Баттл силомеров
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
battl_silomerov.docx | 355.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Название (тема) занятия | «Баттл силомеров» |
Класс | 7 класс |
Предметные области | Физика, математика |
Разработчик(и) занятия | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики |
Цель занятия | Создание условий для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности в ходе изучения тем: сила тяжести, сила упругости, вес тела |
Задачи занятия |
|
Краткое описание занятия (аннотация) | В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования |
Дидактические единицы (единицы содержания) |
|
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Сила. Явление тяготения» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | 1 | |||
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука | 1 | |||
Педагогические и образовательные технологии |
| |||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория) | |||
Тематические партнёры | - | |||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | ||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| ||
2. | Эффекты занятия |
| ||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | |||
|
|
Модель занятия 1
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Рассуждения обучающихся над названием смены «В Солнечном городе» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума: «Баттл силомеров» Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов: «Почему Земля не падает на нас?», «Почему Спутник движется вокруг Земли?», «Почему метеор сгорает в атмосфере?», «Почему человек может идти по дороге?», «Благодаря чему автомобиль останавливается и трогается с места?». Обучающиеся делают свои предположения и упоминают про такое понятие как сила. Возникает следующий вопрос: «Что такое сила и какие виды сил существуют?», «Как можно измерить и определить значение силы?», «Все ли тела движутся с одинаковой силой и от чего она зависит?». В результате этих вопросов обучающиеся могут назвать известные им силы, исходя из жизненного опыта | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Но точное понятие силы дать никто не сможет. Поэтому, исходя из данных рассуждений, обучающиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи занятия:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
| Школа (кабинет физики) |
| 48 минут | После повторения/изучения основных понятий данной темы раздает индивидуальные рабочие листы, в котором продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая. Вторая часть работы посвящена выполнению практических заданий. Данный вид работы выполняется в парах | Школа (исследовательская лаборатория) |
| 17 минут | Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий | Школа (кабинет физики) |
| 4 минуты | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Предлагается создать дерево впечатлений. На партах расположены стикеры разных цветов (розовый – ничего не понравилось, занятие не запомнилось; зеленый – обычное занятие ничего особенного не было; желтый – занятие понравилось, много новой и полезной информации узнал/ узнала). Каждый обучающийся выбирает цвет стикера, который соответствует именно его настроению к концу занятия, на котором он пишет о своих впечатлениях и прикрепляет на наше дерево | Школа (кабинет физики) |
| 2 минуты | Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия. Выполненная экспериментальная часть | Школа (кабинет физики) |
ЗАНЯТИЕ 2
Общая информация
Реализатор(ы) | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель школы | ||||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела» | ||||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | ||||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | |||
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах | 1 | ||||
Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | ||||
Педагогические и образовательные технологии |
| ||||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория) | ||||
Тематические партнёры | - | ||||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | |||||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
| |||
2. | Эффекты занятия |
| |||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | ||||
|
|
Модель занятия 2
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
| 4 минуты | Приветствие обучающихся. Раздача индивидуальных оценочных листков. Уточнение вопросов, если возникают у обучающихся по выставленным отметкам | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Проверка материала, изученного на предыдущем занятии. Выполнение небольшого теста, который обучающиеся проверяют друг у друга и выставляют сами себе отметку (взаимопроверка). 1. Что такое сила? 2. Как обозначается сила? 3. Что такое сила тяжести, сила упругости, сила трения? 4. С помощью какого прибора измеряют силу? Что он представляет собой? Скажите пожалуйста. Когда вы становитесь на весы, то какую физическую величину вы определяете? (Обучающиеся отвечают – вес). А в чем тогда отличии массы и веса? И существует ли оно? Обучающимся предлагается объяснить следующую ситуацию. «…Как только разгон космического корабля прекращается, и он начинает свой свободный полет в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются, и вы перестаете испытывать силу тяжести… Придя постепенно в себя, Знайка убедился, что висит в какой-то нелепой позе посреди комнаты, между полом и потолком. Неподалеку от него повис кверху ножками стул…» (Н. Н. Носов «Незнайка на Луне») Как называется это явление, и в чем оно заключается? | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Исходя из рассуждений обучающиеся приходят к выводу, что им необходимо разобраться с таким понятием как невесомость тела и с понятиями масса и вес тела:
Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:
| Школа (кабинет физики) |
| 48 минут | После повторения основных понятий данной темы продолжается выполнение экспериментальной части | Школа (исследовательская лаборатория) |
| 17 минут | Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий | Школа (кабинет физики) |
| 4 минуты | Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии | Школа (кабинет физики) |
| 5 минут | Заполнение таблицы в оценочном листе | Школа (кабинет физики) |
| 2 минуты | Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия. Выполненная экспериментальная часть | Школа (кабинет физики) |
Оборудование: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела. Задание: измерить массу тела на рычажных весах, предварительно уравновесив весы. Вычислить силу тяжести.
«Определение силы тяжести, действующей на тело известной плотности, с использованием мензурки» Оборудование: мензурка, 3-4 тела. Задание: измерить объем тела. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести.
Выводы по итогам эксперимента: ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ «Изучение явления невесомости и перегрузки» Оборудование: динамометр, набор грузов. Задание: исследуйте явления невесомости и перегрузки при движении динамометра вверх и вниз. Опишите, что вы заметили.
В чем заключается условие невесомости? _________________________________________ _______________________________________________________________________________ Теоретическая часть 1.1. Любое изменение формы и размера тела называется____________________ Мерой взаимодействия тел является _________________________________ Результат действия ____________ на тело зависит от её_____________________, _________________________ и _________________________________________. 1.2. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу – _______________________ Согласно закону _________________ ________________ (Исаак ___________), силы притяжения между телами тем больше, чем _____________массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если расстояние между ними ___________________________.Сила, с которой Земля притягивает к себе тело – ___________________________Сила _______________________ прямо пропорциональна ______________ тела.
Согласно закону __________, изменение длины тела при растяжении (или сжатии) прямо пропорционально модулю____________________________ Коэффициент пропорциональности называется___________________________ и зависит от _______________, ____________________ и___________________ Закон _________ справедлив только для_________________________________ Если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается в исходное положение, то деформация называется _________________________ Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется _________________________ Сила __________________ приложена к телу, а _______________ - к опоре или подвесу. 1.5. Когда можно сказать, что тело находится в состоянии невесомости? _______________________________________________________________ А когда испытывает перегрузки?___________________________________ _______________________________________________________________ 1.6. За единицу силы принята сила, которая за время _________ изменяет скорость тела массой _____ на ______. Она называется ___________(1 Н), примерно равный силе ______________, действующей на тело в ______ г. Сила ______________ зависит от____________________, на которой находится тело, и меняется при изменении______________ над поверхностью Земли. Чтобы определить силу _____________, действующую на тело любой массы, необходимо массу этого тела умножить на _________ 1.7. Для измерения силы используется прибор – ___________________ 1.8. Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил – _______________ этих сил, равная сумме составляющих её сил и направленная в сторону большей по модулю силы |
Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя, регион ________________________________________________ Класс, лагерь, отряд____________________________________________________ Поток: I или II, смена: 1 или 2
Проверь себя
Итоги занятия
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Цель работы: научиться градуировать шкалу динамометра с помощью жесткой пружины, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерять силы. Оборудование: динамометр, шкала которого отсутствует или закрыта бумагой, набор грузов по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом. Ход работы 1. Шкалу динамометра закрыть бумагой и укрепить в лапке штатива. 2. Отметить горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это 0 Н. 3. Подвесить к крючку динамометра груз, масса которого 100 г. 4. Отметить положение указателя динамометра горизонтальной чертой на бумаге и написать рядом 1 Н. 5. Добавляя еще по одному грузу, сделать отметки указателя динамометра. Подписать 2 Н, 3 Н, 4 Н. 6. Разделить каждое расстояние между делениями с цифрами на 5 промежутков, получить более точную шкалу динамометра. 7. Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела и предмета, находящегося на парте. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какими будут показания динамометра, если подвесить грузы массой 50 г; 150 г? _________________________________________________________________________ 2. Какую наименьшую силу можно измерить сделанным вами динамометром? _____________________________________________________________________________ «Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью динамометра» Оборудование: динамометр, 3-4 тела. Задание: измерить силу тяжести, занести данные в таблицу, по этим данным определить массу тела.
ВНИМАНИЕ!!! В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-коду |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного баттла
Материал для предметной недели филологии...
Положение муниципальных соревнований "Русский силомер"
На базе школы прошли районные соревнования "Русский силомер", мною оно разработано....
Технологическая карта интегрированного урока "Русский силомер"
Интегрированный урок по математике и физической культуры в 6 классе....
Литературный баттл по творчеству Сергея Есенина
Урок-турнир «Литературный баттл», с использованием прогрессивных подходов к обучению, активных и интерактивных методов обучения, современных педагогических технологий способств...
Сценарий развлечения ко Дню Матери "Танцевальный баттл"
В ноябре 2018 года в подготовительной группе "Солнышко" прошло развлечение ко Дню Матери "Танцевальный баттл"...
Баттл "Энергичные"
Для интеллектуального развития полезны ни только квесты, но и тематические баттлы!...
Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»
Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.Задачи:- Развитие позитивного мышления- Формирование положительной самооценки и принятие себя как...