Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekrizatsiya_tel.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 26
Класс: 8 класс
Тема урока: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
Когнетивные:
- Ученик должен знать следующие понятия (словесно интерпретировать): электризация, электрический заряд.
- Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
- Ученик должен уметь определять два рода зарядов.
- Ученик должен уметь применять полученные знания, в ходе решения качественных и расчетных задач.
- Ученик должен делать выводы на основе изученного материала.
Аффективные:
- Формирование интересов, усидчивости, аккуратности
- Повышение мотивации
- Ученик должен оценить значимость изучаемого материала
- Развивать логику рассуждений учащихся при работе с учебником.
- Развивать творческие качества в ходе приготовления домашней работы.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы | Средства обучения | Время |
Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих, формулирование целей урока) | Словесные методы | Слово учителя, классный журнал | 4 мин. |
Изучение нового материала | Метод проблемного изложения учебного материала. Словесные методы (беседа), наглядные методы (демонстрации) | Слово учителя, тетрадь, учебник «Физика для 8 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М», поурочные разработки С.Е. Полянский 8 класс, доска, эбонитовая и стеклянная палочки, шёлк и шерстяная тряпочки. | 20 мин. |
Закрепление нового учебного материала | Словесные и практические методы | Учебник. Физика для 8 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М. , поурочные разработки С.Е. Полянский 8 класс, пластмассовая линейка. | 12 мин. |
Обобщение и систематизация знаний | Словесные методы | Слово учителя, слово ученика | 2 мин. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесные методы | Слово учителя, дневник. | 1 мин. |
Подведение итогов занятия | Словесные методы | Слово учителя | 1 мин. |
Организационный момент.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих.
- Готовность учащихся к уроку.
- Формулирование целей урока.
Изучение нового материала.
Запишем тему сегодняшнего урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».
Эта тема включает изучение простейших электростатических явлений, первоначальных сведений о строении атома и объяснении электростатических явлений на основе электронных представлений.
Изучая электростатические явления, продемонстрирую несколько электризации тел. Обычно говорят об электризации при трении. В действительности электризация тел происходит при соприкосновении, а к трению в опытах прибегают для увеличения площади соприкосновения тел. Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении.
Опыты по электризации общеизвестны. Ещё в глубокой древности люди заметили, что янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать к себе различные тела: соломинки, ворсинки меха, пушинки и т.д.
В дальнейшем установили, что этим свойством обладают и другие вещества: стеклянная палочка, потёртая о шёлк, палочка из органического стекла, потёртая о бумагу, эбонит , потёртый о сукно или мех.
Демонстрация:
Если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к стеклянной палочке. Тонкие струи воды также будут притягиваться к стеклянной палочке (см. рис. 28. Учебника стр. 58).
Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими.
Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела. (Например, если потереть о сухое сукно эбонитовую палочку, то не только палочка, но и сукно начнёт притягивать куски бумаги (рис. 29, стр. 58)).
В ходе рассмотренных опытов можно обратить внимание, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с различными силами. Почему?
Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определённым образом взаимодействовать друг с другом.
Электрический заряд всегда связан с каким-либо телом (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определённые свойства частиц (или тел). Электрический заряд может передаваться от одного тела к другому. Для этого необходимо только коснуться наэлектризованным телом другого тела. При этом часть электрического заряда перейдёт на другое тело. И это тело начнёт притягивать к себе мелкие листочки бумаги, пушинки и т.д.
Итак, электризация тел происходит при их соприкосновении.
Демонстрация:
Наэлектризуем две эбонитовые палочки трением о мех. Оду из них поднесём, как показано на рис. 30, и поднесём к ней другую. Мы увидим, что наэлектризованные две эбонитовые палочки оттолкнутся.
А теперь поднесём к наэлектризованной эбонитовой палочке стеклянную, потёртую о шёлк. Мы заметим, что эбонитовая и стеклянная палочки притягиваются друг к другу (рис. 31, стр. 59).
Таким образом, наэлектризованные тела или притягиваются друг к другу или отталкиваются.
Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
Существуют два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовая – отрицательным.
Закрепление нового учебного материала (Решение задач).
С целью закрепления материала можно коллективно разобрать ряд простых качественных задач по теме, например:
- Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
- Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
- Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку трением об эбонитовую палочку?
- Возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чём это проявляется?
Обобщение и систематизация знаний.
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с агрегатным состоянием вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел, а также проанализировали график плавление и отвердевание кристаллических тел и вывели для себя новую физическую величину, которая называется удельная теплота плавления.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
§ 25, 26 прочитать и выучить записи в тетради.
Сборник задач В. И Лукашик: 1169, 1171, 1172.
Подведение итогов занятий.
Учащиеся анализируют свою деятельность.
Что осталось непонятным?
Какой момент на уроке показался наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».
Автор учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.Цели урока:обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет раз...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики
Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...
Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....
Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)
Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...
Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс
для подготовки выпускников основной школы к ГИА...