Деятельностный подход в обучении физики в средней школе
статья по физике (9 класс) на тему

Шарифов И.Ш.

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по физике. В статье рассказывается о том, что ФГОС регламентируется не предметным содержанием, а учебной деятельностью, выраженная в  образовательных результатах, что ученик не объект, а субъект образовательной деятельности, что знания не  является  образовательным результатом, а входит в состав умений и навыков обучающегося, что при четырехуровневой модели  развития учебная, образовательная деятельность становиться  системно - деятельностным подходом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении физики в средней школе

Учебная деятельность-эта  деятельность, основная цель и результат которой заключается не в изменении предметов  внешнего мира, а в изменении учеником  самого себя как субъекта учения (Д.Б.Эльконин).

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по физике. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми образовательными стандартами, формирование универсальных учебных действий ( УУД), обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

ФГОС носит рамочный характер. Устанавливает требования к результатам освоения программы по физике учащимися. В основе ФГОС по физике лежит деятельностный подход. Великий советский педагог-новатор Леонтьев А.А говорил, что  процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становления его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. В общеобразовательной школе учитель является источником знаний, а дети приемником. В какой форме передаются знания от учителя к ученикам – это зависит от профессионализма учителя. Результатом своей деятельности учитель видит, в каком объеме ученики получили  от него готовые знания и как они готовы применить их в своей практической деятельности. Так как эти знания не добыты учащимися, а получены готовом виде, то через некоторое время они теряются в потоке новых знаний, которые стремительно обрушиваются на ученика. Как бы учитель не был профессионалом своего дела, если он передаёт знания в готовом виде, своей цели он не достигнет.

Впервые ФГОС регламентируется не предметным содержанием, а учебной деятельностью, выраженная в  образовательных результатах. Содержания образования в традиционной педагогике, ориентированной на образовательных функциях школы определяется как сумма знаний, умений и навыков, убеждений достигнутых в учебно-воспитательном процессе. Такое содержания образование дробит процесс образования на различные предметные области, такие как знание, культура, традиции, творческая деятельность и ценностные ориентации. При таком подходе  знания ставиться в центре внимания, как отражения духовного богатства человека. В современной педагогике знания не  является  образовательным результатом, а входит в состав умений и навыков обучающегося.

Предметные результаты дополнены  метапредметными образовательными инструментами освоения предметных  содержаний. Такие результаты, дополненные метапредметными образовательными инструментами могут быть достигнуты только за счет деятельностью самих учеников. Это происходить, когда ученик превращается от объекта в субъект деятельности. Обучающийся как субъект означает:

• Он имеет не только мотив, но и цель учебной деятельности, он является обучающимся, а не обучаемым.

• Он влияет на содержание программы своего обучения.

• В ходе занятий с ним выстраиваются партнерские отношения.

• Его потребности являются центральным элементом в построении образовательных программ.

Приоритетом общества и системы образования является способность выпускников  самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи. Задачи современных школ являются,  приготовит (давать такое образование выпускникам) таких учеников, которые могут решать проблемы, работать в режиме создании проектов, выступать с гипотезами, разрабатывать и проверят различные гипотезы и проекты, проявлять инициативу в принятии различных решений. Для решения таких задач необходимы метапредметные знания, знания больше, чем предметные.  Как пишет Хуторской А.В. метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

Если наблюдать за таким природным явлением, как молния, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «физика». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще. Метапредметность – не только деятельность, но и содержаниеМолния как раз и входят в метапредметное содержание образования. А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность. Педагог один из источников  (но не единственный) предметных знаний, владеющий технологиями  проектирования самостоятельной УД.

Существуют универсальные способы учебных действий (УУД), которые используются при освоении любого предметного содержания. Например, при изучении равноускоренного движения тела по вертикали ученик усваивает не только предметную область движения, ускоренное движение, движение по вертикали, но и решает квадратное уравнение, использует знания полученное в алгебре при решении задач по физике.

Ученик осваивает не только содержание, но и способы работы, т.е. УУД на разном предметном материале. Еще  пример: при решении задач по законам Ньютона необходимо не только знать силы, действующие на движущуюся тело,  но и уметь выбирать координатные оси, уметь проецировать силы на выбранные оси. Необходимо  вспомнить методы решения систему уравнений, которые были изучены на уроке алгебры.

         Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственную учебную деятельность: что именно я делал? как я делал? можно ли эти способы деятельности использовать в других ситуациях?  и пр.

Если использовать круги Эйлера, то можно сказать, что предметная деятельность ученика входит во множество надпредметной, метапредметной  деятельности.

Логика развития образовательного процесса должно строится как направленный вектор: предметные образовательные результаты (ОР) –метапредметные ОР и личностные ОР. При использовании современных образовательных технологий возможна следующая четырехуровневая модель  развития:

1. Первоначальное овладевание с теорией, знакомство и понимание теории - получение знаний.

2. Применение полученных знаний для решения стандартных задач., получение конкретных предметных универсальных учебных действий.

3. Применение полученных УУД для решений других, более сложных задач. Применение универсальных способов деятельности для решения проблем. Владение компетенциями, владения умениями, навыками для решения сложных задач. Например, задачи типа: найти какой путь проходить свободно падающее тело за первую (вторую, последнюю) секунду своего падения.

4. Ученик становится субъектом учебной деятельности.

При четырехуровневой модели  развития учебная, образовательная деятельность становиться  системно - деятельностным подходом. Деятельность – форма общественно-исторического бытия (жизни) людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, включая себя самого. Когда происходить преобразование самого себя, то обучающийся превращается из объекта в субъект образовательного процесса. При решении задачи типа: за какое время тела с высоты 40 метров упадет на Землю, если падает с начальной скоростью 10 м/с, то вначале перед учениками ставиться вопрос. После актуализации знаний (вспоминает формулу перемещение при равноускоренном движении с начальной и без начальной скоростью, формула скорости и ускорения при равноускоренно- равнозамедленном движении) перед учащимися ставиться проблема вычисления времени. После овладения теорией можно решать задачи такого же типа, только без начальной скорости. После решения стандартных задач подвести учеников к решению данной задачи, где показать аналогию с решением квадратичных функций с коэффициентами а, в, с, показать аналогию формулы в математике ах2 +вх+с=0 и формулы по физике gt2/2+v0t+h=0. При решении следующей задачи ( с какой высоты падает тела, если в последнюю секунду своего падения оно прошло путь 45 м) необходимы такие  знания полученные учащимися по алгебре, как раскрывания скобок, формулы сокращенного уравнения. При решении этой задачи можно составить уравнения для полного времени падения, рассматривая путь за последнюю секунду как разность расстояний, пройденных при свободном падении с начальной скоростью равной нулю за время t с и ( t-1) с. S=gt2/2-g(t-1)2/2. Из этого уравнения находим время и подставляем в формулу h=gt2/2. Получаем 125 м.

Главный отличительный признак деятельности от «не деятельности»: наличие субъекта, имеющего цель, направленную на преобразование природной или социальной действительности (включая себя самого). В состав деятельности входит цель деятельности - субъект учебной деятельности. Предмет, с помощью которого нужно достичь поставленную цель. На предмет необходимо воздействовать средствами и педагогическими способами для достижении поставленной цели. В совокупности все это есть образовательный процесс. Это  — совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом, организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Если процесс обучение поставлен правильно, то конечный продукт будет субъект образовательного процесса.

Для достижении любой цели, особенно образовательной необходимо затруднения, ожидания, потребность, мотив. Для решения задач из кинематики ребятам необходимо поставить цель, затруднения, мотив решения задачи. Когда перед учеником стоит проблема, которую необходимо решать, то появляются поиск, поиск решения поставленной цели. Когда знания переходит в умения, то происходит применение знаний и умений в типовых ситуациях (решение задач) и отделение способа от предметного содержания. Когда ученик не только знает и умеет, но и владеет знаниями, то происходит  перенос способа в новую ситуацию (решение проблем) и оценка возможных решений в коммуникации. После решения задачи необходим процесс самоконтроля, самооценки. Чего я достиг? Что понял, что нового было? Рефлексия.

Учебная деятельность –  единственная деятельность, где предметом  и продуктом целенаправленного преобразования является сознание человека.

Литература:

  1. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
  2.  Ивашкин Д.А. Освоение метода познания на уроках физики :журн. Физика в школе/ Изд. Первое сентября,№14, с. 23-25, 2011
  3. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
  4. Чернявская А.Г. Деятельностный подход в обучении взрослых. Инструментарий успешного тьютора.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации.

Обоснование реализации компетентностного подхода в процессе обучения физике в средней школе через создание мотивации....

Урок по технологии деятельностного подхода в обучении физике "Перемещение тела при равнопеременном движении" 10 класс

Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения перемещения. Научить учащихся решать задачи по формулам уравнений перемещени...

Формирование умения отбора и обработки информации на экскурсиях при реализации деятельностного подхода в обучении физике учеников предпрофильных классов

Высокие темпы развития современного общества диктуют необходимость уметь находить, отбирать и обрабатывать информацию. Для этого современный человек должен владеть такими видами деятельности как анали...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе

В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...

Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе

Системный подход в науке представляет совокупность методов деятельности, рассматривающих любую проблему с системных позиций, то есть как некую систему, обладающую своими функциями и системным эффектом...

Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...