Конспект открытого урока №53/1
план-конспект урока по физике (8 класс)

Мустафина Голлия Аббяссовна

Конспект открытого урока по теме "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии." 8 класс. УМК  А. В. Перышкин. Физика. 8 кл.-  М.: Дрофа,  2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urokyaisprav.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока № 53/1

Учитель - Мустафина Голлия Аббяссовна

Класс – 8

Предмет – физика

Автор УМК – А. В. Перышкин. Физика. 8 кл.-  М.: Дрофа,  2015 г.

Тема урока – Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Дата – 9.01.18

Цель урока: Формирование ценностного отношения к физическим знаниям и естественно научного стиля мышления на основе осмысления темы «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.»

Планируемые результаты: 

ученик по окончании изучения темы

  • Предметные

-усвоит понятие магнитного поля;

- сможет объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий;

-приобретет навыки работы с оборудованием;

- сможет объяснить действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку;

- узнает при каких условиях вещества приобретают и теряют магнитные свойства

  • Личностные

сможет применять полученные знания.

  • Метапредметные – разовьёт умение наблюдать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре и группе; умение монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Задачи: организовать деятельность обучающихся, направленную на актуализацию и систематизацию имеющихся знаний; подготовить к получению новых знаний; создать условия для проведения учебного эксперимента; организовать групповую работу обучающихся.

 Методы обучения:

 объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности: 

индивидуальная, групповая.

Приёмы: интонационное выделение логически важных моментов изложения, ответы на поставленные вопросы, проведение демонстраций и экспериментов, задания на осмысление полученных знаний.

Демонстрации:

  • действие постоянного магнита на проводник с током:
  • существование магнитного поля вокруг проводника с током (опыт Эрстеда);
  • взаимодействие проводников с током;
  • расположение железных опилок вокруг проводника с током.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте! Сегодня работаем в группах. Вам нужно сгруппироваться по пять человек. На столах у вас лежат карточки с цифрами, различные приборы, и карточки с вопросами. Итак, интеллектуальная разминка. Свой ответ вы фиксируете с помощью карточки, на которой написана цифра, поднимая ее вверх.

Вопросы: 1) объем банки кетчупа

2) объем воды в озере Мичиган

3) объем спальной комнаты

4) объем картонной коробки из – под телевизора

 Ответы: 45м2, 0,4л, 94л, 4918км2

Вопросы: 1) масса футбольного мяча

2) масса дождевой капли

3) масса взрослого бегемота

4) Масса стиральной машины

Ответы: 18 кг, 2,8 т, 20мг, 750г

Молодцы хорошо справились!

  1. Мотивационный.

Следующий вопрос:

Что общего у янтаря, эбонитовой палочки и магнита? Они братья?

Они притягивают.

Эксперимент 1.

Что притягивает янтарь и эбонит? Что притягивает магнит? Проверьте свое предположение, с помощью приборов, лежащих на столе.

Вопросы: а) все ли предметы, лежащие на столе, притягиваются магнитом?

Б) сколько полюсов у магнита? Как ведут себя одноименные и разноименные полюса?

Г) может ли магнит влиять на железные предметы на расстоянии?

В) если магнит подвесить на верёвочке как он сориентируется в пространстве?

С) что использовали моряки для ориентации в пространстве?

3. Актуализация.

Эсперимент 2.

Возьмите стрелку компаса. Как вы думаете, может ли магнит повлиять на нее на расстоянии? Чем же осуществляется действие магнита на стрелку компаса? Правильно, посредством поля. Вспомним, что есть поле.

Итак, сформулируйте тему урока. Что мы сегодня будем изучать?

 Тема сегодняшнего урока: «Магнитное поле»

Эксперимент 3

Как вы думаете, почему во время грозы от удара молний стрелка компаса размагничивалась и переставала правильно показывать направление? Выясним есть ли связь между электричеством и магнетизмом. Может ли проводник с током стать источником магнитного поля?

Для этого посмотрим эксперимент, который был проведён в 1820 году, Хансом Эрстедом и показан студентам.

1 фрагмент фильма «Магнитное поле. Опыты» до 2.07

-Какой вывод можно сделать?

Ответ: проводник с током возбуждает вокруг себя магнитное поле, на которое реагирует стрелка компаса. 

-  Что такое электрический ток?

- Следует ли из этого, что источником магнитного поля являются движущиеся заряды?

- Итак, источником магнитного поля являются… движущиеся заряды

4. Первичное усвоение новых знаний и способов действия.

Работа в группах.

Предлагаю вам заняться исследованием свойств магнитного поля. Каждая группа, имеет свое задание, описанное на карточке 2.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

Оборудованиее

Магнитная стрелка на подставке, магнит.

Проводник, источник питания, ключ

Постоянные магниты, различной формы, металлические опилки, картон

Кольцеобразный проводник, источник питания, ключ, дугообразный магнит, штатив

Кольцеобразный проводник, источник питания, ключ, металлические опилки

Проводники различной формы на пластиковой подставке, источник питания, ключ и металлические опилки

Исследование

1.Закрепите магнитную стрелку на подставке, поднесите к ней магнит. Будет ли он действовать на стрелку на расстоянии?

2.Соберите цепь, состоящую из источника, ключа и проводника. Поместите рядом с проводником магнитную стрелку.

1.Расположите картон на столе. Под него поочерёдно помещайте магниты. 2.Сверху насыпьте металлические опилки. Слегка постучите по картону. 3.Зарисуйте получившуюся картину расположения металлических опилок.

1.Соберите цепь, состоящую из источника тока, ключа и кольцеобразного проводника, подвесив его на штативе.

2.Поднесите к проводнику дугообразный магнит так, чтобы проводник свободно входил в него.

3. Замкните цепь. Как будет вести себя проводник.

1.Соберите цепь, состоящую из кольцеобразного проводника на подставке, ключа, источника питания.

2. Насыпьте на подставку опилки.

3. Замкните ключ и опишите получившийся результат.

1.Соберите цепь из источника, ключа и проводника.

2. Пропустите ток через проводник.

3. На подставку насыпьте опилки.

4. Используйте следующий проводник.

5. Опишите, что вы увидили.

Что увидели? Выводы

Опишите поведение магнитной стрелки, при воздействии на нее магнита. Опишите поведение магнитной стрелки возле проводника с током

Можно ли увидеть магнитное поле?

Можно графически изобразить с помощью силовых линий. Это линии вдоль которых располагаются стрелки компаса.  Из северного конца линии выходят, в южный входят

Что вы можете сказать о влиянии магнита на проводник с током?

Магнит действует на проводник с током

Как расположатся опилки вокруг кругового тока?

В центре расположатся прямолинейно

Визуализация магнитного поля различных проводников с помощью металлических опилок.

Подобно магнитным стрелкам ведут себя железные опилки

 На представление группой своих результатов дается 5 мин. После выступлений заполняется общая схема

                                                                                         

5. Закрепление полученных знаний

 Выполните тест. Ответы записать на листочках, старший по группе сдает их учителю.

Вариант 1

  1. Зависит ли сила магнитного поля от силы тока в проводнике?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Можно ли сделать магнит, у которого только северный полюс?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Можно ли изобразить магнитное поле графически?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Обязательно ли наличие движущихся заряженных частиц в проводнике для возникновения магнитного поля?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Верно ли утверждение, что все металлы притягиваются к магниту?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

Вариант 2

  1. Можно ли сделать магнит, у которого только южный полюс?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Можно ли изобразить магнитное поле графически?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Зависит ли сила магнитного поля от длины проволоки?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Достаточно ли наличия заряженных частиц в проводнике для возникновения магнитного поля?

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Верно ли утверждение, что металлические опилки располагаются вокруг проводника как стрелки компаса

а). Да;

б). Нет;

в). Не знаю.

  1. Домашнее задание: § 57, 58. Упражнение 40. Подготовиться к лабораторной работе № 9 (тетрадь для лабораторных работ)
  2. Подведение итогов. Рефлексия

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Что вы поняли?

3) Чему вы научились?

4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?

Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.

Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.

Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...