентаций, опора на примеры как из биологии, так и из Физики в процессе объяснения или закрепление материала, подготовка и чтение на уроках небольших рефератов. Возможность для этого есть при рассмотрении практически любой темы. Например, при решении задач по физике, когда материал должен быть наиболее понятен, доступен учащимся. Так в 7 классе по теме "Масса тел", "Расчет массы по плотности".
"Жизненная емкость легких у взрослого человека 4л. какова масса наполняющего их воздуха"
В 9 классе по теме "Закон Гука" решается задача: "При процедуре вытяжения бедренная кость с наружным диаметром 3,0 мм и толщиной стенок 4 мм удлинилась на 0,53 мм, когда к ней была приложена нагрузка 9 кн. Найти первоначальную длину бедренной кости, если модуль Юнга костной ткани известен. Для расчета скорости равномерного движения используются конкретные примеры скоростей движения животшх (страус, муха, гепард и т.д.)._ Значения эти очень интересны: так скорость меч-рыбы достигает 130 км/ч (это в несколько раз больше скорости подводной лодки), сокол может развить скорость 360 км/час, а черепаха передвигается со скоростью 0,7 км/ч, улитка и того меньше 0,006 км/ч.
В старших классах на уроках биологии рассматриваются вопросы физикотехнического воздействия на живые организмы. Здесь не только способ осуществления межпредметных связей, но и пропаганда техники безопасности и правил гигиены.
Материал для этой цели весьма обширен и чаще всего используется при изучении темы "Трудовая деятельность и охрана природы человека", "Оказание первой помощи при различных заболеваниях", гигиена человека. Это и сведения о вредных воздействиях на организм и способах защиты от них. Сообщается, например, о влиянии на человеческий организм вибрации, шумов, электрического тока, поля, радиации и нежелательных последствий такого влияния.
На таких уроках разрешается пользоваться учебниками по другим предметам, привлекаются наглядные пособия, приборы, используемые на других уроках, интернет-рессурсы. В результате Формируются метапредметные умения. причем, эти умения Формируются соответственно детской возрастной психологии.
В 7 классе они должны уметь делать самостоятельные сообщения, составлять сложный план, выполнять лабораторные работы, эксперименты
В 8-9 классе - самостоятельно записывать основные положения рассказа учителя, составлять конспект, выступать с рефератами. В целях формирования общеучебных умений важно знакомить учащихся с общими методами и подходами. Это может быть единство требований обращения с приборами на лабораторных работах, правила техники безопасности, умение делать выводы, обобщения, классифицировать, выполнять самостоятельные практические работы с применением дополнительного материала. Часто на таких уроках создаются проблемные ситуации, которые можно разрешить, зная материал смежных предметов. Например, к началу изучения архимедовой силы школьники знают из биологии, что водоросли имеют чрезвычайно гибкий стебель, рыбы - слабый скелет, что кит, оказавшись на мели, быстро погибает. Поэтому изучение выталкивающей силы можно начать с постановки перед учащимися следующих вопросов: почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях? почему рыбы имеют гораздо более слабый скелет, чем существа, живущие на земле? Почему кит, оказавшись на мели, погибает? Факты или утверждения, содержащиеся в этих вопросах, не могут быть объяснены на основе биологических знаний, т.е. возникает противоречие между имеющимися знаниями и сообщенными новыми фактами. Решить такие вопросы можно лишь привлекая знания об архимедовой силе.
Нормированию умений сравнивать, обобщать материал в процессе изучения смежных предметов позволяют демострационные опыты. В качестве примера приведем Фрагмент урока "Испарение и конденсация". Для проведения такого урока используется материал, взятый из биологии 6 класса по теме "Испарение воды листьями", видоизменение листьев.
В начале урока учащиеся вспоминают, что называется испарением, примеры испарения, как называется процесс обратный испарению. Демонстрируется опыт. Зависимость испарения жидкости от площади поверхности и температуры, испарение воды листьями растений. Выясняется, от каких Факторов зависит скорость процесса испарения, каково значение испарения в природе. Для этого предлагается ответить на вопросы, изучаемые ранее на уроках биологии, какие листья испаряют больше воды крупные или мелкие? Как отличить по внешнему виду растения влажных и засушливых мест? Затем объясняется новый материал "О процессах испарениях и конденсации с точки зрения молекулярных представлений строении вещества". В ходе объяснения демонстрируется опыт по понижению температуры термометра, смоченного водой, доказывающий уменьшение внутренней энергии, объема веществ при испарении. Ребята отвечают на вопросы, почему, выступающий на теле пот в жару охлаждает тело? Проводя подобные уроки учитель повышает интерес к изучаемому уроку, так как школьники на деле убеждаются, что знания, приобретенные на уроках биологии, находят применение во многих смежных предметах и что в конечном счете Формируют различные знания умения и навыки.
В ходе уроков полезно использовать Фрагменты киноФильмов, предусмотренных программой для одного учебного пред мета на уроках смежных. Так, например, при изучении архимедовой силы на уроках Физики используется Фрагмент Фильма из биологии "Водоросли", при изучении сил трения простых механизмов - фильм, "Формирование скелета", при изучении в биологии "Газообмен в легких и тканях" - фильм из физики "Диффузия", а также "Физика и живая природа", "Давление в природе и технике" и др. Таким образом, использование межпредметных знаний осуществляется в любом раз деле урока, как при повторении, закреплении, создании проблемной ситуации, так и при объяснении нового материала.
Уроки с использованием межпредметных связей могут быть "узловыми", когда на протяжении всего урока прослеживается связь смежных предметов с целью полного и глубокого изучения темы, как правило, это уроки по обобщению знаний. Они могут проходить в Форме обобщающего - бинарного урока, семинара, конференции, лабораторной, практической работы, экскурсии.
Обобщающие занятия межпредметного характера имеют специфические особенности. Они предполагают самостоятельную работу учащихся по подготовке материалов к выступлениям консультации учителей,
составление конспекта доклада. Тему определяют заранее с учетом знаний учащихся по смежным предметам. Другая особенность такого занятия - активное участие, взаимопонимание, тесный контакт учителей смежных предметов и привлечение учащихся.
Подготовка учителя включает:
- Правильный выбор темы урока, семинара, лекции, экскурсии.
- Составление плана урока.
- Согласование содержания материала с учителем смежного предмета.
- Подбор литературы для докладов или сообщений.
- Определение формы проведения обобщения на уроке.
- Своевременная информация учащихся об уроке.
Подготовка учащихся включает:
- Повторение материала по учебнику (обязательное задание для всех).
- Подготовка докладов учащихся на избранную тему.
- Знакомство с дополнительной литературой.
- Консультации учителей.
- Подготовка наглядных пособий, опытов.
Такая система совместной работы учителей и учащихся необходимое условие для подготовки и организации обобщающих уроков.
Одним из наиболее эффективных средств, дающих возможность объединить знания, умения, полученные школьниками при изучении разных учебных предметов в целостную систему, связать их с жизнью - являются экскурсии. Основными объектами комплексных экскурсий в наших условиях для биологии-физики могут быть: лаборатория, физиокабинет больницы, стройка, электростанция, музей. Эффективность экскурсии зависит от ее подготовки:
- Перед учащимися ставятся цели, задачи, уточняется маршрут, правила поведения, записываются задания, вопросы, на которые необходимо ответить.
- Проведение экскурсии, в ходе которой узнают об особенностях труда данного производства, о возможностях использования знаний, умений, полученных в школе.
- Подведение итогов в форме (докладов, сообщений, изготовлением стендов, альбомов, презентаций и т.д.).
Обобщение результатов экскурсии можно провести на уроке, а знания, полученные на экскурсии учащиеся используются на уроках биологии, физики*
Примерно по такому же плану можно провести любую комплексную экскурсию.
Подлинные межпредметные связи нельзя, да и мы не рассматриваем в узком аспекте биологии, Физики. Возникшие пограничные науки, такие как биофизика, биохимия, кибернетика, бионика, информатика, дают новый импульс для развития межпредметных связей в школе. В своей работе мы осуществляем связь с другими предметами, в первую очередь естественного цикла: природоведением, географией, химией, а также математикой, литературой, технологией. Хотя здесь есть своего рода проблемы, которые зависят от желания и подготовки преподавателей, а они не всегда идут навстречу нашим предложениям.
Принцип межпредметности является ведущим принципом экологического образования и природоохранного воспитания школьников.
Экологические знания отражают тесные взаимосвязи между различными явлениями природы, а также между ними и социальными процессами. Поэтому их содержание носит междисциплинарный, комплексный характер, и ознакомление учащихся с ними будет проводиться успешно лишь при учете межпредметных связей физики, биологии, химии, географии, причем на всех этапах учебно-воспитательного процесса: в ходе изложения учащимися экологических знаний, организации выполнения заданий и задач, направленных на развитие умений и навыков природоохранительной деятельности, проведении экскурсий на природу и на производство, вечеров и конференций по физике и биологии с вопросами экологии. Роль межпредметных связей в экологическом образовании школьников при обучении Физике и биологии заключается в том, что они способствуют:
- формированию у учащихся целостного взгляда на природу, диалектико-материалистического ее понимания;
- ознакомлению учеников с научными основами взаимодействия природы и современного производства;
- организации трудовой деятельности учащихся по охране природы;
- выполнению учениками учебных практических заданий с элементами экологии;
- устранению дублирования учебного материала и экономии времени, отводимого на раскрытие экологических вопросов.
Таким образом, реализация межпредметных связей курсов физики, биологии и других предметов служит условием эффективного формирования экологических знаний, умений и навыков учащихся.
Средством контроля и оценки влияния межпредметных связей на усвоение знаний и умений учащихся являются межпредметные самостоятельные работы, контрольные работы, зачеты, олимпиады.
Такие работы проверяются совместно учителем физики и биологии и оценки ставятся сразу по двум предметам.
Работа по межпредметщм связям, начатая на уроках, может быть продолжена на внеклассных мероприятиях. Внеурочные мероприятия» дополняя традиционные формы внеклассной работы способствуют Формированию научной картины мира, интереса к изучению предметов естественного цикла, готовит учащихся к жизни, общественно полезному труду. Исходя из своего опыта, проводятся следующие формы проведения внеклассных мероприятий:
- Вечера межпредметного содержания типа «Что? Где? когда?», «Поле чудес", "Вечер занимательных вопросов", "Покорение морских глубин", "Царица пограничных наук", «Счастливый случай», «Физики и лирики»
- Викториы, аттракционы межпредметного содержания.
- Обобщающие межпредметные конфереции, семинары, например: "Человек и его здоровье", "Космос и человек", "Естественные науки и охрана природы".
Завершением системы внеурочных мероприятий может быть общешкольный биофизический вечер.
Подлинные межпредметные связи формируются не эпизодически, и результаты видны не сразу. Процесс многогранный, трудный, требующий большого опыта, терпения, энтузиазма со стороны преподавателей, занимающихся этой проблемой.
Проводя анализ нашей работы за 3 года по проблеме "Межпредметные связи в школьном курсе биологии и физики" мы пришли к выводу, что результативность обучения школьников повысилась. В первую очередь благодаря методической работе
I. Методическое объединение работеат над проблемой "Межпредметные связи школьных предметов естественного цикла", где рассматриваются перспективное, текущее планирование, обмен опытом, изыскиваются новые пути, формы, методы форм в работе.
- Использование различных видов связей, это и комплексах форм обучения (уроки-семинары, конференции, зачеты), олимпиады, защита рефератов, это и внеклассные мероприятия (игры, КВН, экскурсии и т.д.).
Работая по межпредметным связям, постоянно изучая литературу, опыт передовых учителей, находя новые формы и пути их реализации, мы пришли к выводу, что это не только способствует повышению обучения и воспитания школьников, но и повышает профессиональный уровень мастерства учителя.
Ежегодно большое количество ребят в выпускных классах выбирают для сдачи на экзаменах физику, биологию и показывают неплохие результаты, что говорит о хорошей подготовке учащихся и интересу к предметам.
Исходя из необходимости развития межпредметных связей в школьном курсе, мы пришли к выводу о целесообразности дальнейшего продолжения работы над этой проблемой.
Приложение $ I.
7 класс.
Тема I. "Первоначальные сведения о строении вещества".
j)"Строение веществ^" - биофизический пример: .линейные размеры различных живых существ, размеры вирусов, крупных органических м-гяе'кул.
Диапозитивы из набора "молекулярная физика"
2) "Диффузия" - Диффузия в процессах питания и дыхания д/Фияьм
Питание и пищеварение человека", "Физика и живая природа"
к/фильм "Нервная система, пище варение,дыхание и кровообращение млекопитающих". Таблица из набора "Взаимосвязи при изучении законов природы в школе" № I "Диффузия в живой природе .
Тема 2. "Движение и сила"
- "Скорость, - скорость движений и массы живых существ. Плот-
масса, ность жидких и твердых веществ, входящих в сос-
плотность, тав растений и животных.
сила? Силы, развиваемые в животном мире и их измерение
^
икамометры для измерения силы руки и пальцев, абл. № 2. "Силы в живой природе .
- "Давление" - Давление в животном мире. Следы животных и птичь
их лапок на грунте. Разгае виды присосок в живот ном мире. К/фильм "Свиной цепень", диафильм "Дав ление в природе и технике?
Тема 3. "Давление жидкостей и газов".
I) "Насосы" - Сордце - насос. Аналогия конструкции клапанов
насоса и сердца. Препараты - сердце, двухстворчатый клапан, полулунный клапан аорты. Влажный препарат медицинской пиявки.
2) "Архимедова - Роль выталкивающей силы в жизни водных живот- сила" ных и растений.
Скелеты рыбы, птицы, лягушки, млекопитающего. Таблицы по зоологии
к/фрагменты "По земле,воде и воздуху", "Птицы водоемов", "Водоросли' - диафильм диапозитив 'Китообразные". Сравнить скеяеты животных.
Тема 4. "Работа и модность. Энергия".
- "Механическая - Расчет работы, выполненной человеком при разных
работа и мот- видах деятельности, значение развиваемой при ность" этом мощности. Сравнение мощности разных живот
ных и насекомых * слона,птицы,муравья,пчелы и т.д.). Работа, совершаемая при прыжках в длину и высоту. Сравнение рекордов, достигнутых спортсменами в беге и прыжках с аналогичными показателями представителей животного мира 'обезьяна, кенгуру, кузнечик).
- "Простые ме- - Рычаги в живых организмах, виды суставов.
^пмияр^я^ттпн Таблицы с изображением скелета человека и неко- uS ппД^о^И торых животных, кисти руки и стопы человека.
няос«оо1ь; Кинофрагмент "Суставы", диапозитивы "Цветок
шалфея"
fКогти, рога, зубы, колючки растений - виды клиньев, рычаги находятся в конечностях, шарнирные соединения суставов обеспечивают поворот этих рычагов).
8 класс. Раздел "Тепловые явления"
- "Теплопередача" - Роль перьев и пуха в теплоизоляции тела птиц.
Жировой подкожный слой у животных и птиц Севера.
Значение меха для теплоизоляции млекопитающих. Чучела птиц и млекопитающих или таблицы по зоологии.
Кинофильм "Животный мир Американского Севера" (по географии).
- "Испарение" - "Испарение в живой природе,его значение для
теплорегулядии организмов.
КАильм Пустыни и полупустыни Африки" (по геог рафии)
Кино*рагмент "Испарение воды листьями" 'биология;
Раздел лектичество"
I)"Источники тока" - Электрические органы рыб, Сопротивление орга- "Электрическое низмов постоянному то*у. Действия постоянного сопротивление" тока на человека и живые организмы.
^ЛекТООМаГНетИЭ*! ОТДЕЙСТВИЯ ПОСТОЯННОГО ТО—
k&v-Магнитное поло человека и животных:, использование магнитного поля для лечения некоторых заболеваний.
Раздел "Световые явления"
"Источники света" - Свечение насекомых и микроорганизмов.
Процесс светоприема глазом. Зрительное отпущение. Строение глаза человека, некоторых животных и насекомых.
..) класс. "Механика" Тема I.
I) Основы кинематики.-Скорости движения живых организмов, скорости Скорость и уско- тока крови, передачи нервных импульсов. Ускорение при равно- рения, возникающие при взлете птиц и насекомых, мерном и равно- при старте спортсменов. Ускорения, испытываемые ускоренном дви- летчиками и космонавтами при взлета и посадке, жении. спуске в парашюте.
Естественная защита организмов от ускорений fпружинящее действие согнутых конечностей,пребывание зародыщей млекопитающих в жидкости, равной по плотности). Методы тренировки летчиков и космонавтов.
Гема П. VQe ^вы динамики"
I) "Законы - Сила живых организмов в живой природе.
Ньютона" Данные предыдущей темы. Динанометры для изме
рения силы руки.
Влияние поля тяготения на человека. Сила тяжести человека на других планетах. Реактивное движение в природе. Диафильм "Физика и живая природа".
Гема Ш. "Законы сохранения"
- Зависимость - Движение крови в организмах fскорость движе- давления жид- ния, давление, ширина русла). Измерение кро~ кости от ско- вяного давления. Подъемная сила,действующая рости ее тече- на крыло птицы.
ния. Копирование принципа полета птиц и насекомых
- Чякпн ртгоян®- ? авиации.
ния энергии и Таблицы, аппараты для измерения кровяного
закон сохране- давления, ния импульса
Ге;ма 4. "Механические колебания и волны"
I) Механические - Примеры колебания и вибрации в живой природе, колебания, fКрылья летящей птицы, ритмичность работы
гармонические сердца, ток крови) колебания К/с5ильм "Полет птиц", "Змеи".
Затухающие и вынужденные хлебания в организме человека и животных. Переход химической "биологической" энергии организма в механиче-
скую энергию колебательных движений крыльев, плавников, хвоста.
Вследствие явления резонанса человек воспринимает звуковые вояны определенной частоты. Строение и принцип действия уха. Вредные воздействия на человека шумов и громких звуковых волн, кинофильм "Строение и работа сердца" - по примеру работы середа и по кардиограмме убеждение в том, что сердце - одна из совершеннейших автоколебательных систем.
Проводится конференция учащихся по следующим вопросам:
а) особенности и закономерности развития естест« венных звукоизлучателей и приемников;
б) действие зву^а на живые организмы и вытекающие отсюда проблемы;
РЕЗОНАНС Автоколебания
.вук
в) действие шума и борьб, с ним.
Прмгожение 2
Конференция по бионике
Особенность конференции состоит в том, что здесь не следует отдельно говорить о биологии и физике. Бионические исследования предполагают и тщательное наблюдение и изучение явлений, происходящих в живой природе, и создание новых технических конструкций.
Перед конференцией учащимся предлагаются вопросы:
- Каковы биологические основы разнообразных способностей животных.
- Как можно использовать б технике природные явления?
- Каковы практические результаты бионики?
Для проведения конференции учащиеся fв зависимости от их наклонностей) разделяются на специалистов-биологов и специалистов- инженеров определяются также два ведущих и главные специалисты по биологии и техническим вопросам (для уточнения основных идей докладов, подведения итогов).
Необходимо тщательно продумывать тематику каждой такой конференции, чтобы избежать перегруженности ее материалом. Темы для докладов отбираются учащимися совместно с учителем.
Для подготовки учащихся предлагается список рекомендуемой литературы. Учитель биологии является научным консультантом при
Основной формой межпредметных связей является урок.
Дидактические требования к межпредметному уроку кратко можно свести к следующему:
1. Межпредметный урок долиен иметь четко сформулированную специфическую учебно-познавательную задачу.
2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность по привлечению знаний учащихся из других предметов.
4. Такой урок должен возбуждать интерес учащихся к установлению связей смежных предметов.
Уроки с использованием межпредметных связей могут быть Фрагментарными, когда лишь отдельные вопросы содержания раскрываются с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Межпредметные связи: математика и физика.
Мы, учителя математики, часто слышим упреки от учителей физики, что подготовка учащихся по математике не соответствует требованиям. Вполне возможно, что математикам следует прислушаться к этому мнению...
Реализация межпредметных связей при изучении физики
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность дал...
Реализация межпредметных связей в курсе физики.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...
Программа элективного курса «Межпредметные связи в курсе физики».11кл
Программа элективного курса «Межпредметные связи в курсе физики». 11кл. ориентирована ,на прфильное обучение,на подготовку учащихся к зкзамену в форме ЕГЭ, на более г...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
Использование межпредметных связей в курсе физики в школе
Физика – наука о природе. И зная её законы, расширяются и углубляются знания по химии, биологии, астрономии, технологии . Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе....