Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими на уроках физики»
статья по физике на тему
Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. На нас же, Российских учителей, по традиции возлагается вся ответственность за ход и результаты учения. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Мы все - «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными проблемами и нас ругают за низкие баллы и двойки на ЕГЭ и ГИА.........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_organizatsiya_raboty_so_slabouspevayushchimi_po_fizike.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Организация работы со слабоуспевающими на уроках физики»
подготовила учитель физики
МОУ РомановскаяСОШ
Жаркова М.Е.
Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. На нас же, Российских учителей, по традиции возлагается вся ответственность за ход и результаты учения. В действительности не один педагог не может контролировать полностью педагогическую ситуацию. Мы все - «заложники» наших учащихся. Попадается талант, и мы гордимся его победой на олимпиаде. Сидит в классе ученик с познавательными проблемами и нас ругают за низкие баллы и двойки на ЕГЭ и ГИА.
Настоящие профессионалы, понимающие педагогическую ситуацию, рассматривают учителя как личность, создающую для учащихся хорошие познавательные возможности, но не подменяющую их, не сажающую их себе на шею и не выполняющую обязанности «бурлака на Волге».
Что остается учителю? – Работать, помогать, понимать, содействовать и мотивировать. Требовать тоже можно, но в пределах реального. А если мы видим, что перед нами ученик, «нуждающийся в лечении», то мы сочувствуем его родителям и не осложняем их без того трудную судьбу.
Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР). Часто дети с диагнозом ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма и счета, отсутствуют навыки самостоятельной работы и т. д.
Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.
Выделяют три основные причины неуспеваемости:
физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Чтобы слабоуспевающие учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ.
О причинах неуспеваемости прежде всего обязан знать классный руководитель. Помочь ему определить эти причины должны школьные специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), сам обучающийся, его родители и одноклассники. Классный руководитель составляет "Психолого-педагогическую характеристику учащегося". Учителя-предметники используют ее при организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.
Конечно, можно самостоятельно проводить анкетирование, наблюдать за деятельностью обучающихся на уроке, но эффективнее вначале ознакомиться с данной характеристикой или побеседовать с классным руководителем. Здесь мне помощь оказывают такие классные руководители как Бегушева Ольга Сергеевна, Ганькина Ольга Алексеевна, Педанова Валентина Николаевна, Саяпина Ольга Васильевна, у которых в классах есть слобоуспевающие по физике обучающиеся. Педагоги и по моей просьбе и, часто, по личной инициативе дают исчерпывающие характеристики на таких учеников, организуют личные встречи с их родителями, участвуют вместе со мной в индивидуальных беседах с обучающимися.
Основная нагрузка в работе со слабоуспевающими учениками приходится на среднюю школу, т.к. знания формируются на 80% в начальной и основной школе; 10% дают 10-11 классы; 5% - ВУЗ; остальное – практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения – это школьные годы, и каждый учится на свое будущее благополучие.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.
1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. (Тема нашего педагогического совета)
3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. (Самая сложная, на мой взгляд, группа).
Обучающихся из первой группы надо чаще хвалить, ставить в пример другим ученикам их стремление к знаниям, прилежание в учёбе, трудолюбие. Этим ученикам я поручаю подготовить сообщения, доклад или презентацию к изучаемой или изученной теме. И ещё, например, Самородову Ксению, я заранее предупреждаю о том, что буду спрашивать её на следующем уроке. Это даёт ей возможность справиться с волнением и морально подготовиться к выступлению перед классом.
В работе со слабыми учащимися этой группы я опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Работа с учащимися из 2-й и 3-й групп.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, (другие виды деятельность у них гипертрофированы), к поручениям учителя относятся отрицательно. Об учениках этой группы, можно сказать: будет мотивация – будет продуктивность учения. В современной педагогической литературе для таких ребят используется термин «неправильное отношение к учебе».
Неправильное отношение к учебе - это позиция ученика, которая характеризуется отсутствием устойчивых мотивов, качеств личности, эмоций, действий, необходимых для полноценного учебного труда.
Многие авторы, исследовавшие проблему неуспеваемости в качестве пути ее преодоления, предлагают использовать принцип индивидуализации обучения.
В современной дидактике индивидуализация обучения реализуется следующими способами:
1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода, согласно которому к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя обучение по методам, средствам, формам организации познавательной деятельности обучаемых (И.Э. Унт, А.С. Границкая и др.). Идеи этих авторов позволяют индивидуализировать процесс обучения слабоуспевающих учеников в условиях классно-урочной системы с применением активных методов обучения, которые направлены главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности
Именно этот приём отлично «работает» на уроках физики. Показанный в начале урока физический эксперимент может создать проблемную ситуацию или позволить установить связь между учебной информацией и жизненным опытом учащихся или будет служить началом использования исследовательского подхода при изучении учебного материала.
2-й способ индивидуализация обучения - построение собственного пути обучения каждого ученика (Т.А. Строкова, Т.И. Шамова, А.В. Хуторской и др.)
В этом случае целесообразнее говорить об индивидуальных программах коррекции учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учеников основной школы. Индивидуальной программой обучения-коррекции является общий план совместных действий учителя и ученика в освоении учебного содержания, достижении образовательных результатов. Я считаю, что данная идея – развитие и воспитание компетентной личности - основа ФГОС второго поколения. Школа должна готовить зрелого гражданина России - способного к самореализации в различных видах деятельности. – так формулируется основная идея стандарта.
Таким образом, оценивая качество образования не только слабоуспевающих, но и всех учеников, следует оценивать их достижения с процессуальной точки зрения (движение ученика от своего прежнего уровня в новому) и результативной (соответствия их достижений определенному образовательному стандарту).
Для достижения целей, поставленных перед нами новым ФГОС, в следующем учебном году постараюсь применять такую современную технологию как - технология “полного усвоения”.
На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова основателя классно-урочной системы Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным? Ведь нельзя объять необъятное!
Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем.
По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом.
Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний.
В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Этапы освоения изучаемого материала | Организационно-педагогическая направленность |
1. Изучение нового материала. | Индивидуализация учебного процесса. |
2. Диагностическое тестирование. | Проверка базового уровня. |
3. Уроки коррекции и развития. Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа. Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень. | Дифференциация учебного процесса. |
4. Итоговый контроль. Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень. | Проверка результатов обучения. |
Отмечу, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Исчезнут слабоуспевающие ученики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...
Доклад по самообразованию "Организация работы со слабоуспевающими учащимися начальной школы"
Особенности неуспевающих учащихся...
Методический доклад на тему "Организация самостоятельной работы студентов"
Виды и формы самостоятельной работы студентов...
Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"
Доклад по теме "Организация работы с текстом на уроках русского языка"...
Доклад на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»
Доклад на ШМО гумманитарного цикла....
Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке»
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают большой прирост числа детей с проблемами поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социальн...
Доклад на тему: « Организация парной и групповой форм работы на уроках математики"
Данный материал предназначен для учителей коррекционных школ ....