план конспект урока физики по теме "Электризация тел"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме
план конспект урока физики по теме "Электризация тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_8_kl_elektrizatsiya_tel_novyy.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: познакомиться с понятием «электризация», «электрический заряд», научиться проводить эксперимент по обнаружению электрических зарядов, доказать существование двух типов зарядов.
ЭКСПЕРИМЕНТ «электризация»
№ 1 Потрите стеклянную палочку о лист бумаги Поднесите палочку к мелко нарезанным листочкам бумаги. Что Вы наблюдаете ?
№ 2 Надуйте шарик. Потрите его о лист бумаги. Отпустите шарик. Что Вы наблюдаете ?
№ 3 Возьмите расчёску и причешите волосы. Прикоснитесь расчёской к мелким листочкам бумаги. Что Вы наблюдаете ?
Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или ему сообщён электрический заряд .
В проведённых экспериментах мы с вами наблюдали явление электризации . В электризации трением участвуют два тела. При этом электризуется и одно и другое тело.
Электризация тел происходит при соприкосновении, а к трению мы прибегаем для увеличения площади соприкосновения .
Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении .
Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определённым образом взаимодействовать друг с другом. Электрический заряд бывает двух типов, противоположных друг другу; они различаются как «положительный» и «отрицательный» (как приход и расход, дебет и кредит в бухгалтерии).
На протяжении XIX столетия учёные рассматривали электрические заряды только большой величины. Однако открытие 1890-х годов показало, что атом состоит из мельчайших заряженных частиц. Их два типа: это протоны (р) , заряженные положительно, и электроны (е) , заряженные отрицательно. Величина электрического заряда была одинаковой у всех протонов и всех электронов; отличались они только противоположными знаками.
ЭКСПЕРИМЕНТ «два рода зарядов»
?№ 4 Положите на полоску бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что Вы наблюдаете ? Какое отличие Вы видите с предыдущими экспериментами?
№ 5 Возьмите небольшую полиэтиленовую бутылку Положите на неё, как на круглую опору наэлектризованную пластмассовую линейку Медленно поднесите к ней такую же, наэлектризованную о шерсть, линейку Наблюдайте за явлением отталкивания двух одинаково наэлектризованных тел. Что Вы наблюдаете ? Какое отличие Вы видите с предыдущими экспериментами?
Обсуждение вопросов Какое действие оказывают друг на друга наэлектризованные тела? Сколько тел участвуют в процессе электризации? Как взаимодействуют одноимённо и разноимённо электрически заряженные тела?
4. Какого знака заряд имеет левый шар, в случае а?, в случае б? 5 . В каком случае взаимодействие заряженных тел изображено правильно? +
Домашнее задание Параграф 25, 26 Ответить на вопросы устно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Газета «Известия» 22 марта 1969 года поместила следующий репортаж: «… В Швеции сейчас наблюдается любопытное явление… Здороваешься за руку, и вдруг тебя бьёт ток, взялся за какой-то металлический предмет – опять удар. В чём дело? Всё объясняется просто. Воздух Скандинавии сейчас настолько сух, что статическое электричество не уходит из организма, а накапливается в нём в больших количествах. От сверхмерной наэлектризованности люди становятся более раздражительными и повышено возбудимыми». А ВЫ встречались с таким явлением? Как ВЫ боретесь со статическим электричеством? Приведите примеры проявления этого явления.
Красивое природное явление молния , природный разряд больших скоплений электрического заряда в нижних слоях атмосферы. Одним из первых это установил американский государственный деятель и ученый Б.Франклин . В 1752 он провел опыт с бумажным змеем, к шнуру которого был прикреплен металлический ключ, и получил от ключа искры во время грозы. С тех пор молния интенсивно изучалась как интересное явление природы, а также из-за серьезных повреждений линий электропередачи, домов и других строений, вызываемых прямым ударом молнии или наведенным ею напряжением. Результаты таких исследований кратко излагаются ниже.
Теория. Разряды молний могут происходить между соседними наэлектризованными облаками или между наэлектризованным облаком и землей. Разряду предшествует возникновение значительной разности электрических потенциалов между соседними облаками или между облаком и землей вследствие разделения и накопления атмосферного электричества в результате таких природных процессов, как дождь, снегопад и т.д. Возникшая таким образом разность потенциалов может достигать миллиарда вольт, а последующий разряд накопленной электрической энергии через атмосферу может создавать кратковременные токи от 3 до 200 кА. Для объяснения электризации грозовых облаков был разработан ряд теорий.
В 1929 Дж.Симпсон предложил теорию, которая объясняет электризацию дроблением дождевых капель потоками воздуха. В результате дробления падающие более крупные капли заряжаются положительно, а остающиеся в верхней части облака более мелкие – отрицательно. В основе индукционной теории, предложенной в 1885, лежит предположение о том, что электрические заряды разделяются электрическим полем Земли, имеющей отрицательный заряд.
В теории свободной ионизации Ч.Вильсона предполагается, что электризация возникает как результат избирательного накопления ионов находящимися в атмосфере капельками разных размеров. Возможно, что электризация грозовых облаков осуществляется совместным действием всех этих механизмов, а основным из них является падение достаточно крупных частиц, электризуемых трением об атмосферный воздух.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе
Разработка урока - игры по физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный материал в форме "Своей игры". ...
План-конспект урока физики в 7 классе "Вес тела"
Данный урок комбинированный. Содержит письменный опрос. Перед объясненем нового материала ученики выполняют фронтальный опыт, после которого делается вывод о существовании силы - вес тела. Объяснение ...
План - конспект урока физики в 8 классе
Тема: Строение атома.Цели: дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя компьютерную технологию и принцип интенсификации обучен...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.
Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...
План-конспект урока физики в 9 классе на тему: "Ядерный реактор" с использованием ЭОР.
На уроках физики электронные образовательные ресурсы позволяют более наглядно, а, следовательно, понятно изучать темы, связанные с рассмотрением ядерных процессов....
План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"
План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...