Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока | этапа | Время мин | Содержание УВМ данного этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы контроля |
1. Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке | 1 мин | Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Записывают в тетрадь число.
| Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность | Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место. |
|
Проверка домашнего задания
| Установить правильность и осознанность выполнения д\з всеми уч-ся. Коррекция пробелов и ошибок. | 2мин | Правильно ответить на заданные вопросы | Что такое давление? По какой формуле найти давление твердых тел? От чего оно зависит? По какой формуле найти давление жидкостей?
| Отвечают на вопросы.
| опрос |
Этап всесторонней проверки знаний
| Организовать и целенаправить познавательную деятельность | 5мин | Учащимся предлагается тест в картинках | Задача 1. Когда больше вязнут ноги человека при переходе по болоту: когда он стоит или когда делает шаг? Почему? Настил из хвороста облегчает переход по болоту. Почему?
Задача 2. Вещевой мешок должен иметь широкие ремни, а не узкие лямки. Почему?
Задача 3. Какой из кофейников вмещает больше жидкости? Почему?
Задача 4. В каком из сосудов давление больше?
Задача 5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на край полыньи рекомендуют класть доски или лыжи. Почему?
Задача 6. Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран? Приведите примеры сообщающихся сосудов.
| 1 слайд: настил увеличивает площадь опоры
2 слайд: для увеличения площади опоры
3 слайд: второй, т.к. носик у второго выше.
4 слайд: одинаковое
5 слайд: чтобы увеличить площадь опоры
6слайд: да, до тех пор, пока вода не окажется на одном уровне
| Рецензирование ответов учащихся, направленное на прояснение + и – сторон в их знаниях. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подготовки к активному усвоению нового материала
| Создать условия (обеспечить деятельность) по определению целей урока
| 8мин | Самостоятельно сформулировать цель урока
| Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Какова же наша тема? Цель урока: 1. вспомним строение атмосферы Земли, 2. убедимся в существовании атмосферного давления 3. научимся использовать полученные знания для решения физических задач. Из курса географии давайте вспомним: 1. Что такое атмосфера?
2. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему?
3. Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения?
Наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха. - А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли? Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой. Почему мы не чувствуем, что на нас давит вертикальный столб воздуха? (В процессе эволюции организм приспособился к давлению нашей атмосферы, равному примерно105 Па. Наше внутреннее давление как раз равно атмосферному. Глубоководные рыбы, приспособились к еще более высокому давлению. Будучи вытащенными, из воды, они “взрываются”, т.е. давление у них внутри оказывается больше, чем давление атмосферы снаружи).
|
Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.
(воздушная оболочка Земли).
(в нижнем, количество молекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разреженный). (она бы улетела).
(Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)
| Самостоятельно формулируют цель урока. Быстрая проверка опорных знаний |
Этап усвоения новых знаний
| Дать учащимся представление о том, что давление воздуха существует и что воздух имеет вес | 10мин | Самостоятельно убедиться в существовании давления воздуха и в том, что воздух имеет вес
| Атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней. Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферного давления на опытах. Опыт 1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит? Опыт 2. В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями. Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней? . А сейчас выясним, имеет ли воздух массу?
Опыт 3. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим? Опыт 4. Можно ли измерить массу воздуха в шаре? Как это сделать?
Известно, что воздух объемом 1 м3 имеет массу 1.3 кг. Из опыта следует, что воздух должен давить на Землю и на все тела, находящиеся на ней Вес 1 м3 воздуха: P = 10 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н Вывод: Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле. |
Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже.
Ответ: Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха
Выводы: приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.
Выводы: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.
Высказывают предложения
Делают записи в тетради | Правильность ответов и активное участие класса в подведении итогов работы. Самостоятельно устанавливают зависимость от других физических величин. |
Этап закрепления новых знаний | Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса
| 16мин | Усвоить материал урока Правильно заполнить таблицу | Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты – 10м, ширина – 6м, высота – 4м.
Оказывается, на 1кв.см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, на нее давит 300кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5м2, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.
Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес? Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела. Следующий опыт поможет нам понять это. Опыт 5. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.
На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц, стеклянная трубка. Проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу: № | Тела
| Наблюдаемые явления | Объяснение наблюдаемого явления
| 1. | Пипетка |
|
| 2. | Шприц |
|
| 3. | Трубочка |
|
|
Подведем итоги урока. Заполним пустые места текста.
1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ . 2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела. 3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.
| Решают задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192м3, значит, в классе 192м3 воздуха. Он весит почти 1/4 тонны.
Заполняют таблицу. | Опрос средних и слабых учеников, выявление уровня осознанности материала большинством этой группы |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Объявить домашнее задание. | 2мин | Разъяснение методики выполнения д\з и подведение итогов урока (оценки) | Домашнее задание §42, §43. Упр.19, задание на стр.125 1.Если откачать насосом воздух из жестяной банки, она сплющивается. Почему? 2.Как мы пьем 3.Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист, лопнул. Почему лопнул лист?
| Записывают домашнее задание в дневник | Дифференцированный подход в отборе учебного материала для д\з, правильное выполнение д\з всеми учениками |
8. Рефлексия | Подвести итоги урока. | 1мин | осознание учащимися способов деятельности, обнаружение смысловых особенностей | Что изучали на уроке? Что вас удивило? Что больше всего понравилось? Какое открытие вы сегодня сделали? Выставление оценок. Благодарность учащимся за работу.
| Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке. | Осознание в различных видах (вербальной или графической) не только того что было сделано на уроке, но и как. |