Баттл силомеров
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл battl_silomerov.docx355.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Название (тема) занятия

«Баттл силомеров»

Класс

7 класс

Предметные области

Физика, математика

Разработчик(и) занятия

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности в ходе изучения тем: сила тяжести, сила упругости, вес тела

Задачи занятия

  1. Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: сила, деформация, явление тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, ньютон, динамометр, закон Гуга).
  2. Предоставить обучающимся возможность экспериментальным путём обнаружить связь между силой тяжести и массой тела, применить закон Гука, градуировать пружины динамометров.
  3. Способствовать формированию у обучающихся умений формулировать цель работы, прогнозировать результат, планировать свои действия для достижения цели.
  4. Развивать навыки рефлексии в отношении собственной деятельности, способности к самооценке личностных результатов

Краткое описание занятия (аннотация)

В поисках научно обоснованных ответов на вопросы «Почему Земля не падает на нас?» и «Какова масса тела при его нулевом весе?», «Какой массой и каким весом обладают космонавты?» «Что это за удивительное состояние, в котором они находятся в космосе?» участники экспериментариума анализируют теоретический материал по теме «Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела», с которым познакомятся на занятии. Ребята узнают/вспомнят, что такое сила, как она связана с массой, какие бывают силы, как их сравнить и измерить, у кого и для чего может возникать необходимость в этом. В ходе занятия обучающиеся на практике вырабатывают исследовательские навыки: постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, использование научных методов, оценка и анализ полученных результатов исследования

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: сила, деформация, явление тяготения, сила тяжести, сила упругости, вес тела, закон Гука, динамометр.
  • Математика: расчет полученных экспериментальных данных

Раздел 3. Блок общего образования

ЗАНЯТИЕ 1

Общая информация

Реализатор(ы)

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Сила. Явление тяготения»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

1

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Экспериментариум.
  • Исследовательская деятельность.
  • Разноуровневое обучение

Используемые площадки проведения

 Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория)

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)
и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Оценочные листы индивидуальной научно-исследовательской деятельности.
  • Проградуированные приборы для измерения силы

2.

Эффекты занятия

  • Предметные: знание и понимание смысла понятий и процессов: сила, явление тяготения, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, вес тела, невесомость; будет предоставлена возможность экспериментальным путём обнаруживать связь между силой тяжести и массой тела, применять закон Гука, градуировать пружины динамометров.
  • Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, умением ставить цель, искать пути её достижения, выбирать нужную информацию и анализировать её; формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к нахождению взаимосвязи изученного материала с жизнью и дальнейшему применению полученных знаний

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. проверка устных ответов обучающихся по теме «Масса. Плотность вещества», «Сила. Явление тяготения»;
  2. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • правильность ответа;
  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение установить связь между изученным и ранее изученным материалом по курсу физики;
  • умение привести примеры;
  • совпадение экспериментальных данных с теоретическими;
  • правильно сформулированный вывод



Модель занятия 1

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

4 минуты

Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

№ 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

Школа (кабинет физики)

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

5 минут

Рассуждения обучающихся над названием смены «В Солнечном городе» и выявление взаимосвязи между сменой и темой экспериментариума: «Баттл силомеров»

Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов: «Почему Земля не падает на нас?», «Почему Спутник движется вокруг Земли?», «Почему метеор сгорает в атмосфере?», «Почему человек может идти по дороге?», «Благодаря чему автомобиль останавливается и трогается с места?». Обучающиеся делают свои предположения и упоминают про такое понятие как сила. Возникает следующий вопрос: «Что такое сила и какие виды сил существуют?», «Как можно измерить и определить значение силы?», «Все ли тела движутся с одинаковой силой и от чего она зависит?». В результате этих вопросов обучающиеся могут назвать известные им силы, исходя из жизненного опыта

Школа (кабинет физики)

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Но точное понятие силы дать никто не сможет. Поэтому, исходя из данных рассуждений, обучающиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи занятия:         

  • изучить понятие «силы»;
  • виды сил: сила тяжести, сила упругости, сила трения;
  • выявить особенности каждого вида силы;
  • познакомиться с прибором для определения силы – динамометром и принципом его работы;
  • экспериментально изучить проявление некоторых сил;

Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:

  • найти необходимый теоретический материал в разных источниках (учебник, Интернет, библиотека);
  • провести экспериментальную часть;
  • научиться находить применимость сил в окружающем мире

Школа (кабинет физики)

  1. Изучение нового материала

48 минут

После повторения/изучения основных понятий данной темы раздает индивидуальные рабочие листы, в котором продолжается экспериментальная работа. Выполняется первая часть работы – теоретическая.

Вторая часть работы посвящена выполнению практических заданий. Данный вид работы выполняется в парах

Школа (исследовательская лаборатория)

  1. Закрепление

17 минут

Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий

Школа (кабинет физики)

  1. Подведение итогов

4 минуты

Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии

Школа (кабинет физики)

  1. Рефлексия

5 минут

Предлагается создать дерево впечатлений. На партах расположены стикеры разных цветов (розовый – ничего не понравилось, занятие не запомнилось; зеленый – обычное занятие ничего особенного не было; желтый – занятие понравилось, много новой и полезной информации узнал/ узнала). Каждый обучающийся выбирает цвет стикера, который соответствует именно его настроению к концу занятия, на котором он пишет о своих впечатлениях и прикрепляет на наше дерево

Школа (кабинет физики)

  1. Оценивание

2 минуты

Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия.

Выполненная экспериментальная часть

Школа (кабинет физики)


ЗАНЯТИЕ 2

Общая информация

Реализатор(ы)

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель школы

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах

1

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Педагогические и образовательные технологии

  • Экспериментариум
  • Исследовательская деятельность
  • Разноуровневое обучение

Используемые площадки проведения

 Школа (кабинет физики, исследовательская лаборатория)

Тематические партнёры

-

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)
и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Оценочные листы индивидуальной научно-исследовательской деятельности

2.

Эффекты занятия

  • Предметные: знание и понимание смысла понятий и процессов: сила, явление тяготения, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, вес тела, невесомость; будет предоставлена возможность экспериментальным путём обнаруживать связь между силой тяжести и массой тела, применять закон Гука, градуировать пружины динамометров.
  • Метапредметные: овладение навыками самостоятельной работы, умением ставить цель, искать пути её достижения, выбирать нужную информацию и анализировать её; формирование интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Личностные: повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к нахождению взаимосвязи изученного материала с жизнью и дальнейшему применению полученных знаний

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. проверка устных ответов обучающихся по теме «Сила. Явление тяготения»
  2. проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся
  • правильность ответа;
  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение установить связь между изученным и ранее изученным материалом по курсу физики;
  • умение привести примеры;
  • правильность полученных экспериментальных данных;
  • правильно сформулированный вывод



Модель занятия 2

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

  1. Оргмомент

4 минуты

Приветствие обучающихся. Раздача индивидуальных оценочных листков. Уточнение вопросов, если возникают у обучающихся по выставленным отметкам

Школа (кабинет физики)

  1. Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

5 минут

Проверка материала, изученного на предыдущем занятии.  Выполнение небольшого теста, который обучающиеся проверяют друг у друга и выставляют сами себе отметку (взаимопроверка).

1. Что такое сила?

2. Как обозначается сила?

3. Что такое сила тяжести, сила упругости, сила трения?

4. С помощью какого прибора измеряют силу? Что он представляет собой?

Скажите пожалуйста. Когда вы становитесь на весы, то какую физическую величину вы определяете? (Обучающиеся отвечают – вес). А в чем тогда отличии массы и веса? И существует ли оно?

Обучающимся предлагается объяснить следующую ситуацию.

«…Как только разгон космического корабля прекращается, и он начинает свой свободный полет в межпланетном пространстве, перегрузки кончаются, и вы перестаете испытывать силу тяжести…

Придя постепенно в себя, Знайка убедился, что висит в какой-то нелепой позе посреди комнаты, между полом и потолком. Неподалеку от него повис кверху ножками стул…» (Н. Н. Носов «Незнайка на Луне»)

Как называется это явление, и в чем оно заключается?

Школа (кабинет физики)

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Исходя из рассуждений обучающиеся приходят к выводу, что им необходимо разобраться с таким понятием как невесомость тела и с понятиями масса и вес тела:

  • изучить понятие «вес тела»;
  • отличительные особенности массы от веса, веса и силы тяжести;
  • экспериментально изучить проявление невесомости.

Планирование действий для достижения цели и выполнения задач:

  • найти необходимый теоретический материал в разных источниках (учебник, Интернет, библиотека);
  • провести экспериментальную часть;
  • научиться находить применимость сил в окружающем мире

Школа (кабинет физики)

  1. Изучение нового материала

48 минут

После повторения основных понятий данной темы продолжается выполнение экспериментальной части

Школа (исследовательская лаборатория)

  1. Закрепление

17 минут

Закрепление в виде решения качественных задач, занимательных вопросов и заданий

Школа (кабинет физики)

  1. Подведение итогов

4 минуты

Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов проведенного эксперимента и работы на занятии

Школа (кабинет физики)

  1. Рефлексия

5 минут

Заполнение таблицы в оценочном листе

Школа (кабинет физики)

  1. Оценивание

2 минуты

Наблюдение учителя за работой обучающихся в течение занятия.

Выполненная экспериментальная часть

Школа (кабинет физики)





«Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью рычажных весов»

Оборудование: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела.

Задание: измерить массу тела на рычажных весах, предварительно уравновесив весы. Вычислить силу тяжести.

Масса груза m, кг

Значение силы F, Н

1

2

3

«Определение силы тяжести, действующей на тело известной плотности, с использованием мензурки»

Оборудование: мензурка, 3-4 тела.

Задание: измерить объем тела. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести.

Объем V, м3 

Плотность ρ, кг/м3

Масса m, кг

Сила F, Н

1

2

3

Выводы по итогам эксперимента: ____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

«Изучение явления невесомости и перегрузки»

Оборудование: динамометр, набор грузов.

Задание: исследуйте явления невесомости и перегрузки при движении динамометра вверх и вниз. Опишите, что вы заметили.

Опыт

Описание

1

Движение динамометра вверх

2

Движение динамометра вниз

В чем заключается условие невесомости? _________________________________________

_______________________________________________________________________________

logo                                       Теоретическая часть

1.1. Любое изменение формы и размера тела называется____________________

Мерой взаимодействия тел является _________________________________

Результат действия ____________ на тело зависит от её_____________________, _________________________ и _________________________________________.

1.2. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу – _______________________

Согласно закону _________________ ________________ (Исаак ___________),

силы притяжения между телами тем больше, чем _____________массы этих тел.

Силы притяжения между телами уменьшаются, если расстояние между

ними ___________________________.Сила, с которой Земля притягивает к себе

тело – ___________________________Сила _______________________

прямо пропорциональна ______________ тела.

  1. Сила, возникающая в теле в результате его __________________ и
  2. стремящаяся вернуть тело в исходное положение, называется
  3. силой __________

Согласно закону __________, изменение длины тела при растяжении

(или сжатии) прямо пропорционально модулю____________________________

Коэффициент пропорциональности называется___________________________

и зависит от _______________, ____________________ и___________________

Закон _________ справедлив только для_________________________________

Если после прекращения действия сил, деформирующих тело, оно возвращается

в исходное положение, то деформация называется _________________________

Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору

или подвес, называется _________________________ Сила __________________ приложена к телу, а _______________ - к опоре или подвесу.

1.5. Когда можно сказать, что тело находится в состоянии невесомости?

_______________________________________________________________

А когда испытывает перегрузки?___________________________________

_______________________________________________________________

1.6. За единицу силы принята сила, которая за время _________ изменяет

скорость тела массой _____ на ______. Она называется ___________(1 Н),

примерно равный силе ______________, действующей на тело в ______ г.

Сила ______________ зависит от____________________, на которой

находится тело, и меняется при изменении______________ над поверхностью Земли. Чтобы определить силу _____________, действующую на тело

любой массы, необходимо массу этого тела умножить на _________

1.7. Для измерения силы используется прибор – ___________________

1.8. Сила, которая производит на тело такое же действие, как

несколько одновременно действующих сил – _______________ этих

сил, равная сумме составляющих её сил и направленная в сторону большей

 по модулю силы

https://pp.userapi.com/c830400/v830400377/14ce96/DNxtllQ62fE.jpg

                                     http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fvk.com%2Fclub168681890&4&0

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя, регион ________________________________________________

Класс, лагерь, отряд____________________________________________________

Поток: I или II, смена: 1 или 2

                                                                             

                                 

Проверь себя

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

Итоги занятия

1. На занятии я работал(а) как?

2. Своей работой на занятии я

Доволен(льна) / не доволен(льна)

3. Каким мне показалось занятие?

4. Во время занятия я

5. Мое настроение к концу занятия

       

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

Цель работынаучиться градуировать шкалу динамометра с помощью жесткой пружины, получать шкалу с любой ценой деления и с ее помощью измерять силы. 

Оборудование: динамометр, шкала которого отсутствует или закрыта бумагой, набор грузов по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2016/01/26/98727780/98727780_1.png

Ход работы

1. Шкалу динамометра закрыть бумагой и укрепить в лапке штатива.

2. Отметить горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра – это 0 Н.

3. Подвесить к крючку динамометра груз, масса которого 100 г.

4. Отметить положение указателя динамометра горизонтальной чертой на бумаге и написать рядом 1 Н.

5. Добавляя еще по одному грузу, сделать отметки указателя динамометра. Подписать 2 Н, 3 Н, 4 Н.

6. Разделить каждое расстояние между делениями с цифрами на 5 промежутков, получить более точную шкалу динамометра.

7. Измерьте вашим динамометром вес предложенного тела и предмета, находящегося на парте.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Какими будут показания динамометра, если подвесить грузы массой 50 г; 150 г?

_________________________________________________________________________

2. Какую наименьшую силу можно измерить сделанным вами динамометром?

_____________________________________________________________________________

«Определение силы тяжести, действующей на тело, с помощью динамометра»

Оборудование: динамометр, 3-4 тела.

Задание: измерить силу тяжести, занести данные в таблицу, по этим данным определить массу тела.

Значение силы F, Н

Масса груза m, кг

1

2

3

ВНИМАНИЕ!!!http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fforms%2Fd%2Fe%2F1FAIpQLSdkGqCTbBhLtVr6FWiucofS0VDe8pKg1f0EJO50p_FTKLJQew%2FformResponse&4&0

В конце занятия пройдите опрос по ссылке https://clck.ru/ER7Wr, размещённой также в описании фотоальбома текущей смены в нашей vk-группе ФизArt, или перейдите по QR-коду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного баттла

Материал для предметной недели филологии...

Положение муниципальных соревнований "Русский силомер"

На базе школы прошли районные соревнования "Русский силомер", мною оно разработано....

Технологическая карта интегрированного урока "Русский силомер"

Интегрированный урок по математике и физической культуры в 6 классе....

Литературный баттл по творчеству Сергея Есенина

Урок-турнир «Литературный баттл»,  с использованием прогрессивных подходов к обучению,  активных и интерактивных методов обучения, современных педагогических технологий способств...

Сценарий развлечения ко Дню Матери "Танцевальный баттл"

В ноябре 2018 года в подготовительной группе "Солнышко" прошло развлечение ко Дню Матери "Танцевальный баттл"...

Баттл "Энергичные"

Для интеллектуального развития полезны ни только квесты, но и тематические баттлы!...

Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»

Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.Задачи:- Развитие позитивного мышления- Формирование положительной самооценки и принятие себя как...