Использование межпредметных связей в курсе физики в школе
статья по физике
Физика – наука о природе. И зная её законы, расширяются и углубляются знания по химии, биологии, астрономии, технологии . Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnye_svyazi.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ пос. Шумовский
Использование межпредметных связей при изучении курса физики в школе
Подготовил
учитель физики
Остроухов В.В.
п. Шумовский
Использование межпредметных связей при изучении курса физики в школе
Необходимость связи между учебными предметами диктуется дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
Связь между учебными предметами является объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей.
Физика – наука о природе. И зная её законы, расширяются и углубляются знания по химии, биологии, астрономии, технологии и так далее. Физика связана со всеми изучаемыми предметами в школе. Физика нужна учащимся для расширения возможностей выбора профессии, а также чтобы в профессии человек был мастером своего дела. Современному человеку надо знать принципы действия и уметь разбираться в регулировании приборов, начиная с утюга и заканчивая автомобилем и компьютером. В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса, которые затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук химии-физики, физики-биологии и т.д. Расширяя свои знания по другим предметам, углубляются знания учащихся, расширяется кругозор, развивается личность.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, как в учебной, так и в будущей производственной, социальной жизни выпускников школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности, поэтому межпредметные связи являются важным условием комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простое накопление знаний еще недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь обобщать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях.
Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет физики раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные «узлы» систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной связи.
Связь курса физики с другими предметами облегчается тем, что на занятиях по физике изучают материал, имеющий большое значение для всех и, особенно, естественно-математических и политехнических дисциплин, которые используют физические теории, законы и физические методы исследования явлений природы. На занятиях по физике учащиеся получают большое количество практических навыков и умений, необходимых в трудовой деятельности и при изучении других предметов. Разумеется, межпредметные связи необходимы и для успешного изучения физики.
Физика неразрывно связана с математикой. Математика дает физике средства и приемы общего и точного выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента или теоретических исследований Учителю физики необходимо знать содержание школьного курса математики, принятую в нем терминологию и трактовку материала, чтобы обеспечить на уроках общий «математический язык». Поэтому содержание и методы преподавания физики зависят от уровня математической подготовки учащихся. Программа по физике составлена так, что она учитывает знания учащихся и по математике. В таблице приводится соответствие темы по физике и математического материала.
Класс. | Тема | Математические понятия. | |
7 | Физические величины. Изменение физических величин. | Единицы длины, массы, скорости. Десятичные дроби. | |
Скорость. Единицы | Вычисления физических величин по формуле. | ||
скорости. Расчет пути и времени движения. | Решение уравнений с одним неизвестным. | ||
Лабораторная работа «Изменение массы тела на рычажных весах» | Уметь переводить единицы величины в кратные и дольные единицы. | ||
Плотность. Расчет массы и объема тела по его плотности. | Вычисление величин по формулам, решение уравнений с одним неизвестным. | ||
Сила - векторная величина. Сложение сил. | Понятие вектора, его модуля. Сложение векторов. Понятие о масштабе. | ||
Архимедова сила. Плавание тел. | Знания об измерении и вычислении величин по формулам, о единицах объема, массы. | ||
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкостях» | Изменение и вычисление величин по формулам, единицы массы и объема, перевод в кратные и дольные единицы, Приближенные вычисления, абсолютная погрешность | ||
Закон Ома для участка цепи | Прямая и обратно пропорциональная зависимости. Линейная функция и ее график. | ||
Градусная мера угла. Измерения и построения углов. Равенство треугольников. Построение углов. | |||
8 | Плоское зеркало. Ход лучей в линзах. | ||
9 | Положение тела в пространстве. Перемещение. Точка отсчета. | Система координат. Вектор и его модуль. | |
Проекции вектора на координатные оси. Действия над векторами. | Действия над векторами, проекция вектора. Понятия cos и sin | ||
Графическое представление движения | Линейная функция и ее график. | ||
Равноускоренное движение, ускорение | Вычитание векторов. | ||
Перемещение при равноускоренном движении | .Чтение графиков. Площадь трапеции | ||
Определение ускорения тела при равноускоренном движении | Абсолютная и относительная погрешность. Приближенные значения числа. Действия с ними. Запись числа в стандартном виде. | ||
Криволинейное движение | |||
Движение тела под действием силы тяжести | Тригонометрические функции. | ||
Применение второго закона Ньютона. | Решение систем уравнений. Элементы тригонометрии. Вектора. Проекция векторов. |
В алгебре 7 класса одним из центральных понятий является понятие функции, для него вводится символическая запись у=f(x), излагаются способы задания функции - таблицей, графиком, формулой. Поэтому отпадают ранее имевшие место рекомендации о введении на первых уроках физики буквенной символики. Вместо этого теперь можно использовать знания учащихся о функциональной зависимости, о построении графиков функций, о сложении векторов.
На уроках физики с понятием вектора школьники сталкиваются впервые в 7 классе при изучении скорости и силы. Здесь векторы определяются как физические величины, которые, кроме числового значения, имеют направление. Параллельно в курсе геометрии шестиклассники знакомятся с понятием перемещения, определяемым как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние; рассматривается частный случай перемещения — параллельный перенос. Однако ни перемещение, ни параллельный перенос с понятием «вектор», введенным в курсе физики, без дополнительной работы учителя в сознании учащихся не ассоциируются. Хотя на первый взгляд в математике и физике векторами называют разные объекты, последние обладают рядом общих свойств, характеризующих их векторную природу.
Межпредметные связи физики и математики могут быть реализованы при формировании таких понятий как функция, величина, производная, интеграл. Изучение названных понятий в старших классах затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики. Изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование математического аппарата, которое происходит либо из-за позднего формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности действий преподавателей физики и математики в использовании общих физико-математических понятий.
Учебные план и программы современной школы позволяют осуществлять межпредметные связи в процессе изучения основ каждой науки. Но подлинные межпредметные связи, использование которых способствует формированию синтезирующего мышления школьников, позволяет учащимся всесторонне изучать явления природы и общества, осуществляются только в том случае, когда учитель в процессе обучения «своего» предмета и средствами этого предмета раскрывает явления, изучаемые в других учебных дисциплинах, расширяет, углубляет знания учеников, осуществляет перенос знаний в разнообразные ситуации, формирует у учеников обобщенные понятия, умения, навыки.
Для преподавания физики большое значение имеет владение учащимися быстротой счета и вычислений, приближенными вычислениями, простейшими геометрическими построениями, умением строить графики по виду элементарных функций, выражающих физические закономерности, построение графиков на основе опытных данных и получение по кривым аналитического выражения функциональной зависимости.
В ходе преподавании физики и математики необходимо обращать внимание учащихся на то, что математика является мощным средством для обобщения физических понятий и законов. Во взаимоотношениях физики и математики большое место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Такое пересечение обычно приводит к важным открытиям как в математике так и в физике. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методы раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, стимулирует развитие математики постановкой новых задач.
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, формирование ключевых компетентностей, обобщённых и прикладных умений, жизненных навыков. ЮНЕСКО сформулированы необходимые области компетентности формируемые в системе образования :1. Научить учиться (компетентность в познавательной деятельности) 2. Научить жить (компетентность в практико ориентированном обучении) 3. Научить жить вместе (т.е. в среде коммуникации) 4. Научить работать и зарабатывать (т.е. компетентность в трудовой сфере) Деятельность направлена не на процесс, а на результат.
В цели обучения входит формирование четырёх опытов:
• опыт познавательной деятельности;
• опыт осуществления деятельности;
• опыт творческой деятельности;
• опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Таким образом, компетентностный подход реализуется по следующим четырем линиям: 1. Ключевые компетентности; 2. Обобщенные предметные явления; 3. Прикладные предметные умения; 4. Жизненные навыки.
В настоящее время на грани смежных научных областей активно образовываются новые синтезированные науки – биофизика, физическая химия и др. науки объединяются в изучении сложных комплексных проблем (человек и космос, человек и машина, наука и производство и др.) образуя межнаучные комплексы. Возникают общенаучные теории (теория систем, теория информации и др.).
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Сообщение "Использование межпредметных связей на уроках физики"
Реализация межпредметных связей на уроках физики...
Реализация межпредметных связей в курсе физики.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для решения сложных проблем реальной действительности...
Использование межпредметных связей в преподавании физики
В работе рассматриваются основные формы связи физики с математикой, химией, литературой, историей науки, значение физики в жизни человека....
Применение дистанционных технологий для выявления и использования межпредметных связей при обучении физике
В современных условиях возникает необходимость формирования у школьников не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса, которые затем свободно используются учащимися при изуч...
Программа элективного курса «Межпредметные связи в курсе физики».11кл
Программа элективного курса «Межпредметные связи в курсе физики». 11кл. ориентирована ,на прфильное обучение,на подготовку учащихся к зкзамену в форме ЕГЭ, на более г...
Межпредметные связи в курсе физики
В статье представлены межпредметные связи в курсе физики средней школы.Актуальньсть работы заключается в освещении созданных прочных связей между направлениеми курсов физики, химии, биологии, ОБЖ и ли...