рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_2018-19.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 9 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. Законы взаимодействия и движения тел - 29 часов.
2. Механические колебания и волны. Звук - 11 часов.
3. Электромагнитное поле - 14 часов.
4. Строение атома и атомного ядра.
Использование энергии атомных ядер - 14 часов.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольных работы и 5 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Механика
Основы кинематики
Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.
Демонстрации
- Относительность движения.
- Прямолинейное и криволинейное движение.
- Стробоскоп.
- Спидометр.
- Сложение перемещений.
- Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона).
- Определение ускорения при свободном падении.
- Направление скорости при движении по окружности.
Основы динамики
Инерция. Инертность тел.
Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.
Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.
Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перезагрузки. Сила трения.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Демонстрации
- Проявление инерции.
- Сравнение масс.
- Измерение сил.
- Второй закон Ньютона.
- Сложение сил, действующих на тело под углом друг к другу.
- Третий закон Ньютона.
Законы сохранения в механике
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.
Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.
Демонстрации
- Закон сохранения импульса.
- Реактивное движение.
- Модель ракеты.
Механические колебания и волны
Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.
Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.
Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Фронтальные лабораторные работы
Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины.
Демонстрации
- Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
- Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза.
- Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.
- Вынужденные колебания.
- Резонанс маятников.
- Применение маятника в часах.
- Распространение поперечных и продольных волн.
- Колеблющиеся тела как источник звука.
- Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.
- Зависимость высоты тона от частоты колебаний.
Электромагнитные явления
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Фронтальные лабораторные работы
Изучение явления электромагнитной индукции.
Демонстрации
- Обнаружение магнитного поля проводника с током.
- Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.
- Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника.
- Применение электромагнитов.
- Движение прямого проводника и рамки с током в магнитное поле.
- Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока.
- Модель генератора переменного тока.
8. Взаимодействие постоянных магнитов.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Фронтальная лабораторная работа
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Предметными результатами изучения курса физики 9 класса являются:
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
- знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей :материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
- понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;
- умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснятьустройство и действие космических ракет-носителей;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
- умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
- знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей: [гармонические колебания], математический маятник;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы:электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
- умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
- знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
- знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
- понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
- понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность,
- знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
- знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.
Частными предметными результатами изучения в 9 классе темы Строение и эволюция Вселенной (5 часов) являются:
- представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,
- знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
- объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ФИЗИКА», 9 класс
Тема урока | Количество часов | Использование элементов УМК | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне. |
Основы механики | |||
Механическое движение. Равномерное движение | 1 | § 1 | Выделять существенные признаки различных видов механического движения (Н). Использовать обобщённые планы построения ответов для описания физических величин, характеризующих механическое движение (П). Объяснять метод определения перемещения при равноускоренном движении (М). |
Неравномерное движение. Ускорение | 1 | § 2 | |
Лабораторная работа «Определение ускорения равноускоренного движения» | 1 | § 3 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Самостоятельная работа по теме «Равноускоренное движение» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Движение по окружности | 1 | § 4 | Выделять физические величины, характеризующие движение по окружности с постоянной по модулю скоростью (Н). Разрешать учебную проблему, возникающую при анализе криволинейного движения (П). Использовать метод размерности для установления зависимости величины центростремительного ускорения от скорости движения и радиуса окружности, по которой движется тело (М). |
Законы Ньютона | 2 | § 5 | Объяснять роль законов Ньютона в классической механике (Н). Применять законы Ньютона при решении задач в простейших ситуациях (Н). Объяснять способ доказательства первого закона Ньютона (М). |
Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 1 | § 6 | |
Лабораторная работа «Опытная проверка второго закона Ньютона» | 1 | § 7 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Самостоятельная работа по теме «Законы Ньютона» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Закон всемирного тяготения | 1 | § 8 | Характеризовать закон всемирного тяготения как фундаментальный закон природы (Н). Использовать закон всемирного тяготения для определения массы Земли (П). Разрешать учебную проблему, возникающую при анализе условия запуска искусственного спутника Земли (П). Сравнивать формы траекторий искусственных спутников Земли в зависимости от величины скорости спутника (М). |
Решение задач на закон всемирного тяготения | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Сила упругости. Лабораторная работа «Изучение силы упругости» | 1 | § 9 | Объяснять причину возникновения силы упругости при деформации тела (Н). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчета погрешности измерений (П). |
Сила трения. Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения» | 1 | § 10 | Объяснять причину возникновения силы трения (Н). Сравнивать силу трения скольжения и силу трения покоя (П). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Самостоятельная работа по теме «Силы в механике» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Импульс | 1 | § 11 | Использовать обобщённый план построения ответа для описания понятия импульс (Н). Применять закон сохранения импульса при решении задач в простейших ситуациях с учетом векторного характера импульса (П). Объяснять возникновение реактивного движения (П). Объяснять причину приближённого характера элементарной формулы для определения скорости, приобретаемой ракетой при сгорании топлива (М). |
Лабораторная работа «Опытная проверка закона сохранения импульса» | 1 | § 12 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Механическая энергия. Работа. Мощность | 1 | § 13 | Использовать обобщённый план построения ответа для описания понятия механическая энергия (Н). Применять закон сохранения механической энергии при решении задач в простейших ситуациях (Н). Применять закон сохранения механической энергии совместно с законом сохранения импульса при решении задач (П). Применять на практике теоретический метод для вывода формул для расчёта кинетической и потенциальных энергий (М). |
Вывод формул для расчета механической энергии | 1 | § 14 | |
Решение задач по теме «Механическая энергия. Работа. Мощность» | 1 | ||
Самостоятельная работа по теме «Импульс и энергия» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Основы механики» | 1 | ||
Зачет по разделу «Основы механики» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Основы механики» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Колебания и волны | |||
Свободные механические колебания | 1 | § 15 | Определять основные характеристики свободных механических колебаний (Н). Выделять условия возникновения свободных механических колебаний (П). Использовать метод размерности для установления зависимости периода свободных колебаний от параметров колебательной системы (М). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). |
Решение задач по теме «Свободные механические колебания» | 1 | § 16 | |
Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения» | 1 | § 17 | |
Самостоятельная работа по теме «Свободные механические колебания». | 1 | ||
Вынужденные колебания. Резонанс | 1 | § 18 | Выделять существенные отличия вынужденных механических колебаний от свободных (Н). Объяснять условия возникновения резонанса (П). Выделять основные элементы автоколебательной системы (М). |
Механические волны | 1 | § 19 | Характеризовать основные особенности волнового процесса (Н). Объяснять зависимость возможного типа механических волн и скорости их распространения от свойств среды (П). Объяснять, в чём заключаются явления интерференции и дифракции механических волн (М). |
Звук | 1 | § 20 | |
Волновые явления | 1 | § 21 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Механические волны. Звук» | 1 | ||
Повторение темы «Электрические и магнитные явления» | 1 | § 22 | Использовать обобщенные планы построения ответов для описания физических величин, характеризующих электрический ток (Н). Определять основные элементы колебательного контура (Н). Объяснять роль явления самоиндукции в возникновении свободных электрических колебаний (Н). Объяснять зависимость периода свободных электрических колебаний от параметров колебательного контура (П). Выделять существенные отличия вынужденных электрических колебаний от свободных (Н). Объяснять физические принципы трансформации и передачи электроэнергии (П). |
Явление самоиндукции | 1 | § 23 | |
Свободные электромагнитные колебания | 1 | § 24 | |
Переменный ток | 1 | § 25 | |
Преобразование и передача электроэнергии | 1 | § 26 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Свободные электромагнитные колебания. Переменный ток» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн | 1 | § 27 | Характеризовать основные области практического применения электромагнитных волн (Н). Выделять основные свойства электромагнитных волн (П). Аргументировать необходимость процессов модуляции и детектирования при радиотелефонной связи (М). |
Принципы радиосвязи | 1 | § 28 | |
Распространение радиоволн. Радиолокация | 1 | § 28 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Электромагнитные волны» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Колебания и волны» | 1 | ||
Зачет по разделу «Колебания и волны» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Колебания и волны» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Световые явления | |||
Электромагнитная природа света | 1 | § 29 | Характеризовать различные диапазоны электромагнитного излучения (Н). Сравнивать различные диапазоны электромагнитного излучения и области их практического применения (П). |
Прямолинейное распространение света | 1 | § 30 | Характеризовать понятие световой луч и закон прямолинейного распространения света (Н). Объяснять явления солнечного и лунного затмений на основе закона прямолинейного распространения света (П). |
Отражение света. Лабораторная работа «Изучение явления отражения света» | 1 | § 31 | Характеризовать закон отражения света (Н). Объяснять образование мнимого изображения в плоском зеркале на основе закона прямолинейного распространения света (П). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Преломление света. Явление дисперсии | 1 | § 32 | Характеризовать закон преломления света (Н). Выделять условия, при которых происходит полное отражение света (М). Объяснять образование дисперсионного спектра (П). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчета погрешности измерений (П). Характеризовать оптические свойства линз (Н). Применять на практике способ определения фокусного расстояния собирающей линзы (П). |
Линзы | 1 | § 33 | |
Решение задач на применение формулы линзы | 1 | ||
Лабораторная работа «Изучение явления преломления и измерение оптической силы линзы» | 1 | § 34 | |
Оптические приборы. Глаз. Очки | 1 | § 35 | |
Повторение материала. Контрольная работа по теме «Геометрическая оптика» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Интерференция и дифракция света. Лабораторная работа «Наблюдение интерференции и дифракции света» | 1 | § 36 | Характеризовать явления интерференции и дифракции света (П) и примеры их практического применения (М). |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Световые явления» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Элементы квантовой физики | |||
Возникновение квантовой физики | 1 | § 37 | Выделять физические явления, послужившие основой для формулирования основных положений квантовой физики (Н). Пользоваться приборами для наблюдения линейчатых спектров (Н). Применять полученные знания для расчета энергии кванта и длины волны излучения (П). |
Линейчатые спектры. Лабораторная работа «Наблюдение линейчатых спектров» | 1 | § 38 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Кванты» | 1 | ||
Строение атомного ядра. Энергия связи ядра | 1 | § 39 | Характеризовать строение атомного ядра и метод расчета энергии связи (Н). Сравнивать свойства частиц (электрон, протон, нейтрон) (П). Применять полученные знания для расчета энергии связи (П). Объяснять физические принципы, лежащие в основе ядерной и термоядерной энергетики (М). |
Явление радиоактивности. Ядерные реакции | 1 | § 40 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Ядро атома» | 1 | ||
Методы регистрации частиц | 1 | § 41 | Характеризовать методы регистрации частиц (счётчики и трековый метод) (Н). Использовать знания физики в вопросе о влиянии радиоактивных излучений на живые организмы и способе применения средств дозиметрического контроля (Н). Выделять основные классы элементарных частиц и типы фундаментальных взаимодействий (П). |
Фундаментальные взаимодействия | 1 | § 42 | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Элементы квантовой физики» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Итого | 69 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (27 часов).
Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часа).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | Дата по плану | Дата фактически |
1/1 | Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Материальная точка. Система отсчета. | Механическое движение, относитель-ность движения. | Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Измерять скорость равномерного движения. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный телом за промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. | Физичес-кий диктант. | 1.1 | 1.1 | §1, упр. 1(2,4). | ||
1/2 | Траектория, путь и перемещение. | Траектория, путь, перемещение. | Физический диктант, за-дания на соответствие. | 1.1 | 1.2 | §2,3 упр.2 (1,2). | |||
2/3 | Прямолинейное равномерное движение. | Прямо- линейное равномерное движение | Самостоя-тельная работа. | 1.2-1.3 | 1.4, 3 | §4, упр.4. | |||
2/4 | Графическое представление прямолинейного равномерного движения. | Графическое представление движения. | Тест. | 2.5, 2.6, 3 | §4, Л. №149, 154, 156. |
Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
3/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Прямолинейное равноускоренное движение, ускорение. | Рассчитывать путь и скорость при равно-ускоренном движении тела. Измерять уско-рение свобод-ного падения. Определять пройденный путь и уско-рение движения тела по графику зависимости скорости равно-ускоренного прямолинейного движения тела от времени. Измерять цент-ростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Физический диктант | 1.4-1.5 | 1.2, 1.4 | §5 упр.5(2,3) | ||
3/6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Скорость, график скорости при движении с ускорением. | Самостоя-тельная работа | 1.3, 1.4 | §6 упр.6 | ||||
4/7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Перемещение при движении с ускорением. | Самостоя-тельная работа | 1.4, 2.6, 3 | §7 упр.7 (1,2). | ||||
4/8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Перемещение при прямолинейном равноускорен-ном движении без начальной скорости. | Тест. | 1.4, 2.6, 3 | §8 упр.8, Л/р. №1. | ||||
5/9 | Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | Исследование равноускорен-ного движения без начальной скорости. | Оформление работы, вывод. | 2.1-2.6 | §8 (повто-рить), стр. 226. | ||||
5/10 | Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. | Прямолинейное равноускоренное движение | Самостоя-тельная работа. | 1.4, 2.6, 3, | Л. № 122, 140, 150. | ||||
6/11 | Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение. | Графики прямолинейного равноускоренного движения | Самостоя-тельная работа. | 1.4, 2.5, 2.6, 3 | Л. № 146, 147-149. | ||||
6/12 | Контрольная работа №1. «Кинематика материальной точки». | Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. | Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины. | 1.4, 2.5, 2.6, 3 | §1-8 (повто-рить). |
Тема 3. Законы динамики (12 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
7/13 | Относительность механического движения. | Относитель-ность механического движения. | Вычислять уско-рение тела, силы, действующие на тело, или массу на основе второго закона Ньютона. Исследовать зави-симость удлине-ния стальной пру-жины от прило-женной силы. Экспериментально находить равно-действующую двух сил. Исследовать зави-симость силы тре-ния скольжения от площади сопри-косновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Измерять силу всемирного тяготения. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. | Тест. | 1.1, 1.2 | §9, упр.9 устно, работа над ошибками. | |||
7/14 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. | Первый закон Ньютона. | Тест или физический диктант. | 1.10 | 1.1-1.4 | §10, упр.10. | |||
8/15 | Второй закон Ньютона. | Второй закон Ньютона. | Физический диктант. | 1.11 | 1.1-1.4 | §11, упр.11. | |||
8/16 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона. | Фронтальный опрос или физический диктант. | 1.12 | 1.1-1.4 | §12, упр.12. | |||
9/17 | Свободное падение тел. | Свободное падение тел. | Самостоятельная работа. | 1.6 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §13, упр.13. | |||
9/18 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Свободное падение, движение тела, брошенного вертикально вверх. | Самостоятельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.2 | §14, упр.14 Л/р. №2 стр. 231. | ||||
10/19 | Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения». | Измерение ускорения свободного падения. | Тест. | 2.1-3 | Л. № 296, 297. | ||||
10/20 | Закон всемирного тяготения. | Закон всемирного тяготения. | Самостоя-тельная работа или тест. | 1.15 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §15, упр.15. | |||
21/11 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Сила тяжести и ускорение свободного падения. | Самостоя-тельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §16, упр.16. | ||||
22/11 | Прямолинейное и криволинейное движение. Дви-жение тела по ок-ружности с посто-янной по модулю скоростью. | Движение тела по окружности с центростремительным ускорением. | Тест. | 1.7 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §18, 19, упр.18. | |||
23/12 | Решение задач на движение по окружности. | Движение по окружности. | Задания на соответствие. | 2.6, 3 | §18, 19, повторить, упр.19. | ||||
24/12 | Искусственные спутники Земли. | Первая и вторая космические скорости. | Тест. | 1.4, 2.6, 3 | §20, упр.19. |
Тема 4. Импульс тела. Закон сохранения импульса (3 часа).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
13/25 | Импульс тела Закон сохранения импульса. | Импульс тела. Закон сохра-нения импульса. | Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты. Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. | Самостоя-тельная работа. | 1.16-1.17 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §21, 22, упр.20,21. | ||
13/26 | Реактивное движение. | Реактивное движение. | Физичес-кий диктант. | 5.1-5.2 | §23, упр.22. | ||||
14/27 | Решение задач на закон сохранения импульса. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. | Самостоя-тельная работа. | 2.6, 3 | §21-23 повторить, Л. № 78, 79. | ||||
14/28 | Контрольная работа № 2. «Динамика материальной точки». | Законы динамики. | Контроль-ная работа. | 1.4, 2.5, 2.6, 3 | §10-23 повторить. |
Раздел 2. Механические колебания. Звук. (11 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
15/29 | Свободные и вынужденные колебания, колебательные системы. | Свободные и вынужденные колебания. | Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Исследовать закономерности колебаний груза на пружине. Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн. Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний. | Физичес-кий диктант. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §25, 26, упр. 23, работа над ошибками к/р. | ||
15/30 | Величины, характеризующие колебательное движение. | Величины, характеризующие колебательное движение. | Фронтальный опрос или физический диктант. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §26, 27, упр. 24. Л/р. №3 стр. 232. | |||
16/31 | Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости пе-риода и часто-ты свободных колебаний ма-тематического маятника от его длины». | Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. | Тест | 2.1-3 | Л. № 881, 882. | ||||
16/32 | Превращение энергии при коле-бательном движе-нии. Затухающие и вынужденные колебания. | Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. | Задания на соответствие. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §28-30, упр. 25. | ||||
17/33 | Распространение колебаний в упру-гой среде. Волны. | Распространение колебаний в упругой среде. | Фронталь-ный опрос. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §31-32, упр. 27. | |||
17/34 | Характеристики волн. | Волны в среде. | Физический диктант. Беседа по вопросам параграфа. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §33, упр. 28, | |||
18/35 | Звуковые коле-бания. Источ-ники звука. | Звуковые колебания. Источники звука. | Фронталь-ный опрос. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §34. | |||
18/36 | Высота, тембр, громкость звука. | Высота, тембр, громкость звука. | Беседа по вопросам. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §35-36, упр. 30. | |||
19/37 | Звуковые волны. | Распространение звука. Скорость звука. | Беседа по вопросам. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §37-38, упр.31, 32. | |||
19/38 | Отражение звука. Эхо. | Отражение звука. Эхо. | Самостоя-тельная работа или тест. | 1.25 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §39-42. | |||
20/39 | Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук». | Механические колебания и волны. Звук. | Контроль-ная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §24-42 повторить. |
Раздел 3. Электромагнитное поле (14 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
20/40 | Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. | Магнитное поле, условия его возникновения и проявления. | Экспериментально изучать явления магнитного взаи-модействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электри-ческого тока в прямом провод-нике на магнит-ную стрелку. Об-наруживать дейст-вие магнитного поля на проводник с током. Обнару-живать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя. | Беседа по вопросам. | 3.10-3.11 | 1.1-1.4 | §43,44, упр.33, 34 работа над ошибками. | ||
21/41 | Графическое изображение магнитного поля. | Графическое изображение магнитного поля. | Решение качествен-ных задач. | 3.10 | 1.4, 2.5, 2.6, 3 | §45, упр. 35. | |||
21/42 | Обнаружение маг-нитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | Действие магнитного поля на проводник с током. | Самостоя-тельная работа. | 3.12 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §46, упр. 36. | |||
22/43 | Индукция магнитного поля. | Индукция магнитного поля. | Тест. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §47, упр. 37. | ||||
22/44 | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. | Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу. | Самостоя-тельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §46, конспект. | ||||
23/45 | Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца. | Количественные характеристики магнитного поля. | Решение типовых задач | 1.1-1.4, 2.6, 3 | Задачи по тетради. | ||||
23/46 | Магнитный поток. | Магнитный поток. | Беседа по вопросам | 1.1-1.4 | §48, упр. 38. | ||||
24/47 | Явление электромагнит-ной индукции. Самоиндукция. | Явление электромагнит-ной индукции. Опыты Фарадея. | Тест | 3.13 | 1.1-1.4 | §49, упр.39. Л/р. №4 стр.233, конспект. | |||
24/48 | Лабораторная работа № 4. «Изучение явле-ния электромаг-нитной индукции». | Явления электромагнит-ной индукции. | Оформле-ние работы, вывод. | 2.1-3 | §49 повторить. | ||||
25/49 | Получение пере-менного электри-ческого тока. Трансформатор. Передача электри-ческой энергии на расстояние. | Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | Самостоя-тельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §50, упр.40, конспект, сообщения. | ||||
25/50 | Электромагнит-ное поле. | Электромагнит-ное поле. | Тест. | 3.14 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §51. | |||
26/51 | Электромагнит-ные волны. Шкала электромагнит-ных волн. | Электромагнит-ные волны. Шкала электромагнит-ных волн. | Беседа по вопросам, решение качествен-ных задач. | 3.14 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §52-54, упр. 42. | |||
26/52 | Электромагнит-ная природа света. | Электромагнит-ная природа света. | Беседа по вопросам, тест. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | Сообщения. задачи по тетради. | ||||
27/53 | Контрольная работа №4. «Электромаг-нитное поле». | Электромагнит-ное поле. | Контроль-ная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §43-50 повторить. |
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (16 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
27/54 | Радиоактивность как свидетельст-во сложного строения атома. | Радиоактивность как свидетельст-во сложного строения атома. | Измерять элементарный электрический заряд. Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы. | Беседа по вопросам. | 4.1 | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §55. | ||
28/55 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Самостоя-тельная работа или тест. | 4.2 | 1.1-1.4, 2.1-2.4 | §56. | |||
28/56 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Физичес-кий диктант. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | §57, упр. 43. | ||||
29/57 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Экспериментальные методы исследования частиц. | Тест или задания на соответствия. | 1.1-1.4, 2.1-2.4 | §58, таблица в тетради. | ||||
29/58 | Открытие протона и нейтрона. | Открытие протона и нейтрона. | Беседа по вопросам. | 4.1-4.5 | §59, 60, упр.44. | ||||
30/59 | Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | Физичес-кий диктант или тест. | 4.3 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §61-64, упр.45. | |||
30/60 | Энергия связи. Дефект масс. | Энергия связи. Дефект масс. | Самостоя-тельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §65, Л. № 1651. | ||||
31/61 | Решение задач на энергию связи, дефект масс. | Энергия связи. Дефект масс. | Самостоя-тельная работа. | 1.1-1.4, 2.6, 3 | Л. № 1653, 1654. | ||||
31/62 | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. | Самостоя-тельная работа. | 4.4 | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §66,67. | |||
32/63 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энер-гии ядер в элек-трическую энер-гию. | Ядерный реактор. | Физичес-кий диктант. | 1.1-1.4, 2.1-2.4 | §68. Л/р. №5 стр. 234. | ||||
32/64 | Лабораторная работа № 5. «Изучение деле-ния ядер урана по фотогра-фиям треков». | Изучение деления ядер урана по фотографиям треков. | Оформле-ние работы, вывод. | 2.1-3 | §66-68 повторить. | ||||
33/65 | Термоядерная реакция. Атомная энергетика. | Термоядерная реакция. Атомная энергетика. | Тест, беседа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §69,72. | ||||
33/66 | Биологическое действие радиации. | Биологическое действие радиации. | Беседа. | 1.1-1.4, 2.6, 3, 5.1-5.2 | §70,71. | ||||
34/67 | Контрольная работа № 5. «Строение атома и атомного ядра». | Строение атома и атомного ядра. | Контроль-ная работа. | §55-65 повторить. | |||||
34/68 | Обобщение и си-стематизация по-лученных знаний. Итоговый урок. | Подведение итогов. | Тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...