Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке»
статья (9 класс)
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают большой прирост числа детей с проблемами поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а интенсификация обучения и перегруженность школьных программ способствуют возрастанию числа неуспевающих.
Ни один психически здоровый ребенок не хотел бы отставать от сверстников. Но постоянные неудачи отбивают желание учиться. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик практически переживает ситуацию неуспеха ежедневно. Он начинает искать товарищей, при общении с которыми не чувствует себя «за бортом». Задача педагогов – грамотно организовать работу со слабоуспевающими и неуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями.
Что такое неуспеваемость? – Это отставание в учении, при котором учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке».
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают большой прирост числа детей с проблемами поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а интенсификация обучения и перегруженность школьных программ способствуют возрастанию числа неуспевающих.
Ни один психически здоровый ребенок не хотел бы отставать от сверстников. Но постоянные неудачи отбивают желание учиться. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором происходит постоянно подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик практически переживает ситуацию неуспеха ежедневно. Он начинает искать товарищей, при общении с которыми не чувствует себя «за бортом». Задача педагогов – грамотно организовать работу со слабоуспевающими и неуспевающими детьми, обеспечивая им поддержку и помогая справиться с трудностями.
Что такое неуспеваемость? – Это отставание в учении, при котором учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Поэтому актуальная проблема любой школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Для этого необходимо выяснить причины отставания, определить действительный уровень знаний ученика, после чего «возвратить» его на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы.
Причины неуспеваемости:
физиологические
– наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость),
- слабое здоровье,
- нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды);
проблемы среды, семьи и быта
- низкий уровень благосостояния семьи,
- район, где расположена школа,
- напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей),
- неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или детьми),
психологические
- недостаточно сформированные навыки и приемы учебы,
- отставание в области основных психических процессов (внимание, память, логика, вербализация),
- особенности нервной системы и волевой сферы,
- несформированность устойчивого стремления к достижению успеха,
- неразвитость интереса к изучению школьных предметов;
отсутствие мотивации.
Чтобы предотвратить неуспеваемость, нужно:
- выявить образовавшиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов;
- установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися;
- систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам;
- так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес к учению, внутреннюю мотивацию учебной деятельности.
Как же этого добиться?
- Выявить и изучить педагогически запущенных школьников:
- знать их психическое развитие – восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная);
- изучить результаты деятельности этих учащихся;
- изучить положение ученика в классе, характер его взаимоотношений с товарищами;
- изучить интересы, способности и склонности ученика;
- изучить положение ребенка в семье.
2. Организовать психологическую, педагогическую, и медицинскую помощь отстающим школьникам.
При работе со слабыми учениками учитель должен соблюдать следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него.
- Желательно, чтобы ответ был в письменной, а не в устной форме.
- Нельзя давать большой, разнообразный, сложный материал в ограниченный промежуток времени, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски.
- Не следует задавать таким ученикам вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, чтобы дети могли позаниматься дома.
- Путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях.
- Осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относится к ним.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Не следует отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создать спокойную, не нервозную атмосферу.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены. Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом этапе урока (закрепление, проверка домашнего задания, самостоятельная работа). Он предусматривает использование следующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания;
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Для организации дифференцируемой работы на уроке и при выполнении домашнего задания можно предложить такие рекомендации:
- Трехвариантные задания по степени трудности – облегченный, средний и повышенный (учащийся сам выбирает вариант).
- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
- Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложение к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
- Индивидуальные дифференцированные задания.
- Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант выбирает учитель).
- Общие практические задания с указанием минимального количества заданий для обязательного выполнения.
- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Часто дифференцированный подход используют и при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, вызывают 3-4 человека к доске, дают им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учениками, затем разбирается решение.
Одной из главных задач для учителя является создание ситуации успеха на уроке (помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более сложной и трудоемкой деятельности, слабому – выполнить посильный объем работы). Решению этой и других проблем служит основанная на личностно-ориентированной педагогике технология обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – это один из вариантов обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3-4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей командой в целом. «Награды» команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. Индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим учащимся чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию. Значит, надо организовать работу так, чтобы на помощь мог прийти одноклассник в нужный момент. У него можно спросить, выяснить, и не бояться получить неудовлетворительную оценку. Способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по четыре человека. Дети в группе с разным уровнем развития: средний-низкий, высокий-средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступень выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав группы, учащиеся приходят к общему выводу. При этом учитель частично помогает, корректирует, направляет работу.
Для разнообразия учебных будней учителя могут использовать различные формы и жанры урока (но не увлекаться ими). Например:
- урок-игра
- урок-спектакль
- урок-путешествие
- урок-детектив
- урок-сказка
- урок-силовое многоборье
- урок-концерт
- урок-картина
Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. При работе над проектом у учеников не только систематизируются и обобщаются полученные знания, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.
- Организовать свободное время слабоуспевающих учащихся.
- Организовать контроль над свободным временем ученика.
- Включать его в работу кружков секций.
- Задействовать в школьных мероприятиях.
- Вовлекать в группы продленного дня.
Изучение неуспевающих школьников показывает, что их плохие результаты в учении являются реакцией на неуспех, протестом против сложившегося отрицательного отношения к ним в школе. Для них учебная деятельность перестает быть основной, ведущей. Оставаясь в школе, они теряют социальную позицию ученика. Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена на изменение их социальной позиции, а не только на восполнение пробелов в знаниях и умениях.
Иностранный язык – это предмет, который требует хорошо развитую память и волевую сферу. На начальной ступени изучения английского языка неуспевающих учеников не бывает, потому что весь материал, слова и выражения многократно повторяются в речи, заучивается на уроке в стихах и песнях. Когда же с течением времени дети должны приложить усилия, чтобы что-то закрепить дома или выучить, то кратковременная память или нежелание учить материал, лексику дома приводит к тому, что они не могут понять прочитанный текст, воспринять текст на слух, ответить на вопросы и т.д.
Для повышения мотивации к изучению английского языка, для активизации слабоуспевающих учеников можно использовать разнообразные методы и формы работы на уроке.
- На начальной и средней ступени обучения использовать игры (вначале – сюжетные ролевые игры сказочного содержания; затем – сюжетные ролевые игры бытового содержания).
- Игра в мяч, в ходе которой ученики многократно повторяют слова, помогает в закреплении лексики.
- Игры-соревнования (кто больше скажет предложений, придумает слов по данной теме и т.д.).
- Грамматические схемы помогают детям грамотно строить предложения. Перед выполнением устных или письменных работ эти схемы можно написать на доске.
- Речевые зарядки, которые проводит или учитель или сильный ученик, очень хороши для закрепления лексического и грамматического материала.
- Кроссворды – прекрасный способ активизировать словарный запас.
- Стратегия «Облако тегов» - это набор ключевых слов или сведений, выбранных из текста, который учащиеся собираются прочитать. Это дает им возможность связать новые слова или сведения с главной идеей текста, лучше понять его, хорошо пересказать.
- Игра «Снежный ком» - развивает память, формирует навыки строить монологическую речь. (Первый ученик называет слово, второй – повторяет это слово и называет свое, последний учащийся повторяет слова всего сказанного).
- Упражнение «Самое главное». Ученики внимательно читают текст. Затем они должны сказать тему текста одним словом, затем - одной фразой, потом найти в тексте какой-то «секрет».
10) Упражнение «Лучший вопрос». После прочтения текста каждый ученик должен придумать оригинальный вопрос по тексту и задать его соседу.
11) «Пиктограмма, или Пляшущие человечки». Ученикам предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После их показа ученики рисуют на бумаге любое изображение, которое поможет им воспроизвести предъявляемый материал.
Список этих приемов можно продолжить. Но особенно важным для слабоуспевающих является фактор успеха. Необходимо всегда хвалить их даже за самые незначительные успехи, чаще обращать внимание остальных учеников на эти успехи, чтобы слабоуспевающие ученики чувствовали свое движение вперед.
Ну а закончить свое выступление мне бы хотелось следующей цитатой из книги Никитенко З.Н. и Гальсковой Н.Д. «Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе»:
«Малоспособный к изучению иностранного языка ученик – это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить… Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приёмам учебной деятельности, тренировке его психических функций (памяти, мышления, слухового восприятия и т.д.) и использовании принципа индивидуального подхода. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников».
Использованная литература.
1. М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008.
2. З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова «Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе». – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007.
Информационные источники.
- www.pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей
- www.festival.1september.ru. Фестиваль полезных идей «Открытый урок»
- www.nsportal,ru Социальная сеть работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эффектив...
Методические рекомендации организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках истории и обществознания.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медикамиотмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения . Давайте п...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке английского языка
В данной работе представлены способы повышения интереса к изучению английского языка у слабоуспевающих учащихся через различные виды деятельности. В этой статье рассмотрены наиболее эф...
Материалы педагогического совета "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"
Цель: разработать эффективный алгоритм работы педагогического коллектива школы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.Задачи:Выявить возможные причины низкой неуспеваемости обучающихся;Выраб...
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроках математики
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс...
Статья "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке физической культуры"
Очень часто в классах встречаются дети, нарушающие дисциплину, с проблемами в обучении и поведении. Это всегда мешает при проведении урока, как и учителю, так и учащимся. Учителю постоянно приходится ...