Системно-деятельностный подход в обучении физики МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
статья по физике на тему

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники наших школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран; они лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Сегодня в основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. 

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему: «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  • проектное обучение
  • проблемное обучение
  • коллективная система обучения
  • дифференцированное обучение
  • развитие критического мышления
  • модульное обучение
  • игровая деятельность

В ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное, он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_fizike.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении физики

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов»

Учителя физики Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники наших школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран; они лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.

Сегодня в основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.  

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему: «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся следующие технологии:

  • проектное обучение
  • проблемное обучение
  • коллективная система обучения
  • дифференцированное обучение
  • развитие критического мышления
  • модульное обучение
  • игровая деятельность

В ребенке должен проснуться создатель, творец. В нём должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. А главное, он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Главным помощником и побудителем, конечно, для ребенка является учитель, задачей которого является нахождение и использование способов и приемов, способных воздействовать именно на творческий потенциал ребенка и помогать раскрыть ему свои, порой скрытые, возможности.

Человек лишь тогда стремится к знанию, когда осознает его значимость в культуре и собственной жизни. «Физика мне не нужна», «Физика мне не интересна» – такие высказывания мы нередко слышим от сегодняшних школьников. Содержание науки физики и, значит, физики - учебного предмета имеет ряд специфических особенностей, которые могут вызвать переживания учащихся и которые необходимо учитывать с целью создания и укрепления познавательного интереса, развития творческой самостоятельности.

В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - считал немецкий философ Георг Зиммель. «Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка.

Каким же должен быть современный урок физики?

Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

(учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Главная задача учителя физики заинтересовать учащихся своим предметом. Школьник вряд ли задумывается о физической картине мира, о применении законов физики в практической жизни. Яркая эмоциональная окраска уроков, удивление -  основные составляющие элементы уроков физики. С этой точки зрения грамотно организованные начало  и завершение  урока – залог его эффективности. Вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность позволяют интерактивные методы обучения, использование информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютера на уроках физики дает учителю новые возможности,  цифровые образовательные  ресурсы –  основной помощник учителя в организации интерактивной деятельности учащихся.

В основе физики лежат наблюдения и опыты. Одним из способов формирования универсальных учебных действий является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью учащихся понимают деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием. Основной задачей здесь является формирование исследовательских умений, потребности в серьезной мыслительной работе, самостоятельности мышления.

Стараемся использовать в своей работе учебно-исследовательские работы, выполненные на основе эксперимента, главной целью которой является развитие личности. Стараемся выбрать тему исследования, чтобы она вызывала интерес у детей. Например:

- какова скорость диффузии в газах и твердых телах, как она зависит от температуры;

- какие вещества вода смачивает, а какие нет;

- как устроен и по какому принципу работает термометр;

- как устроен и по какому принципу работает шприц, где его можно применить кроме прямого назначения;

- от чего зависит скорость остывания чая;

- как зарядить мобильный телефон без сети, и что нам позволяет это сделать? и т.д.

При решении этих задач предполагается, что учащиеся осваивают исследовательские действия:

• выдвижение гипотез;

• планирование эксперимента;

• проведение эксперимента;

  •  наблюдение, анализ, умение делать выводы.

Именно благодаря технологии деятельностного подхода нам удалось со своими учениками выйти на проектную деятельность, и в дальнейшем использовать её на основе информационно-коммуникационных технологий. ИКТ вызывает у учащихся живой интерес, они с удовольствием и азартом готовят  мультимедийные презентации, которые демонстрируют на уроках своим одноклассникам, выступают на школьной научной конференции.

"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились", - писал  Я.А. Коменский

При изучении темы «Скорость тела при равномерном движении. Средняя скорость» в 7 классе учащиеся выполняют проект «Определение средней скорости моего движении при ходьбе и беге», учатся ставить цель, составляют план проекта, делают расчёты, анализируют и представляют результат работы.

При изучении темы «Трение и его значение в жизни человека» в 10  классе класс разбивается на 4 группы:

  • первая группа - исследователи общественного мнения - должны показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни, ответить на вопрос: что мы знаем об этом явлении.

Группа изучает пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения покоя, качения, скольжения; изучает человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением, собирает информацию о проявлениях трения или его отсутствия во время гололеда и т.д.

  • вторая группа – теоретики - изучает природу сил трения, исследует факторы, от которых зависит трение; рассматривает виды трения. Задача группы - показать роль сил трения в технике и в повседневной жизни.
  • третья группа – экспериментаторы - выясняют зависимость силы трения скольжения от следующих факторов: от нагрузки, от площади соприкосновения трущихся поверхностей; от трущихся материалов (при сухих поверхностях).

Группа выясняет на практике,  как сила трения зависит от выше перечисленных факторов и по результатам исследования строит графическое представление силы трения от этих факторов.

  • 4 группа – конструкторы создаёт демонстрационные эксперименты; объяснить результаты наблюдаемых явлений.

Группа, изучая литературу, продумывает эксперименты, моделирует и объясняет результаты.

На уроке – отчете каждая группа делится результатами проделанной работы, представляет их в интересной форме (презентация, публикация и т.д).

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством. Это и урок решения цепочки экспериментальных задач, и урок – диспут, и уроки с использованием игровых технологий, уроки – путешествия, уроки защиты творческих работ и т.д.

Связь обучения с жизнью, практикой, бытом является мощным средством воспитания интереса школьников к предмету.

Конечно, никакой лабораторией, никаким красивым экспериментом нельзя заменить всего того многообразия взаимосвязанных явлений природы, существующих в окружающем нас мире. Очень хочется показать реальную радугу в капельках воды, а не узкую полоску света, прошедшую через призму, или дать возможность слабому ребенку самому, с помощью простых механизмов, поднять двухсоткилограммовую плиту, запустить ракету и рассчитать время ее возвращения на землю, или самому штамповать корпус прибора с помощью гидравлического пресса. Эти возможности в школе очень ограничены и по объективным, и по субъективным причинам. Может быть потому ученики плохо понимают физику, что не пропустили они ее через свои руки, через эмоции, настроения, не получили конкретного результата своей деятельности. Для демонстрации технически сложных экспериментов и явлений была создана коллекция мультимедийного обеспечения кабинета физики. Все что невозможно сделать своими руками, должно быть представлено другими средствами, в том числе с использованием ИКТ.

  1. Итак, современный урок физики – это совместная увлекательная деятельность, с четко определенной и понятной и учителю, и учащимся целью. Каждый урок физики должен удивлять    учащихся своей неординарностью и неповторимостью. Информационные технологии  и активные приемы активизации познавательной деятельности – обязательный компонент современного урока физики.

И, если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Литература.

1. Стандарты второго поколения “Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения” Основная школа. Москва “Просвещение”. 2011 г.

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2008.

3. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов: методические рекомендации / авт.-сост.: Е.А. Антонова, И.И. Кацай – Челябинск: МБОУ ДПО УМЦ, 2012г

4. Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы: методические рекомендации/под ред. Ильиной А.В. Маковецкой Ю.Г.- Челябинск: ЧИППКРО,2014

5. Шахматова В. В. Физика. 7 класс. Диагностические работы к учебнику А.В. Перышкина.: Дрофа, 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Рабочая программа по немецкому языку для средней и старшей школы МБОУ города Костромы «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов

Данная программа предназначена для школ с углублённым изучением немецкого языка по УМК " Mosaik Deutsch". Он разработан на основе авторской программы " Немецкий язык для школ с углублённым изучением н...

Системно-деятельностный подход при обучении информатике в средней школе

Системный подход в науке представляет совокупность методов деятельности, рассматривающих любую проблему с системных позиций, то есть как некую систему, обладающую своими функциями и системным эффектом...

Деятельностный подход в обучении физики в средней школе

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования содержание обучения должно быть направлено на достижение учащимися личностных,...

Мастер – класс учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» Игнатьевой Светланы Ивановны

Тема мастер-класса: «Мини – проект как метод формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики»...