Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими на уроках физики»
статья по физике на тему

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. На нас же, Российских учителей, по традиции возлагается вся   ответственность за ход и результаты учения. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Мы все -  «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными  проблемами и нас ругают за низкие баллы и двойки на  ЕГЭ и ГИА.........

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Организация работы со слабоуспевающими на уроках физики»

подготовила учитель физики

МОУ РомановскаяСОШ

 Жаркова М.Е.

Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. На нас же, Российских учителей, по традиции возлагается вся   ответственность за ход и результаты учения. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Мы все -  «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными  проблемами и нас ругают за низкие баллы и двойки на  ЕГЭ и ГИА.

Настоящие профессионалы, понимающие  педагогическую ситуацию, рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе на шею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге».

Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.

Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР). Часто дети с диагнозом ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма и счета, отсутствуют навыки самостоятельной работы и т. д.

Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Выделяют три основные причины неуспеваемости:

физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);

психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);

социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

Чтобы слабоуспевающие учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ.

О причинах неуспеваемости прежде всего обязан знать классный руководитель. Помочь ему определить эти причины должны школьные специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), сам обучающийся, его родители и одноклассники. Классный руководитель составляет "Психолого-педагогическую характеристику учащегося". Учителя-предметники используют ее при организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Конечно, можно самостоятельно проводить анкетирование, наблюдать за деятельностью обучающихся на уроке, но  эффективнее вначале ознакомиться с данной характеристикой или побеседовать с классным руководителем.  Здесь мне помощь оказывают такие классные руководители как Бегушева Ольга Сергеевна, Ганькина Ольга  Алексеевна, Педанова Валентина Николаевна, Саяпина Ольга Васильевна, у которых  в классах есть слобоуспевающие по физике обучающиеся. Педагоги  и по моей просьбе и, часто, по личной инициативе дают исчерпывающие характеристики на таких учеников, организуют личные встречи с их  родителями, участвуют вместе со мной  в индивидуальных беседах с обучающимися.

Основная нагрузка в работе со слабоуспевающими учениками приходится на среднюю школу, т.к. знания формируются на 80% в  начальной  и основной школе; 10% дают 10-11 классы; 5% - ВУЗ; остальное – практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы, и каждый учится на свое будущее благополучие.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. (Тема нашего педагогического совета)

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению. (Самая сложная, на мой взгляд, группа).

Обучающихся из первой группы надо чаще хвалить, ставить в пример другим ученикам их стремление к знаниям, прилежание в учёбе, трудолюбие. Этим ученикам я поручаю подготовить сообщения, доклад или презентацию к изучаемой или изученной теме. И ещё, например, Самородову Ксению, я заранее предупреждаю о том, что буду спрашивать её на следующем уроке. Это даёт ей возможность справиться с волнением и морально подготовиться к выступлению перед классом.

В работе со слабыми учащимися этой группы я опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Работа с учащимися из 2-й и 3-й групп.

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, (другие виды деятельность у них гипертрофированы), к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. В современной педагогической литературе для таких ребят используется термин «неправильное отношение к учебе».

Неправильное отношение к учебе - это  позиция ученика, которая характеризуется отсутствием устойчивых мотивов, качеств личности, эмоций, действий, необходимых для полноценного учебного труда.

Многие авторы, исследовавшие проблему неуспеваемости в качестве пути ее преодоления, предлагают использовать принцип индивидуализации обучения.

В современной дидактике индивидуализация обучения реализуется следующими способами:

1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода, согласно которому к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя обучение по методам, средствам, формам организации познавательной деятельности обучаемых (И.Э. Унт, А.С. Границкая и др.). Идеи этих авторов позволяют индивидуализировать процесс обучения слабоуспевающих учеников в условиях классно-урочной системы с применением активных методов обучения, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности

Именно этот приём отлично «работает» на уроках физики.  Показанный в начале урока физический эксперимент может создать проблемную ситуацию или позволить установить связь между учебной информацией и жизненным опытом учащихся или будет служить началом использования исследовательского подхода при изучении учебного материала.

2-й  способ индивидуализация обучения - построение собственного пути обучения каждого ученика (Т.А. Строкова, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской и др.)

В этом случае целесообразнее говорить об индивидуальных программах коррекции учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учеников основной школы. Индивидуальной программой обучения-коррекции является общий план совместных действий учителя и ученика в освоении учебного содержания, достижении образовательных результатов.  Я считаю, что данная идея – развитие и воспитание компетентной личности -  основа ФГОС второго поколения. Школа должна готовить зрелого гражданина  России - способного к самореализации в различных видах деятельности. – так формулируется основная идея стандарта.

Таким образом, оценивая качество образования не только слабоуспевающих, но и всех  учеников, следует оценивать их достижения с процессуальной точки зрения (движение ученика от своего прежнего уровня в новому) и результативной (соответствия их достижений определенному образовательному стандарту).

Для достижения целей, поставленных перед нами новым ФГОС, в следующем учебном году постараюсь применять такую современную  технологию как  - технология “полного усвоения”.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова основателя классно-урочной системы Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным? Ведь нельзя объять необъятное!

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем.

 По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом.

Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний.

В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития. 

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

Отмечу, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Исчезнут слабоуспевающие ученики?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"

Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"...

Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке»

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают большой прирост числа детей с проблемами поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социальн...

Доклад на тему: « Организация парной и групповой форм работы на уроках математики"

Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ ....