Рабочая программа по физике. 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс)
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе авторской программы "физика" авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важевская, Д.А.Исаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fizike_11kl.baza_-_kopiya.docx | 774.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике 10-11 классы составлена на основе следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Авторская программа «Физика» авторов Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, Д. А. Исаев/Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М. «Просвещение», 2005;
- Учебный план МАОУ СОШ №2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 70 часов в 11 классе.
Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира. В ней предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Ознакомление учащихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся в процессе изучения физики основное внимание следует уделять знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает учащихся научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Изучение физики в образовательных учреждений среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность: - овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: - владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в полной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение.
При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как предмет физика входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:
- при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона;
- для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
Уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тестовая работа, наблюдение, составление конспекта , подготовка сообщения с презентацией, фронтальный опрос, лабораторная работа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Постоянный электрический ток | 10 | 1 | 1 |
2 | Взаимосвязь электрического и магнитного полей | 8 | 1 | - |
3 | Электромагнитные колебания и волны | 8 | 1 | - |
4 | Оптика | 11 | 1 | 2 |
5 | Основы специальной теории относительности | 5 | 1 | - |
6 | Фотоэффект | 6 | 1 | - |
7 | Строение атомов | 4 | - | - |
8 | Атомное ядро | 11 | 2 | - |
9 | Элементы астрофизики | 5 | - | - |
Итого | 70 | 8 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Сроки проведения |
Электродинамика. 42 часа | |||
Постоянный электрический ток. 10 часов | |||
1/1 | Условие существования электрического тока. ИТБ | 1 | |
2/2 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 | |
3/3 | Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников | 1 | |
4/4 | Решение задач | 1 | |
5/5 | Лабораторная работа №1 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока», ИТБ | 1 | |
6/6 | Применение законов постоянного тока. Проводимость металлов | 1 | |
2/2 | Электрический ток в жидкости | 1 | |
8/8 | Электрический ток в вакууме и газах | 1 | |
9/9 | Электрический ток в полупроводниках | 1 | |
10/10 | Контрольная работа №1 | 1 | |
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. 8 часов | |||
11/1 | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. | 1 | |
12/2 | Магнитное поле тока. | 1 | |
13/3 | Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряды. Принцип действия электроизмерительных приборов. | 1 | |
14/4 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. ЭДС индукции. | 1 | |
15/5 | Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. | 1 | |
16/6 | Самоиндукция. Индуктивность. | 1 | |
17/7 | Вихревое электрическое поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. | 1 | |
18/8 | Контрольная работа №2 | 1 | |
Электромагнитные колебания и волны. 8 часов. | |||
1/19 | Свободные механические колебания. | 1 | |
2/20 | Гармонические колебания | 1 | |
3/21 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний | 1 | |
4/22 | Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока | 1 | |
5/23 | Электромагнитное поле | 1 | |
6/24 | Излучение и прием электромагнитных волн | 1 | |
7/25 | Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн | 1 | |
8/26 | Принципы радиосвязи. Изобретение радио А.С.Поповым | 1 | |
9/27 | Радиолокация. Сотовая связь | 1 | |
10/28 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
Оптика. 11 часов | |||
1/29 | Понятия и законы геометрической оптики. Электромагнитная природа света | 1 | |
2/30 | Законы распространения света | 1 | |
3/31 | Лабораторная работа № 2 «Измерение показателя преломления стекла» | 1 | |
4/32 | Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы. | 1 | |
5/33 | Оптические приборы | 1 | |
6/34 | Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия. Поляризация света | 1 | |
7/35 | Дисперсия света. Поляризация света | 1 | |
8/36 | Лабораторная работа №3 «Наблюдение дисперсии, интерференции и дифракции света» | 1 | |
9/37 | Скорость света и её экспериментальное определение. | 1 | |
10/38 | Электромагнитные волны и их практическое применение | 1 | |
11/39 | Электромагнитные волны и их практическое применение | 1 | |
12/40 | Контрольная работа № 4 | 1 | |
Основы специальной теории относительности. 5 часов | |||
1/41 | Электродинамика и принцип относительности. | 1 | |
2/42 | Постулаты специальной теории относительности | 1 | |
3/43 | Релятивистский импульс | 1 | |
4/44 | Взаимосвязь массы и энергии | 1 | |
5/45 | Контрольная работа № 5 | 1 | |
Элементы квантовой физики и астрофизики. 26 часов | |||
Фотоэффект 6 часов | |||
1/46 | Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы фотоэффект | 1 | |
2/47 | Фотон. Фотоэлементы. | 1 | |
3/48 | Решение задач по теме «Фотоэффект» | 1 | |
4/49 | Давление света. | 1 | |
5/50 | Корпускулярно - волновой дуализм | 1 | |
6/51 | Контрольная работа № 6 | 1 | |
Строение атомов. 4 часа | |||
1/52 | Опыты Резерфорда. Строение атома | 1 | |
2/53 | Квантовые постулаты Бора | 1 | |
3/54 | Спектры испускания и поглощения | 1 | |
4/55 | Лазеры | 1 | |
Атомное ядро. 11 часов | |||
1/56 | Радиоактивность. Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра | 1 | |
2/57 | Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс | 1 | |
3/58 | Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада | 1 | |
4/59 | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций | 1 | |
5/60 | Решение задач | 1 | |
6/61 | Деление ядер урана. Цепная реакция | 1 | |
7/62 | Ядерная энергетика | 1 | |
8/63 | Энергия синтеза атомных ядер | 1 | |
9/64 | Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения | 1 | |
10/65 | Контрольная работа №7 «Строение атома. Атомное ядро» | 1 | |
Элементы астрофизики. 5 часов | |||
1/66 | Солнечная система. | 1 | |
2/67 | Внутреннее строение Солнца | 1 | |
3/68 | Звезды и источники их энергий | 1 | |
4/69 | Млечный Путь – наша Галактика | 1 | |
5/70 | Галактики. Вселенная | 1 |
Учебно-методический комплект
1. Пурышева Н.С., Важевская Н.Е., Исаев Физика. 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений - 3-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2012.
2.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
3.Мультимедийное электронное приложение к учебнику. Физика 11 класс.
4.Физика. Базовый уровень. 11 класс: методическое пособие/ Н.С.Пурышева, Н.Е.Важевская, Д.А.Исаев. - М, : Дрофа, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...