Выступление на научно-методическом семинаре. Тема: Метод проектов как одна из тенденций в области образовательных технологий
статья по физике
Хотя мы говорим о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_odna_iz_tendentsiy_v_oblasti_obrazovatelnyh_tehnologiy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на научно-методическом семинаре.
Тема: Метод проектов
как одна из тенденций в области образовательных технологий.
Хотя мы говорим о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Предлагалось строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Тут требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, т.о. приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. В 1931 году метод проектов был осуждён и не возрождался. Вместе с тем он успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную. Групповую. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
В последнее время метод проектов становится в России «модным», что вселяет опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь многое называется проектом, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно - познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
- Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, предусматривающим прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
- Основные требования к использованию метода проектов.
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (напр., «Исследование влияния КПД тепловых двигателей на экологию окружающей среды», «Физические явления в природе» и т.д.)
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (напр. доклад в соответствующие службы, совместный с партнёром по проекту выпуск газеты и т. д.)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:
- Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование «мозговой атаки», «круглого стола»);
- Выдвижение гипотезы их решения;
- Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.)
- Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.)
- Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- Подведение итогов, оформление результатов, их презентация:
- Выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний уч-ся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Темы для проектов – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)
Типы проектов:
По признаку «Доминирующая в проекте деятельность» - исследовательские, творческие, ролевые-игровые, информационные (ознакомительно- ориентировочные), практико-ориентированные (прикладные).
По признаку «Предметно-содержательной область) – монопроекты (литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые «лингвистические», культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные.
- межпредметные.
По признаку «Характер контактов» - внутренние или региональные, международнные.
По признаку «Количество участников» - личностные, парные, групповые.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходиться иметь дело со смешанными типами проектов.
Примеры проектов в школьной практике.
Метод проектов - это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, справочники, видеозаписи, СМИ и т.д.
Напомним ещё раз, в чём привлекательность метода проектов? Главное стратегическое направление развития систем образования в мировой педагогике – РО, формирование и развитие интеллектуальных умений уч-ся, их нравственное развитие. А метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных умений критического и творческого мышления.
Например: проект «Проблемы глобальной зависимости экологической и демографической ситуации на Земле от КПД тепловых машин».
Предмет: физика
Класс: 10-ый лицейский.
Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы науки: физика, химия, математика, экология, демография, информатика, географический и климатический прогноз, экономическое моделирование.
Тип проекта: исследовательский.
Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Интернет; сканер для считывания графической информации; лазерный принтер; видеомагнитофон, диапроектор, ксерокс.
Цель проекта: Влияние работы тепловых машин на природу и человека и поиск возможности повышения КПД тепловых двигателей.
Задачи проекта:
- Научить учащихся пользоваться Интернет и другими источниками для сбора материалов по изучению данной темы;
- Изучить принцип работы различных видов и типов тепловых машин (ДВС, паровые машины);
- Уметь анализировать преимущества и недостатки работы различных видов и типов тепловых машин с точки зрения охраны окружающей среды;
- Провести сравнительный анализ зависимости вредных выбросов от КПД тепловых машин;
- Показать, что глобальные изменения климата и увеличение катастрофических ситуаций на Земле – это результат технического прогресса человечества, в том числе и результат использования тепловых машин.
- Найти возможные пути решения проблем;
- Показать достижения мировых лидеров в области моторостроении;
- Уметь проводить социологические опросы по теме проекта;
- Уметь проводить экономический анализ;
- Освоить методы прогнозирования.
МГМЛ при МГТУ 3.11.2016г.
НМС, проблемный семинар.
Докладчик: Галямова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на научно-методическом совете школы "ИКТ на уроке"
Выступление на научно-методическом совете школы "ИКТ на уроке"...
Выступление на Научно-методическом совете МОУ гимназии №39 «Классическая»
Тема: «Дифференцированный подход в обучении математике»...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Научно-методическая разработка на тему "Организация самостоятельной работы на уроках технологии"
Научно-методическая разработка...
Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...
Выступление на научно-методической конференции. «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры».
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка....