Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике
проект по физике
Активизация познавательной деятельности – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности обучающегося в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирования умении, навыков и применения их на практике. Очень важно научить ученика учиться.
Основной из главных задач учителя является организация учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_uchebno-poznavatelnoy_deyatelnosti_pri_obuchenii_fizike.docx | 82.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...2-4
I. Проект«Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике»
I.1. Реализация проекта.…………………………………………………….5-6
I.2. Механизм реализации проекта….……………………………………...7-11
I.3. Результативность реализации проекта…………………………………12-13
II. Выводы.........................................................................................................14
III. Список используемой литературы ..……………………………………15
IV. Приложения
« Распространение и обобщение педагогического опыта»…………………..16-
Введение
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я пойму»
/ Гласит китайская мудрость. /
Социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.
Учебно-познавательная деятельность – это освоение знаний и способов их применения в целях познания и лучшего понимания реалии окружающей действительности.
Главная цель образования сегодня не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Ученик получает знания в процессе деятельности ненавязчиво, а вовлечённый в творческий процесс, умело управляемый учителем – наставником. Именно поэтому новая педагогика должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения.
Постоянное обновление содержания образования, быстро меняющиеся приоритеты накладывают отпечаток на учебно-познавательный процесс, требуют переосмысления и перестройки его организации. Одна из задач современной школы заключается в том, чтобы научить каждого школьника сознательно и творчески управлять своей деятельностью, ориентироваться в потоке учебной информации и самостоятельно добывать знания. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Поэтому, мною была выбрана тема «Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике».
Актуальность моей работы состоит в том, необходимо переориентировать учебную деятельность на уроках физики с передачи знаний и социального опыта, на развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Проблема
Анализ результатов моей педагогической деятельности до перехода на ФГОС показал, что, существуют недостатки в образовательном процессе:
- мало освоена практическая деятельность учащихся на уроке;
- в основном образовательном процессе слабо развита познавательная активность, низкая активность учащихся в конкурсах и олимпиадах по физике.
Отсюда возникают противоречия:
- между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения;
- между необходимостью повышения уровня образования и низким уровнем познавательной мотивации;
- между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
На основе проведенного анализа можно сформулировать проблему:
- отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности обучающихся.
Объект исследования: курс физики.
Предметисследования: системно-деятельностный подход, как средство повышения учебно-познавательной активности обучающихся на уроках физики.
Цель проекта:
Совершенствование форм работы по активизации учебно-познавательной деятельности учащихся за счёт обновления содержания и структуры учебной деятельности посредством внедрения в практику работы технологии системно-деятельностного метода обучения.
Задачи проекта:
- Теоретически обосновать необходимость использования системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности на уроках физики;
- На основе теоретического анализа определить характер влияния различных видов деятельности на повышение учебно-познавательной активности учащихся с учетом возрастных и личностных особенностей;
- Описать внедрение в образовательный процесс технологии системно – деятельностного обучения на уроках физики;
Научная новизна исследования:
1) выявлена динамика развития учебно-познавательной активности детей на уроках физики;
2) охарактеризованы методы системно – деятельностного подхода как средство повышения учебно-познавательной активности детей;
3) обоснована необходимость использования системно – деятельностного подхода на уроках физики.
Средства оценки результатов проекта:
- Проведение мониторинга по итогам;
Ожидаемый результат
Применение системно-деятельностного подхода на уроках физики позволит:
Для учителя:
- расширить круг возможностей реализовать новые формы и методы обучения;- при использовании интеллектуальных форм труда возникнет необходимая возможность творческого поиска и организации совместной деятельности «Учитель- ученик»
Для ученика:
Повысить:- личностные результаты за счет повышения уровня мотивации к учебной деятельности, ответственность к учебе, готовность к саморазвитию;
-метапредметныерезультаты: сформируется умение анализировать свою познавательную деятельность при решении проектно-исследовательских работ, решении творческих задач, подготовке к олимпиадам.
I. Проект «Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике»
I.1. Реализация проекта
Активизация познавательной деятельности – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью возбуждения познавательного интереса, повышения активности и самостоятельности обучающегося в познавательной деятельности, усвоение знаний, формирования умении, навыков и применения их на практике. Очень важно научить ученика учиться.
Основной из главных задач учителя является организация учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Пути активизации: в педагогической практике используются разные пути. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами:
-отстаивают свое мнение;
-принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставят вопросы своим товарищам и учителю;
-рецензируют ответы товарищей;
-оценивают ответы и письменные работы товарищей;
-занимаются обучением отстающих;
-самостоятельно выбирают посильные задания;
-находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
-создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
-решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в виде цепочки:
мотив познавательный интерес познавательная активность
познавательная деятельность.
Прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего труда, осознание мотивов своей деятельности. Необходимы средства, побуждающие школьника активно действовать на уроке.
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивает его активность на всех этапах.
Я считаю, что внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мне приходиться строить свой урок таким образом, чтобы мотивация стала естественной потребностью ученика, а в дальнейшем продолжать формировать, развивать и стимулировать её.
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная | Индивидуальная | Групповая |
-единые задания, учитывая индивидуальные способности; -разноуровневые задания | -тест; -индивидуальные задания для отдельных учащихся; -индивидуальные задания творческого характера. | -работа в группах; -работа в парах: «слабый-средний, средний-сильный, сильный-сильный» |
Формы, методы и средства активизирующие учебно-познавательную деятельность:
-игровая деятельность;
-занимательный материал;
-экспериментальные, исследовательские задачи;
-творческие задания;
-элементы историзма;
-ИТ (информационные технология).
Приёмы активизации учебно-познавательной деятельности.
- нетрадиционные формы уроков;
- использование ИКТ;
- создание на уроке проблемной ситуации;
- использование тестов для контроля;
- внеклассная работа;
- практические работы;
- проектная работа;
- исследовательская (творческая) работа.
Познавательная деятельность учеников под влиянием межпредметных связей значительно активизируется. Ученики применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности ученика. Приведу пример: при изучении в 7 классе темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука» был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там».
Для трансляции информации на уроке выполняются компьютерные презентации, проекты, составляются выступления, доклады, изготавливается дидактический материал. Готовые электронные пособия, авторские проекты учеников в форме презентации могут быть использованы в качестве дидактического материала для учеников, пропустивших занятия или индивидуального обучения.
Поистине неограниченные возможности для развития мышления ученика открываются перед учителем при обучении решению задач. На своих уроках приступая к решению задачи, мы с учениками, прежде всего, представляем себе явление, описанное в условии задачи. Далее более внимательно вчитываемся в условие задачи и пытаемся понять, какие объекты описаны в условии задачи, что о них известно и не содержит ли условие «скрытые» данные.Когда условие проанализировано, приступаем к краткой записи задачи, выписывая данные не в том порядке, как они появлялись в тексте, а в той, которая выявилась в ходе анализа. Если необходимо, то делаем чертёж к задаче. Только после этого приступаем к поиску принципов решения задачи.
Развивая познавательные способности учеников через решение задач, последовательно усложняю, предоставляя всё большую самостоятельность.
Эффективно применяю различные задачи, способные пробудить желание изучать физику, способствующие получению качественных знаний, влияющих на саморазвитие ученика и учитывающие возрастные, психологические, физиологические особенности ученика:
- задачи с использованием логических цепочек;
- качественные проблемные задачи (с межпредметным содержанием);
- экспериментальные задачи;
- творческие задачи с недостающими данными;
- самостоятельное составление задач;
- задачи-таблицы;
-графические задачи;
- задачи «Допиши недостающее …..».
Решение экспериментальных задач.
Большое внимание уделяю решению экспериментальных задач на разных этапах урока и с различной целью: при постановке проблемы, закреплений знаний, проверке усвоения теоретического материала. Проведение творческих уроков и мероприятий.При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.Существуют модели нестандартных уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.
Урок решения экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов:- перед учащимися ставится вопрос;-учащиеся выдвигают свои гипотезы;- экспериментально проверяют их; -вывод в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1; и опять вопрос 2 и т.д.Завершается процесс и урок общим выводом (см.Приложение 3)
Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов:- перед учащимися ставится вопрос;-учащиеся выдвигают свои гипотезы;- экспериментально проверяют их; -вывод в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1; и опять вопрос 2 и т.д.Завершается процесс и урок общим выводом (см.Приложение 3)
Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.
Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания ( создаю банк заданий).
Чтобы не подрывать у ученика веру в свои силы и способности, подбираю задачи таким образом, чтобы они соответствовали уровню развития познавательных сил учащегося, не превышали возможности ученика, чтобы предъявляющие к нему требования не опережали уровень имеющегося у него развития.
Проектная работа.
Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. В своей работе я использую несколько видов проектов: исследовательский, реферативно – описательный, творческий. Так, в 7 классе обучающиеся выполняют долгосрочные исследовательские проекты по теме «Различные сорта картофеля», в 9 классе «Невесомость в земных условиях», в 8 классе «Первый человек в открытом космосе». Проекты учащиеся оформляют в виде презентации или сообщении.
Особое значение в изучении физики имеет мини- исследования. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников 7-9 классов, часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов (см. Прилож. 2 )
Урок – диспут.
Тема урока: «Трение: друг или враг?» (7 класс , тема объявляется заранее). Класс делится на две группы:
1)пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме
2)оптимистов, которые ищут положительные доводы.
В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.
Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.
Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны привести к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы:
«Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее.
Для того, чтобы задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:
-Как я это делал?
-В какой последовательности?
-Какие знания я применил? Почему именно их?
-Как было удачно? Почему?
-В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?
-Как можно улучшить работу?
-Чем ее можно дополнить?
Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.
Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.
Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа:
- Что произойдет, если пулька, выпущенная из духового ружья, попадет в куриное яйцо?
Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.
- На тело действуют две силы 5Н и 7 Н. Чему будет равна равнодействующая?
Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?
Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.
Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними.
Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные) длина волны красного цвета 100 мкм, в использовании формулы – применение при вычислении формулы кинетической энергии релятивистской частицы.
Задачи, позволяющие овладеть методом познания.
Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.
- Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?
На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проводя опыт, учащиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.
Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.
Учащимся нравится задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящими вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом
I.3. Результативность реализации проекта
Мониторинг учеников показал значительное повышение познавательной активности при использовании технологии системно – деятельностного подхода в преподавании физики. Дети активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ по физике. Такая работа позволила добиться определенных результатов:
Результаты работы с одарёнными детьми по физике
(олимпиады)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | 3 | 5 | ||||
2017-2018г | 8 | |||||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | 2 | |||||
2014-2015г | 2 | 3 | 7 |
Результаты работы с одарёнными детьми по астрономии (олимпиады)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | 3 | 8 | ||||
2017-2018г | 6 | 9 | 4м | |||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | 2 | |||||
2014-2015г | 2 | 3 | 7 |
Результаты работы с одарёнными детьми по физике (конференции)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | ||||||
2017-2018г | НПК «Гагаринские чтения» 2м | |||||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | НПК, 2м посв Юбилею Глазко | |||||
2014-2015г | 1 | 1 |
Качество знаний и степень обученности учащихся по физике
Класс | Успеваемость | Качество знаний | Средний | |||
2016-2017 | 2017-2018 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2016-2017 | 2017-2018 | |
7 | 100 | 100 | 56,8 | 66 | 100 | |
8 | 100 | 100 | 39 | 50 | 100 | |
9 | 100 | 100 | 55,7 | 60 | 100 | |
10 | 100 | 100 | 58,4 | 62,5 | 100 | |
11 | 100 | 100 | 61,8 | 50 | 100 | 57,7 |
Выбор предмета на итоговую аттестацию
Класс | 2016-2017 | 2017-2018 |
9 | 2 | 2 |
11 | 3 | - |
Результаты итоговой аттестации
Класс | 2016-2017 | 2017-2018 |
9 | АбидуевГуро – 26б | ЦыденжаповДоржи- 24б БутитовБуянто - 18б |
11 | ЦыденжаповРинчин – 64 б Балданов Чимит - 43б УржиноваНасаг - 36б |
Показатели уровня и качества обученности обучающихся 7-11 классов
Класс 2016-2017г | Качество обученности % | Класс 2017-2018г | Качество обученности % |
7 | 76% | 7 | 69% |
8 | 69% | 8 | 50% |
9 | 64% | 9 | 65,4% |
10 | 50% | 10 | 74% |
11 | 81% | 11 | 50% |
II. Выводы
Таким образом, использование СДП на уроках физики способствует личностному развитию учащихся- развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению способами познания, развитию мышления, памяти, внимания, воображения, рефлексии; коммуникативному развитию учащихся.
Урок решения экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов:- перед учащимися ставится вопрос;-учащиеся выдвигают свои гипотезы;- экспериментально проверяют их; -вывод в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1; и опять вопрос 2 и т.д.Завершается процесс и урок общим выводом (см.Приложение 3)
Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.
Технология проблемно-диалогическая.
Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
Ученик самостоятельно разрешает проблемы, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Научить учащихся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески- это всё пригодится им во взрослой жизни.
Например, при изучении темы «Плотность» в 7 классе ( см.Приложение 1 )
Таким образом, в начале урока я создаю проблемную ситуацию через постановку задачи. Прошу объяснить данный факт. Ученики выдвигают гипотезы, обсуждают. Проверяют гипотезу экспериментально
Реализация технологии деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
I.2. Механизм реализации проекта
При организации системно–деятельностного подхода на уроках физики я использую следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 7 классе при изучении темы давление, ученики определяют давление, производимое ими на опору. При этом самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему разные давления, доказывают экспериментом, отстаивают свою точку зрения.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
Пример №1. Проверочная работа «Давление»
Технология проблемно-диалогическая.
Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.
Данная технология позволяет осуществлять не только обмен информацией, формирование познавательной мотивации, но и установить взаимопонимание, взаимодействие между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности.
Создание ситуации успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы;
Ученик самостоятельно разрешает проблемы, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Научить обучающихся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески- это всё пригодится им во взрослой жизни.
Например, при изучении темы «Плотность» в 7 классе ( см.Приложение 1 )
Таким образом, в начале урока я создаю проблемную ситуацию через постановку задачи. Прошу объяснить данный факт. Ученики выдвигают гипотезы, обсуждают. Проверяют гипотезу экспериментально.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. В своей работе я использую несколько видов проектов: исследовательский, реферативно – описательный, творческий. Так, в 7 классе обучающиеся выполняют долгосрочные исследовательские проекты по теме «Различные сорта картофеля», в 9 классе «Невесомость в земных условиях», в 8 классе «Первый человек в открытом космосе». Проекты учащиеся оформляют в виде презентации или сообщении.
Особое значение в изучении физики имеет мини- исследования. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников 7-9 классов, часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов (см. Прилож. 2 )
Проведение творческих уроков и мероприятий.При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка: потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.Существуют модели нестандартных уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.Урок решения экспериментальных задач. Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов:- перед учащимися ставится вопрос;-учащиеся выдвигают свои гипотезы;- экспериментально проверяют их; -вывод в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1; и опять вопрос 2 и т.д.Завершается процесс и урок общим выводом (см.Приложение 3)
Разрабатывая сценарий эксперимента, проводя его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.
Урок сотрудничества и экспериментов учащихся.
Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.
Тема урока: «Условие плавания тел» (7 класс)
Трём группам учащимся выдаются задания по выяснению условий, при которых тело плавает, тонет, всплывает. Каждая группа измеряет вес тела в воздухе, вес тела в воде, силу Архимеда, сравнивает их и делает вывод. Первая группа делает вывод об условии, при котором тело тонет, вторая - плавает, третья – всплывает. В докладах учащиеся описывали кратко методику исследования, и полученные результаты.
Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но применяется при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.
Урок – диспут.
Тема урока: «Трение: друг или враг?» (7 класс , тема объявляется заранее). Класс делится на две группы:
1)пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме
2)оптимистов, которые ищут положительные доводы.
В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.
Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами.
Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны привести к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы:
«Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» и так далее.
Для того, чтобы задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:
-Как я это делал?
-В какой последовательности?
-Какие знания я применил? Почему именно их?
-Как было удачно? Почему?
-В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?
-Как можно улучшить работу?
-Чем ее можно дополнить?
Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.
Задачи с неопределенностью при постановке вопроса, с неполным условием.
Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа:
- Что произойдет, если пулька, выпущенная из духового ружья, попадет в куриное яйцо?
Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.
- На тело действуют две силы 5Н и 7 Н. Чему будет равна равнодействующая?
Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?
Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.
Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В жизни таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними.
Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные) длина волны красного цвета 100 мкм, в использовании формулы – применение при вычислении формулы кинетической энергии релятивистской частицы.
Задачи, позволяющие овладеть методом познания.
Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.
- Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей?
На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проводя опыт, учащиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.
Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.
Учащимся нравится задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящими вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом
I.3. Результативность реализации проекта
Мониторинг учеников показал значительное повышение познавательной активности при использовании технологии системно – деятельностного подхода в преподавании физики. Дети активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ по физике. Такая работа позволила добиться определенных результатов:
Результаты работы с одарёнными детьми по физике
(олимпиады)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | 3 | 5 | ||||
2017-2018г | 8 | |||||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | 2 | |||||
2014-2015г | 2 | 3 | 7 |
Результаты работы с одарёнными детьми по астрономии (олимпиады)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | 3 | 8 | ||||
2017-2018г | 6 | 9 | 4м | |||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | 2 | |||||
2014-2015г | 2 | 3 | 7 |
Результаты работы с одарёнными детьми по физике (конференции)
Годы | Муниципальный уровень | Региональный уровень | Всесоюзный уровень | |||
призёры | участники | призёры | участники | призёры | участники | |
2018-2019г | ||||||
2017-2018г | НПК «Гагаринские чтения» 2м | |||||
2016-2017г | ||||||
2015-2016г | НПК, 2м посв Юбилею Глазко | |||||
2014-2015г | 1 | 1 |
Качество знаний и степень обученности учащихся по физике
Класс | Успеваемость | Качество знаний | Средний | |||
2016-2017 | 2017-2018 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2016-2017 | 2017-2018 | |
7 | 100 | 100 | 56,8 | 66 | 100 | |
8 | 100 | 100 | 39 | 50 | 100 | |
9 | 100 | 100 | 55,7 | 60 | 100 | |
10 | 100 | 100 | 58,4 | 62,5 | 100 | |
11 | 100 | 100 | 61,8 | 50 | 100 | 57,7 |
Выбор предмета на итоговую аттестацию
Класс | 2016-2017 | 2017-2018 |
9 | 2 | 2 |
11 | 3 | - |
Результаты итоговой аттестации
Класс | 2016-2017 | 2017-2018 |
9 | АбидуевГуро – 26б | ЦыденжаповДоржи- 24б БутитовБуянто - 18б |
11 | ЦыденжаповРинчин – 64 б Балданов Чимит - 43б УржиноваНасаг - 36б |
Показатели уровня и качества обученности обучающихся 7-11 классов
Класс 2016-2017г | Качество обученности % | Класс 2017-2018г | Качество обученности % |
7 | 76% | 7 | 69% |
8 | 69% | 8 | 50% |
9 | 64% | 9 | 65,4% |
10 | 50% | 10 | 74% |
11 | 81% | 11 | 50% |
II. Выводы
Таким образом, использование СДП на уроках физики способствует личностному развитию учащихся- развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению способами познания, развитию мышления, памяти, внимания, воображения, рефлексии; коммуникативному развитию учащихся.
Результатом данной работы является стабильный интерес обучающихся к предмету, активное участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Такая работа позволила добиться определенных результатов:
III. Список используемой литературы
- Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
- Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
- Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
- Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
- Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
- Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
- Необычные учебные материалы по физике: задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения и раздумий / Сост. Э. М. Браверман. М.: Школа-Пресс. 2000. 80с. (Библиотека журнала «Физика в школе».Вып. 16)
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.
IV. Приложения « Распространение и обобщение педагогического опыта»
IV.1. Урок – эксперимент ( 7кл)
Тема: «Измерение и сравнение плотности картофеля разных сортов».
Цель:
- продолжить представление о методах физического экспериментального исследования – как критерии истинности об окружающем мире;
- развить интерес к измерительным и экспериментальным умениям, исследовательской деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование прочных и осознанных знаний по теме «Плотность» при решении экспериментальных задач и представлении результатов вычислении и измерении с помощью таблиц.
- Развивающие:
- развитие логического мышления, воображения, гибкости ума, интуиции;
- развитие памяти, воспроизведения физической величины.
- Воспитательные:
- Воспитание аккуратности, внимательности, дружбы, взаимовыручки.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемые технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность.
Методы: наблюдение, сравнение, обобщение.
Оснащение урока:
- компьютер, мультимедийный проектор.
- Приборы и материалы: картофель разных сортов, весы с разновесами, мерный стакан, таблица.
Ожидаемые результаты:
- Применение приобретённых знании и умении в практической деятельности и повседневной жизни.
- Приобретение практических навыков и умении при проведении эксперимента.
- Совершенствование приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Расширение интеллектуального, творческого кругозора учащихся.
План – конспект урока ( технологическая карта )
Слайд № 1Исторической родиной картофеля считается Южная Америка. В Россию картофель привёз царь Пётр I. Картофель пришёл в Россию в самом начале 18 века. Находясь в Голландии, Пётр I попробовал кушанья из картофеля, нашёл их очень вкусными и прислал в Россию целый мешок для выращивания. Картофель является вторым хлебом и всегда многих людей интересует вопрос его выращивания, использования, хранения.
Рефлексия:1). Сегодня на уроке меня больше всего поразило ………………………..
2) А меня на уроке удивило ……………………………………………………..
3) А мне больше всего запомнилось ………………………………………….
4) Сегодня я для себя сделал следующее открытие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни м...
Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим вед...
Дифференцированное обучение как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
обощение опыта по теме...
Дифференцированное обучение как способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
презентация к семинару...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Активизация учебно-познавательной деятельности при обучении физике
Активизация познавательной деятельности – это систематическое и целенаправленное субъектно-согласованное взаимодействие учителя и обучающегося, направленное на совершенствование содержания...
Проблемное обучение в курсе химии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....