Баттл силомеров
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 355.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Название (тема) занятия | «Баттл силомеров» |
Класс | 7 класс |
Предметные области | Физика, математика |
Разработчик(и) занятия | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики |
Цель занятия | Создание условий для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности в ходе изучения тем: сила тяжести, сила упругости, вес тела |
Задачи занятия |
|
Краткое описание занятия (аннотация) | В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования |
Дидактические единицы (единицы содержания) |
|
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Сила. Явление тяготения» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | 1 | |||
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука | 1 | |||
Педагогические и образовательные технологии |
| |||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория) | |||
Тематические партнёры | - | |||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | ||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| ||
2. | Эффекты занятия |
| ||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | |||
|
|
Модель занятия 1
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Рассуждения обучающихся над названием смены «В Солнечном городе» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума: «Баттл силомеров» Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов: «Почему Земля не падает на нас?», «Почему Спутник движется вокруг Земли?», «Почему метеор сгорает в атмосфере?», «Почему человек может идти по дороге?», «Благодаря чему автомобиль останавливается и трогается с места?». Обучающиеся делают свои предположения и упоминают про такое понятие как сила. Возникает следующий вопрос: «Что такое сила и какие виды сил существуют?», «Как можно измерить и определить значение силы?», «Все ли тела движутся с одинаковой силой и от чего она зависит?». В результате этих вопросов обучающиеся могут назвать известные им силы, исходя из жизненного опыта | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Но точное понятие силы дать никто не сможет. Поэтому, исходя из данных рассуждений, обучающиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи занятия:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
| Школа (кабинет физики) |
| 48 минут | После повторения/изучения основных понятий данной темы раздает индивидуальные рабочие листы, в котором продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая. Вторая часть работы посвящена выполнению практических заданий. Данный вид работы выполняется в парах | Школа (исследовательская лаборатория) |
| 17 минут | Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий | Школа (кабинет физики) |
| 4 минуты | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Предлагается создать дерево впечатлений. На партах расположены стикеры разных цветов (розовый – ничего не понравилось, занятие не запомнилось; зеленый – обычное занятие ничего особенного не было; желтый – занятие понравилось, много новой и полезной информации узнал/ узнала). Каждый обучающийся выбирает цвет стикера, который соответствует именно его настроению к концу занятия, на котором он пишет о своих впечатлениях и прикрепляет на наше дерево | Школа (кабинет физики) |
| 2 минуты | Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия. Выполненная экспериментальная часть | Школа (кабинет физики) |
ЗАНЯТИЕ 2
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель школы | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела» | ||||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах | 1 | ||||
Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | ||||
Педагогические и образовательные технологии |
| ||||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория) | ||||
Тематические партнёры | - | ||||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | |||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||
2. | Эффекты занятия |
| |||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | ||||
|
|
Модель занятия 2
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Приветствие обучающихся. Раздача индивидуальных оценочных листков. Уточнение вопросов, если возникают у обучающихся по выставленным отметкам | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Проверка материала, изученного на предыдущем занятии. Выполнение небольшого теста, который обучающиеся проверяют друг у друга и выставляют сами себе отметку (взаимопроверка). 1. Что такое сила? 2. Как обозначается сила? 3. Что такое сила тяжести, сила упругости, сила трения? 4. С помощью какого прибора измеряют силу? Что он представляет собой? Скажите пожалуйста. Когда вы становитесь на весы, то какую физическую величину вы определяете? (Обучающиеся отвечают – вес). А в чем тогда отличии массы и веса? И существует ли оно? Обучающимся предлагается объяснить следующую ситуацию. «…Как только разгон космического корабля прекращается, и он начинает свой свободный полет в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются, и вы перестаете испытывать силу тяжести… Придя постепенно в себя, Знайка убедился, что висит в какой-то нелепой позе посреди комнаты, между полом и потолком. Неподалеку от него повис кверху ножками стул…» (Н. Н. Носов «Незнайка на Луне») Как называется это явление, и в чем оно заключается? | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Исходя из рассуждений обучающиеся приходят к выводу, что им необходимо разобраться с таким понятием как невесомость тела и с понятиями масса и вес тела:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
| Школа (кабинет физики) |
| 48 минут | После повторения основных понятий данной темы продолжается выполнение экспериментальной части | Школа (исследовательская лаборатория) |
| 17 минут | Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий | Школа (кабинет физики) |
| 4 минуты | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Заполнение таблицы в оценочном листе | Школа (кабинет физики) |
| 2 минуты | Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия. Выполненная экспериментальная часть | Школа (кабинет физики) |
Оборудование: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела. Задание: измерить массу тела на рычажных весах, предварительно уравновесив весы. Вычислить силу тяжести.
«Определение силы тяжести, действующей на тело известной плотности, с использованием мензурки» Оборудование: мензурка, 3-4 тела. Задание: измерить объем тела. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести.
Выводы по итогам эксперимента: ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ «Изучение явления невесомости и перегрузки» Оборудование: динамометр, набор грузов. Задание: исследуйте явления невесомости и перегрузки при движении динамометра вверх и вниз. Опишите, что вы заметили.
В чем заключается условие невесомости? _________________________________________ _______________________________________________________________________________ Теоретическая часть 1.1. Любое изменение формы и размера тела называется____________________ Мерой взаимодействия тел является _________________________________ Результат действия ____________ на тело зависит от её_____________________, _________________________ и _________________________________________. 1.2. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу – _______________________ Согласно закону _________________ ________________ (Исаак ___________), силы притяжения между телами тем больше, чем _____________массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если расстояние между ними ___________________________.Сила, с которой Земля притягивает к себе тело – ___________________________Сила _______________________ прямо пропорциональна ______________ тела.
Согласно закону __________, изменение длины тела при растяжении (или сжатии) прямо пропорционально модулю____________________________ Коэффициент пропорциональности называется___________________________ и зависит от _______________, ____________________ и___________________ Закон _________ справедлив только для_________________________________ Если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение, то деформация называется _________________________ Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется _________________________ Сила __________________ приложена к телу, а _______________ - к опоре или подвесу. 1.5. Когда можно сказать, что тело находится в состоянии невесомости? _______________________________________________________________ А когда испытывает перегрузки?___________________________________ _______________________________________________________________ 1.6. За единицу силы принята сила, которая за время _________ изменяет скорость тела массой _____ на ______. Она называется ___________(1 Н), примерно равный силе ______________, действующей на тело в ______ г. Сила ______________ зависит от____________________, на которой находится тело, и меняется при изменении______________ над поверхностью Земли. Чтобы определить силу _____________, действующую на тело любой массы, необходимо массу этого тела умножить на _________ 1.7. Для измерения силы используется прибор – ___________________ 1.8. Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил – _______________ этих сил, равная сумме составляющих её сил и направленная в сторону большей по модулю силы |
Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя, регион ________________________________________________ Класс, лагерь, отряд____________________________________________________ Поток: I или II, смена: 1 или 2
Проверь себя
Итоги занятия
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Цель работы: научиться градуировать шкалу динамометра с помощью жесткой пружины, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерять силы. Оборудование: динамометр, шкала которого отсутствует или закрыта бумагой, набор грузов по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом. Ход работы 1. Шкалу динамометра закрыть бумагой и укрепить в лапке штатива. 2. Отметить горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это 0 Н. 3. Подвесить к крючку динамометра груз, масса которого 100 г. 4. Отметить положение указателя динамометра горизонтальной чертой на бумаге и написать рядом 1 Н. 5. Добавляя еще по одному грузу, сделать отметки указателя динамометра. Подписать 2 Н, 3 Н, 4 Н. 6. Разделить каждое расстояние между делениями с цифрами на 5 промежутков, получить более точную шкалу динамометра. 7. Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела и предмета, находящегося на парте. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какими будут показания динамометра, если подвесить грузы массой 50 г; 150 г? _________________________________________________________________________ 2. Какую наименьшую силу можно измерить сделанным вами динамометром? _____________________________________________________________________________ «Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью динамометра» Оборудование: динамометр, 3-4 тела. Задание: измерить силу тяжести, занести данные в таблицу, по этим данным определить массу тела.
ВНИМАНИЕ!!! В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-коду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104910-1547921841.jpg)
Положение муниципальных соревнований "Русский силомер"
На базе школы прошли районные соревнования "Русский силомер", мною оно разработано....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/30/picture-1181485-1572448021.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока "Русский силомер"
Интегрированный урок по математике и физической культуры в 6 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-871570-1484061193.jpg)
Литературный баттл по творчеству Сергея Есенина
Урок-турнир «Литературный баттл», с использованием прогрессивных подходов к обучению, активных и интерактивных методов обучения, современных педагогических технологий способств...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-1154237-1709129057.jpg)
Сценарий развлечения ко Дню Матери "Танцевальный баттл"
В ноябре 2018 года в подготовительной группе "Солнышко" прошло развлечение ко Дню Матери "Танцевальный баттл"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/28/picture-1155696-1582881529.jpg)
Баттл "Энергичные"
Для интеллектуального развития полезны ни только квесты, но и тематические баттлы!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-1309018-1611717552.jpg)
Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»
Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.Задачи:- Развитие позитивного мышления- Формирование положительной самооценки и принятие себя как...