Урок физики в 7 классе по теме: "Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Материал содержит конспект урока, презентацию, интерактивный тренажёр для проверки усвоенного на уроке материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 7 классе.

Тема: «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».

Цель урока: вывести формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда, учить применять новую формулу  при решении задач.

Задачи:

Обучающие – создать условия для самостоятельного вывода учащимися формулы для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда,  для осознания детьми зависимости между давлением жидкости на дно и стенки сосуда от толщины слоя жидкости и плотности жидкости.  Отрабатывать  вычислительные навыки. Закрепить полученные теоретические знания на практике.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, усиливать познавательную мотивацию через осознание  учеником  своей значимости в образовательном процессе.

Воспитательные - создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.

Оборудование: компьютер, ноутбуки по 1 на группу, сосуд с тремя отверстиями на разной высоте, наполненный водой, линейки, рабочие карты для  вывода формулы.

 Тип урока: комбинированный

Эпиграф:  «Кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее».       С. Нерис   /Слайд 1/

Ход урока.

  1. Орг. момент /См. приложение 1/
  2. Повторение ранее изученного.
  1. Тест наоборот  

Задайте вопрос к слайду так, чтобы верный ответ был под цифрой 2. /Слайд 2/

  1. Сила
  2. Давление
  3. Масса
  4. Скорость
  1. Задайте вопрос к слайду так, чтобы верный ответ был под цифрой 1?  
  • Почему она так названа?
  • В чём состоит закон Паскаля?                  

Задайте вопрос к слайду так, чтобы верный ответ был под цифрой 4?

Задайте вопрос к слайду так, чтобы верный ответ был под цифрой 2?  /Слайд 3/

  1. Паскаль
  2. Ньютон
  3. Килограмм
  4. Квадратный метр
  1. Задайте вопрос к слайду так, чтобы верный ответ был под цифрой 3?
  2. Под цифрой 4? /Слайд 4/
  1. p =  ρgh
  2. F  =mg
  3. р = F/s
  4. m=ρv

  1. Демонстрация опыта.
  • В сосуде, наполненном водой,  сделаны три отверстия. Вопрос: почему струйки воды из отверстий одинакового диаметра вытекают по – разному?

Уровень воды разный, значит, на воду действует разное давление.

  • Рассчитайте давление жидкости на дно сосуда, на уровне каждого из отверстий.

Это невозможно, так как мы не знаем формулы

  1. Определение темы и целей урока учащимися

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Выводить формулу для расчёта жидкости на дно и стенки сосуда. /Слайд 5/

  1. Изучение нового материала /Слайд 6/

Работа с рабочими картами. /См. приложение 2/

Учащиеся выводят формулу для расчёта давления.

  1. Проверка самостоятельной работы.

Правильно ли вы вывели формулу? Запишите в тетрадь.  /Слайд 7/

                p – давление слоя жидкости, Па

                                           ρ – плотность жидкости, кг/м3

                                           g – ускорение свободного падения, Н/кг

                                            h – высота слоя жидкости, м

  • Такое давление называется   гидростатическим давлением.                                    Запись в тетрадь: Давление, оказываемое покоящейся жидкостью, называется гидростатическим.
  • От чего зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда? /Слайд 8/
  • Зависит ли оно от площади дна сосуда?
  • От формы сосуда?
  • Можно ли рассчитывать давление жидкости, налитой в сосуд любой формы?
  • Полученный нами вывод можно проверить опытами. /Слайды  9, 10, 11/
  1. Первичное закрепление. /Слайд 12/
  • Приведи примеры движущихся жидкостей.
  • И движущиеся, и покоящиеся жидкости оказывают давление ...
  • Гидростатическое давление - это ...
  • Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно стало больше: в пятилитровую кастрюлю или в  литровую бутылку? Почему?
  • Послушайте  отрывок из произведения  Беляева «Человек - амфибия».  

«Ихтиандр опускался всё глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений… Он погружался всё медленнее. Вода становилась плотнее, она уже давила на него, дышать становилось всё труднее. Здесь стояли густые зелёно – серые сумерки».

  • Согласны ли вы с автором, что вода с глубиной становится плотнее?
  • Почему же тогда ихтиандру стало трудно дышать?
  1. Тестирование. /См. приложение 3/
  1. Какие из жидкостей: вода, нефть  или керосин оказывает меньшее давление на дно сосудов, если высота столбиков  жидкостей одинаковая?
  2. В сосуд с водой опустили камень. Как при этом изменилось давление на дно сосуда?

(Увеличилось, так как увеличилась высота столба жидкости)

  1. В стакан с горячим чаем опустили три ложечки сахара и размешали его. Как изменилось давление на дно чашечки?  (Увеличилось, так как  увеличилась плотность жидкости)
  2. В каком из сосудов давление, оказываемое жидкостью больше?

  1. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 50 см?
  2. На какой глубине давление воды будет 700 кПа?
  3. В открытой цистерне, наполненной до уровня 3 метра, находится жидкость.  Её давление на дно цистерны равно 408 кПа.  Определите, какая это жидкость?  

  1. Доклады / при наличии времени/.
  2. Итог урока.
  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Что вызвало затруднения?
  1. Домашнее задание. /Слайд 13/
  1. Параграф 38;
  2. Упр. 15 (1,2)
  3. Задание 8  № 2.
  4. Доклады: «Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин». «Обитатели морских глубин»
  5. В аквариум, разделенный на три отсека налита вода (см. рис.). Что вы можете сказать о величине давления и силах давления на дно сосуда во всех отсеках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда урок физики в 7 классе с применением интерактивной доски Promethean и пультов дистанционного тестирования ActiVote. К сожалению,  тесты пришлось пр...

Урок физики в 7 классе по теме "Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда"

Урок физики в малокомплектной школе на котором формируются практические навыки работы с физическим оборудование, проводя самостоятельно опыты, а также используется компьютер для воспроизведения видеоф...

Конспект урока «Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда», физика 7 класс

Данный материал представляет собой конспект урока урока физики в 7 классе "Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда". Конспект содержит все этапы современного урока:...

Урок Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок в 7 классе, на котором необходимо сформировать понятия давление жидкости на дно и стенки сосуда, раскрыть причину возникновения этого давления; рассмотреть зависимость давления жидкости от в...

Достижение метапредметных результатов по теме «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда» (Физика -7, А.В. Пёрышкин)

Для достижения метапредметных результатов в 7 классе по теме  "Расчёт давления  жидкости  на дно  и стенки сосуда" использую задания для учащихся  любителей географи...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...