Индивидуальная рабочая программа по «Физике»
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Индивидуальная рабочая программа по Физике 9 класс (обучение на дому)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_9.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 9 классов составлена авторской программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. (Программы для общеобразовательных учреждений). Физика. Астрономия. 7-11 классы. M.: Дрофа, 2011. –с.104)

Рабочая программа по физике составлена на основе индивидуального учебного плана, адаптированного для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития( ст. 2 Федерального закона №273-Ф3 « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012)

Рабочая программа обеспечивает освоение основной образовательной программы основного общего образования на основе индивидуализации его содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, включающая содержание, очно-заочную форму обучения и составлена сроком на 1 год.

     Рабочая программа основного общего образования составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана  на 2 часа в неделю (0,5очного---1,5часа заочного), всего – 68 ч.(17ч+51ч) в 9 классе.

     

    Цели

выработка компетенций:

1.общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

2.предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Учебно-методический комплект

1.Е.М. Гутник, Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.

2.Сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:

3.Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 192с.

4.Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009. – 79с.

Общая характеристика учебного предмета        

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего   образования   направлено   на   достижение   следующих целей:

• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием  информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени.

         

    Требование к подготовке учащихся

 В результате изучения физики ученик 9 класса должен

        знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.
  • смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь: 

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,  действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную индукцию,
  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени.
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, периода колебаний от длины нити маятника.
  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
  • приводить примеры практического использования физических знаний  механических, электромагнитных и квантовых представлений
  • решать задачи на применение изученных законов

использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни.

Учебно-тематический план. 9 класс.

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы и опыты

Контрольные уроки

1

Законы взаимодействия и движения тел

23

Л/р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Л/р№2 «Измерение ускорения свободного падения».

Контрольный урок №1 по теме «Основы кинематики».  

Контрольный урок №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел».

2

Механические колебания и волны. Звук.

12

Л/р №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»

Л/р №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний  нитяного маятника от  длины нити».

Контрольный урок №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

3

Электромагнитное поле.

16

Л/р №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Л/р№6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

Контрольный урок №4 по теме «Электромагнитные явления».

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

11

Л/р №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков».

Л/р №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Л/р№9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

Контрольный урок №5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

5

Повторение

4

1ч.  Контрольная работа за год.

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

9 класс.(68 часов, 2 часа в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел. (23 часов)

Материальная точка. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.Система отсчета. Прямолинейное равноускоренное движение: скорость, ускорение, перемещение  Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение. Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение. Фронтальная лабораторная работа.

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

II.Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Колебания груза на пружине.  Маятник.

Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Механические волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения  и периодом (частотой).  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Высота и тембр, громкость звука. Распространение звука.

Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Фронтальная лабораторная работа.

3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний  нитяного маятника от длины нити.       

 III.Электромагнитное поле. ( 16 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и  направление линий его магнитного поля.  Правило буравчика. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Скорость распространения электромагнитных волн. Переменный ток. Электродвигатель.  Электрогенератор

Свет – электромагнитная волна. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.  Дисперсия света. Типы спектров.

Фронтальная лабораторная работа.

5. Изучение явления электромагнитной индукции. 

6. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

IV.Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.  Открытие протона и нейтрона. Альфа- и бета-распад. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре.  Энергия связи. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.

Фронтальная лабораторная работа.

7.Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

8.Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9.Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Повторение – 4 часа.

Календарно-тематическое  планирование уроков физики в  9 классе

Наименование темы

Количество

 часов

Дата

план

факт

Законы взаимодействия и движения тел

23 часа

1/1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

1

03.09

03.09

2/2

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Координаты тела.

1

06.09

06.09

3/3

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

1

10.09

10.09

4/4

Решение задач на расчет параметров равноускоренного движения

1

13.09

13.09

5/5

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении

1

17.09

17.09

6/6

Решение задач на расчет параметров равномерного и равноускоренного движения тел

1

20.09

20.09

7/7

Л/ р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

1

24.09

24.09

8/8

Криволинейное движение. Равномерное движение тела по окружности. Период и частота обращения

1

27.09

27.09

9/9

Обобщающе-повторительный урок по теме: «Основы кинематики».

1

01.09

01.09

10/10

Контрольная работа№ 1 по теме «Основы кинематики»

1

04.10

04.10

11/11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

08.10

08.10

12/12

Сила. Второй  и  третий законы Ньютона.

1

11.10

11.10

13/13

Решение задач  на применение законов Ньютона.

1

15.10

15.10

14/14

Свободное падение тел. Невесомость.

1

18.10

18.10

15/15

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

22.10

22.10

16/16

Л/р№2 «Измерение ускорения свободного падения»

1

25.10

25.10

17/17

Закон Всемирного тяготения 

1

29.10

29.10

18/18

Решение задач на закон Всемирного тяготения.

1

01.11

01.11

19/19

Искусственные спутники Земли.

1

12.11

12.11

20/20

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

15.11

15.11

21/21

Реактивное движение. Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса».

1

19.11

19.11

22/22

Вывод закона сохранения механической энергии

1

22.11

22.11

23/23

Контрольная работа № 2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

1

26.11

26.11

Механические колебания и волны. Звук

12 часов

1/24

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Колебания груза на пружине. Маятник.

1

29.11

29.11

2/25

Величины характеризующие колебательное движение.

1

03.12

03.12

3/26

Л/р№3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».

1

06.12

06.12

4/27

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

1

10.12

10.12

5/28

Резонанс. Л/р №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

1

13.12

13.12

6/29

Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны.

1

17.12

17.12

7/30

Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

1

20.12

20.12

8/31

Источники звука. Звуковые колебания.

1

24.12

24.12

9\32

Характеристики звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

27.12

27.12

10\33

Распространения  звука Звуковые волны.

1

14.01

14.01

11/34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

1

17.01

17.01

12/35

Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

1

21.01

21.01

Электромагнитное поле

16 часов

1/36

Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

24.01

24.01

2/37

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

28.01

28.01

3/38

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Опыты Фарадея.

1

31.01

31.01

4/39

Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Самоиндукция.

1

04.02

04.02

5/40

Электромагнитная индукция

1

07.02

07.02

6/41

Л/р №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

11.02

11.02

7/42

Переменный ток. Генератор. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

1

14.02

14.02

8/43

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.

1

18.02

18.02

9/44

Влияние электромагнитного излучения на живые организмы.

1

21.02

21.02

10/45

Конденсатор

1

25.02

25.02

11/46

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

28.02

28.02

12/47

Принципы радиосвязи и  телевидения.

1

04.03

04.03

13/48

Электромагнитная природа света.  Преломление света.

Дисперсия света.

1

07.03

07.03

14/49

Типы оптических спектров.

1

11.03

11.03

15/50

Л/р№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1

14.03

14.03

16/51

Контрольная работа  №4 по теме: «Электромагнитные явления».

1

18.03

18.03

Строение атома и атомного ядра.   Использование энергии атомных ядер

11 часов

1/52

Радиоактивность, как свидетельство сложного строения атомов. Альфа- , бета-, гамма-излучения.

1

21.03

21.03

2/53

Опыты  Резерфорда. Ядерная модель атома. Физический смысл зарядового и массового чисел

1

01.04

01.04

3/54

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.

Альфа- и бета- распад.

1

04.04

04.04

4/55

Экспериментальные методы исследования частиц. Л/р.№7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

08.04

08.04

5/56

Энергия связи атомных ядер.

1

11.04

11.04

6/57

Деление ядер урана. Цепная реакция. (Домашнее задание: Л /р №8«Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»).

1

15.04

15.04

7/58

Период полураспада. Закон радиоактивного распада.

1

18.04

18.04

8/59

Биологическое действие радиации.

Л/р №9 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром».

1

22.04

22.04

9/60

Семинар «Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций».

1

25.04

25.04

10/61

Термоядерная реакция.

1

29.04

29.04

11/62

Контрольный урок №5 по  теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

1

02.05

02.05

12/63

Физика и развитие представлений о материальном мире.

1

06.05

06.05

13-14\ 64-67

 Итоговое повторение.

2

13. 05

16.05

13. 05

16.05

68

Контрольная работа за год.

1

20.05

20.05

Итого

68 ч

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...