конспект урока в 8 классе "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания."
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Цель: агрегатные состояния вещества, расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях, кристаллические тела, плавление и отвердевание кристаллических тел, температура плавления, график плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда)
Демонстрации.1.Модель кристаллической решетки .
2.Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).
3.Образование кристаллов.
Этап | Время, мин | Приемы и методы |
1.Постановка задач урока. Вводная беседа. 2. Изучение нового материала. 3.Закрепление материала 4.Физкультминутка 4.Проверка усвоения темы 4.Подведение итогов | 1 15 19 1 3 1 | Сообщение учителя Фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент, групповая работа, индивидуальное задание Групповое решение качественных и графических задач, фронтальный опрос. Тестирование Выставление оценок, записи на доске и в дневниках |
1.Организация класса
2.Изучение темы
I. Контрольные вопросы:
- Что называют агрегатным состоянием вещества?
- Для чего надо изучать переход вещества из одного агрегатного состояния в другое?
- Что называется плавлением?
- Что называется температурой плавления?
- Что называется отвердеванием или кристаллизацией?
II. Объяснение нового материала:
Постигая законы природы и используя, их в своей практической деятельности человек становится все более могущественным. Канули в вечность времена мистического страха перед природой. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно - технического прогресса.
Природа милая, тебе одной я внемлю
Ты подарила мне и небеса и землю,
И их помощником я буду век за веком
Лишь от того, что я родился человеком
Сегодня мы с вами будем постигать новые законы природы, новые понятия, которые позволят нам лучше узнать окружающий нас мир, а значит и правильно их использовать на благо человека.
I.Агрегатные состояния вещества
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что называется веществом?
- Что вы знаете о веществе?
Демонстрация: модели кристаллических решеток
- Какие состояния вещества вам известны?
- Охарактеризуйте каждое состояние вещества.
- Объясните свойства вещества в твердом ,жидком, газообразном состояниях.
Вывод: вещество может находиться в трех состояниях -жидком, твердом и газообразном, их называют агрегатными состояниями вещества.
II.Для чего нужно изучать агрегатные состояния вещества
Удивительное вещество вода
( Сообщение учащегося)
Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей. И если бы вода вела себя как положено, то Земля стала бы просто неузнаваемой
Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме, воды. При температуре от 0 до + 4 0С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При + 40с вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг\м3.При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно только до тех пор, пока ее температура не снизится до + 40С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры. Чтобы нагреть 1 г воды на 10с ей необходимо отдать в 5, 10, 30 раз большее количество теплоты, чем 1 г любого другого вещества.
Аномалия воды - отклонение от нормальных свойств тел – до конца не выяснены, но главная причина их известна: строение молекулы воды. Атомы водорода присоединяются к атому кислорода не симметрично с боков, а тяготеют к одной стороне. Ученые считают, что если бы не эта несимметричность, то свойства воды резко изменились бы. Например, вода отвердевала бы при -900С и кипела бы при – 700С.
III.Плавление и отвердевание
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
А.С.Пушкин
Неотвратимо снег идет
Как маятника мерный ход
Снег падает, кружится, вьется
Ложится мерно на дома
Украдкой проникает в закрома
Летит в машины в ямы и в колодцы
Э.Верхарга
А я все гладил снег рукой
А он все звездами отсвечивал
На свете нет тоски такой
Которой снег бы не излечивал
Он весь как музыка. Он весть
Его безудержность бескрайня
Ах, этот снег.… Не зря в нем есть
Всегда какая – нибудь тайна…
С.Г.Островой
- О каком веществе идет речь в этих четверостишиях?
- В каком состоянии находится вещество?
V.Самостоятельная работа учащихся в парах
1.Прочитать § 13
2.Изучить таблицу «Температура плавления некоторых веществ»
3.Рассмотреть график на рис 16
4. Взаимоопрос в парах (каждой паре раздаются вопросы на карточках):
- Что называется плавлением?
- Что называется температурой плавления?
- Что называется отвердеванием или кристаллизацией?
- Какое из веществ указанных в таблице имеет наиболее высокую температуру плавления? Какова температура его отвердевания?
- Какие из веществ, указанных в таблице отвердевают при температуре ниже 00С?
- При какой температуре отвердевает спирт?
- Что происходит с водой в отрезке АВ, ВС, CD,DE, TF, FK.
- Как по графику можно судить об изменении температуры вещества при нагревании и охлаждении?
- Какие участки графика соответствуют плавлению и отвердеванию льда?
- Почему эти участки параллельны оси времени?
VII. Демонстрация: Плавление и отвердевание кристаллических тел (на примере льда).
Наблюдение явления
VIII.Фронтальная беседа по предлагаемым вопросам.
Выводы:
- Плавлением называется переход вещества из твердого состояния в жидкое;
- Отвердеванием или кристаллизацией называется переход вещества из жидкого в твердое.
- Температурой плавления называется температура при которой вещество плавится.
- Вещество отвердевает при той же температуре, что и плавится.
- Во время процессов плавления и отвердевания температура не меняется.
Физкультминутка
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук и туловища.
VII.Закрепление.
1.Решение качественных задач
- Почему для измерения температуры наружного воздуха в холодных районах применяют термометры со спиртом, а не с ртутью?
- Какие металлы можно расплавить в медном котелке?
- Что произойдет с оловом, если его бросить в расплавленный свинец?
- Что произойдет с куском свинца, если его бросить в жидкое олово при температуре плавления?
- Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот?
2.Решение графических задач
- Опишите процессы, происходящие с веществом, по нижеприведенному графику. Какое это вещество?
40 | |||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||
40 | |||||||||||||||||||
- Опишите по нижеприведенному графику процессы, происходящие с алюминием. На каком участке происходит уменьшение внутренней энергии твердого тела?
800 | |||||||||||||||||||
600 | |||||||||||||||||||
400 | |||||||||||||||||||
200 | |||||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | |||||||||||||
200 | |||||||||||||||||||
400 | |||||||||||||||||||
- На рисунки изображены графики зависимости температуры от времени двух тел одинаковой массы. У какого из тел выше температура плавления? У какого тела больше удельная теплота плавления? Одинаковы ли удельные теплоемкости тел?
VIII.Сообщение учащегося «Горячий лед»
Стр.152 «Занимательная физика» Книга 2, Перельман
IX.Проверка усвоения темы- тест
1.Агрегатные состояния вещества отличаются
А. Молекулами , входящими в состав вещества
Б. Расположением молекул вещества
В.Расположением молекул, характером движения и взаимодействием молекул
2.Плавление вещества- это
А. Переход вещества из жидкого состояния в твердое
Б. Переход вещества из газообразного в жидкое
В.Переход вещества из твердого состояния в жидкое
3.Температурой плавления называется
А.Температура, при которой вещество плавится
Б. Температура вещества
В.Температура выше 1000 С
4. Во время процесса плавления температура
А.Остается постоянной
Б. Увеличивается
В. Уменьшается
5.В алюминиевой ложке можно расплавить
А. Серебро
Б.Цинк
В.Медь
На дом. §12-14, упр.7(3-5), повторить план ответа о физическом явлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"
Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....
Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"
Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....
Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"
На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....
Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....
Конспект урока на тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания» 8 - класс.
На данном уроке мы изучаем тему: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания». Здесь мы дадим определение понятию агрегатн...
Конспект урока "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цель: обобщить и систематизировать и закрепить знания по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».Формируемые УУД:предметные: закрепить знания учащихся об основных понятиях, физическ...